Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 23.12.2021 N 1232-п
Положение
об обеспечении мероприятий по гражданской обороне на территории Оренбургской области
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет основные направления деятельности органов исполнительной власти Оренбургской области (далее - органы исполнительной власти), органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области (далее - органы местного самоуправления) и организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, расположенных на территории Оренбургской области (далее - организации), по вопросам обеспечения мероприятий по гражданской обороне на территории Оренбургской области на региональном, местном уровне и в организациях, а также реализации соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения (далее - планы гражданской обороны).
2. Организация проведения мероприятий по гражданской обороне на территории Оренбургской области является обязательной функцией территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций в пределах своих полномочий.
3. Понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных законодательством российской# Федерации.
4. Мероприятия по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Оренбургской области от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, разрабатываются и осуществляются заблаговременно в мирное время с учетом возможной обстановки, которая может сложиться в результате применения противником современных средств поражения, имеющихся финансовых, материальных и трудовых ресурсов.
Мероприятия по гражданской обороне, которые по своему характеру и объему не могут быть осуществлены в мирное время, должны проводиться в возможно короткие сроки с введением в Российской Федерации (отдельных местностях) военного положения и объявления мобилизации, а также в условиях военных действий.
II. Основы организации гражданской обороны
5. Организационную структуру гражданской обороны в Оренбургской области составляет совокупность органов управления, сил и средств территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
6. Для выполнения и обеспечения мероприятий по гражданской обороне на территории Оренбургской области создаются спасательные службы гражданской обороны (далее - спасательная служба (спасательные службы) по видам обеспечения.
Спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств гражданской обороны, предназначенных для проведения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и выполнения спасательных и других неотложных работ при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических актов.
Задачи, организация и функции спасательных служб определяются соответствующими положениями о спасательных службах.
Положение о спасательной службе разрабатывается соответствующим начальником спасательной службы, согласовывается с органами, осуществляющими управление гражданской обороной, и утверждается соответствующим руководителем гражданской обороны.
Вид и количество спасательных служб определяются в зависимости от характера и объема выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны задач с учетом наличия соответствующей базы для создания спасательных служб.
В состав сил спасательных служб включаются силы и средства организаций и их структурных подразделений, обладающих сходным профилем деятельности и способных независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности (подчиненности) к совместному выполнению мероприятий по гражданской обороне в мирное и военное время, а также нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
7. На региональном, местном уровнях и в организациях решением соответствующего руководителя гражданской обороны создаются:
а) спасательные службы специального назначения:
медицинская спасательная служба;
спасательная служба защиты животных и растений;
инженерная спасательная служба;
спасательная служба связи и оповещения;
спасательная служба торговли и питания;
автотранспортная спасательная служба;
коммунально-техническая спасательная служба;
спасательная служба энергетики (энергоснабжения);
противопожарная спасательная служба;
спасательная служба снабжения горючими и смазочными материалами;
спасательная служба защиты культурных ценностей;
другие спасательные службы по видам обеспечения (при необходимости);
б) спасательные службы общего назначения:
спасательная служба обеспечения безопасности жизнедеятельности;
другие спасательные службы по видам обеспечения (при необходимости).
8. Создаваемые органами исполнительной власти спасательные службы гражданской обороны Оренбургской области представлены в перечне спасательных служб гражданской обороны Оренбургской области согласно приложению к настоящему Положению.
9. Медицинская спасательная служба включает в себя подвижные госпитали, медицинские отряды, бригады, дружины и санитарные посты для оказания медицинской помощи пострадавшим, ведения медицинской, санитарно-эпидемической и биологической разведки, проведения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в очагах поражения, на маршрутах ввода сил гражданской обороны в зону поражения, эвакуации населения и в безопасных районах.
10. Спасательная служба защиты животных и растений включает в себя:
команды, бригады и группы по защите сельскохозяйственных животных - для ведения ветеринарной разведки, защиты животных, кормов и источников воды, ферм и других мест размещения скота, обеззараживания кормов и продуктов животного происхождения, а также для проведения профилактических ветеринарно-санитарных и охранно-карантинных мероприятий;
команды, бригады и звенья по защите сельскохозяйственных растений - для ведения фитопатологической разведки, защиты растений и продуктов растениеводства, обеззараживания сельскохозяйственных угодий и продуктов растениеводства.
11. Инженерная спасательная служба включает в себя:
инженерные команды, группы и звенья - для ведения инженерной разведки, аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановления и ремонта дорог и дорожных сооружений, защитных сооружений, взрывных работ;
группы, звенья по обслуживанию укрытий и убежищ - для подготовки укрытий и убежищ к приему укрываемого населения.
12. Спасательная служба связи и оповещения включает в себя команды, группы и звенья связи для обеспечения оповещения органов управления, сил и населения, обеспечения связью руководителей гражданской обороны, органов управления, а также для ведения аварийно-восстановительных и ремонтных работ на линиях и сооружениях связи.
13. Спасательная служба торговли и питания включает в себя подразделения торговли промышленными товарами и обеспечения питанием:
подвижные пункты вещевого снабжения - для обеспечения санитарно-обмывочных пунктов обменной одеждой, бельем и обувью;
подвижные пункты питания - для обеспечения горячим питанием личного состава органов управления, формирований в местах размещения и при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также пораженного населения в отрядах первой медицинской помощи;
подвижные пункты продовольственного снабжения - для обеспечения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне продуктами питания (сухим пайком) при отсутствии возможности приготовления горячей пищи.
14. Автотранспортная спасательная служба включает в себя автомобильные и автотранспортные колонны для вывоза в безопасные районы эвакуируемого населения, материальных ценностей, перевозки сил гражданской обороны к очагам поражения, эвакуации пострадавших в медицинские учреждения безопасных районов, подвоза (вывоза) рабочих, смен, доставки материальных средств.
15. Коммунально-техническая спасательная служба включает в себя:
аварийно-технические команды, группы - для ведения аварийно-технических и восстановительных работ на сетях и сооружениях коммунально-энергетического хозяйства;
команды и звенья подвоза воды - для обеспечения водой личного состава органов управления, формирований и населения;
пункты санитарной обработки, станции специальной обработки транспорта, одежды - для осуществления санитарной обработки людей, выходящих из очагов поражения, обеззараживания одежды и средств индивидуальной защиты, специальной обработки техники.
16. Спасательная служба энергетики (энергоснабжения) включает в себя аварийно-технические команды по электросетям - для ведения аварийно-технических и восстановительных работ на электросетях.
17. Противопожарная спасательная служба включает в себя противопожарные и лесопожарные команды, отделения и звенья для ведения пожарной разведки, локализации и тушения пожаров на объектах, маршрутах ввода сил гражданской обороны и эвакуации, проведения спасательных работ.
18. Спасательная служба снабжения горючими и смазочными материалами включает в себя подвижные автозаправочные станции для обеспечения автотранспорта и другой техники формирований горюче-смазочными материалами.
19. Спасательная служба защиты культурных ценностей включает в себя команды защиты и эвакуации культурных ценностей для подготовки культурных ценностей к эвакуации в специальные хранилища и безопасные районы.
20. Спасательная служба обеспечения безопасности жизнедеятельности включает в себя:
группы, отделения охраны общественного порядка - для несения комендантской службы и поддержания порядка на объектах при проведении экстренной эвакуации при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации, в районе (на площадке) временного размещения населения, выведенного из помещений объектов;
противопожарные отделения, звенья - для локализации и тушения незначительных возгораний на объекте, проведения профилактических противопожарных мероприятий;
санитарные дружины и посты - для оказания первой помощи пострадавшим и проведения профилактической работы с населением на объекте;
группы, звенья по обслуживанию укрытий и убежищ - для подготовки укрытий и убежищ к приему укрываемого персонала объекта и населения.
21. Общими задачами спасательных служб являются:
планирование и организация первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов и в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
контроль за созданием и подготовкой в организациях нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, спасательных служб;
подготовка необходимых сил и средств для выполнения мероприятий по гражданской обороне;
управление силами, входящими в состав спасательных служб, их всестороннее обеспечение в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
организация взаимодействия с органами управления гражданской обороной, другими спасательными службами по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, подразделениями войск гражданской обороны, органами военного командования (управления);
защита личного состава, техники и имущества спасательных служб от поражающих факторов во время ведения военных действий;
ведение учета сил и средств, входящих в состав спасательных служб, обеспечение их укомплектования личным составом, техникой и имуществом;
поддержание в готовности пунктов управления.
22. В случае угрозы для жизни и здоровья населения Оренбургской области при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, когда другие способы защиты невозможны или малоэффективны, проводится эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
Для организации планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий по гражданской обороне Правительством Оренбургской области, органами местного самоуправления и организациями создаются эвакуационные органы.
К эвакуационным органам относятся:
эвакуационные (эвакоприемные) комиссии;
сборные эвакуационные пункты;
приемные эвакуационные пункты;
промежуточные пункты эвакуации;
группы управления на пеших маршрутах эвакуации населения;
оперативные группы по вывозу (выводу) эвакуируемого населения;
администрации пунктов посадки (высадки) населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей на транспорт.
Подготовка эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы осуществляется заблаговременно в мирное время и включает в себя:
разработку плана эвакуационных мероприятий, создание и подготовку необходимых эвакуационных органов на территории Оренбургской области;
планирование необходимых транспортных средств для проведения эвакуации;
определение и подготовку районов для размещения эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей;
подготовку мероприятий по обеспечению эвакуируемого населения продуктами питания, водой, коммунально-бытовыми услугами, медицинскому обеспечению;
подготовку к осуществлению мер по охране общественного порядка при проведении эвакуационных мероприятий.
23. Для организации мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых в целях решения задачи, связанной с обеспечением устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, Правительством Оренбургской области, органами местного самоуправления и организациями образуются комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики в мирное и военное время.
Для принятия существенных мер, направленных на сохранение объектов для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время:
разрабатываются и проводятся в угрожаемый период организационные и технические мероприятия по комплексной маскировке;
осуществляются разработка и реализация в мирное время инженерно-технических мероприятий по повышению физической стойкости производственных фондов;
на объектах проводится работа по подготовке к проведению аварийно-восстановительных работ и созданию необходимых запасов оборудования и материалов для их проведения;
создаются резервы материальных ресурсов (сырья, топлива, комплектующих изделий и другого);
проводится накопление резервных источников энергоснабжения;
создается страховой фонд документации;
осуществляется модернизация технологических процессов, направленная на снижение ущерба производственным фондам при воздействии на них поражающих факторов.
24. В целях заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне в объеме, необходимом и достаточном для предотвращения чрезвычайных ситуаций и защиты населения от поражающих факторов и последствий чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, осуществляется работа по отнесению территорий к группам по гражданской обороне.
В целях сохранения организаций и защиты их персонала от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, путем заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне осуществляется отнесение организаций к категориям по гражданской обороне.
25. Для обеспечения устойчивого управления гражданской обороной в Оренбургской области создается система пунктов управления на региональном, местном уровне и в организациях.
На региональном уровне создаются:
повседневный пункт управления;
загородный запасный пункт управления (должен размещаться в убежище);
подвижный пункт управления.
На местном уровне создаются:
повседневный пункт управления;
городской запасный пункт управления в муниципальном образовании "городской округ" (для территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне должен размещаться в убежище определенного класса защиты для соответствующей группы по гражданской обороне территории);
запасный пункт управления в муниципальном образовании "муниципальный район" (должен размещаться в безопасном районе в противорадиационном укрытии);
подвижный пункт управления.
В организациях создаются:
повседневный пункт управления;
запасный пункт управления (организации, разрабатывающие планы гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации) (должен размещаться в защитных сооружениях или противорадиационных укрытиях, в безопасном районе);
подвижный пункт управления.
26. Осуществление мероприятий по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения включает в себя:
заблаговременное создание новых и реконструкцию действующих систем оповещения населения на основе современной технической базы связи, радиотрансляционных и телевизионных систем;
организацию эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения;
комплексное использование государственных и коммерческих технических систем связи, радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации.
Системы оповещения населения создаются на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Требованием к системе оповещения населения является доведение до органов управления гражданской обороной и населения необходимой информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в сроки, приемлемые для оперативного принятия мер по защите населения (укрытие в защитных сооружениях, применение средств индивидуальной защиты, эвакуация в безопасные районы и другое).
Для оповещения населения задействуются сети электросирен, радиовещательные и телевизионные станции независимо от форм собственности, а также местные сети проводного вещания, включая сети уличной звукофикации.
27. Мероприятия, осуществляемые в целях решения задач, связанных с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, проводятся заблаговременно и включают в себя:
строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;
приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;
подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;
накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения;
планирование и подготовку мероприятий по выдаче населению средств индивидуальной защиты.
Запасы средств индивидуальной защиты рассчитываются на личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, персонал химически опасных объектов, население, проживающее в зонах возможного заражения.
Нормы накопления средств индивидуальной и коллективной защиты определяются Правительством Российской Федерации.
28. В целях усиления мер по защите населенных пунктов, организаций, а также снижения размеров возможного ущерба экономике Оренбургской области при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов планируется проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки.
Мероприятия по световой и другим видам маскировки включают в себя:
определение перечня объектов (зданий и сооружений), расположенных на территориях муниципальных образований Оренбургской области, подлежащих световой маскировке и другим видам маскировки (далее - территории);
разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасы# материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
Световая маскировка организуется органами местного самоуправления и организациями в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Оренбургской области.
29. Для оценки складывающейся радиационной, химической, биологической и санитарно-эпидемиологической обстановки в интересах решения задач гражданской обороны Правительством Оренбургской области, органами местного самоуправления создается территориальная подсеть Оренбургской области сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения.
В состав территориальной подсети Оренбургской области сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения входят организации санитарно-эпидемического профиля, отдельные медицинские учреждения, научно-исследовательские организации, осуществляющие наблюдение за состоянием окружающей природной среды, опытно-исследовательские подразделения (лаборатории) промышленных и научных организаций, в том числе ведомственные.
Состав, задачи и порядок функционирования территориальной подсети Оренбургской области сети лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения определяются положением о ней.
30. Организация и проведение подготовки населения в области гражданской обороны, подготовка руководящего состава органов управления и сил гражданской обороны осуществляются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями.
31. В целях осуществления мероприятий по гражданской обороне, проводимых для решения задач, связанных с первоочередным жизнеобеспечением населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления:
создают и поддерживают на региональном, местном уровнях и в организациях запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
подготавливают мероприятия по нормированному снабжению пострадавшего населения средствами жизнеобеспечения;
накапливают мобильные технические средства для жизнеобеспечения населения;
планируют мероприятия по медицинскому обеспечению пострадавшего населения и оказание первой помощи, квалифицированной и специализированной медицинской помощи с развертыванием лечебно-профилактических учреждений в безопасных районах;
подготавливают территории к проведению мероприятий первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения в местах его размещения (включая подготовку исходных данных, оценку возможностей и подготовленности территории, выбор и реализацию запланированных мероприятий, в том числе обеззараживание зданий и территорий, специальную обработку техники, санитарную обработку личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и населения);
организуют первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.
III. Финансовое обеспечение мероприятий по гражданской обороне
32. Финансовое обеспечение мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых органами исполнительной власти, производится в пределах средств, предусмотренных главным распорядителем бюджетных средств в областном бюджете на соответствующий год и в пределах численности, установленной соответствующими нормативными правовыми актами Оренбургской области.
Приложение
к положению об обеспечении
мероприятий по гражданской
обороне на территории
Оренбургской области
Перечень
спасательных служб гражданской обороны Оренбургской области
N |
Наименование спасательной службы гражданской обороны Оренбургской области |
Наименование органа исполнительной власти Оренбургской области, на базе которого создается спасательная служба гражданской обороны Оренбургской области |
1 |
2 |
3 |
1. |
Медицинская спасательная служба гражданской обороны Оренбургской области |
министерство здравоохранения Оренбургской области |
2. |
Противопожарная спасательная служба гражданской обороны Оренбургской области |
департамент пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области |
3. |
Инженерная спасательная служба гражданской обороны Оренбургской области |
министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области |
4. |
Коммунально-техническая спасательная служба гражданской обороны Оренбургской области |
министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области |
5. |
Автотранспортная спасательная служба гражданской обороны Оренбургской области |
министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области |
6. |
Спасательная служба гражданской обороны связи и оповещения Оренбургской области |
министерство цифрового развития и связи Оренбургской области |
7. |
Спасательная служба гражданской обороны торговли и питания Оренбургской области |
министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области |
8. |
Спасательная служба гражданской обороны защиты животных и растений Оренбургской области |
министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области |
9. |
Спасательная служба гражданской обороны снабжения горючими и смазочными материалами Оренбургской области |
министерство промышленности и энергетики Оренбургской области |
10. |
Спасательная служба гражданской обороны энергетики (энергоснабжения) Оренбургской области |
министерство промышленности и энергетики Оренбургской области |
11. |
Спасательная служба гражданской обороны защиты культурных ценностей Оренбургской области |
министерство культуры Оренбургской области |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Оренбургской области от 23 декабря 2021 г. N 1232-п "О внесении изменений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.