Постановление Правительства Забайкальского края от 23 декабря 2021 г. N 529
"О региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Забайкальского края"
В соответствии со статьей 65 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Забайкальского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Забайкальского края (далее - Положение).
Пункт 2 вступает в силу с 1 марта 2022 г.
2. Утвердить прилагаемый ключевой показатель регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Забайкальского края и его целевое значение.
Пункт 3 вступает в силу с 1 марта 2022 г.
3. Утвердить прилагаемые индикативные показатели регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Забайкальского края.
4. Утвердить прилагаемый перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Забайкальского края.
5. Признать утратившими силу постановления и отдельные положения постановлений Правительства Забайкальского края согласно прилагаемому перечню.
6. Пункты 2 и 3 настоящего постановления и пункт 60 Положения вступают в силу с 1 марта 2022 года, пункт 45 Положения вступает в силу с 1 января 2023 года.
Губернатор Забайкальского края |
А.М. Осипов |
Утверждено
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 23 декабря 2021 года N 529
Положение
о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Забайкальского края
1. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Забайкальского края (далее - экологический надзор).
Организация и осуществление экологического надзора на территории Забайкальского края регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Понятия и термины, используемые в настоящем Положении, применяются в том же значении, что и в федеральном законодательстве, устанавливающем значение этих понятий и терминов.
2. Организация и осуществление экологического надзора в отношении резидентов территории опережающего социально-экономического развития осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".
3. Предметом экологического надзора является:
соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования , содержащиеся в разрешительных документах и установленные Федеральным законом N 7-ФЗ, Федеральным законом от 23 ноября 1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Забайкальского края в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);
соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее соответственно - контролируемые лица, обязательные требования).
4. Перечень разрешительных документов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках экологического надзора:
разрешение на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, лимиты на сбросы загрязняющих веществ;
установленные нормативы допустимых выбросов, временно разрешенные выбросы, разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных);
утвержденные нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей,
разрешения на временные сбросы;
разрешения на временные выбросы;
положительное заключение государственной экологической экспертизы;
программа производственного экологического контроля;
свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду на государственный учет;
свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
согласование проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
согласование плана предупреждения и ликвидации розливов нефти и нефтепродуктов;
решение о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности;
утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;
договор водопользования;
решение о предоставлении водного объекта в пользование; согласование плана снижения сбросов в централизованные системы водоотведения.
5. Исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным на осуществление экологического надзора, является Министерство природных ресурсов Забайкальского края (далее - Министерство).
6. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление экологического надзора от имени Министерства (далее - также инспекторы), являются:
министр природных ресурсов Забайкальского края - главный государственный инспектор Забайкальского края в области охраны окружающей среды (далее - министр);
заместители министра - главные государственные инспекторы Забайкальского края в области охраны окружающей среды;
должностные лица Министерства, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по экологическому надзору, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее - КНМ).
7. Должностными лицами Министерства, уполномоченными на принятие решений о проведении КНМ, являются министр и его заместители.
8. Инспекторы при проведении КНМ в пределах своих полномочий и в объеме проведенных контрольных (надзорных) действий пользуются правами и выполняют обязанности, установленные статьей 29 Федерального закона N 248-ФЗ, статьей 65 Федерального закона N 7-ФЗ, а также соблюдают ограничения и запреты, установленные статьей 37 Федерального закона N 248-ФЗ.
9. Инспекторы несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с действующим законодательством.
10. Объектами экологического надзора (далее - объекты надзора) являются:
деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе продукция (в частности озоноразрушающие вещества и продукция, их содержащая, опасные отходы), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;
здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования;
поверхностные водные объекты и территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, расположенные на территории Забайкальского края, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору), к которым применяются обязательные требования.
11. Контролируемые лица пользуются правами и выполняют обязанности, возникающие в связи с организацией и осуществлением экологического надзора, которые установлены Федеральным законом N 248-ФЗ.
12. Министерство обеспечивает учет объектов надзора посредством ведения реестра объектов надзора (далее - реестр).
Получение сведений об объектах надзора осуществляется Министерством ежегодно до 1 сентября текущего года посредством получения информации:
из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП), запрашиваемой в рамках межведомственного взаимодействия;
в ходе ежегодного анализа регионального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - реестр объектов НВОС).
Актуализация реестра (внесение объектов надзора, либо внесение изменений об объектах надзора в реестр) осуществляется в течение 10 рабочих дней с момента получения информации из ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, окончания проведения ежегодного анализа реестра объектов НВОС соответственно.
Реестр оформляется в соответствии с формой, утверждаемой Министерством, размещенной на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
Реестр размещается на официальном сайте в течение 10 рабочих дней после его актуализации.
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении экологического надзора
13. Экологический надзор осуществляется на основе системы оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
14. Министерство для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при выборе профилактических и КНМ относит объекты надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
высокий риск;
значительный риск;
средний риск; умеренный риск;
низкий риск.
Отнесение объектов надзора к одной из категорий риска осуществляется Министерством на основе сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов надзора к категориям риска.
В случае, если объект надзора не отнесен Министерством к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
15. Объекты надзора, отнесенные в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установленными статьей 4.2 Федерального закона N 7-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", к объектам II, III и IV категории относятся к следующим категориям риска:
1) к категории среднего риска - объекты надзора, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории, а также деятельность контролируемых лиц на таких объектах;
2) к категории умеренного риска - объекты надзора, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории, а также деятельность контролируемых лиц на таких объектах;
3) к категории низкого риска - объекты надзора, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории, а также деятельность контролируемых лиц на таких объектах.
16. Объекты надзора, которые относятся в соответствии с пунктами 14 и 15 настоящего Положения к категориям среднего, умеренного, низкого риска, подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного риска соответственно в случае, если объект размещается:
1) в границах особо охраняемой природной территории регионального значения;
2) в водоохранной зоне водного объекта или его части.
17. Объекты надзора, отнесенные в соответствии с пунктами 14-16 настоящего Положения к категориям значительного риска, среднего риска, умеренного риска, низкого риска, подлежат отнесению к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течении 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта надзора к категории риска:
1) постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, контролируемым лицам за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 7.6, 8.2, 8.4, 8.6, 8.7, 8.12, 8.12.1, 8.13, 8.14, 8.21, 8.42, 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
2) обвинительный приговор, предусматривающий признание контролируемого лица виновным в совершении преступления, предусмотренного статьями 246, 247, 250, 251, 254 Уголовного кодекса Российской Федерации;
3) решение суда, предусматривающее обязанность контролируемого лица по возмещению вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, либо направленное контролируемому лицу требование о добровольном возмещении такого вреда, которое не признано недействительным.
18. Объекты надзора, отнесенные в соответствии с подпунктом 1 пункта 17 настоящего Положения к категориям высокого риска, значительного риска, среднего риска, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям значительного риска, среднего риска, умеренного риска, низкого риска соответственно после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами КНМ.
19. Объекты надзора, отнесенные в соответствии с пунктами 14-17 настоящего Положения к категориям высокого риска, значительного риска, среднего риска, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям значительного риска, среднего риска, умеренного риска, низкого риска соответственно при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта надзора к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных пунктом 17 настоящего Положения, и одновременном соблюдении требований законодательства в области охраны окружающей среды.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
20. Министерство в соответствии со статьей 44 Федерального закона N 248-ФЗ ежегодно не позднее 20 декабря предшествующего года утверждает программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и размещает ее в течение 5 рабочих дней со дня утверждения на официальном сайте.
21. При осуществлении экологического надзора Министерство проводит следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит.
22. В соответствии со статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется Министерством посредством размещения и поддержания в актуальном состоянии сведений, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ, на официальном сайте, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
23. По итогам обобщения правоприменительной практики Министерством обеспечивается подготовка ежегодного доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики.
В целях публичного обсуждения проект доклада о правоприменительной практике размещается на официальном сайте с указанием срока публичного обсуждения и указанием адреса электронной почты для направления предложений и замечаний.
По истечении срока публичного обсуждения Министерство дорабатывает проект доклада с учетом поступивших предложений и замечаний.
Доклад о правоприменительной практике до 1 марта года, следующего за отчетным, утверждается приказом министра и размещается на официальном сайте в течение 2 рабочих дней с даты его утверждения.
Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад Министерства о состоянии экологического надзора.
24. В случае наличия у Министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Министерство объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований в соответствии со статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
Контролируемое лицо после получения предостережения вправе подать в Министерство возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражение) в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения им предостережения.
Возражения направляются контролируемым лицом на бумажном носителе либо в виде электронного документа, подписанного в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ, и должно содержать следующую информацию:
сведения о контролируемом лице;
дату и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований с приложением документов, подтверждающих обоснованность своей позиции, или их заверенных копий (при необходимости), либо в согласованный срок представить их в Министерство;
способ получения ответа по итогам рассмотрения возражения;
дату направления возражения.
Возражение рассматривается Министерством в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения.
По результатам рассмотрения возражения Министерство принимает одно из следующих решений:
удовлетворяет возражение и отменяет объявленное предостережение;
отказывает в удовлетворении возражения в случае необоснованности представленных возражений.
Мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения направляется контролируемому лицу в течение 3 рабочих дней после принятия решения способом, указанным в возражении, либо почтовым отправлением или в электронном виде в зависимости от формы поданного контролируемым лицом возражения.
Результаты рассмотрения возражений на объявленные предостережения учитываются вместе с предостережениями в журнале учета предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. Соответствующие данные используются Министерством для проведения иных профилактических мероприятий и КНМ.
В целях проведения иных профилактических мероприятий и КНМ Министерство осуществляет учет объявленных предостережений.
25. Консультирование (разъяснение по вопросам, связанным с организацией и осуществлением экологического надзора) осуществляется инспектором по обращениям контролируемых лиц и их представителей без взимания платы.
Консультирование осуществляется инспектором по телефону, посредством видеоконференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, КНМ.
Консультирование в устной и письменной форме осуществляется по следующим вопросам:
соблюдение обязательных требований;
периодичность и порядок проведения КНМ;
проведение мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе КНМ;
порядок обжалования решений должностных лиц Министерства, их действий (бездействия).
Консультирование в письменной форме по указанным вопросам осуществляется в случае поступления от контролируемого лица запроса о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В случае, если в течение календарного года поступило 5 и более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений от различных контролируемых лиц и их представителей, консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте письменного разъяснения, подписанного министром либо заместителем министра, без указания в таком разъяснении сведений, отнесенных к категории ограниченного доступа.
Учет консультирований ведется в журнале учета консультирований.
26. Профилактические визиты проводятся Министерством в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования, а также в отношении объектов надзора, отнесенных к категории высокого и значительного риска.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Министерство не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
При проведении профилактического визита гражданам, организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
27. В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты надзора представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом министру (заместителям министра) для принятия решения о проведении КНМ.
28. Срок проведения профилактического визита не может превышать 1 рабочий день. По ходатайству инспектора, проводящего профилактический визит, министр (заместитель министра), может продлить срок проведения профилактического визита на срок не более 3 рабочих дней.
29. Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня в порядке, установленном пунктами 26-28 настоящего Положения.
4. Организация контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении экологического надзора
30. В соответствии с частью 2 статьи 61 Федерального закона N 248-ФЗ экологический надзор осуществляется без проведения плановых КНМ.
31. В рамках осуществления экологического надзора Министерством проводятся следующие КНМ при взаимодействии с контролируемыми лицами:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
32. В ходе инспекционного визита могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия (далее - КНД):
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
инструментальное обследование;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора.
33. В ходе рейдового осмотра могут осуществляться следующие КНД:
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование.
34. В ходе документарной проверки могут осуществляться следующие КНД:
получение письменных объяснений;
истребование документов.
35. В ходе выездной проверки могут осуществляться следующие КНД:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование.
36. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать: 50 часов для малого предприятия; 15 часов для микропредприятия.
37. При проведении инспекционного визита, рейдового осмотра и выездной проверки в рамках КНД (осмотр, опрос, отбор проб (образцов), инструментальное обследование) в случае выявления нарушений обязательных требований инспектор для фиксации доказательств нарушений обязательных требований может использовать фотосъемку, аудио- и видеозапись. При проведении документарной проверки инспектор, для фиксации доказательств нарушений обязательных требований может использовать технические средства копирования, находящиеся в распоряжении инспектора.
Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, а также технических средств копирования доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении КНМ принимается инспектором самостоятельно.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении Министерства технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи (фотоаппарат, сотовый телефон, копировальный аппарат, сканер).
При проведении фото- и видео фиксации должны соблюдаться следующие требования:
фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований;
аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения КНМ непрерывно с уведомлением контролируемого лица в начале записи и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи;
в ходе записи подробно фиксируются и указываются место и событие, имеющегося нарушения обязательных требований;
информация о проведении фото-, аудио- и видеозаписи отражается в акте КНМ с указанием типа и марки оборудования, с помощью которого проводилась фиксация;
фото-, аудио- и видеоматериалы являются приложением к акту КНМ.
38. Внеплановые КНМ, за исключением внеплановых КНМ без взаимодействия, проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
39. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Министерство информацию о невозможности присутствия при проведении КНМ в следующих случаях:
временной нетрудоспособности;
нахождения за пределами Забайкальского края (в служебной командировке, в связи с отпуском);
применения к гражданину административного или уголовного наказания, а также избрания меры пресечения в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое делает невозможным его явку.
Представленная информация должна содержать:
описание обстоятельств, влияющих на невозможность присутствия индивидуального предпринимателя, гражданина, являющихся контролируемыми лицами, при проведении КНМ;
срок, необходимый для устранения обстоятельств, препятствующих присутствию при проведении КНМ.
При представлении указанной информации проведение КНМ переносится Министерством на срок, необходимый для устранения обстоятельств, препятствующих возможности присутствия индивидуального предпринимателя, гражданина, являющихся контролируемыми лицами при проведении КНМ.
5. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
40. По окончании проведения КНМ, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в порядке, предусмотренном статьями 87-91 Федерального закона N 248-ФЗ, инспекторами составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт).
Оформление акта производится на месте проведения КНМ в день окончания проведения такого мероприятия. В случае, если по результатам проведения КНМ выявлено нарушение обязательных требований, в акте указывается, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено.
Акт КНМ, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
41. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении КНМ сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
42. В случае выявления при проведении КНМ нарушений контролируемым лицом обязательных требований инспектор после оформления акта принимает меры в соответствии с частью 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
Ознакомление с результатами контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется в порядке, установленном статьей 88 Федерального закона N 248-ФЗ.
43. В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте, контролируемое лицо вправе направить жалобу в соответствии с разделом 6 настоящего Положения.
6. Обжалование решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц
44. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления экологического надзора, имеют право на досудебное обжалование:
1) решений о проведении КНМ;
2) актов КНМ, предписаний об устранении выявленных нарушений;
3) действий (бездействия) должностных лиц Министерства в рамках КНМ.
Пункт 45 вступает в силу с 1 января 2023 г.
45. Судебное обжалование решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
46. Жалоба подается контролируемым лицом в Министерство в порядке, по форме и содержанию, которые предусмотрены статьями 40 и 41 Федерального закона N 248-ФЗ, с учетом особенностей, установленных пунктом 59 настоящего Положения в части порядка подачи жалобы, содержащей сведения и документы, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну.
Министерство при рассмотрении жалобы использует информационную систему (подсистему государственной информационной системы) досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности и обеспечивает передачу в нее сведений о ходе рассмотрения жалоб, за исключением случаев, когда рассмотрение жалобы связано со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну.
47. Рассмотрение жалобы осуществляется в следующем порядке:
1) жалоба на решение Министерства, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается министром;
2) жалоба на действия (бездействие) министра рассматривается Правительством Забайкальского края. По поручению Губернатора Забайкальского края жалоба может быть рассмотрена заместителем председателя Правительства Забайкальского края, который несет персональную ответственность по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
48. Жалоба на решение Министерства, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
49. Жалоба на предписание Министерства может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
50. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен Министерством.
51. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
52. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения Министерства.
53. Министерство в срок не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы, содержащей ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения Министерства, принимает решение:
1) о приостановлении исполнения обжалуемого решения;
2) об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения.
Информация о решении, указанном в настоящем пункте, направляется лицу, подавшему жалобу, в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения.
54. Министерство принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в сроки и в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 42 Федерального закона N 248-ФЗ.
Отказ в рассмотрении жалобы по основаниям, указанным в пунктах 3-8 части 1 статьи 42 Федерального закона N 248-ФЗ, не является результатом досудебного обжалования и не может служить основанием для судебного обжалования решений надзорного органа, действий (бездействия) его должностных лиц.
55. Жалоба подлежит рассмотрению Министерством в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
56. Министерство вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса.
Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их Министерством, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы.
57. По итогам рассмотрения жалобы, уполномоченное должностное лицо, указанное в пункте 47 настоящего Положения, принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение Министерства полностью или частично;
3) отменяет решение Министерства полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) должностных лиц Министерства незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
58. Решение, указанное в пункте 57 настоящего Положения, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) в срок не позднее 1 рабочего дня со дня его принятия.
59. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается в Министерство в сроки, установленные пунктами 48 и 49 настоящего Положения, без использования единого портала и рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 47-58 настоящего Положения, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
7. Оценка результативности и эффективности деятельности при осуществлении экологического надзора
Пункт 60 вступает в силу с 1 марта 2022 г.
60. Оценка результативности и эффективности деятельности Министерства в части осуществления экологического надзора осуществляется в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 248-ФЗ на основе ключевого показателя экологического надзора и его целевого значения, индикативных показателей экологического надзора, утвержденных настоящим постановлением.
61. Министерство ежегодно в срок до 15 марта года, следующего за отчетным, подготавливает доклад об экологическом надзоре по итогам его осуществления за отчетный год в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 года N 2041 "Об утверждении требований к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации".
Пункт 2, утвердивший настоящий Ключевой показатель, вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Утвержден
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 23 декабря 2021 года N 529
Ключевой показатель
регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Забайкальского края и его целевое значение
Ключевым показателем регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Забайкальского края является материальный ущерб, причиненный окружающей среде в результате хозяйственной деятельности, по отношению к среднегодовому размеру причиненного ущерба окружающей среде Забайкальского края в процентном соотношении.
Целевое значение ключевого показателя рассчитывается как соотношение суммы причиненного материального ущерба окружающей среде в отчетном году (ПВ), к среднегодовому размеру причиненного вреда окружающей среде Забайкальского края за прошедшие 5 лет (СВ), (КП = ПВ/СВ х 100%) и определяется ежегодным снижением ключевого показателя на 5%.
Пункт 3, утвердивший настоящие Индикативные показатели, вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Утверждены
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 23 декабря 2021 года N 529
Индикативные показатели
регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Забайкальского края и его целевое значение
Индикативные показатели, характеризующие различные аспекты контрольной (надзорной) деятельности:
1) количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий (далее - КНМ), проведенных за отчетный период;
2) количество внеплановых КНМ, проведенных на основании выявления соответствия объекта надзора параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта надзора от таких параметров, за отчетный период;
3) общее количество КНМ с взаимодействием, проведенных за отчетный период;
4) количество КНМ с взаимодействием по каждому виду контрольного (надзорного) мероприятия, проведенных за отчетный период;
5) количество КНМ, проведенных с использованием средств дистанционного взаимодействия за отчетный период;
6) количество обязательных профилактических визитов, проведенных за отчетный период;
7) количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных за отчетный период;
8) количество КНМ, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований за отчетный период;
9) количество КНМ, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях за отчетный период;
10) сумма административных штрафов, наложенных по результатам КНМ за отчетный период;
11) количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения КНМ за отчетный период;
12) количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения КНМ, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании, за отчетный период;
13) общее количество учтенных объектов надзора на конец отчетного периода;
14) количество учтенных объектов надзора, отнесенных к категориям риска, по каждой из категорий риска, на конец отчетного периода;
15) количество учтенных контролируемых лиц на конец отчетного периода;
16) количество учтенных контролируемых лиц, в отношении которых проведены КНМ за отчетный период;
17) общее количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке за отчетный период;
18) количество жалоб, в отношении которых Министерством был нарушен срок рассмотрения за отчетный период;
19) количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, по итогам рассмотрения которых принято решение о полной либо частичной отмене решения Министерства, либо о признании действий (бездействия) должностных лиц Министерства недействительными, за отчетный период;
20) количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц Министерства, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке за отчетный период;
21) количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц Министерства, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, по которым принято решение об удовлетворении заявленных требований за отчетный период;
22) количество КНМ, проведенных с грубым нарушением требований к организации и осуществлению экологического контроля (надзора) на территории Забайкальского края и результаты которых были признаны недействительными и (или) отменены, за отчетный период.
Утвержден
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 23 декабря 2021 года N 529
Перечень индикаторов
риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Забайкальского края
Индикаторами риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Забайкальского края являются:
1) поступление в Министерство природных ресурсов Забайкальского края информации о неблагоприятных метеорологических условиях на территории Забайкальского края (для контролируемых лиц, имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и обязанных проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при получении прогнозов о неблагоприятных метеорологических условиях);
2) поступление информации об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде (для контролируемых лиц, имеющих стационарные источники выбросов и передвижные источники выбросов);
3) получение от собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов информации об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах, которые могут угрожать или угрожают жизни и здоровью людей либо нанесли вред здоровью людей и (или) окружающей среде;
4) получение информации, содержащейся в обращениях (заявлениях) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, указывающей на то, что контролируемым лицом ранее представлена недостоверная информация в Министерство природных ресурсов Забайкальского края либо его подведомственные учреждения:
в ходе представления отчетности и иной информации, представление которой является обязательным в соответствии с нормативными правовыми актами;
при представлении документов для получения государственных услуг;
при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Забайкальского края от 23 декабря 2021 г. N 529 "О региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Забайкальского края"
Вступает в силу с 28 декабря 2021 г., пункты 2 и 3 постановления и пункт 60 Положения вступают в силу с 1 марта 2022 г., пункт 45 Положения вступает в силу с 1 января 2023 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 27 декабря 2021 г. N 7500202112270008
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Забайкальского края от 4 июня 2024 г. N 272
Изменения вступают в силу с 5 июня 2024 г.
Постановление Правительства Забайкальского края от 29 декабря 2022 г. N 690
Изменения вступают в силу с 4 января 2023 г., подпункт 1 пункта 1 изменений вступают в силу с 11 января 2023 г.