Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНО
постановлением главы
администрации (губернатора)
Краснодарского края
от 28.12.2021 г. N 1015
Положение
о региональном государственном жилищном контроле (надзоре)
28 апреля 2022 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. N 1670 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)", с учетом требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) и устанавливает общие требования к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Краснодарского края (далее - жилищный надзор).
1.2. Уполномоченными органами, осуществляющим на территории Краснодарского края жилищный надзор, являются государственная жилищная инспекция Краснодарского края и органы местного самоуправления в Краснодарском крае (далее - органы контроля) в соответствии с Законом Краснодарского края от 6 декабря 2017 г. N 3700-КЗ "О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля" (далее - Закон N 3700-КЗ).
1.3. Должностными лицами государственной жилищной инспекции Краснодарского края, уполномоченными на осуществление жилищного надзора, являются:
1) руководитель государственной жилищной инспекции Краснодарского края, являющийся по должности главным государственным жилищным инспектором Краснодарского края, и его заместители, являющиеся по должности заместителями главного государственного жилищного инспектора Краснодарского края;
2) руководители структурных подразделений государственной жилищной инспекции Краснодарского края, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по жилищному надзору;
3) должностные лица структурных подразделений государственной жилищной инспекции Краснодарского края, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению жилищного надзора.
От имени органов местного самоуправления в Краснодарском крае жилищный надзор в соответствии с Законом N 3700-КЗ вправе осуществлять:
1) руководитель (заместитель руководителя) органа местного самоуправления в Краснодарском крае;
2) руководители структурных подразделений органов местного самоуправления в Краснодарском крае, их заместители, должностные лица структурных подразделений органов местного самоуправления в Краснодарском крае, в должностные обязанности которых в соответствии с должностной инструкцией входит осуществление полномочий по жилищному надзору, в том числе проведение профилактических мероприятий и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении жилищного надзора, являются руководитель органа контроля и его заместители.
1.4. Должностные лица органов контроля при осуществлении жилищного надзора пользуются правами и выполняют обязанности, установленные статьей 29 Закона N 248-ФЗ и статьей 20 ЖК РФ, а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.
1.5. Должностные лица органов контроля при исполнении должностных обязанностей по осуществлению жилищного надзора имеют при себе служебные удостоверения единого образца, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 5 октября 2006 г. N 861 "О государственной жилищной инспекции Краснодарского края".
1.6. Органы контроля при осуществлении жилищного надзора взаимодействуют в установленном порядке с иными органами государственной власти, органами местного самоуправления.
1.7. Предметом жилищного надзора является соблюдение гражданами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда (далее соответственно - контролируемые лица, обязательные требования):
1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
2) требований к формированию фондов капитального ремонта;
3) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
4) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
5) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
6) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
8) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ);
10) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;
11) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.
Пункт 1.8 изменен с 29 апреля 2022 г. - Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 апреля 2022 г. N 218
1.8. Органы местного самоуправления в Краснодарском крае осуществляют жилищный надзор в части организации и проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий по вопросам соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, в том числе:
1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (за исключением деятельности по эксплуатации лифтов в многоквартирных домах, в том числе по их обслуживанию и ремонту), порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
2) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
3) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением правил изменения размера платы за содержание жилого помещения);
4) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (за исключением порядка определения размера и внесения платы за коммунальные услуги);
5) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
6) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах.
1.9. Объектами жилищного надзора являются деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе:
1) товариществ собственников жилья;
2) жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
3) ресурсоснабжающих организаций;
4) региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
5) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
6) организаций, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
7) организаций, предметом деятельности которых является выполнение одного или нескольких видов работ при осуществлении деятельности по эксплуатации лифтов в многоквартирных домах, в том числе их обслуживание и ремонт.
Объектом жилищного надзора не являются деятельность, действия (бездействие) юридических лиц независимо от организационно-правовой формы или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
1.10. Государственная жилищная инспекция Краснодарского края обеспечивает учет объектов жилищного надзора с использованием ГИС ЖКХ посредством сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах жилищного надзора, размещаемой в ГИС ЖКХ в соответствии с требованиями, установленными статьей 7 Федерального закона 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", информации, получаемой в рамках межведомственного информационного взаимодействия, общедоступной информации, а также информации, получаемой по итогам проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении жилищного надзора
2.1. При осуществлении жилищного надзора применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).
2.2. При осуществлении жилищного надзора государственная жилищная инспекция Краснодарского края относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба):
1) высокий риск;
2) средний риск;
3) умеренный риск;
4) низкий риск.
2.3. Отнесение объектов жилищного надзора к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов жилищного надзора к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям согласно приложению 1 к настоящему Положению.
2.4. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решения о присвоении объекту контроля категории риска, являются руководитель государственной жилищной инспекции Краснодарского края и его заместители.
Решение о присвоении объекту контроля категории риска оформляется приказом государственной жилищной инспекции Краснодарского края.
2.5. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов жилищного надзора в зависимости от категории риска проводятся государственной жилищной инспекцией Краснодарского края со следующей периодичностью:
1) для категории высокого риска одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит - один раз в 2 года;
документарная проверка - один раз в 2 года;
выездная проверка - один раз в 2 года;
2) для категории среднего риска одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит - один раз в 3 года;
документарная проверка - один раз в 3 года;
выездная проверка - один раз в 3 года;
3) для категории умеренного риска одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
документарная проверка - один раз в 3 года;
выездная проверка - один раз в 3 года.
2.6. В отношении объектов жилищного надзора, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
3. Организация проведения профилактических мероприятий при осуществлении жилищного надзора
3.1. В рамках жилищного надзора органами контроля в соответствии с ежегодно утверждаемой соответствующими органами контроля программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям осуществляются следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование; '
5) профилактический визит.
3.2. Органы контроля осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальных сайтах органов контроля в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах.
На официальных сайтах органов контроля в сети "Интернет" размещаются в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, и поддерживаются в актуальном состоянии сведения, предусмотренные частью 3 статьи 46 Закона N 248-ФЗ.
3.3. Обобщение правоприменительной практики по осуществлению жилищного надзора осуществляется государственной жилищной инспекцией Краснодарского края один раз в год путем сбора и анализа данных о проведенных органами контроля контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатах, а также анализа поступивших в адрес органов контроля обращений.
По итогам обобщения правоприменительной практики государственная жилищная инспекция Краснодарского края обеспечивает подготовку проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики органов контроля (далее - доклад о правоприменительной практике), который в обязательном порядке проходит публичные обсуждения.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом государственной жилищной инспекции Краснодарского края до 10 марта года, следующего за отчетным годом, и размещается на официальном сайте государственной жилищной инспекции Краснодарского края в сети "Интернет" ежегодно, до 15 марта года, следующего за отчетным.
Доклад о правоприменительной практике подлежит направлению государственной жилищной инспекцией Краснодарского края в адрес федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в течение 2 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте государственной жилищной инспекции Краснодарского края в сети "Интернет".
3.4. В случае наличия у органа контроля сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, орган контроля объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Объявление предостережения осуществляется в соответствии со статьей 49 Закона N 248-ФЗ.
Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений об объявлении контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, являются руководитель органа контроля и его заместители.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Законом N 248-ФЗ, и содержит указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
Контролируемое лицо не позднее 15 рабочих дней после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований вправе подать в орган контроля, объявивший предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, возражение в отношении указанного предостережения, в котором указываются:
1) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
2) идентификационный номер налогоплательщика - контролируемого лица;
3) дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
4) обоснование позиции контролируемого лица в отношении указанных в предостережении его действий (бездействия), которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
Возражение в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований может быть подано контролируемым лицом на бумажном носителе почтовым отправлением, в виде электронного документа на адрес электронной почты, указанный в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований, или иными указанными в таком предостережении способами.
Орган контроля по итогам рассмотрения возражения в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований направляет ответ контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения такого возражения в порядке, установленном Законом N 248-ФЗ для информирования контролируемого лица при осуществлении государственного контроля (надзора).
Органы контроля осуществляют учет объявленных ими предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и используют соответствующие данные для проведения иных профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случая, установленного настоящим Положением.
В случае удовлетворения возражения в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований по итогам его рассмотрения данные такого предостережения не используются для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
Пункт 3.5 изменен с 29 апреля 2022 г. - Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 апреля 2022 г. N 218
3.5. Должностные лица органов контроля по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование в соответствии со статьей 50 Закона N 248-ФЗ. Консультирование осуществляется без взимания платы.
Консультирование осуществляется в устной или письменной форме.
Консультирование может осуществляться по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
1) организация и осуществление жилищного надзора;
2) порядок проведения профилактических мероприятий;
3) предмет жилищного надзора.
Письменное консультирование осуществляется по вопросу, предусмотренному подпунктом 3 пункта 3.5 настоящего Положения, в случае поступления соответствующего запроса (обращения) в письменной форме.
В случае поступления 5 и более запросов (обращений) контролируемых лиц и (или) их представителей, содержащих однотипные вопросы, консультирование по таким вопросам осуществляется посредством размещения на официальном сайте органа контроля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне, подписанного должностным лицом органа контроля, не позднее 3 рабочих дней со дня его подписания.
Должностными лицами органов контроля, уполномоченными на подписание письменного разъяснения, являются руководитель органа контроля и его заместители.
Пункт 3.6 изменен с 29 апреля 2022 г. - Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 апреля 2022 г. N 218
3.6. Профилактический визит проводится должностным лицом органа контроля в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференц-связи в соответствии со статьей 52 Закона N 248-ФЗ.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:
1) объектов жилищного надзора, отнесенных к категории высокого риска;
2) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами.
Орган контроля предлагает проведение обязательного профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами, не позднее чем в течение одного года с даты начала такой деятельности.
Срок проведения профилактического визита не может превышать один рабочий день.
Проведение профилактического визита и обязательного профилактического визита оформляется актом профилактического визита, актом обязательного профилактического визита, соответственно.
Акт обязательного профилактического визита, акт профилактического визита направляется контролируемому лицу в течение 3 рабочих дней со дня завершения профилактического визита в соответствии со статьей 21 Закона N 248-ФЗ.
4. Организация проведения контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении жилищного надзора
4.1. При осуществлении жилищного надзора проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
1) предусматривающие взаимодействие с контролируемым лицом на плановой и внеплановой основе:
инспекционный визит;
документарная проверка;
выездная проверка;
2) без взаимодействия с контролируемым лицом: наблюдение за соблюдением обязательных требований;
выездное обследование.
4.2. При осуществлении жилищного надзора в отношении действий (бездействия) гражданина плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
4.3. Для проведения контрольных (надзорных) мероприятий используются индикаторы риска нарушения обязательных требований согласно приложению 2 к настоящему Положению.
4.4. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся государственной жилищной инспекцией Краснодарского края на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий На очередной календарный год, формируемого государственной жилищной' инспекцией Краснодарского края и подлежащего согласованию с органами прокуратуры в установленном порядке.
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-5 части 1 статьи 57 Закона N 248-ФЗ.
4.5. Контрольные (надзорные) мероприятия, предусматривающие взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарная проверка проводятся на основании решения органа контроля, подписанного руководителем органа контроля или его заместителем.
Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностным лицом органа контроля на основании задания руководителя органа контроля или его заместителей.
4.6. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) в соответствии со статьей 70 Закона N 248-ФЗ.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
4.7. Документарная проверка проводится по месту нахождения органа контроля в соответствии со статьей 72 Закона N 248-ФЗ. Предметом документарной проверки являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений органа контроля.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов.
4.8. Выездная проверка проводится посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений соответствующего органа контроля в соответствии со статьей 73 Закона N 248-ФЗ.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) инструментальное обследование;
5) экспертиза.
Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия.
4.9. Наблюдение за соблюдением обязательных требований осуществляется государственной жилищной инспекцией Краснодарского края в соответствии со статьей 74 Закона N 248-ФЗ. При осуществлении наблюдения за соблюдением обязательных требований должностные лица государственной жилищной инспекции Краснодарского края:
1) проверяют своевременность, полноту и достоверность поступивших документов и сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) изучают размещенную в ГИС ЖКХ информацию о деятельности контролируемых лиц.
Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, органом контроля могут быть приняты следующие решения:
1) решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьей 60 Закона N 248-ФЗ;
2) решение об объявлении предостережения;
3) решение о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ.
4.10. Выездное обследование проводится в соответствии со статьей 75 Закона N 248-ФЗ. В ходе выездного обследования могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) инструментальное обследование (с применением видеозаписи).
4.11. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в соответствующий орган контроля информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:
1) нахождения за пределами Российской Федерации;
2) административного ареста;
3) избрания меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, запрета определенных действий, заключения под стражу, домашнего ареста.
По результатам рассмотрения представленной информации органом контроля принимается решение о переносе проведения контрольного (надзорного) мероприятия на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для представления индивидуальным предпринимателем, гражданином, информации о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
4.12. При проведении выездной проверки или инспекционного визита должностные лица, уполномоченные на осуществление жилищного надзора, для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использовать фотосъемку, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Решение о необходимости использования технических средств, в том числе электронных вычислительных машин и электронных носителей информации, копировальных аппаратов, сканеров, телефонов (в том числе сотовой связи), средств аудио- и видеозаписи, фотоаппаратов, необходимых для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, фотосъемки, аудио- и видеозаписи при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, принимается должностным лицом органа контроля самостоятельно. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками в отношении каждого из выявленных нарушений обязательных требований. Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и в конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту.
Использование фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.
4.13. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия, ознакомление с результатами контрольного (надзорного) мероприятия, представление возражений в отношении оформленного по результатам контрольного (надзорного) мероприятия акта, принятие решений по результатам контрольных (надзорных) мероприятий и признание результатов контрольного (надзорного) мероприятия недействительными осуществляются в соответствии с главой 16 Закона N 248-ФЗ.
5. Досудебное обжалование решений органа контроля, действий (бездействия) его должностных лиц
5.1. Решения органов контроля, действия (бездействие) должностных лиц органов контроля могут быть обжалованы контролируемым лицом, его представителем в установленном Законом N 248-ФЗ порядке.
5.2. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были нарушены при осуществлении жилищного надзора, имеют право на досудебное обжалование:
решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
действий (бездействия) должностных лиц органа контроля в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
5.3. Жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный орган контроля в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) Портала государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края (далее - Портал Краснодарского края), за исключением случая подачи жалобы, содержащей сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну. При подаче жалобы гражданином жалоба должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы юридическим лицом жалоба должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
5.4. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в уполномоченный орган контроля на бумажном носителе без использования единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) Портала Краснодарского края, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
5.5. Жалоба на решение органа контроля, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем уполномоченного органа контроля.
5.6. Жалоба на решение органа контроля, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение тридцати календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на предписание органа контроля может быть подана в течение десяти рабочих дней со дня получения контролируемым лицом предписания.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству контролируемого лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом контроля.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. Повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения органа контроля.
5.7. Форма и содержание жалобы должны соответствовать требованиям статьи 41 Закона N 248-ФЗ.
5.8. Орган контроля в срок не позднее двух рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
1) о приостановлении исполнения обжалуемого решения;
2) об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения. Информация о принятом решении направляется контролируемому лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня со дня принятия решения.
5.9. Орган контроля принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в порядке, установленном частью 1 статьи 42 Закона N 248-ФЗ.
Отказ в рассмотрении жалобы по основаниям, указанным в пунктах 3-8 части 1 статьи 42 Закона N 248-ФЗ, не является результатом досудебного обжалования и не может служить основанием для судебного обжалования решений органа контроля, действий (бездействия) его должностных лиц.
5.10. Орган контроля при рассмотрении жалобы использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности, за исключением случаев, когда рассмотрение жалобы связано со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну. Орган контроля обеспечивает передачу в подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности сведений о ходе рассмотрения жалоб.
5.11. Рассмотрение жалобы, связанной со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется с соблюдением положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной или иной охраняемой законом тайны, на бумажном носителе.
5.12. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным органом контроля в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации.
5.13. Срок рассмотрения жалобы может быть продлен уполномоченным органом контроля на двадцать рабочих дней в следующих случаях:
1) проведения в отношении должностного лица органа контроля, решения, действия (бездействие) которого обжалуются, служебной проверки по фактам, указанным в жалобе;
2) отсутствия должностного лица органа контроля, решения, действия (бездействие) которого обжалуются, по уважительной причине (болезнь, отпуск, командировка).
5.14. Орган контроля вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение пяти рабочих дней с даты направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с даты направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до даты получения их уполномоченным органом, но не более чем на пять рабочих дней с даты направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы.
5.15. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на соответствующий орган контроля.
5.16. По итогам рассмотрения жалобы орган контроля принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение полностью или частично;
3) отменяет решение полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) должностных лиц органа контроля незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
5.17. Решение органа контроля, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) Портале Краснодарского края в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
Руководитель государственной |
Д.В. Трушкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.