Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента
жилищно-коммунального хозяйства,
топливно-энергетического комплекса и
энергосбережения Орловской области
от 22 декабря 2021 г. N 111
Положение
об организации и осуществлении внутреннего финансового аудита в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области
11 мая 2022 г.
I Общие положения
1. Настоящее Положение об организации и осуществлении внутреннего финансового аудита в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области (далее - Положение) разработано в целях организации и осуществления внутреннего финансового аудита в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области (далее - Департамент) с учетом пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита и содержит нормы, определяющие особенности их применения при планировании, формировании и утверждении программы аудиторского мероприятия, проведении аудиторского мероприятия, составлении и представлении заключения, годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита и другие положения.
2. В целях настоящего Положения применяются термины в значениях, определенных федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 года N 196н.
3. Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению руководителю главного администратора бюджетных средств (далее - руководитель Департамента), источников финансирования дефицита бюджета:
1) информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее - администратор бюджетных средств), главного администратора бюджетных средств (далее - Департамент), в том числе заключения о достоверности бюджетной отчетности;
2) предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств;
3) заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
4. Внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:
1) оценки надежности внутреннего процесса Департамента, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее - внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля;
2) подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации.
3) повышения качества финансового менеджмента.
5. Субъектом внутреннего финансового аудита Департамента, является уполномоченное должностное лицо, наделенное полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - уполномоченное должностное лицо) на основе принципа функциональной независимости.
При осуществлении внутреннего финансового аудита уполномоченное должностное лицо непосредственно подчиняется руководителю Департамента.
6. Мониторинг качества финансового менеджмента, включающий мониторинг качества исполнения бюджетных полномочий, а также качества управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд, проводится в отношении подведомственных администраторов бюджетных средств в соответствии с планом проведения аудиторских мероприятий.
7. Порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента определяет в том числе:
1) правила расчета и анализа значений показателей качества финансового менеджмента, формирования и представления информации, необходимой для проведения указанного мониторинга;
2) правила формирования и представления отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента.
8. Объектом аудита является бюджетная процедура и (или) составляющие эту процедуру операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры.
9. Субъекты бюджетных процедур - руководитель (заместители руководителя), руководители и должностные лица структурных подразделений Департамента, которые организуют (обеспечивают выполнение), выполняют бюджетные процедуры.
10. Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах и задачах внутреннего финансового аудита, установленных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 года N 196н "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита".
11. Права и обязанности должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита, субъектов бюджетных процедур определены федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 года N 195н.
II Основания организации внутреннего финансового аудита
12. В целях обеспечения осуществления внутреннего финансового аудита на основе принципа функциональной независимости аудиторские мероприятия организует и осуществляет уполномоченное должностное лицо, которое:
имеет возможность беспрепятственного осуществления внутреннего финансового аудита (невмешательства в осуществление внутреннего финансового аудита третьих лиц), в том числе подготовить заключение, отразив в нем результаты проведения аудиторского мероприятия;
в течение текущего и отчетного финансового года не принимало участие в организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетных процедур и (или) составляющих эти процедуры операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, которые являются объектами внутреннего финансового аудита;
не имеет родства или свойства с субъектами бюджетных процедур;
не имеет конфликта интересов.
III Планирование внутреннего финансового аудита
III.I Годовое планирование аудиторских мероприятий в целях составления плана проведения аудиторских мероприятий
13. Планирование аудиторских мероприятий в целях составления плана проведения аудиторских мероприятий включает следующие этапы:
а) формирование данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий;
б) составление проекта плана проведения аудиторских мероприятий;
в) утверждение плана проведения аудиторских мероприятий.
14. При формировании данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий учитываются положения, определенные федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 августа 2020 года N 160н, иная информация, необходимая субъекту внутреннего финансового аудита для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий.
15. Уполномоченным должностным лицом проводится анализ данных, по результатам которого определяются приоритетные в очередном финансовом году темы аудиторских мероприятий, возможные сроки окончания этих мероприятий и составляется проект плана проведения аудиторских мероприятий по форме, установленной приложением 1 к настоящему Положению.
16. План проведения аудиторских мероприятий (далее - План) должен содержать перечень планируемых к проведению в очередном финансовом году аудиторских мероприятий, одно из которых проводится в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности Департамента и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности (далее - подтверждение достоверности бюджетной отчетности Департамента), в том числе содержать тему, объекты внутреннего финансового аудита, информацию о субъектах бюджетных процедур, проверяемый период, срок проведения аудиторских мероприятий.
Перечень планируемых к проведению в очередном финансовом году аудиторских мероприятий должен включать не менее двух мероприятий.
17. Перечень тем аудиторских мероприятий в целях оценки надежности внутреннего процесса Департамента, осуществляемого внутренний финансовый контроль, и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля, подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета, повышения качества финансового менеджмента для включения в план формируется исходя из следующих критериев отбора, приведенных в порядке убывания их значимости:
1) объем бюджетных ассигнований, предусмотренный по направлению расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, либо объем поступлений в бюджет по доходному источнику, закрепленному за Департаментом;
2) существенность нарушений (недостатков), выявленных органами государственного финансового контроля в отношении Департамента за период времени, прошедший с момента проведения предыдущего аудиторского мероприятия;
3) период времени, прошедший с момента проведения предыдущего аудиторского мероприятия;
4) полнота и своевременность исполнения аудиторских рекомендаций, выданных по результатам проведения предыдущих аудиторских мероприятий;
5) наличие существенных изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих публичные нормативные обязательства и правовые основания для иных расходных обязательств, принятых в течение проверяемого периода;
6) опыт и квалификация сотрудников структурных подразделений Департамента, осуществляющих операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур).
18. Выбор объектов аудита в целях формирования тем аудиторских мероприятий, направленных на обеспечение подтверждения достоверности бюджетной отчетности, для включения их в План осуществляется исходя из следующих критериев отбора, приведенных в порядке убывания их значимости:
1) объем активов (обязательств) объекта аудита на конец отчетного финансового года;
2) количество получателей;
3) организация внутреннего финансового контроля;
4) количество нарушений (недостатков), выявленных в рамках внутреннего финансового контроля за два предшествующих года
19. Объект аудита включается в План, если его значение приоритетности выше порогового значения, которое устанавливается исходя из анализа следующих факторов:
1) степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
2) возможность проведения аудиторских мероприятий в установленные сроки;
3) объем резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских мероприятий.
20. Уполномоченное должностное лицо определяет значимость (вес) каждого критерия отбора, указанного в пунктах 17 и 18 Положения, и шкалу (формулу) его оценки для определения значения приоритетности направления аудита, объекта аудита по форме, установленной приложением 2 к настоящему Положению.
21. По решению уполномоченного должностного лица проект Плана может быть направлен субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений Департамента, в целях представления ими предложений о проведении плановых аудиторских мероприятий, в том числе предложений об уточнении тем и сроков окончания аудиторских мероприятий.
22. Уполномоченное должностное лицо подписывает План и представляет его на утверждение руководителю Департамента не позднее, чем за 7 рабочих дней до начала очередного финансового года.
23. Руководитель Департамента утверждает План до начала очередного финансового года.
24. В утвержденный План проведения аудиторских мероприятий могут вноситься изменения в случае:
а) принятия руководителем Департамента решения о необходимости внесения изменений в План;
б) направления уполномоченным должностным лицом в адрес руководителя Департамента предложений о внесении изменений в План, в том числе по причине невозможности проведения плановых аудиторских мероприятий в связи с:
наступлением обстоятельств непреодолимой силы;
недостаточностью временных и (или) трудовых ресурсов при необходимости проведения внеплановых аудиторских мероприятий;
внесением изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, в том числе регулирующие осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
выявлением в ходе подготовки аудиторского мероприятия существенных обстоятельств (необходимость изменения темы и (или) даты (месяца) окончания аудиторского мероприятия);
реорганизацией, ликвидацией Департамента и (или) субъекта внутреннего финансового аудита.
Изменения в План утверждаются руководителем Департамента в течение 5 рабочих дней со дня направления подписанного уполномоченным должностным лицом Плана.
25. Внеплановое аудиторское мероприятие проводится на основании решения руководителя Департамента, которое должно содержать тему и сроки проведения внепланового аудиторского мероприятия.
26. Уполномоченное должностное лицо обеспечивает ознакомление субъектов бюджетных процедур с утвержденным Планом (внесенными изменениями в План).
III.II Планирование аудиторского мероприятия и формирование программы аудиторского мероприятия
27. Аудиторское мероприятие назначается решением руководителя Департамента.
28. С целью планирования аудиторского мероприятия уполномоченное должностное лицо формирует и утверждает программу аудиторского мероприятия (далее - Программа) по форме, установленной приложением 3 к настоящему Положению не позднее, чем за 5 рабочих дней до даты начала проведения аудиторского мероприятия.
29. В целях составления Программы уполномоченное должностное лицо проводит предварительный анализ документов, фактических данных, информации об организации (обеспечении выполнения) и выполнении бюджетных процедур и бюджетных рисках во взаимосвязи с операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур, являющихся объектами аудиторского мероприятия не позднее, чем за 3 рабочих дня до даты составления Программы.
30. Программа аудиторского мероприятия содержит:
а) основание проведения и тему аудиторского мероприятия (пункт Плана или решение о проведении внепланового аудиторского мероприятия);
б) сроки проведения аудиторского мероприятия;
в) цель (цели) и задачи аудиторского мероприятия;
г) методы внутреннего финансового аудита, которые будут применены при проведении аудиторского мероприятия;
д) способы сбора данных;
е) наименование (перечень) объекта(ов) внутреннего финансового аудита;
ж) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия;
з) сведения об уполномоченном должностном лице.
31. Сроки проведения аудиторского мероприятия содержат дату начала и дату окончания аудиторского мероприятия.
Дата начала аудиторского мероприятия определяется исходя из:
а) поставленных целей и объема задач аудиторского мероприятия;
б) перечня вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия;
в) требования, в соответствии с которым Программа должна быть утверждена до даты начала проведения аудиторского мероприятия.
Датой окончания аудиторского мероприятия является дата подписания заключения.
32. При определении цели (целей) и задач аудиторского мероприятия учитываются:
а) цели осуществления внутреннего финансового аудита, установленные пунктом 4 Положения;
б) задачи внутреннего финансового аудита, определенные пунктами 14 - 16 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита".
33. Уполномоченное должностное лицо определяет методы внутреннего финансового аудита, способы сбора данных.
34. Методы внутреннего финансового аудита, которые будут применены при проведении аудиторского мероприятия, определяются исходя из целей и задач аудиторского мероприятия, результатов оценки бюджетных рисков, степени обеспеченности ресурсами (временными, трудовыми, материальными, финансовыми и иными ресурсами, которые способны оказать влияние на качество проведения аудиторского мероприятия), а также во взаимосвязи с вопросами, подлежащими изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия.
35. Для достижения целей и решения задач аудиторского мероприятия выбор метода (методов) внутреннего финансового аудита для исследования вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, основывается на характере исследуемого вопроса и целях его изучения.
Для изучения одного вопроса могут быть использованы несколько методов внутреннего финансового аудита.
36. В соответствии с пунктом 3 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" к методам внутреннего финансового аудита относятся аналитические процедуры, инспектирование, пересчет, запрос, подтверждение, наблюдение, мониторинг процедур внутреннего финансового контроля.
Используемые методы внутреннего финансового аудита должны обеспечить получение субъектом внутреннего финансового аудита обоснованных, надежных и достаточных аудиторских доказательств для формирования выводов, предложений и рекомендаций по результатам аудиторского мероприятия.
37. К способам сбора данных относятся:
Сплошной способ сбора данных, который заключается в аудиторских исследованиях всей совокупности финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу Программы.
Выборочный способ сбора данных, который заключается в аудиторских исследованиях части финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу Программы. При этом объем выборки и ее состав определяются уполномоченным должностным лицом таким образом, чтобы обеспечить возможность оценки изучаемых вопросов Программы для последующего формирования аудиторских доказательств.
Использование сплошного или выборочного способа изучения зависит от целей аудиторского мероприятия и характеристик исследуемых данных, документов, информации, процедур, а также использования программных средств для изучения объектов внутреннего финансового аудита.
38. Уполномоченное должностное лицо исходя из вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, имеет право привлекать к проведению аудиторского мероприятия должностных лиц структурных подразделений Департамента и (или) экспертов.
Привлечение должностных лиц структурных подразделений Департамента и (или) экспертов к проведению аудиторских мероприятий осуществляется в соответствии с приложением 4 к настоящему Положению.
В случае необходимости руководитель Департамента обеспечивает привлечение эксперта к проведению аудиторского мероприятия.
39. Местом проведения аудиторского мероприятия могут быть как помещения, занимаемые субъектом внутреннего финансового аудита, так и помещения и территории, занимаемые субъектами бюджетных процедур.
Выбор мест проведения аудиторского мероприятия для выполнения Программы осуществляет уполномоченное должностное лицо.
40. Уполномоченное должностное лицо утверждает сформированную Программу в срок не позднее 5 рабочих дней до даты начала проведения аудиторского мероприятия.
41. При проведении аудиторского мероприятия уполномоченное должностное лицо может прийти к выводу о необходимости изменения Программы в связи с переоценкой значимости (уровня) бюджетных рисков, в том числе на основании полученной информации об организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетной процедуры.
Изменения в Программу также утверждаются уполномоченным должностным лицом.
42. Уполномоченное должностное лицо, не позднее чем за пять календарных дней до начала аудиторского мероприятия, направляет копию Программы (копию изменения в Программу) для ознакомления субъектам бюджетных процедур.
III.III Проведение финансового аудита
43. Аудиторское мероприятие проводится в соответствии с утвержденной Программой путем выполнения уполномоченным должностным лицом профессиональных действий, в том числе действий по сбору аудиторских доказательств, формированию выводов, предложений и рекомендаций.
44. При проведении аудиторского мероприятия уполномоченным должностным лицом должны быть собраны обоснованные, надежные и достаточные аудиторские доказательства.
45. Аудиторские доказательства представляют собой полученные с использованием методов внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, информацию в отношении вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, включая расчеты (результаты расчетов), числовые показатели и информацию, полученную при оценке бюджетных рисков и проведении мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, а также иные сведения, используемые для формирования выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита по результатам проведения аудиторского мероприятия.
46. Сбор аудиторских доказательств осуществляется с учетом положений, установленных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 августа 2020 года N 160н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита".
47. При проведении выездной проверки субъекты бюджетных процедур обязаны:
1) создать условия для работы уполномоченного должностного лица, эксперта;
2) предоставить служебное помещение (служебные помещения), оборудованное организационно-техническими средствами, средствами связи и обеспечивающее сохранность документов, обеспечить транспортом;
3) оказывать содействие в проведении выездного мероприятия, давать указания о представлении подлинных документов, подлежащих анализу, а также справок и объяснений в устной и письменной форме по вопросам, имеющим отношение к выездному мероприятию;
4) принимать меры к устранению и предупреждению выявленных в процессе аудиторского мероприятия нарушений и недостатков.
48. Аудиторское мероприятие может быть неоднократно приостановлено:
а) при наличии нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе по хранению первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, которое делает невозможным дальнейшее проведение аудиторского мероприятия, - на период восстановления документов, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, а также приведения документов учета и отчетности в состояние, позволяющее проводить их изучение в ходе проведения аудиторского мероприятия;
б) на период непредставления (неполного представления) документов и информации или воспрепятствования проведению аудиторского мероприятия;
в) на период организации и проведения экспертиз, а также исполнения запросов;
г) при наличии обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение аудиторского мероприятия по причинам, не зависящим от уполномоченного должностного лица, включая наступление обстоятельств непреодолимой силы.
49. Основаниями продления срока проведения аудиторского мероприятия являются:
а) получение в ходе проведения аудиторского мероприятия информации, свидетельствующей о наличии нарушений законодательства Российской Федерации и требующей дополнительного изучения, в том числе информации от правоохранительных органов, иных органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо из иных источников;
б) наличие обстоятельств, которые делают невозможным дальнейшее проведение аудиторского мероприятия по причинам, не зависящим от уполномоченного должностного лица, включая наступление обстоятельств непреодолимой силы;
в) значительный объем анализируемых документов, который не представлялось возможным установить при подготовке к проведению аудиторского мероприятия.
50. Решение о приостановлении аудиторского мероприятия и (или) о продлении срока проведения аудиторского мероприятия принимается руководителем Департамента, при этом изменения в План не вносятся.
51. Уполномоченное должностное лицо в срок не позднее трех рабочих дней со дня подписания приказа о приостановлении аудиторского мероприятия направляет руководителю субъекта бюджетных процедур (уполномоченному им лицу):
1) копию приказа Департамента о приостановлении аудиторского мероприятия;
2) в письменной форме требование о восстановлении бюджетного (бухгалтерского) учета или о приведении в надлежащее состояние документов по бюджетному (бухгалтерскому) учету и отчетности либо устранении иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение аудиторского мероприятия (далее - требование).
52. В требовании указывается срок его выполнения, который не может превышать срок, на который приостанавливается аудиторское мероприятие.
53. После окончания срока приостановления аудиторского мероприятия уполномоченное должностное лицо возобновляет проведение аудиторского мероприятия, о чем письменно извещает руководителя субъекта бюджетных процедур (уполномоченное им лицо) не позднее трех рабочих дней до возобновления проведения аудиторского мероприятия.
54. Общий срок приостановлений аудиторского мероприятия не может составлять более одного года. На время приостановления аудиторского мероприятия течение его срока прерывается.
III.IV Документирование аудиторских мероприятий
55. При проведении аудиторского мероприятия уполномоченное должностное лицо формирует рабочую документацию аудиторского мероприятия, а также обеспечивает выполнение Программы в соответствии с принципами внутреннего финансового аудита, осуществляя контроль полноты рабочей документации аудиторского мероприятия и достаточности аудиторских доказательств.
56. С целью формирования рабочей документации уполномоченное должностное лицо проводит сбор информации в отношении объекта аудиторского мероприятия.
57. По результатам сбора информации, уполномоченным должностным лицом составляется перечень документов, а также специально разработанные для данной проверки формы документов (таблицы, справки, расчеты), необходимые для систематизации представляемой информации с целью осуществления аудиторского мероприятия.
58. Рабочей документацией аудиторского мероприятия является совокупность документов и фактических данных, информации (материалов), подготавливаемых либо получаемых в связи с проведением аудиторского мероприятия, в том числе:
а) документы, отражающие подготовку к проведению аудиторского мероприятия, включая формирование его Программы;
б) документы и фактические данные, информация, связанные с выполнением бюджетных процедур;
в) объяснения, полученные в ходе проведения аудиторского мероприятия, в том числе от субъектов бюджетных процедур;
г) информация о контрольных действиях, совершаемых при выполнении бюджетной процедуры, являющейся объектом внутреннего финансового аудита;
д) аналитические материалы, подготовленные в рамках проведения аудиторского мероприятия;
е) копии обращений к экспертам и (или) к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия, направленных в ходе проведения аудиторского мероприятия, и полученные от них сведения.
59. Рабочие документы аудиторского мероприятия должны подтверждать, что:
а) объекты внутреннего финансового аудита исследованы в соответствии с Программой;
б) при проведении аудиторского мероприятия собраны аудиторские доказательства, которые позволяют сформировать и обосновать выводы, предложения и рекомендации по результатам аудиторского мероприятия.
60. Рабочая документация аудиторского мероприятия должна быть достаточной для обеспечения понимания результатов проведения аудиторского мероприятия.
61. Ведение и хранение рабочей документации осуществляется с учетом требований, установленных Инструкцией по делопроизводству в органах исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, утвержденной распоряжением Правительства Орловской области от 15 июня 2020 года N 365-р "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области".
Оформление документов, содержащих сведения, составляющие государственную, служебную, иную охраняемую законом тайну, осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области защиты государственной и иной охраняемой законом тайны.
62. Рабочие документы аудиторского мероприятия могут вестись и храниться в электронном виде и (или) на бумажных носителях, а также должны быть сформированы до окончания аудиторского мероприятия.
63. Рабочие документы аудиторского мероприятия должны быть проверены уполномоченным должностным лицом.
При проверке рабочих документов уполномоченное должностное лицо должно убедиться в том, что Программа (соответствующий пункт Программы) аудиторского мероприятия выполнен и получены обоснованные, надежные и достаточные аудиторские доказательства для достижения целей аудиторского мероприятия.
64. При хранении рабочих документов аудиторских мероприятий должна исключаться возможность их изменения, а также изъятия или добавления отдельных рабочих документов или их части.
65. Доступ к рабочей документации имеет руководитель Департамента, уполномоченное должностное лицо, либо лица исполняющее их обязанности и привлеченный эксперт.
Доступ к рабочим документам внутреннего финансового аудита при проведении мероприятий государственного финансового контроля осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим осуществление государственного финансового контроля.
Доступ к документам объекта аудита, содержащим государственную тайну, предоставляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.
66. Ответственность за ведение и хранение рабочей документации несет уполномоченное должностное лицо, либо лицо исполняющее его обязанности.
III.V Реализация результатов аудиторских проверок и отчетность
67. Результаты аудиторского мероприятия оформляются аудиторским заключением (далее - Заключение), составленном по форме, установленной приложением 5 к настоящему Положению.
68. В Заключении указываются:
а) тема аудиторского мероприятия;
б) краткое изложение результатов аудиторского мероприятия в разрезе исследуемых вопросов;
в) описание выявленных нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), а также их причин и условий;
Подпункт г изменен. - Приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области от 11 мая 2022 г. N 57
г) описание выявленных бюджетных рисков, в том числе не включенных ранее в реестр бюджетных рисков, причин и возможных последствий реализации этих бюджетных рисков, а также значимых бюджетных рисков, остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля (далее - значимые остаточные бюджетные риски);
Подпункт д изменен. - Приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области от 11 мая 2022 г. N 57
д) выводы о достижении цели (целей) осуществления внутреннего финансового аудита, включая один или несколько из следующих выводов:
о степени надежности внутреннего финансового контроля;
о достоверности бюджетной отчетности (суждение субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности и (или) информация о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности);
о качестве исполнения бюджетных полномочий Департамента, в том числе о достижении Департаментом значений, включая целевые значения, показателей качества финансового менеджмента, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента);
е) предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, в том числе предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля;
ж) дату подписания заключения;
з) должность, фамилию и инициалы, подпись уполномоченного должностного лица.
69. В целях обеспечения полноты и достоверности заключения отражаемая в нем информация должна соответствовать следующим требованиям:
а) указанные в Заключении выводы, включая выводы о выявленных нарушениях и (или) недостатках, а также предложения и рекомендации должны быть сформированы с учетом принципа профессионального скептицизма и на основании достаточных аудиторских доказательств;
б) указанная в заключении информация должна быть:
точной, что означает отсутствие ошибок, искажений и фактическое описание проведения аудиторского мероприятия;
полной, что означает отражение в заключении всех существенных выводов по результатам проведения аудиторского мероприятия, на основании которых могут быть приняты решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента;
объективной, что выражается в беспристрастности при подготовке указанной информации;
ясной, что означает логичность и легкость восприятия информации, обеспечение получателей заключения всей существенной и относящейся к делу информацией;
краткой, что выражается в указании необходимой информации (по рассматриваемому вопросу) и отсутствии ненужных отступлений, избыточной детализации и многословности;
конструктивной, то есть направленной на оказание помощи субъектам бюджетных процедур (в случае необходимости) в части разъяснения предлагаемых мер по повышению качества финансового менеджмента, в том числе по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля;
своевременной, что выражается в направлении информации в сроки, позволяющие субъектам бюджетных процедур принять меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков, в том числе направленные на предотвращение и (или) устранение нарушений и (или) недостатков;
в) в Заключении, рабочей документации аудиторского мероприятия не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, заверенных подписью уполномоченного должностного лица;
г) в случае необходимости (при наличии возможности) приводится стоимостная оценка выявленных нарушений и (или) недостатков, а также возможных последствий реализации выявленных бюджетных рисков;
д) Заключение, содержащее сведения, составляющие государственную, служебную, иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области защиты государственной и иной охраняемой законом тайны;
е) Заключение должно быть составлено на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц.
70. По окончании проведения каждого аудиторского мероприятия уполномоченное должностное лицо подписывает Заключение.
71. Датой подписания Заключения является дата окончания аудиторского мероприятия.
72. Уполномоченное должностное лицо представляет Заключение руководителю Департамента и передает копию Заключения субъектам бюджетных процедур в течение 5 рабочих дней с даты подписания Заключения.
73. По решению руководителя Департамента и (или) уполномоченного должностного лица к Заключению могут быть приложены документы, необходимые для разъяснения действий субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторского мероприятия и (или) результатов аудиторского мероприятия, в том числе Программа, аудиторские доказательства, аналитические записки, поступившие письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур по результатам проведения аудиторского мероприятия и иные документы, необходимые для подтверждения полноты и достоверности Заключения.
74. Уполномоченное должностное лицо направляет Заключение тем субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений Департамента, в отношении деятельности которых (в части организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур) получена информация о выявленных (реализованных) бюджетных рисках, о нарушениях и (или) недостатках, а также разработаны предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента и (или) исходя из цели и задач аудиторского мероприятия.
75. По решению уполномоченного должностного лица документы, предусмотренные пунктом 73 настоящего Положения, необходимые для разъяснения результатов аудиторского мероприятия, могут быть направлены субъектам бюджетных процедур, указанным в пункте 74 настоящего Положения.
Способ направления и объем этих документов определяются исходя из необходимости разъяснения субъектам бюджетных процедур предлагаемых мер по повышению качества финансового менеджмента.
При наличии возражений и предложений по фактам, указанным в Заключении, Субъект бюджетной процедуры в течение 3 рабочих дней с даты его получения вправе представить в свободной форме возражения и предложения аудиторской группе на бумажном носителе или в электронном виде.
76. Письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур, поступившие по результатам проведенного аудиторского мероприятия и после представления Заключения руководителю Департамента, рассматриваются уполномоченным должностным лицом в течение 5 рабочих дней со дня их поступления и, при необходимости, учитываются в целях ведения реестра бюджетных рисков.
77. В случае если в подписанном Заключении содержится существенная ошибка или искажение, а также если после подписания Заключения уполномоченное должностное лицо получило информацию, которая не была доступна на дату окончания аудиторского мероприятия и существенно влияет на выводы, предложения и рекомендации по его результатам, то уполномоченное должностное лицо должно довести исправленную информацию до сведения всех сторон, получивших первоначальный вариант заключения в течение 5 рабочих дней со дня получения (обнаружения) данной информации (ошибки или искажения).
78. В течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Заключения субъект бюджетной процедуры обеспечивает разработку плана мероприятий по реализации предложений и рекомендаций и/или устранению недостатков/нарушений, составленного по форме, установленной приложением 6 к настоящему Положению.
79. Субъект бюджетной процедуры обеспечивает выполнение внесенных уполномоченным должностным лицом предложений и в установленные сроки представляет уполномоченному должностному лицу информацию об устранении нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторских мероприятий с приложением копий подтверждающих документов, составленную по форме, установленной приложением 7 к настоящему Положению.
IV Решения, принимаемые руководителем Департамента и (или) субъектами бюджетных процедур
80. Руководитель Департамента рассматривает Заключение и принимает одно или несколько решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, предусмотренных федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 91н, с указанием сроков их выполнения не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Заключения.
Указанные решения утверждаются письменным поручением (в том числе в форме резолюций), поручением, оформляемым протоколом совещания в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.
81. Руководитель Департамента вправе принимать решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента, на основании информации, как содержащейся в Заключениях субъекта внутреннего финансового аудита, так и полученной вне рамок проведения аудиторских мероприятий, в том числе на основании информации уполномоченного должностного лица о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений, о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
82. Руководители субъектов бюджетных процедур, в целях выполнения решений руководителя Департамента, а также на основании информации о проведении и результатах аудиторского мероприятия, в том числе указанной в аналитических записках субъекта внутреннего финансового аудита, проекте Заключения и Заключении, вправе самостоятельно принимать решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента, включая разработку и выполнение перечня (плана) мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры.
83. Информация о принятых решениях, а также о принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента обобщается уполномоченным должностным лицом в целях ведения реестра бюджетных рисков и проведения мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков до начала очередного финансового года.
V Мониторинг реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков
84. Во исполнение решений, принятых в соответствии с пунктами 80 - 82 настоящего Положения, субъекты бюджетных процедур выполняют меры по повышению качества финансового менеджмента и минимизации (устранению) бюджетных рисков.
85. Уполномоченное должностное лицо регулярно (не реже одного раза в год) проводит мониторинг реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, в рамках которого формируют информацию о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
86. Целью проведения мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков является подтверждение исполнения решений, принятых в соответствии с пунктами 80 - 82 настоящего Положения, а также оценка их влияния на повышение качества финансового менеджмента и (или) на минимизацию (устранение) бюджетных рисков, в том числе выявление значимых остаточных бюджетных рисков.
87. Способы, сроки и периодичность проведения мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков определяет уполномоченное должностное лицо.
Уполномоченное должностное лицо проводит указанный мониторинг с использованием одного или нескольких из следующих способов:
а) запрос и анализ информации от субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений Департамента, о ходе и (или) результатах выполнения мер по повышению качества финансового менеджмента и минимизации (устранению) бюджетных рисков, в том числе о причинах невыполнения указанных мер;
б) анализ результатов мероприятий органов государственного финансового контроля в Департаменте, касающихся организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, в отношении которых принимались решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента;
в) повторное аудиторское мероприятие (мероприятия), объектами которого являются бюджетные процедуры и (или) составляющие эти процедуры операции (действия) по выполнению бюджетных процедур, в отношении которых принимались решения, предусмотренные пунктами 80 - 82 настоящего Положения;
г) проведение аудиторского мероприятия с целью анализа исполнения направленных на повышение качества финансового менеджмента решений, принятых в том числе по результатам проведения аудиторских мероприятий.
88. В случае если при проведении мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков уполномоченным должностным лицом выявлена необходимость проведения дополнительных мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, то уполномоченное должностное лицо информирует об этом руководителя Департамента не позднее, чем за 5 рабочих дней до дня выявления.
89. Обобщенная информация о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков отражается в годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.
Пункт 90 изменен. - Приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области от 11 мая 2022 г. N 57
90. Реестр бюджетных рисков составляется уполномоченным должностным лицом по форме, утвержденной приложением 8 к настоящему Положению, до начала очередного финансового года.
Оценка бюджетных рисков (за исключением рисков искажения бюджетной отчетности), в том числе определение значимости (уровня) бюджетного риска, осуществляется в соответствии с приложением 9 к настоящему Положению.
VI Составление и представление годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита
91. Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита формируется уполномоченным должностным лицом по форме, установленной приложением 10 к настоящему Положению.
92. Подписанную годовую отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита уполномоченное должностное лицо представляет руководителю Департамента.
93. Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита представляется в первом квартале текущего финансового года за отчетный год (календарный год с 1 января по 31 декабря включительно), в котором проводились (завершились) аудиторские мероприятия.
94. Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита должна содержать информацию, характеризующую достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита, установленных пунктом 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в частности:
а) о выполнении плана проведения аудиторских мероприятий за отчетный год, в том числе аудиторских мероприятий, проведенных в рамках переданных от администратора бюджетных средств полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита (при наличии), а в случае невыполнения плана - информацию о причинах его невыполнения;
б) о количестве и темах проведенных внеплановых аудиторских мероприятий за отчетный год (при наличии);
в) о степени надежности внутреннего финансового контроля;
г) о достоверности (недостоверности) сформированной бюджетной отчетности;
д) о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий Департамента, в частности, о достижении Департаментом целевых значений показателей качества финансового менеджмента;
е) о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, направленной на решение задач внутреннего финансового аудита, указанных в пунктах 14 - 16 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", включая информацию о наиболее значимых, по мнению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита:
выводах, предложениях и рекомендациях субъекта внутреннего финансового аудита;
нарушениях и (или) недостатках, бюджетных рисках, а также о значимых остаточных бюджетных рисках, включая информацию об их причинах;
принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента Департамента и минимизации (устранению) бюджетных рисков;
ж) о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков;
з) о событиях, оказавших существенное влияние на организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, а также на деятельность субъекта внутреннего финансового аудита;
и) о субъекте внутреннего финансового аудита, в том числе о его подчиненности, штатной и фактической численности, а также о принятых мерах по повышению квалификации должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита;
к) дату подписания годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, должность, фамилию и инициалы, подпись уполномоченного должностного лица.
VII Мониторинг качества финансового менеджмента
95. Под финансовым менеджментом понимается организация и исполнение Департаментом бюджетных процедур в целях исполнения бюджетных полномочий.
96. Мониторинг качества финансового менеджмента проводится в целях:
определения качества финансового менеджмента объектов мониторинга;
предупреждения, выявления и пресечения бюджетных нарушений, определенных статьей 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
выявления объектами мониторинга бюджетных рисков;
подготовки и реализации объектами мониторинга мер, направленных на минимизацию (устранение) бюджетных рисков, повышение качества финансового менеджмента, в том числе на достижение целевых значений показателей качества финансового менеджмента.
97. Мониторинг качества финансового менеджмента проводится в соответствии Планом, с учетом результатов внешней проверки контрольно-счетным палаты по Орловской области и годовой бюджетной отчетности на основании решения руководителя Департамента.
98. Периодичность и сроки проведения мониторинга качества финансового менеджмента устанавливаются уполномоченным должностным лицом.
99. Направления мониторинга качества финансового менеджмента определяются уполномоченным должностным лицом в соответствии с приложение 11 к настоящему Положению.
100. Результатом проведения мониторинга качества финансового менеджмента является отчет о результатах мониторинга качества финансового менеджмента пописанный уполномоченным должностным лицом.
VII.I Расчет и анализ значений показателей качества финансового менеджмента
101. При проведении мониторинга качества финансового менеджмента уполномоченное должностное лицо по каждому объекту мониторинга:
целевые значения показателей качества финансового менеджмента;
значения показателей качества финансового менеджмента, характеризующие результаты выполнения бюджетных процедур и (или) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, а также управление активами, осуществление закупок товаров, работ и услуг;
отклонения значений показателей качества финансового менеджмента от целевых значений показателей качества финансового менеджмента;
итоговую оценку качества финансового менеджмента.
102. При расчете целевых значений показателей качества финансового менеджмента и итоговой оценки качества финансового менеджмента применяются подходы (формулы), указанные в Порядке проведения Министерством финансов Российской Федерации мониторинга качества финансового менеджмента.
VII.II Формирование и представление отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, реализация результатов его проведения
103. На основании расчета показателей качества финансового менеджмента уполномоченное должностное лицо формирует отчет о результатах мониторинга качества финансового менеджмента и пояснительную записку к нему (при необходимости) в течение 5 рабочих дней со дня составления расчета показателей качества финансового менеджмента.
В отчете о результатах мониторинга качества финансового менеджмента субъекту мониторинга указывать следующие сведения:
а) целевые значения показателей качества финансового менеджмента;
б) значения итоговой оценки качества финансового менеджмента по объектам мониторинга и значения показателей качества финансового менеджмента, используемых для ее расчета;
в) перечень показателей качества финансового менеджмента, значения оценок по которым отклоняются от их целевых значений в отрицательную сторону, по каждому объекту мониторинга;
г) рейтинг качества финансового менеджмента объектов мониторинга.
104. Уполномоченное должностное лицо направляет отчет о результатах мониторинга качества финансового менеджмента руководителю Департамента и объектам мониторинга в течение 5 рабочих дней со дня составления отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента.
105. Уполномоченное должностное лицо при определении формы отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента вправе руководствоваться Порядком проведения Министерством финансов Российской Федерации мониторинга качества финансового менеджмента.
106. На основании отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента объектам мониторинга рекомендуется формировать сведения о качестве финансового менеджмента, в том числе содержащие информацию о ходе реализации мер, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
107. Мероприятия объекта мониторинга, направленные на обеспечение достижения целевых значений показателей качества финансового менеджмента, могут содержать, в частности:
разработку, актуализацию правовых актов, регламентирующих осуществление финансового менеджмента;
установление (изменение) в положениях о структурных подразделениях, в должностных регламентах (инструкциях) сотрудников обязанностей и полномочий по выполнению бюджетных процедур, в том числе по осуществлению внутреннего финансового контроля;
совершенствование информационного взаимодействия между структурными подразделениями (сотрудниками), осуществляемого при выполнении бюджетных процедур;
проверку соответствия квалификации руководителей структурных подразделений и сотрудников, осуществляющих процедуры в рамках финансового менеджмента, установленным квалификационным требованиям, организацию повышения квалификации и проведения переподготовки;
разработку, актуализацию правовых актов о материальном стимулировании (дисциплинарной ответственности) должностных лиц за добросовестное (недобросовестное) исполнение обязанностей при осуществлении бюджетных процедур.
<< Назад |
Приложение 1. >> План внутреннего финансового аудита |
|
Содержание Приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.