Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Совета министров
Республики Крым
от 28 декабря 2021 года N 845
Положение
о региональном государственном строительном надзоре на территории Республики Крым
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о региональном государственном строительном надзоре на территории Республики Крым (далее - Положение) устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Республики Крым (далее - государственный надзор).
1.2. К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного строительного надзора, организацией и проведением профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов государственного контроля (надзора) (далее - объект контроля) применяются положения Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
1.3. Государственный надзор осуществляет Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым (далее - Министерство).
Региональный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов, расположенных одновременно на территории Республики Крым и территории иных субъектов Российской Федерации, в том числе если реконструкция такого объекта осуществляется только на территории Республики Крым, осуществляемый в случаях, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, проводится Министерством, если исполнительной органом государственной власти Республики Крым или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением проведена государственная экспертиза проектной документации соответствующего объекта капитального строительства.
1.4. Объектами государственного надзора являются:
а) деятельность, действия (бездействие) застройщика, технического заказчика и лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (далее - контролируемые лица), по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 11 статьи 54 ГрК РФ, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 ГрК РФ;
б) объекты капитального строительства, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и которые указаны в части 11 статьи 54 ГрК РФ, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 ГрК РФ.
1.5. Учет объектов контроля осуществляет Министерство в соответствии с настоящим Положением, используя:
реестр строящихся, реконструируемых объектов капитального строительства, размещенный на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет");
Государственную информационную систему "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" (далее - ТОР КНД);
иные федеральные или региональные информационные системы, в том числе межведомственное информационное взаимодействие.
1.6. Предметом государственного надзора в отношении объектов, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, является соблюдение требований, установленных частью 3 статьи 54 ГрК РФ.
Предметом государственного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ, является проверка соблюдения требований, установленных частью 4 статьи 54 ГрК РФ.
1.7. Государственный надзор осуществляется посредством проведения:
профилактических мероприятий;
контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом;
контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемым лицом.
1.8. Должностными лицами Министерства, уполномоченными на осуществление государственного надзора, являются:
- министр жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым (далее - министр);
- первый заместитель, заместитель министра, к компетенции которых относится деятельность, связанная с осуществлением государственного надзора;
- начальник управления, заместитель начальника управления, к полномочиям которых относится осуществление государственного надзора, заведующий отделом Министерства, к полномочиям которого относится осуществление государственного надзора, главный консультант, главный специалист, ведущий специалист, специалист 1 категории Министерства, к полномочиям которых относится осуществление государственного надзора (далее - инспекторы).
1.9. Должностными лицами Министерства, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
- министр;
- первый заместитель, заместитель министра, к компетенции которых относится деятельность, связанная с осуществлением государственного надзора.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного надзора
2.1. Государственный надзор осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Риск-ориентированный подход применяется только в части установления индикаторов риска, категории риска не устанавливаются.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям утверждается приказом Министерства ежегодно в соответствии с Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990, не позднее 20 декабря года, предшествующего году проведения профилактических мероприятий, и размещается на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" в течение 5 дней со дня ее утверждения.
3.2. Министерством при осуществлении государственного надзора проводятся следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
профилактический визит;
консультирование.
3.3. Информирование контролируемых лиц осуществляют инспекторы посредством размещения сведений, предусмотренных статьей 21, частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ (далее - сведения), на официальном сайте Министерства в сети "Интернет", в средствах массовой информации, федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) через региональный портал государственных и муниципальных услуг и в иных формах.
Министерство размещает и поддерживает в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети "Интернет" информацию, предусмотренную частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
Размещенные сведения ответственные лица поддерживают в актуальном состоянии и обновляют в срок не позднее 5 рабочих дней с даты их изменения.
3.4. Обобщение правоприменительной практики организации и проведения государственного надзора осуществляется один раз в год.
По итогам обобщения правоприменительной практики Министерством готовится проект доклада, который не позднее 15 марта текущего года размещается на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" для проведения публичных обсуждений проекта доклада.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом министра не позднее 20 апреля года, следующего за отчетным.
Утвержденный доклад размещается на официальном сайте Министерства в течение 3 рабочих дней со дня его утверждения.
Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад Министерства о состоянии государственного надзора.
3.5. Объявление предостережения осуществляется в соответствии со статьёй 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
В случае наличия у Министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Министерство объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения указанных сведений, и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Объявленное предостережение Министерство размещает в момент вынесения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий и в течение 3 рабочих дней с даты объявления направляет в адрес контролируемого лица через единый портал государственных и муниципальных услуг и (или) через региональный портал государственных и муниципальных услуг, а также по адресу электронной почты или почтовым отправлением (в случае направления на бумажном носителе).
Инспектор регистрирует предостережение в журнале учета объявленных предостережений с присвоением регистрационного номера.
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения подать в Министерство на бумажном носителе почтовым отправлением, в виде электронного документа на адрес электронной почты, указанный в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований, или иными указанными в таком предостережении способами в течение 15 рабочих дней со дня получения такого предостережения возражение в произвольной форме, включив в него следующую информацию:
наименование юридического лица, фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, являющихся контролируемыми лицами;
идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя, являющихся контролируемыми лицами;
дату и номер полученного предостережения;
обоснование позиции, возражения в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
желаемый способ получения ответа по итогам рассмотрения возражения;
дату направления возражения.
Возражение рассматривается Министерством в срок, не превышающий 30 календарных дней с даты его получения.
По итогам рассмотрения возражения Министерство принимает одно из следующих решений:
в случае признания доводов контролируемого лица состоятельными - о недействительности направленного предостережения с соответствующей отметкой в журнале учета объявленных предостережений, о чем уведомляет его в срок не позднее 3 рабочих дней с даты принятия такого решения;
в случае признания доводов контролируемого лица несостоятельными - об оставлении возражения без удовлетворения, о чем уведомляет его в срок не позднее 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
3.6. Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется инспектором по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия.
Консультирование, в том числе письменное, осуществляется по следующим вопросам:
организация и осуществление государственного надзора;
основания и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий, установленных Положением;
обязательные требования;
исполнение обязательных требований;
порядок выполнения предписания, выданного по итогам контрольного (надзорного) мероприятия;
порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц Министерства.
По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением следующих случаев, когда ответ предоставляется в письменной форме в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации":
контролируемое лицо представило письменный запрос о предоставлении письменного ответа на вопросы;
за время консультирования предоставить ответ на поставленные вопросы невозможно;
ответ на поставленные вопросы требует дополнительного запроса сведений от иных органов власти или лиц.
Время консультирования не должно превышать 15 минут по одному вопросу.
Личный прием контролируемых лиц и их представителей проводит министр или заместители министра в соответствии с распределением обязанностей, начальники управлений, отделов, к полномочиям которых отнесено осуществление государственного надзора.
Информацию о месте личного приема, об установленных для приема днях и часах Министерство размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет".
Если поставленные во время консультирования вопросы не относятся к осуществляемому виду государственного надзора контролируемым лицам и их представителям даются необходимые разъяснения по обращению в соответствующие органы государственной власти или к соответствующим должностным лицам.
При осуществлении консультирования инспектор обязан соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий инспекторов, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы, испытаний.
Информация, ставшая известной инспектору в ходе консультирования, не может использоваться контрольным (надзорным) органом в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.
Министерство осуществляет учет консультирований в журнале консультирования.
При проведении консультирования во время контрольных (надзорных) мероприятий запись о проведенной консультации отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
В случае поступления 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей в течение календарного года консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного министром (заместителем министра), без указания в нем сведений, отнесенных к категории ограниченного доступа.
3.7. Профилактический визит проводится инспектором в соответствии с требованиями статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
Профилактический визит проводится в следующем порядке:
- уполномоченным должностным лицом Министерства принимается решение о проведении профилактического визита в отношении контролируемого лица в форме профилактической беседы, определяются дата, время и должностные лица, уполномоченные на его проведение;
- контролируемое лицо уведомляется о проведении профилактического визита любым доступным способом, позволяющим проконтролировать получение уведомления, не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения профилактического визита;
- в день проведения профилактического визита инспекторы осуществляют выезд к контролируемому лицу либо осуществляют взаимодействие с контролируемым лицом с использованием видео-конференц-связи. Порядок и способ организации видео-конференц-связи указывается в уведомлении о проведении профилактического визита.
В ходе профилактического визита инспектор информирует контролируемое лицо об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности.
При проведении профилактического визита гражданам, организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу Министерства для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
3.8. Обязательный профилактический визит проводится в отношении контролируемых лиц в течение 3 месяцев со дня поступления в Министерство от контролируемого лица извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 ГрК РФ (далее - извещение о начале работ).
Срок проведения обязательного профилактического визита не должен превышать один рабочий день.
IV. Осуществление государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации
4.1. Государственный надзор в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, проводится при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.2. Государственный надзор прекращается в следующих случаях:
а) вступление в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Республики Крым, исключающих основание для осуществления Министерством государственного надзора при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства;
б) государственная регистрация права собственности на объект недвижимости, являющийся объектом государственного надзора;
в) снос объекта капитального строительства, в отношении которого осуществлялся государственный надзор.
4.3. Министерство ведет реестр объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, в отношении которых осуществляется государственный надзор (далее - реестр).
Приказом министра (заместителя министра) назначаются инспекторы, ответственные за ведение реестра объектов надзора.
Ведение указанного реестра осуществляется посредством размещения информации о строящихся, реконструируемых объектах капитального строительства на официальном сайте Министерства в сети "Интернет".
На официальном сайте Министерства в сети "Интернет" размещается и актуализируется следующая информация:
а) наименование, адрес и этап строительства, реконструкции строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства;
б) реквизиты (дата и номер) разрешения на строительство;
в) полное наименование юридического лица либо фамилия, имя и отчество (при наличии) физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, являющихся застройщиками;
г) полное наименование юридического лица - технического заказчика (при наличии);
д) полное наименование юридического лица либо фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, осуществляющих строительный контроль на основании договора с застройщиком (техническим заказчиком) (при наличии).
4.4. Объект капитального строительства, при строительстве, реконструкции которого осуществляется государственный надзор, включается в реестр на основании приказа министра (заместителя министра) в течение 5 рабочих дней со дня поступления в Министерство извещения о начале работ.
Объект капитального строительства не включается в реестр, если при приеме извещения о начале работ будет установлено следующее:
а) при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не осуществляется государственный надзор;
б) извещение о начале работ и приложенные к нему документы оформлены с нарушением порядка, установленного частью 5 статьи 52 ГрК РФ;
в) извещение о начале работ подано ненадлежащим лицом;
г) извещение о начале работ подано без приложения документов, указанных в пунктах 2 - 4 части 5 статьи 52 ГрК РФ.
В случаях, указанных в настоящем пункте Положения, извещение о начале работ и прилагаемые к нему документы подлежат возврату подавшему их лицу.
В случае если объект капитального строительства не подлежит государственному надзору, он исключается из реестра в течение 5 рабочих дней со дня поступления информации об этом.
4.5. В соответствии с частью 14 статьи 54 ГрК РФ контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении государственного надзора проводятся на основании программы проверок.
Программа проверок формируется не позднее чем через 10 рабочих дней после поступления извещения о начале работ на весь срок строительства, реконструкции объекта капитального строительства и содержит перечень контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении каждого из которых указывается следующая информация:
а) вид контрольного (надзорного) мероприятия и его предмет;
б) событие, наступление которого является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, срок (не более десяти рабочих дней после поступления информации о наступлении события), в течение которого Министерством должно быть начато контрольное (надзорное) мероприятие, срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
в) перечень документов, представление которых необходимо для оценки соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
4.6. К событиям, наступление которых является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии с программой проверок, относятся:
а) завершение выполнения работ, которые подлежат проверке;
б) завершение строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
О наступлении события, указанного в подпункте "а" пункта 4.5 настоящего Положения, свидетельствует поступление от контролируемого лица извещения о сроках завершения работ, подлежащих проверке, а в случае непоступления такого извещения - истечение предполагаемого согласно программе проверок срока завершения работ, подлежащих проверке.
4.7. Программа проверок формируется в электронном виде, утверждается министром (заместителем министра) и не позднее чем через 3 рабочих дня со дня утверждения направляется контролируемому лицу по адресу, указанному в извещении о начале работ, в форме электронного документа, а в случае, предусмотренном частью 9 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ, - на бумажном носителе.
4.8. Программа проверок формируется с учетом определенных проектной документацией архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, а также сроков выполнения работ по строительству, реконструкции.
4.9. Формирование программы проверок обеспечивается инспектором (инспекторами), ответственным за осуществление государственного надзора на конкретном объекте капитального строительства, который назначается приказом министра (заместителя министра) (далее - ответственный инспектор).
4.10. Ответственный инспектор вносит изменения в программу проверок в течение 7 рабочих дней со дня получения от контролируемого лица:
а) изменений, внесенных в проектную документацию (в том числе изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 ГрК РФ частью такой проектной документации), направленных в Министерство в соответствии с частью 5.2 статьи 52 ГрК РФ (в случае если такие изменения влекут за собой изменение состава событий, наступление которых является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, и (или) сроков наступления таких событий);
б) извещения об изменении сроков наступления события, которое является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
4.11. Утверждение и направление (вручение) контролируемому лицу программы проверок с внесенными в нее изменениями осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 4.7 настоящего Положения.
4.12. В случае получения Министерством от контролируемого лица изменений, внесенных в рабочую документацию, являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 ГрК РФ частью проектной документации, Министерство оценивает соответствие выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям измененной рабочей документации в части, в которой такая измененная рабочая документация является частью проектной документации.
4.13. Государственный надзор осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
- инспекционный визит;
- рейдовый осмотр;
- документарная проверка;
- выездная проверка.
Также при осуществлении государственного надзора могут проводиться контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, а именно:
- наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) (далее - наблюдение за соблюдением обязательных требований);
- выездное обследование.
4.14. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий инспекторами, уполномоченными на проведение таких контрольных (надзорных) мероприятий, и лицами, привлекаемыми к совершению отдельных контрольных (надзорных) действий, для фиксации доказательств соблюдения (нарушения) обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, а также иные способы фиксации доказательств.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации указанных доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств нарушения обязательных требований, прилагаются к акту контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт), протоколам отбора проб (образцов) для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы.
4.15. В случае проведения контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, Министерство не позднее чем за 24 часа до его проведения обязано направить уведомление в саморегулируемую организацию о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении соответствующего контролируемого лица, являющегося ее членом, по электронной почте либо (в случае отсутствия адреса электронной почты) любым иным доступным способом связи в целях обеспечения возможности участия или присутствия представителя саморегулируемой организации при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
4.16. Контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении государственного надзора проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.17. Решение о проведении инспекционного визита, рейдового осмотра, документарной проверки, выездной проверки, принимаемое по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 57 Федерального закона, оформляется по типовой форме, установленной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 марта 2021 г. N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом" и подписывается министром (заместителем министра).
4.18. Основанием для осуществления наблюдения за соблюдением обязательных требований и выездного обследования является задание, утвержденное министром (заместителем министра).
4.19. При принятии решения о проведении и выборе внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Министерством применяются индикаторы риска нарушения обязательных требований, указанные в Приложении 1 к настоящему Положению.
4.20. Инспекционный визит проводится в соответствии со статьей 70 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.20.1. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
- осмотр;
- опрос;
- получение письменных объяснений;
- инструментальное обследование;
- истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
4.20.2. Срок проведения инспекционного визита на одном объекте контроля не может превышать один рабочий день.
4.20.3. Внеплановый инспекционный визит проводится по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3-6 части 1 статьи 57, частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.21. Рейдовый осмотр проводится в соответствии со статьей 71 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.21.1. Рейдовый осмотр проводится на территории строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства.
4.21.2 Рейдовый осмотр может проводиться в форме совместного (межведомственного) контрольного (надзорного) мероприятия.
4.21.3. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
- осмотр;
- опрос;
- получение письменных объяснений;
- истребование документов.
4.21.4. Срок проведения рейдового осмотра не может превышать десять рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.
4.21.5. В случае если в результате рейдового осмотра были выявлены нарушения обязательных требований, инспектор на месте проведения рейдового осмотра составляет акт контрольного (надзорного) мероприятия в отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение обязательных требований.
4.21.6. Рейдовый осмотр проводится по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3-6 части 1 статьи 57, частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ
4.22. Документарная проверка проводится в соответствии со статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ.
Внеплановая документарная проверка проводится Министерством без согласования с органами прокуратуры.
Внеплановая документарная проверка проводится по месту нахождения Министерства.
4.22.1. В ходе внеплановой документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении Министерства, результаты предыдущих надзорных мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих контролируемых лиц государственного надзора.
4.22.2. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
- получение письменных объяснений;
- истребование документов.
Получение письменных объяснений и истребование документов производится в порядке, установленном статьями 79, 80 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.22.3. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления Министерством контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе внеплановой документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в Министерство, а также период с момента направления контролируемому лицу информации Министерства о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Министерства документах и (или) полученным при осуществлении государственного надзора, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в Министерство.
4.23. Выездная проверка проводится в соответствии со статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.23.1. Выездная проверка проводится в случае, если не представляется возможным:
- удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении Министерства или в запрашиваемых им документах и объяснениях контролируемого лица;
- оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на место нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля и совершения необходимых надзорных действий.
4.23.2. Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1, частью 12 статьи 66 настоящего Федерального закона N 248-ФЗ.
4.23.3. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
- осмотр;
- опрос;
- получение письменных объяснений;
- истребование документов.
Осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов производится в порядке, установленном статьями 76, 78 - 80 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.23.4. О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.23.5. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения внеплановой выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
Срок проведения внеплановой выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.
4.24. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) проводится в соответствии со статьей 74 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.24.1. Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, Министерством могут быть приняты следующие решения:
- о проведении внеплановой документарной или внеплановой выездной проверки;
- об объявлении предостережения.
4.25. Выездное обследование проводится в соответствии со статьей 75 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.25.1. В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться:
- осмотр;
- отбор проб (образцов);
- инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
- испытание;
- экспертиза.
4.25.2. Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
4.25.3. Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день.
4.25.4. По результатам проведения выездного обследования не могут быть приняты решения, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.26. По окончании контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт. В случае если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в том числе несоответствие выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 3 статьи 54 ГрК РФ, в акте в соответствии с частью 2 статьи 87 Федерального закона N 248-ФЗ должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено.
В случае выявления при проведении инспекционного визита, рейдового осмотра, документарной проверки, выездной проверки нарушений обязательных требований контролируемым лицом после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных ГрК РФ.
4.27. Предписание подлежит исполнению контролируемым лицом в установленный в нем срок.
Отсрочка исполнения предписания осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 93 настоящего Федерального закона N 248-ФЗ.
4.28. Если выданное предписание об устранении нарушений обязательных требований исполнено контролируемым лицом надлежащим образом, предусмотренные пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ меры не принимаются (в части административных правонарушений).
4.29. Акт, предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, а также приложенные к акту подготовленные либо полученные в процессе проведения контрольного (надзорного) мероприятия документы (при их наличии) составляются в форме электронного документа и направляются (вручаются) контролируемому лицу посредством электронной почты, информационных систем, указанных в статье 17 Федерального закона N 248-ФЗ (далее - информационные системы), а в случае, предусмотренном частью 9 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ, - на бумажном носителе.
4.30. В случае если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия является истечение срока исполнения контролируемым лицом предписания, предметом такого контрольного (надзорного) мероприятия является исключительно исполнение выданного Министерством предписания.
4.31. В случае если по результатам контрольного (надзорного) мероприятия акт подлежит составлению в форме электронного документа и это невозможно осуществить на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия по причине отсутствия доступа к информационным системам, акт составляется не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем окончания контрольного (надзорного) мероприятия.
4.32. Документы, составляемые в рамках осуществления государственного надзора, в том числе при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, документы, их копии, полученные от контролируемого лица и иных источников, в том числе полученные в порядке межведомственного взаимодействия, а также материалы, полученные по итогам рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, подлежат учету и хранятся Министерством в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об архивном деле. Указанные документы хранятся в информационных системах, указанных в пункте 4.29 настоящего Положения.
4.33. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства Министерством проводится выездная проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ (далее - итоговая проверка), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям, указанным в части 16 статьи 54 ГрК РФ (далее - заключение о соответствии), либо об отказе в выдаче заключения о соответствии.
4.34. Министерство выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения требований, указанных в части 16 статьи 54 ГрК РФ, либо такие нарушения были устранены до дня окончания итоговой проверки.
4.35. Министерство отказывает в выдаче заключения о соответствии в следующих случаях:
а) при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства допущены нарушения требований, указанных в части 16 статьи 54 ГрК РФ, и такие нарушения не устранены до дня окончания итоговой проверки;
б) при проведении итоговой проверки установлено, что работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме, предусмотренном проектной документацией, не завершены. В таком случае Министерство по согласованию с застройщиком или техническим заказчиком вносит изменение в программу проверок в части срока наступления события, указанного в подпункте "б" пункта 4.6 настоящего Положения.
4.36. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче заключения о соответствии составляются в форме электронного документа, подписываются инспектором (инспекторами), осуществлявшим итоговую проверку, утверждаются приказом министра (заместителя министра) и направляются застройщику или техническому заказчику в течение 5 рабочих дней со дня завершения итоговой проверки посредством электронной почты, информационных систем, а в случае, предусмотренном частью 9 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ, - на бумажном носителе.
4.37. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии может быть обжаловано в судебном порядке.
V. Осуществление государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации
5.1. Государственный надзор в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ, проводится при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3-5 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ. Формирование программы проверок в соответствии с частью 14 статьи 54 ГрК РФ при этом не осуществляется.
5.2. При получении Министерством сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, наличие которых является основанием проведения государственного надзора в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, инспектор последовательно предпринимает действия, предусмотренные статьей 59, частью 3 статьи 58 и статьей 60 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.3. Государственный надзор осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
- инспекционный визит;
- выездная проверка.
Также при осуществлении регионального государственного строительного надзора могут проводиться контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, а именно:
- наблюдение за соблюдением обязательных требований;
- выездное обследование.
5.4. При принятии решения о проведении и выборе внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Министерством применяются индикаторы риска нарушения обязательных требований согласно Приложению 2 к настоящему Положению.
5.5. Порядок принятия решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, процедура его проведения и оформление результатов определены разделом 4 настоящего Положения.
5.6. В случае если по результатам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия Министерством выявлено нарушение обязательных требований, проверка соблюдения которых является предметом государственного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ, Министерством после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия предпринимаются меры, предусмотренные частью 17 статьи 54 ГрК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.