Постановление Правительства Калининградской области от 24 декабря 2021 г. N 853
"О региональном государственном жилищном контроле (надзоре) на территории Калининградской области и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Калининградской области"
В соответствии с пунктом 8.1 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 части 2 статьи 3, пунктом 2 части 10 статьи 23, частью 4 статьи 30 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Калининградской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
1) положение о региональном государственном жилищном контроле (надзоре) на территории Калининградской области;
2) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Калининградской области;
3) ключевые показатели регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Калининградской области и их целевые значения, а также индикативные показатели регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Калининградской области.
2. Признать утратившими силу:
1) постановление Правительства Калининградской области от 21 апреля 2014 года N 224 "Об установлении порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Калининградской области";
2) пункт 1 постановления Правительства Калининградской области от 10 февраля 2017 года N 43 "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Калининградской области";
3) постановление Правительства Калининградской области от 24 марта 2017 года N 135 "О внесении изменений в постановление Правительства Калининградской области от 21 апреля 2014 года N 224";
4) постановление Правительства Калининградской области от 02 апреля 2018 года N 177 "О внесении изменений в порядок осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Калининградской области";
5) постановление Правительства Калининградской области от 07 июня 2018 года N 322 "О внесении изменений в постановление Правительства Калининградской области от 21 апреля 2014 года N 224";
6) постановление Правительства Калининградской области от 22 февраля 2019 года N 118 "О внесении изменений в порядок осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Калининградской области";
7) пункт 1 приложения к постановлению Правительства Калининградской области от 16 октября 2019 года N 698 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Калининградской области".
3. Постановление вступает в силу с 01 января 2022 года и подлежит официальному опубликованию.
Губернатор Калининградской области |
А.А. Алиханов |
Утверждено
постановлением Правительства
Калининградской области
от 24 декабря 2021 г. N 853
Положение
о региональном государственном жилищном контроле (надзоре) на территории Калининградской области
Раздел I. Общие положения
1. Настоящее положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Калининградской области (далее - региональный государственный жилищный надзор).
2. Региональный государственный жилищный надзор осуществляется Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство).
3. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального государственного жилищного надзора (далее - уполномоченные должностные лица), являются:
1) министр регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - министр);
2) заместитель министра регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - заместитель министра);
3) начальник департамента жилищного контроля и надзора Министерства;
4) заместитель начальника департамента жилищного контроля и надзора Министерства;
5) должностные лица (начальники отделов, заместители начальников отделов, ведущие консультанты) департамента жилищного контроля и надзора Министерства в соответствии с должностными регламентами.
4. Должностными лицами Министерства, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
1) министр либо лицо, исполняющее его обязанности;
2) заместитель министра.
5. Объектами регионального государственного жилищного надзора являются деятельность, действия (бездействие), в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, установленные жилищным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (далее соответственно - контролируемые лица, объекты надзора), в том числе:
1) товариществ собственников жилья;
2) жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
3) ресурсоснабжающих организаций;
4) региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
5) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
6) организаций, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
7) организаций, предметом деятельности которых является выполнение одного или нескольких видов работ при осуществлении деятельности по эксплуатации лифтов в многоквартирных домах, в том числе их обслуживание и ремонт.
6. Объектом надзора не является деятельность, действия (бездействие) юридических лиц независимо от организационно-правовой формы или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
7. Министерством в соответствии с частью 2 статьи 16 и частью 5 статьи 17 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации") в рамках осуществления регионального государственного жилищного надзора ведется учет объектов надзора.
8. Учет объектов надзора осуществляется с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - система жилищно-коммунального хозяйства) посредством сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах надзора, размещаемой в системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с требованиями, установленными статьей 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", информации, получаемой в рамках межведомственного информационного взаимодействия, общедоступной информации, а также информации, получаемой по итогам проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
9. Предметом регионального государственного жилищного надзора является соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда (далее - обязательные требования):
1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
2) требований к формированию фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
3) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
4) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
5) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
6) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
8) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе жилищно-коммунального хозяйства;
10) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;
11) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.
10. Уполномоченные должностные лица при осуществлении регионального государственного жилищного надзора имеют права и выполняют обязанности, установленные статьей 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
11. Уполномоченные должностные лица обязаны соблюдать ограничения и запреты, установленные статьей 37 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", и несут ответственность за свои действия (бездействие) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12. Организация и осуществление регионального государственного жилищного надзора регулируются Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Радел II.# Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного жилищного надзора
13. При осуществлении регионального государственного жилищного надзора применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).
14. Министерство при осуществлении регионального государственного жилищного надзора относит объекты надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска):
1) высокий риск;
2) средний риск;
3) умеренный риск;
4) низкий риск.
15. Отнесение объектов надзора к определенной категории риска осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов надзора к категориям риска согласно приложению к настоящему положению.
16. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов надзора в зависимости от категории риска проводятся со следующей периодичностью:
1) для категории высокого риска одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
- инспекционный визит - один раз в 2 года;
- документарная проверка - один раз в 2 года;
- выездная проверка - один раз в 2 года;
2) для категории среднего риска одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
- инспекционный визит - один раз в 3 года;
- документарная проверка - один раз в 3 года;
- выездная проверка - один раз в 3 года;
3) для категории умеренного риска одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
- документарная проверка - один раз в 3 года;
- выездная проверка - один раз в 3 года.
17. В отношении объектов надзора, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Раздел III. Организация проведения профилактических мероприятий при осуществлении регионального государственного жилищного надзора
Глава 1. Общие положения
18. В целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также в целях создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения при осуществлении государственного жилищного надзора осуществляются профилактические мероприятия в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
19. В рамках регионального государственного жилищного надзора осуществляются следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
Глава 2. Информирование
20. Информирование осуществляется в соответствии со статьей 46 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.
21. Информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется Министерством посредством размещения сведений, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://minkontrol.gov39.ru) (далее - официальный сайт), в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
Глава 3. Обобщение правоприменительной практики
22. Обобщение правоприменительной практики осуществляется ежегодно уполномоченными должностными лицами путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатах, а также анализа поступивших в адрес Министерства обращений.
23. По итогам обобщения правоприменительной практики Министерством готовится проект доклада, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Министерства (далее - доклад о правоприменительной практике), который в обязательном порядке проходит публичные обсуждения.
24. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом министра или лицом, исполняющим его обязанности, до 10 марта года, следующего за отчетным годом, и размещается на официальном сайте до 15 марта года, следующего за отчетным годом.
25. Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад Министерства о состоянии регионального государственного жилищного надзора.
26. Доклад о правоприменительной практике подлежит направлению Министерством в адрес федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в течение 2 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте.
Глава 4. Объявление предостережения
27. В случае наличия у Министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Министерство объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
28. Объявление предостережения осуществляется Министерством в соответствии со статьей 49 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
29. Уполномоченное должностное лицо регистрирует предостережение в журнале учета объявленных им предостережений с присвоением регистрационного номера.
30. Предостережение оформляется в письменной форме или в форме электронного документа и содержит следующие сведения:
1) дату, время и место объявления предостережения;
2) полное наименование Министерства;
3) полное наименование контролируемого лица;
4) номер предостережения;
5) фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) уполномоченного должностного лица;
6) указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающие их нормативные правовые акты;
7) информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут (может) привести или приводят (приводит) к нарушению обязательных требований;
8) предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;
9) подпись уполномоченного должностного лица.
31. Объявленное предостережение направляется в адрес контролируемого лица через личный кабинет контролируемого лица в государственных информационных системах (при их наличии) или почтовым отправлением (в случае направления на бумажном носителе) в течение 3 рабочих дней со дня объявления предостережения.
32. Контролируемое лицо не позднее 15 рабочих дней после получения предостережения вправе подать в Министерство возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражение).
33. В возражении контролируемым лицом указываются:
1) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
2) идентификационный номер налогоплательщика - контролируемого лица;
3) дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
4) обоснование позиции контролируемого лица в отношении указанных в предостережении его действий (бездействия), которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований; при этом контролируемое лицо вправе приложить к возражению документы, подтверждающие обоснованность такого возражения, или их заверенные копии либо в согласованный срок представить их в Министерство;
5) способ получения ответа.
34. Возражение направляется контролируемым лицом на бумажном носителе почтовым отправлением в Министерство либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, на указанный в предостережении адрес электронной почты Министерства, либо иными указанными в предостережении способами.
35. В случае получения от контролируемого лица возражения Министерство в течение 20 календарных дней со дня получения такого возражения рассматривает обоснованность возражения и по результатам рассмотрения принимает одно из следующих решений:
1) удовлетворить возражение в форме отмены объявленного предостережения;
2) отказать в удовлетворении возражения.
36. В случае удовлетворения возражения по итогам его рассмотрения данные такого предостережения не используются для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
37. Не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем принятия решения, указанного в пункте 35 настоящего положения, контролируемому лицу, подавшему возражение, на указанный им адрес направляется на бумажном носителе почтовым отправлением либо в виде электронного документа мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения.
Глава 5. Консультирование
38. Консультирование осуществляется в соответствии со статьей 50 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
39. Консультирование может осуществляться уполномоченным должностным лицом по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. Консультирование осуществляется без взимания платы.
40. Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме одного контролируемого лица не может превышать 15 минут.
41. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
1) организация и осуществление регионального государственного жилищного надзора;
2) порядок проведения профилактических мероприятий;
3) предмет регионального государственного жилищного надзора.
42. Министерство осуществляет письменное консультирование по вопросу, предусмотренному подпунктом 3 пункта 41 настоящего положения.
43. По итогам устного консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и (или) их представителям не предоставляется, за исключением случая направления письменного ответа на обращение, поданного в соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
44. В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий уполномоченных должностных лиц, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия.
45. Консультирование по однотипным обращениям (пять и более) контролируемых лиц и (или) их представителей осуществляется посредством размещения на официальном сайте письменного разъяснения с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне, подписанного министром или лицом, исполняющим его обязанности.
46. Учет консультирований осуществляется в порядке, определяемом Министерством.
Глава 6. Профилактический визит
47. Профилактический визит проводится уполномоченными должностными лицами в соответствии со статьей 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
48. Профилактический визит проводится уполномоченными должностными лицами в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо с использованием видео-конференц-связи.
49. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется о его правах и обязанностях, а также об особенностях организации и осуществления регионального государственного жилищного надзора.
50. Обязательный профилактический визит проводится не реже одного раза в год, но не чаще одного раза в месяц, в рабочее время в период, устанавливаемый уведомлением о проведении профилактического визита, и не может превышать 1 рабочего дня.
51. Министерство проводит обязательный профилактический визит в отношении:
1) объектов надзора, отнесенных к категории высокого риска, не чаще одного раза в 2 года;
2) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Калининградской области, не позднее чем в течение 1 года с момента начала такой деятельности.
52. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
53. Программой профилактики рисков устанавливается график проведения профилактических визитов.
54. Профилактический визит проводится с предварительным информированием контролируемого лица, срок проведения не может превышать 1 рабочего дня.
55. Решение о проведении профилактического визита принимается министром или лицом, исполняющим его обязанности, в отношении контролируемого лица. В решении о проведении профилактического визита определяются дата, время и уполномоченное должностное лицо.
56. Уведомление о проведении профилактического визита (далее - уведомление) составляется в письменной форме или в форме электронного документа и содержит следующие сведения:
1) дату, время и место составления уведомления;
2) полное наименование Министерства;
3) полное наименование контролируемого лица;
4) фамилию, имя, отчество (при наличии) уполномоченного должностного лица;
5) дату, время и место проведения профилактического визита;
6) подпись уполномоченного должностного лица.
57. В уведомлении контролируемому лицу предлагается определить лицо (лиц), уполномоченное (уполномоченных) на взаимодействие с уполномоченным должностным лицом в ходе проведения профилактического визита.
58. В случае принятия решения о проведении профилактического визита с использованием видео-конференц-связи в уведомлении указываются сведения, необходимые для установления связи между контролируемым лицом и уполномоченным должностным лицом.
59. Министерство осуществляет учет профилактических визитов.
60. Учет профилактических визитов осуществляется в журнале учета профилактических визитов, форма которого утверждается министром или лицом, исполняющим его обязанности.
Раздел IV. Организация проведения контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении регионального государственного жилищного надзора
Глава 1. Общие положения
61. При осуществлении регионального государственного жилищного надзора проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
1) предусматривающие взаимодействие с контролируемым лицом на плановой и внеплановой основе:
- инспекционный визит;
- документарная проверка;
- выездная проверка;
2) без взаимодействия с контролируемым лицом:
- наблюдение за соблюдением обязательных требований;
- выездное обследование.
62. При осуществлении регионального государственного жилищного надзора в отношении действий (бездействия) гражданина плановые контрольные (надзорные) мероприятия, указанные в пункте 61 настоящего положения, не проводятся.
63. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся уполномоченными должностными лицами на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
64. План проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий формируется Министерством в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года".
65. Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия принимается решение Министерства, подписанное министром или лицом, исполняющим его обязанности.
66. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного жилищного надзора.
67. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
68. Вид и содержание внепланового контрольного (надзорного) мероприятия определяются Министерством при осуществлении регионального государственного жилищного надзора на основании индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного жилищного надзора, утвержденных Правительством Калининградской области.
69. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Министерство заявление о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае смерти близкого родственника, болезни контролируемого лица или необходимости присмотра за близким родственником в связи с его болезнью, применения меры государственного принуждения, обусловленной привлечением к административной или уголовной ответственности, которое делает невозможной его явку, пребывания в командировке или наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих присутствию контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Министерством на срок, необходимый для устранения указанных обстоятельств.
70. К заявлению о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия прилагаются документы, подтверждающие факт наличия (наступления) указанных обстоятельств.
71. По результатам рассмотрения представленной в соответствии с пунктом 69 настоящего положения информации Министерством принимается решение о переносе проведения контрольного (надзорного) мероприятия на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для представления индивидуальным предпринимателем, гражданином информации о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
72. При проведении выездной проверки или инспекционного визита уполномоченные должностные лица для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использовать фотосъемку, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
73. Решение о необходимости использования технических средств, в том числе электронных вычислительных машин и электронных носителей информации, копировальных аппаратов, сканеров, телефонов (в том числе сотовой связи), средств аудио- и видеозаписи, фотоаппаратов, необходимых для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, фотосъемки, аудио- и видеозаписи при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, принимается инспектором самостоятельно. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт).
74. Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований. Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
75. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту.
76. Использование фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.
Глава 2. Инспекционный визит
77. Инспекционный визит - контрольное (надзорное) мероприятие, которое проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) в порядке, установленном статьей 70 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
78. В ходе инспекционного визита уполномоченными должностными лицами могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
79. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и не может превышать 1 рабочего дня.
Глава 3. Документарная проверка
80. Документарная проверка - контрольное (надзорное) мероприятие, которое проводится по месту нахождения Министерства, предметом которого являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемого лица, устанавливающих его организационно-правовую форму, права и обязанности, а также в документах, используемых при осуществлении деятельности контролируемого лица и связанных с исполнением им обязательных требований и решений Министерства.
81. Документарная проверка проводится в порядке, установленном статьей 72 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
82. В ходе документарной проверки уполномоченными должностными лицами могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов.
83. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
84. В ходе документарной проверки уполномоченными должностными лицами могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств с использованием средств фиксации.
85. Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
Глава 4. Выездная проверка
86. Выездная проверка - комплексное контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое Министерством посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом в целях оценки соблюдения им обязательных требований, а также оценки выполнения решений Министерства.
87. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) в порядке, установленном статьей 73 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
88. В ходе выездной проверки уполномоченными должностными лицами могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) инструментальное обследование;
5) экспертиза.
89. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
90. В ходе выездной проверки уполномоченными должностными лицами для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств с использованием средств фиксации.
91. При проведении выездной проверки уполномоченными должностными лицами заполняются проверочные листы, указанные в решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
Глава 5. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности)
92. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) - сбор, анализ данных об объектах надзора, имеющихся у Министерства, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных информационных системах, данных из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", иных общедоступных данных, а также данных, полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
93. При осуществлении наблюдения за соблюдением обязательных требований Министерство:
1) проверяет своевременность, полноту и достоверность поступивших документов и сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) изучает размещенную в системе жилищно-коммунального хозяйства информацию о деятельности контролируемых лиц.
94. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) проводится в соответствии со статьей 74 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
95. Наблюдение за соблюдением обязательных требований производится без взаимодействия с контролируемыми лицами.
96. Выявленные в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направляются уполномоченному должностному лицу для принятия решений в соответствии со статьей 60 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Глава 6. Выездное обследование
97. Выездное обследование - контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
98. Выездное обследование проводится в соответствии со статьей 75 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
99. Выездное обследование проводится уполномоченными должностными лицами по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом.
100. Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
101. Срок проведения выездного обследования одного контролируемого лица не может превышать 1 рабочего дня.
102. По результатам проведения выездного обследования не могут быть приняты решения, предусмотренные пунктами 1, 2 части 2 статьи 90 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Раздел V. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия
103. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется в соответствии со статьей 87 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
104. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт.
105. Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.
106. При отказе или невозможности подписания акта контролируемым лицом или его представителем в акте делается соответствующая отметка. В этом случае акт направляется контролируемому лицу - в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
107. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
108. В случае выявления по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия нарушения контролируемым лицом обязательных требований Министерством после оформления акта выдается предписание об устранении таких нарушений (далее - предписание) с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных законодательством.
109. Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 88 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
110. Выданное Министерством в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований должно содержать:
1) номер, дату и место составления;
2) наименование контролируемого лица, в отношении которого выносится предписание;
3) перечень выявленных нарушений;
4) сроки устранения нарушений;
5) указание на обязательность представления документов, подтверждающих исполнение предписания;
6) фамилию, имя, отчество (при наличии), должность лица (лиц), подписавшего(их) предписание.
111. В случае, если контролируемое лицо исполнило предписание об устранении нарушений обязательных требований, выданное Министерством, то меры, предусмотренные пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", к нему не применяются.
Раздел VI. Порядок обжалования решений Министерства, действий (бездействия) уполномоченных должностных лиц при осуществлении регионального государственного жилищного надзора
112. Решения Министерства и действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц могут быть обжалованы контролируемым лицом в соответствии со статьями 10, 39-41 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
113. Правом на досудебное обжалование решений Министерства, актов, действий (бездействия) уполномоченных должностных лиц в рамках контрольных (надзорных) мероприятий обладают контролируемые лица, указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
114. Жалоба на решение Министерства, действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц рассматривается должностным лицом Министерства, указанным в пункте 4 настоящего положения.
115. Жалоба на решение Министерства, действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
116. Жалоба на предписание Министерства может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
117. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен Министерством.
118. Контролируемое лицо имеет право на:
1) ознакомление с документами и материалами проведенной в отношении него проверки, необходимыми для обоснования и рассмотрения жалобы на решения Министерства, действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну; ознакомление проводится с учетом норм Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных";
2) получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
119. Жалоба на решение Министерства, действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц подается контролируемым лицом в Министерство в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг" и (или) государственной информационной системы Калининградской области "Государственные и муниципальные услуги" с учетом требований статьи 40 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
120. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне представляется контролируемым лицом в Министерство без использования государственных информационных систем, указанных в пункте 119 настоящего положения.
121. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным должностным лицом, указанным в пункте 4 настоящего положения, в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы может быть продлен должностным лицом, указанным в пункте 4 настоящего положения, не более чем на 20 рабочих дней в случаях:
1) проведения в отношении уполномоченного должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются (обжалуется), служебной проверки по фактам, указанным в жалобе;
2) отсутствия уполномоченного должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются (обжалуется), по уважительной причине (временная нетрудоспособность, отпуск, командировка).
122. При наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 42 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Министерством в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы принимается решение об отказе в рассмотрении жалобы.
123. Рассмотрение жалобы, связанной со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и об иной охраняемой законом тайне.
124. Министерство в срок не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
1) о приостановлении исполнения обжалуемого решения Министерства;
2) об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения Министерства.
125. Информация о решении, указанном в пункте 124 настоящего положения, направляется лицу, подавшему жалобу, в период 1 рабочего дня со дня принятия соответствующего решения.
126. По итогам рассмотрения жалобы Министерство принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет обжалуемое решение полностью или частично;
3) отменяет обжалуемое решение полностью и принимает новое решение;
4) признает обжалуемые действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц незаконными (незаконным) и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
127. Решения, указанные в пункте 126 настоящего положения, направляются лицу, подавшему жалобу, в течение 2 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения заказным письмом с уведомлением.
Приложение
к положению о региональном
государственном жилищном
контроле (надзоре) на территории
Калининградской области
Критерии
отнесения объектов регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Калининградской области к определенной категории риска
По тяжести и масштабу потенциальных негативных последствий несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда (далее соответственно - обязательные требования, контролируемые лица), деятельность контролируемых лиц, подлежащая региональному государственному жилищному контролю (надзору) на территории Калининградской области (далее - региональный государственный жилищный надзор), разделяется на группы тяжести "А" и "Б".
К группе тяжести "А" относится деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по управлению многоквартирными домами, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в отношении многоквартирных домов, оборудованных лифтами и (или) централизованной системой газоснабжения, в том числе многоквартирных домов, в которых для производства услуг по горячему водоснабжению и (или) теплоснабжению используется газ.
В иных случаях деятельность контролируемых лиц относится к группе тяжести "Б".
С учетом оценки вероятности несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований деятельность, подлежащая региональному государственному жилищному надзору, разделяется на группы вероятности "1" и "2".
К группе вероятности "1" относится деятельность контролируемых лиц при наличии вступившего в законную силу в течение последних 3 лет на дату принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 7.21-7.23, частью 1 статьи 7.23.2, статьями 7.23.3, 9.5.1, 9.13 (в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов жилищного фонда), частями 4, 5 и частью 12 (в части коллективных (общедомовых), индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирных домах, жилых домах) статьи 9.16, частями 1-4 статьи 9.23, частью 1 статьи 13.19.2 (за исключением административных правонарушений, совершенных жилищно-строительными кооперативами, осуществляющими строительство многоквартирных домов) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К группе вероятности "2" относится деятельность контролируемых лиц, у которых в течение последних 3 лет при проведении планового или внепланового контрольного (надзорного) мероприятия не были выявлены нарушения обязательных требований.
Отнесение деятельности контролируемого лица к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности, указанные в таблице.
N п/п |
Категории риска |
Группа тяжести |
Группа вероятности |
1 |
Высокий |
А |
1 |
2 |
Средний |
А |
2 |
3 |
Умеренный |
Б |
1 |
4 |
Низкий |
Б |
2 |
Утвержден
постановлением Правительства
Калининградской области
от 24 декабря 2021 г. N 853
Перечень
индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Калининградской области
При осуществлении регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Калининградской области устанавливаются следующие индикаторы риска нарушения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда (далее соответственно - обязательные требования, контролируемые лица):
1) поступление в Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство) обращения гражданина или организаций, которые являются собственниками помещений в многоквартирном доме, граждан, являющихся пользователями помещений в многоквартирном доме, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, из средств массовой информации о наличии в деятельности контролируемого лица хотя бы одного отклонения от следующих обязательных требований к:
- порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение в многоквартирном доме;
- порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
- предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
- обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;
- деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, в части осуществления аварийно-диспетчерского обслуживания;
- обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования;
2) поступление в Министерство обращения гражданина или организации, которые являются собственниками помещений в многоквартирном доме, гражданина, являющегося пользователем помещения в многоквартирном доме, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований, за исключением обращений, указанных в подпункте 1 настоящего перечня, в случае если в течение 1 года до поступления данного обращения, информации контролируемому лицу Министерством объявлялись предостережения о недопустимости нарушения аналогичных обязательных требований;
3) двукратный и более рост количества обращений за единицу времени (1 месяц, 6 месяцев, 12 месяцев) по сравнению с предшествующим аналогичным периодом и (или) с аналогичным периодом предшествующего календарного года, поступивших в адрес Министерства от граждан или организаций, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме, граждан, являющихся пользователями помещений в многоквартирном доме, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований;
4) поступление в Министерство в течение 3 месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня.
Утверждены
постановлением Правительства
Калининградской области
от 24 декабря 2021 г. N 853
Ключевые показатели
регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Калининградской области и их целевые значения, а также индикативные показатели регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Калининградской области
1. Ключевыми показателями регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Калининградской области (далее - региональный государственный жилищный надзор) являются:
1) материальный ущерб, полученный в результате нарушения гражданами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, указанными в пункте 5 положения о региональном государственном жилищном контроле (надзоре) на территории Калининградской области, обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда (далее соответственно - обязательные требования, контролируемые лица), - 100%:
,
где:
- материальный ущерб, полученный в результате нарушений обязательных требований контролируемыми лицами, на 1000 кв. м площади многоквартирных домов, %;
- материальный ущерб, подтвержденный вступившими в законную силу решениями суда, руб.;
- площадь всех многоквартирных домов, расположенных на территории Калининградской области, кв. м;
2) количество выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства на одно контрольное (надзорное) мероприятие, которое рассчитывается по формуле:
,
где:
- количество выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства на одно контрольное (надзорное) мероприятие, %;
- общее количество нарушений, ед.;
- общее количество проверочных мероприятий, ед.
2. Индикативными показателями регионального государственного жилищного надзора являются:
1) количество контролируемых лиц, допустивших нарушения, выявленные в результате проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
2) количество контролируемых лиц, в деятельности которых были устранены нарушения, выявленные в результате проведения контрольных (надзорных) мероприятий по исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений;
3) количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
4) количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых не были выявлены нарушения обязательных требований, с которыми связано причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или возникновение угрозы причинения такого вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
5) количество направленных в органы прокуратуры заявлений Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области о согласовании проведения внеплановых выездных контрольных (надзорных) мероприятий, в согласовании которых было отказано;
6) количество контрольных (надзорных) мероприятий, результаты которых были признаны недействительными.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Калининградской области от 24 декабря 2021 г. N 853 "О региональном государственном жилищном контроле (надзоре) на территории Калининградской области и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Калининградской области"
Вступает в силу с 1 января 2022 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 27 декабря 2021 г. N 3900202112270010
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Калининградской области от 1 ноября 2024 г. N 413-п
Изменения вступают в силу с 1 ноября 2024 г.
Постановление Правительства Калининградской области от 26 декабря 2023 г. N 625-п
Изменения вступают в силу с 27 декабря 2023 г.
Постановление Правительства Калининградской области от 15 сентября 2023 г. N 434-п
Изменения вступают в силу с 19 сентября 2023 г.