Заключение Счетной палаты РФ от 13 декабря 2021 г. N ЗСП-238/03-01
на проект федерального закона N 20281-8 "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"
Досье на проект федерального закона
Счетная палата Российской Федерации на основании статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" рассмотрела проект федерального закона N 20281-8 "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается провести с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года в городе Москве, Московской и Калужской областях, Республике Татарстан эксперимент по введению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (далее - специальный налоговый режим).
Следует отметить, что в настоящее время наработана определенная практика проведения экспериментов в сфере налогообложения (Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - Федеральный закон N 422-ФЗ), в связи с чем полагаем целесообразным использовать уже существующий опыт при введении нового эксперимента.
Так, в законопроекте необходимо предусмотреть нормы, гарантирующие налогоплательщикам стабильность условий нового режима в ходе эксперимента, которые, например, определены частью 3 статьи 1 Федерального закона N 422-ФЗ для налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".
Законопроектом установлено проведение эксперимента с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года, при этом отсутствуют промежуточные этапы хода эксперимента, по истечении которых необходимо проанализировать сложившуюся ситуацию и при необходимости скорректировать ход проведения эксперимента.
Принимая во внимание предложенные ограничения по годовому доходу не более 60 млн. рублей с численностью наемных работников до 5 человек для перехода на специальный налоговый режим, можно предположить, что новый предлагаемый специальный налоговый режим заинтересует налогоплательщиков, которые имеют существенный объем фонда оплаты труда и относительно невысокие доходы, поскольку позволит оптимизировать платежи в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации.
Следует отметить, что предлагаемые законопроектом преференции при уплате страховых взносов не в полной мере соответствуют Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 2524-р, согласно которой предусмотрена оптимизация механизма преференций по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации отдельными категориями страхователей с тем, чтобы в законодательстве предусматривались меры государственной поддержки, не затрагивающие систему обязательного пенсионного страхования.
При этом прогнозируемая оценка выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и оценка влияния введения нового специального налогового режима на налоговые доходы субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте, в материалах к законопроекту не отражены.
Согласно части 5 статьи 2 законопроекта применение индивидуальными предпринимателями специального налогового режима предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем согласно пункту 2 части 2 статьи 6 законопроекта при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации. Доходы в виде дивидендов не исключены из объекта налогообложения при применении специального налогового режима.
На основании изложенного законопроект требует доработки ко второму чтению.
Аудитор |
А.Н. Батуркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.