Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного контроля (надзора) и оценка состояния подконтрольной сферы, статистические показатели и уровень развития профилактических мероприятий за 2020 год
Объектами регионального государственного контроля (надзора) являются:
- деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования;
- результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;
- помещения, используемые контролируемыми лицами, к которым предъявляются обязательные требования.
Департаментом здравоохранения города Москвы (далее - Департамент) в соответствии с частью 2 статьи 16 и частью 5 статьи 17 Федерального закона N 248-ФЗ ведется учет объектов контроля и связанных с ними контролируемых, лиц с использованием Единого реестра лицензий Автоматизированной информационной системы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Подсистемы контрольно-надзорной деятельности Аналитической системы контрольной деятельности Главного контрольного управления города Москвы, (далее - АСКД), положение о которой утверждено постановлением Правительства Москвы от 17 декабря 2019 г. N 1714-ПП и государственной информационной системы "Цифровая платформа взаимодействия бизнеса и контрольных (надзорных) органов "Открытый контроль" (далее - ГИС "Открытый контроль").
Подконтрольная сфера (по состоянию на 1 января 2020 г.) в городе Москве насчитывала 2568 субъектов обращения лекарственных средств, осуществляющих розничную и оптовую торговлю лекарственных средств, включающих 7372 объектов, в том числе:
- 2293 субъекта обращения лекарственных средств, осуществляющих розничную торговлю лекарственных средств, включающих 7084 объекта;
- 275 субъектов обращения лекарственных средств, осуществляющих оптовую торговлю лекарственных средств, включающих 288 объектов.
В городе Москве осуществляют деятельность 16 крупных сетевых аптечных организаций, включающих от 40 и свыше 800 объектов, которые по брендовым названиям объединены в 9 групп компаний.
Всего в 2020 г. проведено 1286 контрольных мероприятий (1151 - контрольное мероприятие по распоряжению Департамента и 135 проверок, совместных с органами прокуратуры), в том числе: 1078 мероприятий по дистанционному контролю (83,8% от общего количества контрольных мероприятий - 1286), в том числе:
- 328 мероприятий по контролю без взаимодействия (30,4% от общего количества мероприятий по дистанционному контролю - 1078);
- 750 мероприятий по систематическому наблюдению (69,6% от общего количества мероприятий по дистанционному контролю - 1078);
- 208 проверок (16,2% от общего количества контрольных мероприятий - 1286), в том числе:
- 73 проверки по распоряжению Департамента (35,1% от общего количества проверок - 208);
- 135 проверок, совместных с прокуратурой (64,9% от общего количества проверок - 208).
Структура и результаты контрольных мероприятий, проведенных в 2020 г.
таблица 1
N |
Показатели |
Количество контрольных мероприятий |
Количество контрольных мероприятий, выявивших субъекты с нарушениями/ признаками нарушений |
Количество выявленных нарушений/ признаков нарушений |
|||
абс.ч |
% |
абс.ч |
% |
абс.ч |
% |
||
1. |
Проведено контрольных мероприятий, в том числе; |
1286 |
100 |
824 |
64,1 (от 1286) |
1023 |
100 |
1.1 |
Проверок, в том числе: |
208 |
16,2 (от 1286) |
164 |
78,8 (от 208) |
314 |
30,7 (от 1023) |
1.1.1. |
проверок по распоряжению Департамента |
73 |
35,1 (от 208) |
42 |
57,5 (от 73) |
87 |
27,7 (от 314) |
1.1.2 |
проверок, совместных с прокуратурой |
135 |
64,9 (от 208) |
122 |
90,4 (от 135) |
227 |
72,3 (от 314) |
1.2. |
Мероприятий по дистанционному контролю, из них: |
1078 |
83,8 (от 1286) |
660 |
61,2 (от 1078) |
709 |
69,3 (от 1023) |
1.2.1. |
мероприятий по систематическому наблюдению |
750 |
69,6 (от 1078) |
336 |
44,8 (от 750) |
357 |
50,4 (от 709) |
5.2.2. |
мероприятий по контролю без взаимодействия |
328 |
30,4 (от 1078) |
324 |
98,8 (от 328) |
352 |
49,6 (от 709) |
Анализ результатов 1286 контрольных мероприятий, проведенных в 2020 г., в сравнении с 882 контрольными мероприятиями, проведенными в 2019 г., показал следующее.
В соответствии с требованиями реформы контрольно-надзорной деятельности в структуре контрольных мероприятий в 2020 г. значительно преобладают мероприятия, не требующие взаимодействия с контролируемыми лицами и исключающие административное давление на них:
- удельный вес мероприятий по дистанционному контролю (мероприятия по систематическому наблюдению и мероприятия по контролю без взаимодействия) в 2020 г. составил 83,8% (1078 от общего количества контрольных мероприятий - 1286); в 2019 г. - 83,7% (738 от общего количества контрольных мероприятий - 882);
- удельный вес проверок в 2020 г. составил 16,2% (208 от общего количества контрольных мероприятий - 1286); в 2019 г. - 16,3% (144 от общего количества контрольных мероприятий - 882).
Удельный вес мероприятий по дистанционному контролю, в результате которых в 2020 г. выявлены контролируемые лица с нарушениями/признаками нарушения обязательных требований, составил 61,2% (660 от общего количества проведенных мероприятий по дистанционному контролю - 1078), в 2019 г. - 71,0% (524 от общего количества проведенных мероприятий по дистанционному контролю - 738).
Удельный вес проверок, в результате которых в 2020 г. выявлены контролируемые лица с нарушениями обязательных требований, составил 78,8% (164 от общего количества проверок - 208), в 2019 г. составил 52,1% (75 от общего количества проверок - 144).
Наибольшее количество нарушений/признаков нарушения обязательных требований в 2020 г. выявлялось при мероприятиях по дистанционному контролю - 69,3% (709 от общего количества выявленных признаков нарушения/нарушений - 1023); в 2019 г. - 76,3% (563 от общего количества проведенных мероприятий по дистанционному контролю - 738).
Доля контролируемых лиц, допускающих нарушения обязательных требований, остается высокой несмотря на проведение значительного объема мероприятий, направленных на профилактику таких нарушений:
- при проведении в 2020 г. 1286 контрольных мероприятий в 824 случаях выявлены нарушения/признаки нарушения обязательных требований (64,1%);
- при проведении в 2019 г. 882 контрольных мероприятий в 599 случаях выявлены нарушения/признаки нарушения обязательных требований (68,1%).
Однако следует отметить, что при увеличении в 2020 г. количества контрольных мероприятий на 404 (рост на 46%), количество случаев с выявлением нарушений/признаков нарушения обязательных требований уменьшилось на 4%.
Анализ результатов контрольных мероприятий, проведенных Департаментом в 2020 г., показал, что выявлено 1023 нарушения обязательных требований (в 2019 г. - 407), в том числе в части:
- несоблюдение требований к формированию розничных отпускных цен на лекарственные препараты - 151 (14,8% от общего количества нарушений - 1023); в 2019 г. - 39 (9,6% от общего количества нарушений - 407);
- отсутствия в аптечной организации в доступной форме информации, предусмотренной частью 3 статьи 63 Федерального закона N 61-ФЗ (далее - актуальная информация) - 735 (71,8% от общего количества нарушений - 1023); в 2019 г. - 309 (75,9% от общего количества нарушений - 407);
- несоблюдение запрета на реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, не прошедших государственную регистрацию предельных отпускных цен производителей - 5 (0,5% от общего количества нарушений - 1023); в 2019 г. - 1 (0,3% от общего количества нарушений - 407);
- несоблюдение запрета на реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, в отсутствие надлежащих протоколов согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, оформленных в соответствии с требованиями пунктов 9 и 10 правил - 132 (12,9% от общего количества нарушений - 1023), в 2019 г. - 58 (14,3% от общего количества нарушений - 407).
Анализ структуры принятых мер административного реагирования по результатам контрольных мероприятий в 2019 - 2020 годах
таблица 2
N |
Меры реагирования |
2019 г. |
2020 г. |
1. |
Предостережения |
169 |
159 |
2. |
Предписания |
75 |
42 |
3. |
Протоколы об административном правонарушении |
251 |
255 |
4. |
Количество дел об административных правонарушениях |
248 |
298 |
5. |
Предупреждения |
114 (46,0% от 248) |
165 (55,4% от 298) |
6. |
Постановление о прекращении производства по административному делу |
3 |
1 |
7. |
Постановления о назначении штрафов |
131 (52,8% от 248) |
132 (44,4% от 298) |
8. |
Сумма назначенных штрафов (руб.) |
9 294 051,72 |
8 079 395,66 |
Анализ структуры принятых мер административного реагирования по результатам всех контрольных мероприятий показал, что в 2020 г. в сравнении с 2019 г. и, в соответствии с требованиями реформы контрольно-надзорной деятельности, преобладают меры профилактического характера, исключающие финансовое давление на малый бизнес:
- удельный вес вынесенных предупреждений в 2020 г. составил 55,4% (165 от общего количества административных наказаний - 298); рост на 9,4% по сравнению с 2019 г. (46,0%) (114 от общего количества административных наказаний - 248), количество вынесенных предупреждений в 2020 г. увеличилось на 44,7% по сравнению с 2019 г.;
- удельный вес постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа в 2020 г. составил 44,4% (132 - от общего количества постановлений об административных правонарушениях - 298); снижение на 8,5% по сравнению с 2019 г. (52,8%) (131 - от общего количества постановлений об административных правонарушениях - 248), количество вынесенных постановлений в 2020 г. увеличилось на 0,7% по сравнению с 2019 г.;
- сумма назначенных штрафов в 2020 г. уменьшилась на 13,1% по сравнению с 2019 г.;
- количество выданных протоколов об административном правонарушении в 2020 г. (255) увеличилось на 2,6% по сравнению с 2019 г. (251).
Помимо осуществления контрольных мероприятий Департаментом проводится рассмотрение обращений физических и юридических лиц по вопросам применения цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, в том числе поступающие в Справочную службу и на портал "Наш город".
Всего в 2020 г. поступило и рассмотрено 5522 обращений (в 2019 г. - 798), в том числе:
- на портал "Наш город" - 18 или 0,3% от общего количества обращений - 5522 (в 2019 г. - 143, или 17,9% от общего количества обращений - 798);
- через органы исполнительной власти (далее - ОИВ) и правоохранительные органы - 4914 или 89% от общего количества обращений - 5522 (в 2019 г. - 169, или 21,2% от общего количества обращений - 798);
- в Справочную службу - 590 или 10,7% от общего количества обращений - 5522 (в 2019 г. - 486, или 60,9% от общего количества обращений - 798).
Рост количества обращений в 2020 г. на 592% по сравнению с 2019 г. связан с увеличением количества обращений по вопросам, связанным с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19. Количество обращений по вопросам применения цен на ЖНВЛП возросло на 26,3% по сравнению с 2019 г. (в 2020 г. - 528, в 2019 г. - 418), но удельный вес в структуре тематики обращений значительно снизился: в 2020 г. - 9,6% (528 от общего количества обращений - 5522); в 2019 г. - 51,6% (412 от общего количества обращений - 798).
Всего по результатам проведенных контрольных мероприятий, подтвердивших факты нарушения обязательных требований, обоснованными в 2020 г. являлись 6 обращений (0,1% от общего количества поступивших обращений - 5522, или 2,1% от количества обращений, поступивших по вопросам применения цен на ЖНВЛП - 528).
В 2019 г. обоснованными являлись 25 обращений (3,13% от общего количества поступивших обращений 798, или 6% от количества обращений, поступивших по вопросам применения цен на ЖНВЛП - 418).
Проведенный анализ исполнения Программы профилактики нарушений обязательных требований, проверка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, на 2020 - 2022 годы за 2020 г. (далее - Программа профилактики за 2020 г.) показал, что все мероприятия Программы профилактики за 2020 г. исполнены в полном объеме (на 100%).
Анализ количественных (индикативных) показателей оценки результатов реализации Программы профилактики за 2020 г. по сравнению с 2019 г. показал следующее:
- количество проведенных профилактических мероприятий в 2020 г. увеличилось на 1% (в 2020 г. - проведено 1154 мероприятия; в 2019 г. - 1143 мероприятия);
- доля контролируемых лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия в 2020 г., не изменилась по сравнению с 2019 г. - 45%;
- количество профилактических мероприятий, проведенных с привлечением экспертов, в 2020 г. увеличилось на 1% (в 2020 г. - 899 мероприятий; в 2019 г. - 892 мероприятия).
Анализ качественных показателей оценки результатов реализации Программы профилактики за 2020 г. по сравнению с 2019 г. показал следующее:
- удельный вес количества контрольных мероприятий в общей структуре проведенных мероприятий (контрольных и профилактических) увеличился на 6,3% (в 2020 г. - 49,9%; в 2019 г. - 43,6%), увеличение произошло за счет роста количества дистанционных контрольных мероприятий по анализу информации о ценах, размещенной контролируемыми лицами на сайтах, в условиях перевода сотрудников на дистанционную работу в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (в 2020 г. - 294; в 2019 г. - 188);
- уменьшился на 13,4% в 2020 г. (54,5%) удельный вес количества контрольных мероприятий с выявленными нарушениями обязательных требований по сравнению с 2019 г. (67,9%), несмотря на увеличение количества контрольных мероприятий в 2020 г. по сравнению с 2019 г. (в 2020 г. - 1151; в 2019 г. - 882) за счет увеличения количества мероприятий по дистанционному контролю (в 2020 г. - 1078; в 2019 г. - 738).
Оценка результатов социологических исследований (анкетирования) осуществлялась по 5 бальной системе оценки путем определения среднего значения балла, который в 2020 г. составил 4,88.
Средний показатель эффективности и результативности мероприятий Программы профилактики за 2020 г. равен 99,3.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.