Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
постановлением Правительства
Алтайского края
от 27.12.2021 N 492
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - "региональный государственный контроль (надзор)").
2. Предметом регионального государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Алтайского края в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - "обязательные требования"), касающихся:
режима особо охраняемой природной территории;
особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
режима охранных зон особо охраняемых природных территорий.
Под контролируемыми лицами в целях настоящего Положения понимаются граждане, индивидуальные предприниматели и организации, деятельность, действия или результаты деятельности которых подлежат региональному государственному контролю (надзору).
3. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется:
краевым государственным бюджетным учреждением "Алтайприрода" (далее - "учреждение") - в отношении управляемых им особо охраняемых природных территорий регионального значения Алтайского края и их охранных зон;
Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее - "Министерство") - на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах их охранных зон, которые не находятся под управлением учреждения.
4. К объектам регионального государственного контроля (надзора) относятся:
а) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
б) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (далее - "производственные объекты").
5. Должностными лицами Министерства, уполномоченными принимать решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
министр природных ресурсов и экологии Алтайского края - главный государственный инспектор в области охраны окружающей среды Алтайского края;
заместитель министра природных ресурсов и экологии Алтайского края, начальник управления природных ресурсов и нормирования - заместитель главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Алтайского края.
От имени Министерства региональный государственный контроль (надзор) вправе осуществлять:
министр природных ресурсов и экологии Алтайского края - главный государственный инспектор в области охраны окружающей среды Алтайского края;
заместитель министра природных ресурсов и экологии Алтайского края, начальник управления природных ресурсов и нормирования - заместитель главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Алтайского края;
заместитель начальника управления природных ресурсов и нормирования Министерства, начальники отделов, заместители начальников отделов, государственные гражданские служащие Алтайского края категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей, ведающие вопросами государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, - государственные инспекторы в области охраны окружающей среды Алтайского края.
6. Должностным лицом учреждения, управляющего особо охраняемыми природными территориями регионального значения, уполномоченным принимать решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, является руководитель учреждения (его заместитель).
От имени учреждения региональный государственный контроль (надзор) вправе осуществлять:
руководитель учреждения (его заместитель);
должностные лица учреждения, в должностные обязанности которых в соответствии с должностной инструкцией входит осуществление полномочий регионального государственного контроля (надзора), в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
7. Должностные лица, указанные в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, в объеме проводимых контрольных (надзорных) мероприятий наряду с правами, установленными Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и пунктами 3, 4 статьи 33, пунктами 4, 5 статьи 34 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", в пределах установленной компетенции имеют иные права, предусмотренные действующим законодательством для должностных лиц, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор).
8. Должностные лица, указанные в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, наряду с решениями, принимаемыми в процессе и по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, установленных Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий принимают решения, предусмотренные пунктом 4 статьи 33 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
9. В целях настоящего Положения под орудиями незаконного природопользования понимаются предметы, используемые для добывания, вылова, заготовки, и уничтожения объектов животного и растительного мира, водных биологических ресурсов или для иных способов незаконного природопользования, под продукцией незаконного природопользования понимаются животные, водные биологические ресурсы, растения, грибы, палеонтологические объекты, минералы, иные природные объекты, добытые (заготовленные) в ходе правонарушения, а также их части и полученная из них продукция.
10. Учет объектов регионального государственного контроля (надзора) осуществляется при ведении государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения.
11. Министерство и учреждение, осуществляющие контроль (надзор) в отношении управляемых ими особо охраняемых природных территорий регионального значения и их охранных зон (далее - "контрольные (надзорные) органы"), для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении плановых контрольных (надзорных) мероприятий относят объекты регионального государственного контроля (надзора) к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - "категории риска"):
а) средний риск;
б) умеренный риск;
в) низкий риск.
12. Объекты регионального государственного контроля (надзора) относятся к следующим категориям риска:
а) категория среднего риска - деятельность граждан и организаций в границах государственных природных заказников и природных парков;
б) категория умеренного риска - деятельность граждан и организаций в границах:
охранных зон природных парков;
памятников природы;
в) категория низкого риска - деятельность граждан и организаций в границах охранных зон памятников природы.
13. Объекты регионального государственного контроля (надзора), подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 11 настоящего Положения к категориям умеренного риска и низкого риска, относятся к категориям среднего риска, умеренного риска соответственно, в случае если такой объект размещается в водоохранной зоне водного объекта высшей категории рыбохозяйственного значения.
14. Объекты регионального государственного контроля (надзора), отнесенные в соответствии с пунктами 11 и 12 настоящего Положения к категориям умеренного риска, низкого риска, подлежат отнесению к категориям среднего риска, умеренного риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта государственного контроля (надзора) к категории риска:
а) постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю, гражданину за совершение на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 23.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностными лицами контрольного (надзорного) органа или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами контрольного (надзорного) органа;
б) обвинительный приговор, предусматривающий признание должностного лица организации, индивидуального предпринимателя или гражданина виновным в совершении преступления, предусмотренного статьями 250-252, 254-262 Уголовного кодекса Российской Федерации.
15. Объекты регионального государственного контроля (надзора), отнесенные в соответствии с подпунктом "а" пункта 14 настоящего Положения к категориям среднего риска, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям умеренного риска, низкого риска соответственно после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами контрольного (надзорного) мероприятия.
16. Объекты государственного контроля (надзора), отнесенные в соответствии с пунктами 11 и 12 настоящего Положения к категориям среднего риска, умеренного риска, низкого риска подлежат отнесению к категориям умеренного риска, низкого риска соответственно при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных пунктом 14 настоящего Положения, и одновременном соблюдении требований законодательства об особо охраняемых природных территориях и в области охраны окружающей среды.
17. В рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
18. Информирование
Контрольный (надзорный) орган осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
19. Обобщение правоприменительной практики.
Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа, готовится контрольными (надзорными) органами с периодичностью не реже одного раза в год. Такой доклад утверждается и размещается на официальном сайте надзорных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
20. Объявление предостережения.
При наличии у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований, а также о непосредственных нарушениях обязательных требований, если указанные сведения не соответствуют утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
Контрольные (надзорные) органы осуществляют учет объявленных ими предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и используют соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения не позднее 30 дней со дня получения им предостережения. Возражение в отношении предостережения рассматривается контрольным (надзорным) органом в течение 30 дней со дня его получения. Контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.
21. Консультирование.
Консультирование осуществляется должностными лицами контрольного (надзорного) органа по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. Консультирование на личном приеме осуществляется еженедельно в сроки, определенные руководителями контрольных (надзорных) органов.
Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
Консультирование (в том числе в письменной форме) осуществляется по вопросам соблюдения обязательных требований в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий.
В случае если контролируемым лицом представлен письменный запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования, консультирование осуществляется контрольным (надзорным) органом в письменной форме.
При консультировании в письменной форме должны соблюдаться требования, установленные Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В случае поступления 10 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальных сайтах контрольных (надзорных) органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом надзорного органа.
22. Профилактический визит.
Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования. Контрольный (надзорный) орган обязан предложить проведение профилактического визита указанным лицам не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
Обязательный профилактический визит проводится в течение одного рабочего дня.
В ходе профилактического визита инспектором может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном статьей 50 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
В ходе профилактического визита инспектором может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля (надзора) к категориям риска.
Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля (надзора) представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо, проводящее профилактический визит, незамедлительно направляет информацию об этом министру природных ресурсов и экологии Алтайского края (заместителю министра), руководителю учреждения, которые являются уполномоченными на принятие решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, для принятия решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
23. В рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) документарная проверка;
в) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
г) выездное обследование.
Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
24. Инспекционный визит.
Под инспекционным визитом в целях настоящего Положения понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) инструментальное обследование;
д) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день.
25. Документарная проверка.
Под документарной проверкой в целях настоящего Положения понимается контрольное (надзорное) мероприятие, которое проводится по месту нахождения контрольного (надзорного) органа и предметом которого являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений контрольного (надзорного) органа.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов;
3) экспертиза.
Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
26. Наблюдение за соблюдением обязательных требований.
Под наблюдением за соблюдением обязательных требований (мониторингом безопасности) в целях настоящего Положения понимается сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных, а также данных, полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, контрольным (надзорным) органом могут быть приняты следующие решения:
1) решение об объявлении предостережения;
2) решение о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
27. Выездное обследование.
Под выездным обследованием в целях настоящего Положения понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.
Выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом.
28. Для фиксации должностным лицом, указанным в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований (в случае нарушения режима особо охраняемой природной территории, особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, режима охранных зон особо охраняемых природных территорий) используются фотосъемка и (или) аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Информация о технических средствах, использованных при фотосъемке, аудио- и видеозаписи, иных способах фиксации доказательств указывается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Должностные лица, указанные в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, имеют право пользоваться средствами аудио- и видеозаписи, фотоаппаратами, осуществлять аудиозапись, фото- и видеосъемку, кроме объектов и документов, отнесенных к государственной и иной охраняемой законом тайне.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи.
Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований. Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно (с уведомлением в начале записи и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи). В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия. Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации.
Если в ходе контрольных (надзорных) мероприятий осуществлялись фотосъемка, аудио- и (или) видеозапись или иные способы фиксации доказательств, то об этом делается отметка в акте контрольного (надзорного) мероприятия. В этом случае материалы фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи прилагаются к материалам контрольного (надзорного) мероприятия.
29. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были нарушены в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора), имеют право на досудебное обжалование:
а) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
б) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
в) действий (бездействия) должностных лиц Министерства в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
30. Жалоба на решение Министерства, действия (бездействие) его должностных лиц, действия (бездействие) руководителя учреждения при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) рассматривается министром природных ресурсов и экологии Алтайского края (заместителем министра).
31. Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц учреждения рассматривается руководителем учреждения.
32. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченными на рассмотрение жалобы должностными лицами, указанными в пунктах 30 и 31 настоящего Положения, в срок не более 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, связанных с необходимостью исследования значительных по объему материалов, запроса материалов в других органах и организациях, указанный срок может быть продлен уполномоченным на рассмотрение жалобы органом (руководителем учреждения), но не более чем на 20 рабочих дней.
33. Срок подачи жалобы, форма и содержание жалобы, основания для отказа в рассмотрении жалобы и порядок рассмотрения жалобы установлены статьями 40-43 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Алтайского края от 27 декабря 2021 г. N 492 "Об утверждении Положения о региональном государственном... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.