Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по малому и среднему предпринимательству
по проекту федерального закона N 20492-8 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и иные отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 20492-8 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и иные отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству отмечает следующее.
Данный законопроект является центральным элементом "пакета" законопроектов, разработанных Правительством Российской Федерации во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", а также пункта 5 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Петербургского международного экономического форума 2 - 5 июня 2021 года, утвержденного Президентом Российской Федерации 26 июня 2021 года N Пр-1096. В указанный "пакет" законодательных инициатив также входят проекты федеральных законов N 20283-8 "О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (об установлении нормативов распределения доходов от применения специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"), а также N 20492-8 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и иные отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (далее также - АУСН).
Рассматриваемым законопроектом предусматривается внесение корреспондирующих изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, а также в целый ряд федеральных законов.
В частности, законопроектом предлагается установить для налогоплательщиков, применяющих АУСН, фиксированный размер тарифа обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 2 040 рублей в год с ежегодной индексацией и без установления скидок или надбавок. Помимо этого, законопроектом предусматривается освобождение налогоплательщиков, применяющих АУСН, от проведения камеральных и выездных проверок уплаты страховых взносов на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Законопроектом также предусмотрена отмена проведения специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) в отношении условий труда работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями-налогоплательщиками, применяющими АУСН. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, работодатели-налогоплательщики, применяющие АУСН, вправе нанимать работников на работу, исключающую опасные и вредные условия труда, в связи с чем проведение СОУТ таких работников не потребуется, а, следовательно, исключение процедуры проведения СОУТ не повлияет на права упомянутых работников.
Кроме того, налогоплательщиков, применяющих АУСН, планируется освободить от представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также от сдачи в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о застрахованных лицах (форма СЗВ-СТАЖ) и сведений о страховом стаже застрахованных лиц (форма СЗВ-М), за исключением сведений об отдельных лицах (в том числе о работающих не по трудовому договору).
Одновременно с этим законопроектом предлагается дополнить часть первую Налогового кодекса Российской Федерации положениями, позволяющими привлекать к ответственности за нарушение порядка передачи сведений о доходах и расходах как налогоплательщика, применяющего АУСН, так и уполномоченный банк.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта, поскольку его принятие является обязательным условием полноценного применения АУСН, в пользу введения которой Комитет высказался в своем заключении на проект федерального закона N 20281-8 "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения". Представляется, что микропредприятия, перешедшие на АУСН, смогут в значительной степени снизить свои непроизводственные издержки благодаря освобождению не только от сдачи отдельных видов отчетности, но и от проведения специальной оценки условий труда.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 20492-8 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и иные отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
А.В.Дёмин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.