Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 27 декабря 2021 года N 619-п
Порядок
осуществления анализа финансового состояния принципала, проверки достаточности, надежности и ликвидности обеспечения при предоставлении государственной гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, определения минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в зависимости от степени удовлетворительности финансового состояния принципала, мониторинга финансового состояния принципала, контроля за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения после предоставления государственной гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Порядок)
I. Общие положения
1. Порядок разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 115.2, пунктом 4 статьи 115.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 июля 2021 года N 59-оз "О предоставлении государственных гарантий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и устанавливает правила осуществления анализа финансового состояния принципала, проверки достаточности, надежности и ликвидности обеспечения при предоставлении государственной гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, определения минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также мониторинга финансового состояния принципала, контроля за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения после предоставления государственной гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
II. Методика осуществления анализа финансового состояния принципала
2. Анализ финансового состояния принципала проводится на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом в случае отсутствия в бухгалтерской (финансовой) отчетности принципала сведений, необходимых для расчета показателя, указанного в подпункте "ж" пункта 5 Порядка, расчет указанного показателя осуществляется на основании сведений, дополнительно представляемых принципалом по запросу Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
3. Период, за который проводится анализ финансового состояния принципала (далее - анализируемый период), включает в себя:
а) последний отчетный период текущего года (последний отчетный период);
б) предыдущий финансовый год (2-й отчетный период);
в) год, предшествующий предыдущему финансовому году (1-й отчетный период).
4. В случае если составление промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности принципала в соответствии с законодательством Российской Федерации не предусмотрено, анализируемым периодом являются последние 3 финансовых года, являющихся в этом случае соответственно 1-м, 2-м и последним отчетными периодами.
В случае отсутствия по объективным причинам в бухгалтерской (финансовой) отчетности принципала данных за 1-й и (или) 2-й отчетные периоды (например, вследствие создания принципала в текущем или предыдущем финансовом году) анализ финансового состояния принципала осуществляется на основании данных 2-го и (или) последнего отчетных периодов соответственно, являющихся в этом случае анализируемым периодом.
5. При проведении анализа финансового состояния принципала рассматриваются следующие показатели:
а) стоимость чистых активов принципала (К1);
б) коэффициент покрытия основных средств собственными средствами (К2);
в) коэффициент покрытия основных средств собственными и долгосрочными заемными средствами (К3);
г) коэффициент текущей ликвидности (К4);
д) рентабельность продаж (К5);
е) норма чистой прибыли (К6);
ж) отношение суммы заемных средств (с учетом суммы кредитов (облигационных займов), привлекаемых принципалом под государственные гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры), и выданного принципалом обеспечения обязательств и платежей к собственным средствам (К7);
з) отношение срока (периода) окупаемости всех заемных средств, привлекаемых в целях реализации инвестиционного проекта, к сроку кредита (облигационного займа) (К8).
6. В целях анализа финансового состояния принципала стоимость чистых активов принципала (К1) по состоянию на конец каждого отчетного периода определяется по данным раздела 3 отчета об изменении капитала либо, если представление указанного отчета в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности не предусмотрено, по данным бухгалтерского баланса по формуле:
К1 = совокупные активы (код строки бухгалтерского
баланса 1600) - долгосрочные обязательства (код строки
бухгалтерского баланса 1400) - краткосрочные обязательства
(код строки бухгалтерского баланса 1500) + доходы будущих
периодов (код строки бухгалтерского баланса 1530).
7. Финансовое состояние принципала признается неудовлетворительным (при этом дальнейший расчет показателей К2, К3, К4, К5, К6, К7 и К8 не осуществляется) в следующих случаях:
а) по состоянию на конец 1-го и 2-го отчетных периодов стоимость чистых активов принципала составляла величину менее его уставного капитала и на конец последнего отчетного периода принципал не увеличил стоимость чистых активов до размера уставного капитала либо не уменьшил уставный капитал до величины чистых активов;
б) по состоянию на конец последнего отчетного периода стоимость чистых активов принципала меньше определенного законом минимального размера уставного капитала.
8. При удовлетворительном результате анализа величины чистых активов принципала, проведенного в соответствии с пунктом 7 Порядка, расчет показателей К2, К3, К4, К5, К6, К7 и К8 проводится в соответствии с приложением 1 к Порядку.
Показатели К2, К3, К4, К5 и К6 рассчитываются для каждого отчетного периода.
Показатели К5 и К6 также рассчитываются для всего анализируемого периода в целом. При этом показатели К5 и К6 не рассчитываются, если на момент проведения анализа финансового состояния с даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о создании принципала прошло менее 1 года.
Показатель К7 рассчитывается на конец последнего отчетного периода.
При расчете показателя К8 используются значения срока (периода) окупаемости всех заемных средств, привлекаемых в целях реализации инвестиционного проекта, и срока кредита (облигационного займа), привлекаемого принципалом под государственную гарантию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, определенные органом, осуществляющим отбор инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и отдельно указываемые в его решении.
Величина собственных средств принципала, используемая в расчете показателей К2, К3 и К7, рассчитывается по формуле:
собственные средства принципала =
собственный капитал (код строки бухгалтерского баланса
1300) + доходы будущих периодов (код строки бухгалтерского
баланса 1530).
9. Оценка расчетных значений показателей заключается в их соотнесении со следующими допустимыми значениями (при этом расчетные значения коэффициентов К2, К3, К4, К5, К6, К7 и К8 округляются до третьего знака после запятой):
Показатель |
Допустимое значение |
К2 |
больше или равно 0,5 |
К3 |
больше или равно 1 |
К4 |
больше или равно 1 |
К5 |
больше или равно 0 |
К6 |
больше или равно 0 |
К7 |
меньше или равно 5 |
К8 |
меньше или равно 1 |
10. Вывод об удовлетворительном значении показателей К2, К3, К4, К5 и К6 в анализируемом периоде делается, если их расчетные значения в отчетных периодах имели допустимое значение на протяжении большей части анализируемого периода (для показателей К2, К3 и К4 при этом используются средние за отчетный период значения, определяемые в соответствии с приложением 1 к Порядку).
Вывод об удовлетворительном значении показателей К5 и К6 в анализируемом периоде делается также в случае, если их значения, рассчитанные для всего анализируемого периода, имеют допустимые значения.
Вывод об удовлетворительном значении показателей К7 и К8 делается при их соответствии допустимым значениям.
11. Финансовое состояние принципала признается удовлетворительным в случае удовлетворительного результата анализа величины чистых активов принципала, проведенного в соответствии с пунктом 6 Порядка, при условии, что в отношении каждого из показателей К2, К3, К4, К5 и К6 в соответствии с пунктами 8-10 Порядка сделан вывод о его удовлетворительном значении в анализируемом периоде и значения каждого из показателей К7 и К8 являются удовлетворительными.
В иных случаях финансовое состояние принципала признается неудовлетворительным.
12. По результатам анализа финансового состояния принципала оформляется заключение согласно приложению 2 к Порядку.
III. Порядок проведения проверки достаточности, надежности и ликвидности обеспечения при предоставлении государственной гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
13. Способами обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу могут быть банковские гарантии и поручительства юридических лиц, государственные (муниципальные) гарантии, залог имущества.
14. Обеспечение исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу должно иметь достаточно высокую степень надежности (ликвидности), а также соответствовать требованиям, установленным абзацами третьим - шестым пункта 3 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
15. Оценка надежности банковской гарантии, поручительства осуществляется Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 апреля 2020 года N 130-п "О порядке оценки надежности банковской гарантии, поручительства, предоставляемых в обеспечение исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
16. Оценка рыночной стоимости (с выводами о ликвидности) имущества, передаваемого в залог, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
IV. Порядок определения минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в зависимости от степени удовлетворительности финансового состояния принципала
17. Минимальный объем (сумма) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры составляет:
80 процентов предельной суммы государственной гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - для группы принципалов с высокой степенью удовлетворительности финансового состояния;
90 процентов предельной суммы государственной гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - для группы принципалов со средней степенью удовлетворительности финансового состояния;
100 процентов предельной суммы государственной гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - для группы принципалов с низкой степенью удовлетворительности финансового состояния.
18. Размер обеспечения должен покрывать размер предоставленной государственной гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не ниже указанного минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала, установленного пунктом 17 Порядка.
19. В случае если по результатам анализа финансовое состояние принципала признано удовлетворительным, значения каждого из указанных в приложении 3 к Порядку показателей финансового состояния принципала, сопоставляются с интервалами значений показателей финансового состояния принципала (группы A, B, C), указанными в приложении 3 к Порядку.
20. К группе принципалов с низкой степенью удовлетворительности финансового состояния относятся принципалы, значение хотя бы одного показателя финансового состояния которых в соответствии с пунктом 19 Порядка отнесено к группе C.
К группе принципалов со средней степенью удовлетворительности финансового состояния относятся принципалы, значение хотя бы одного показателя финансового состояния которых в соответствии с пунктом 19 Порядка отнесено к группе B и ни одно из значений не отнесено к группе C.
К группе принципалов с высокой степенью удовлетворительности финансового состояния относятся принципалы, значения всех показателей финансового состояния которых в соответствии с пунктом 19 Порядка отнесены к группе A.
21. По результатам определения группы принципала по степени удовлетворительности финансового состояния и минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оформляется заключение согласно приложению 4 к Порядку.
V. Мониторинг финансового состояния принципала и контроль за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения после предоставления государственной гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
22. Мониторинг финансового состояния принципала после предоставления государственной гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - мониторинг) осуществляется ежегодно до полного исполнения обязательств, путем проведения анализа текущего финансового состояния принципала.
23. Мониторинг в год выдачи государственной гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не проводится.
24. Мониторинг осуществляется Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 30 календарных дней со дня поступления от принципала в Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры документов и информации, указанных в приложении 6 к Порядку.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка: приложение 6 к Порядку отсутствует
25. Документы и информацию, указанные в пункте 24 Порядка, принципал представляет в Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сроки, установленные договором о предоставлении государственной гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
26. В ходе проведения мониторинга осуществляется анализ и определение текущего финансового состояния принципала в соответствии со вторым разделом Порядка.
27. Для определения динамики финансового состояния принципала результаты проведенного анализа о текущем финансовом состоянии принципала подлежат сравнению с результатами ранее осуществленного мониторинга или результатами заключения о финансовом состоянии принципала при предоставлении государственной гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
28. По результатам мониторинга Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры составляется заключение о финансовом состоянии принципала, в котором отражается текущий уровень финансового состояния принципала и его динамика.
29. При ухудшении финансового состояния принципала Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 3 календарных дней со дня составления заключения о финансовом состоянии принципала направляется требование принципалу об увеличении объема обеспечения в размере, предусмотренном в пункте 17 Порядка.
30. При улучшении финансового состояния принципала Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 3 календарных дней со дня составления заключения о финансовом состоянии принципала направляется уведомление принципалу об уменьшении объема обеспечения в размере, предусмотренном в пункте 17 настоящего Порядка.
31. Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществляет контроль за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения исполнения обязательств принципала после предоставления государственной гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (за исключением осуществления контроля за рыночной стоимостью имущества, предоставленного в качестве обеспечения исполнения обязательств принципала) не реже 1 раза в год, но не более 2 раз в указанный период на основании документов, перечень которых установлен приложением 5 к Порядку (далее - контроль обеспечения).
32. Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществляет контроль за рыночной стоимостью имущества, предоставленного в качестве обеспечения исполнения обязательств принципала после предоставления государственной гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, не реже 1 раза в год, но не более 2 раз в указанный период на основании документов, перечень которых установлен приложением 5 к Порядку.
33. Документы, указанные в пункте 31 Порядка, представляются принципалом в Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не реже 1 раза в год в сроки, установленные договором предоставления государственной гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в случае необходимости вправе досрочно запросить у принципала вышеуказанные документы.
34. Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 30 календарных дней со дня поступления документов, указанных в пункте 31 Порядка, осуществляет контроль и по итогам составляет положительное или отрицательное заключение о достаточности, надежности и ликвидности предоставленного обеспечения после предоставления государственной гарантии.
35. Положительное заключение о достаточности, надежности и ликвидности предоставленного обеспечения исполнения обязательств принципалом после предоставления государственной гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры составляется при соблюдении следующих условий в зависимости от способа обеспечения:
1) соответствие действующей оценочной стоимости обеспечения установленному объему обеспечения;
2) отсутствие факта снижения оценочной и ликвидационной стоимости имущества ниже уровня установленной залоговой стоимости;
4) выполнение требований, установленных абзацами третьим - шестым пункта 3 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
5) удовлетворительное финансовое состояние поручителя юридического лица.
36. Несоблюдение условий, указанных в пункте 35 Порядка, является основанием для составления Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отрицательного заключения о достаточности, надежности и ликвидности предоставленного обеспечения исполнения обязательств принципалом после предоставления государственной гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
37. Отрицательное заключение о достаточности, надежности и ликвидности предоставленного обеспечения исполнения обязательств принципалом после предоставления государственной гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не позднее 10 рабочих дней с даты составления направляется принципалу с требованием о необходимости осуществления замены обеспечения (полной или частичной) либо предоставления дополнительного обеспечения в целях приведения в соответствие состава и общего размера (стоимости) обеспечения.
38. При выявлении недостаточности предоставленного обеспечения или иного несоответствия предоставленного обеспечения требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и Порядком (в том числе в случае ухудшения финансового состояния принципала, юридического лица, предоставившего в обеспечение банковскую гарантию или поручительство, уменьшения рыночной стоимости предмета залога), принципал обязан в срок не позднее 40 календарных дней со дня получения соответствующего требования Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обеспечить замену обеспечения (полную или частичную) либо предоставление дополнительного обеспечения в целях приведения в соответствие состава и общего размера (стоимости) обеспечения.
39. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения принципалом указанной обязанности принципал несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, договором о предоставлении государственной гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
40. Неисполнение принципалом указанной обязанности приравнивается неисполнению денежных обязательств перед Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой и влечет правовые последствия, предусмотренные абзацем вторым пункта 1 статьи 93.2, абзацем четвертым пункта 1.1 статьи 115.2, пунктом 17 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации для лиц, имеющих просроченную (неурегулированную) задолженность по денежным обязательствам перед Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.