Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 543-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об уточнении административной ответственности за невыполнение гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями обязанности по осуществлению установки приборов учета электрической энергии) внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В настоящее время частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) установлена административная ответственность:
- за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, от заключения соответствующего договора;
- за нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В качестве административного наказания за вышеуказанные правонарушения предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в размере от 20.000 до 30.000 рублей; на юридических лиц - от 50.000 рублей до 100.000 рублей.
Законопроектом предлагается временно, до 1 января 2024 года, вывести из-под ответственности по части 12 статьи 9.16 Кодекса гарантирующих поставщиков и сетевые организации, которые обязаны осуществлять установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии. С этой целью из части 12 статьи 9.16 Кодекса выделяется специальный состав с отложенным сроком вступления в силу. Таким образом, проектом не устанавливается ответственность за невыполнение каких-либо новых обязанностей, так как она уже установлена за нарушение требований, определенных законодательством ранее, а предлагается лишь изменить сроки действия норм Кодекса. То есть фактически проектом предлагается приостановить применение административной ответственности за нарушение обязанностей, которые ранее установлены Федеральным законом от 26.03.2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Комитет, рассмотрев представленную законодательную инициативу, считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" обязанность по приобретению, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующих поставщиков и сетевые организации с 1 июля 2020 года. При этом законодательством не установлен переходный период, в течение которого предполагается не применять меры ответственности за неисполнение данной обязанности. Предусмотрена лишь отсрочка до 1 января 2022 года исполнения обязанности по безвозмездному обеспечению потребителя именно интеллектуальной системой учета электрической энергии в случае, если прибор допускается в эксплуатацию после 1 января 2020 года.
При этом следует отметить, что сетевые организации и гарантирующие поставщики устанавливают приборы учета в отношении энергопринимающих устройств потребителей в следующих случаях:
- прибор учета вышел из строя и требуется его замена;
- у прибора учета истек межповерочный период;
- у прибора учета закончился срок эксплуатации;
- при новом технологическом присоединении.
Таким образом, предложение авторов фактически означает приостановление до 1 января 2024 года действие норм об административной ответственности в отношении энергетических компаний за несоблюдение ими указанной обязанности при наступлении любого из вышеперечисленных случаев.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, основанием для приостановления действия указанных положений части 12 статьи 9.16 являются "принятые решения на уровне Правительства Российской Федерации в части отмены штрафных санкций за не установку приборов учета электрической энергии сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками". При этом авторами не приводится перечень нормативных правовых актов, закрепляющие соответствующие положения. Положения Федерального закона "Об электроэнергетике" также не предусматривают особые сроки для вступления в силу положений об указанных обязанностях гарантирующих поставщиков и сетевых организаций. Следовательно, отсутствуют конкретные правовые нормы, позволяющие приостановить действие положений, которыми установлена административная ответственность.
Очевидно, что поэтапная замена ресурсоснабжающими организациями приборов учета электроэнергии на новые "интеллектуальные" приборы учета и проведение мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям требует дополнительного времени. Учитывая, что в этот период предусмотренные законодательством обязанности не могут быть выполнены в полном объеме по объективным причинам, необходимо законодательное закрепление срока, по истечении которого будет обеспечена возможность для исполнения поставщиками и сетевыми организациями обязанности по установке, замене, допуску в эксплуатацию приборов учета и возможность привлечения их к ответственности за невыполнение данной обязанности. Именно такое решение (уточнение положений Федерального закона "Об электроэнергетике" или принятие нормативного правового акта Правительства Российской Федерации) может быть основанием для приостановления действия норм об административной ответственности.
Альтернативным разрешением обозначенной ситуации может стать корректировка срока вступления проектных изменений. В этой связи обращаем внимание на положения раздела X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года N 442 (далее - Основные положения N 442), согласно которым с 1 января 2023 года для потребителей вводится преференция в виде уменьшения на 15 процентов стоимости услуг по передаче электрической энергии в случае неисполнения сетевой организацией обязанности по установке, замене и допуску к эксплуатации прибора учета электроэнергии (п. 151). С целью уравнивания прав сетевых организаций и гарантирующих поставщиков с правами потребителей, полагаем возможным предложить дату вступления в силу проектных изменений, предусматривающих приостановление действия положений части 12 статьи 9.22 Кодекса в отношении энергетических компаний аналогичной дате, обозначенной в пункте 151 Основных положений N 442, то есть с 1 января 2023 года. В случае если действующие положения пункта 151 Основных положений N 442 будут изменены, то и дата вступления в силу проектных изменений должна быть скорректирована.
Кроме того, считаем необходимым уточнить проектную диспозицию части 7 статьи 9.22 и дополнить ее указанием на предусмотренную пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" обязанность приобретения приборов учета электрической энергии. Комитет полагает целесообразным предусмотреть административную ответственность за перечень всех действий, предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом.
Таким образом, поддерживая концепцию законопроекта, Комитет отмечает следующее. Проектом предлагается создать для гарантирующих поставщиков и сетевых организаций условия, которые позволили бы располагать дополнительным временем для технологического обеспечения обозначенных обязанностей без таких финансовых издержек как административные штрафы. Однако фактически это означает, что соответствующие такому подходу издержки возлагаются на потребителей (как при оплате электрической энергии не по счетчику, то есть не по фактическому потреблению, а по нормативу потребления или исходя из среднемесячного потребления, так и при самостоятельном, то есть за свой счет, приобретении приборов учета электрической энергии). Комитет отмечает недопустимость решения обозначенной проблемы только лишь в пользу поставщиков и сетевых организаций, поэтому отмечает необходимость обязательной корректировки положений законопроекта при подготовке к рассмотрению во втором чтении.
Представленный законопроект соответствует Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов.
Учитывая изложенное, Комитет по государственному строительству и законодательству, поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 543-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.