Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Саратовской области
от 28 декабря 2021 года N 1163-П
Положение
о региональном государственном строительном надзоре на территории Саратовской области
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Саратовской области (далее - региональный государственный строительный надзор).
Региональный государственный строительный надзор осуществляется:
1) при строительстве объектов капитального строительства, не указанных в пункте 5.1 части 1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением объектов, расположенных на территории двух и более субъектов Российской Федерации (кроме случаев, предусмотренных подпунктом 4 настоящей части), и случаев, предусмотренных частью 3.3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
2) при реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в пункте 5.1 части 1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением объектов, расположенных на территории двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе, если реконструкция такого объекта осуществляется только на территории одного субъекта Российской Федерации (кроме случаев, предусмотренных подпунктом 4 настоящей части), и случаев, предусмотренных частью 3.3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
3) при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3-5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в отношении объектов, не указанных в подпунктах 1, 2 настоящей части, за исключением объектов, в отношении которых осуществляется федеральный государственный строительный надзор;
4) при строительстве, реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе, если реконструкция осуществляется только на территории Саратовской области, в случае проведения государственной экспертизы проектной документации соответствующей автомобильной дороги органом исполнительной власти Саратовской области или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением и направления в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ по строительству, реконструкции соответствующей автомобильной дороги не ранее 26 ноября 2021 года.
2. Органом исполнительной власти области, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора, является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области (далее - министерство).
3. Должностными лицами, осуществляющими региональный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 1 настоящего Положения (далее - инспектор), являются:
заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства области по государственному строительному надзору;
начальник управления государственного строительного надзора, контроля и надзора за долевым строительством министерства;
начальник отдела строительного надзора по городу Саратову управления государственного строительного надзора, контроля и надзора за долевым строительством министерства;
референт отдела строительного надзора по городу Саратову управления государственного строительного надзора, контроля и надзора за долевым строительством министерства;
консультант отдела строительного надзора по городу Саратову управления государственного строительного надзора, контроля и надзора за долевым строительством министерства;
начальник отдела строительного надзора по районам области управления государственного строительного надзора, контроля и надзора за долевым строительством министерства;
референт отдела строительного надзора по районам области управления государственного строительного надзора, контроля и надзора за долевым строительством министерства;
консультант отдела строительного надзора по районам области управления государственного строительного надзора, контроля и надзора за долевым строительством министерства;
начальник отдела контрольно-аналитической работы управления государственного строительного надзора, контроля и надзора за долевым строительством министерства;
заместитель начальника отдела контрольно-аналитической работы управления государственного строительного надзора, контроля и надзора за долевым строительством министерства;
референт отдела контрольно-аналитической работы управления государственного строительного надзора, контроля и надзора за долевым строительством министерства;
консультант отдела контрольно-аналитической работы управления государственного строительного надзора, контроля и надзора за долевым строительством министерства.
Объектами регионального государственного строительного надзора являются:
деятельность, действия (бездействие) застройщика, технического заказчика, лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (далее - контролируемые лица), по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 11 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
объекты капитального строительства, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и которые указаны в части 11 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
5. Предметом регионального государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в подпунктах 1, 2, 4 части второй пункта 1 настоящего Положения, является соблюдение:
1) соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации);
2) требования наличия разрешения на строительство;
3) требований, установленных частями 2 и 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
4) требований, установленных частью 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к обеспечению консервации объекта капитального строительства;
5) требований к порядку осуществления строительного контроля, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами.
6. Предметом регионального государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в подпункте 3 части второй пункта 1 настоящего Положения, является соблюдение:
1) требований наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, если разрешение на строительство требуется для строительства или реконструкции объекта капитального строительства;
2) соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство.
7. Организация и осуществление регионального государственного строительного надзора регулируются Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) с учетом особенностей, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Региональный государственный строительный надзор в отношении объектов, указанных в подпунктах 1, 2, 4 части второй пункта 1 настоящего Положения, проводится по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 57 Федерального закона.
В отношении объектов, указанных в подпункте 3 части второй пункта 1 настоящего Положения, региональный государственный строительный надзор осуществляется по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-5 части 1 статьи 57 Федерального закона.
8. Региональный государственный строительный надзор осуществляется без проведения плановых контрольных мероприятий. Контрольные мероприятия, за исключением внеплановых контрольных мероприятий без взаимодействия, проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 57 Федерального закона.
9. Инспекторы пользуются правами и выполняют обязанности, установленные Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом и настоящим Положением, в том числе в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеют право:
1) запрашивать и получать на основании мотивированного письменного запроса от контролируемого лица документы, необходимые для оценки соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать объекты капитального строительства и проводить обследования используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, а также проводить необходимые исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие контрольные (надзорные) действия;
3) вносить записи о результатах проведенных проверок в общий и (или) специальный журналы;
4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований.
Инспекторы, уполномоченные на проведение проверки, при осуществлении регионального государственного строительного надзора также обязаны:
1) размещать информацию в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;
2) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
10. Инспекторы при проведении контрольных (надзорных) мероприятий обязаны соблюдать ограничения и запреты, установленные Федеральным законом.
11. Должностные лица, осуществляющие региональный государственный надзор, несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12. Министерство ведет реестр объектов капитального строительства, указанных в подпункте 1, 2, 4 части второй пункта 1 настоящего Положения, в отношении которых осуществляется региональный государственный строительный надзор (далее - реестр объектов капитального строительства).
Ведение реестра объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 года N 2161 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1087 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
II. Организация контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении регионального государственного строительного надзора
13. Региональный государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, указанных в подпунктах 1, 2, 4 части второй пункта 1 настоящего Положения, осуществляется с даты получения в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации) (далее - заключение о соответствии).
Извещения о начале работ в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, извещения, указанные в части 6 статьи 52 и части 3 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также прилагаемые к ним документы могут быть представлены на бумажном носителе или направлены в электронном виде посредством информационных систем и порталов государственных и муниципальных услуг (при наличии).
При несоблюдении застройщиком или техническим заказчиком сроков направления извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленных частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, региональный государственный строительный надзор осуществляется с даты получения регистрации обращений или заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в подпунктах 1, 2, 4 части второй пункта 1 настоящего Положения, либо о фактах причинения вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
14. Информация о контрольных (надзорных) мероприятиях вносится в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и об иной охраняемой законом тайне.
15. Контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении регионального государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в подпунктах 1, 2, 4 части второй пункта 1 настоящего Положения, проводятся инспекторами на основании программы проверок.
Распоряжение о проведении проверки издается по форме, установленной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации.
Застройщик, технический заказчик обязаны с извещением о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства, представить документы, установленные частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
16. Распоряжением министерства в течение 5 рабочих дней после получения извещения, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливается должностное лицо (должностные лица), ответственное (ответственные) за осуществление регионального государственного строительного надзора на конкретном объекте капитального строительства.
17. Программа проверок формируется инспектором, ответственным за организацию осуществления регионального государственного строительного надзора в отношении объекта капитального строительства, не позднее чем через 10 рабочих дней с даты получения извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на весь срок строительства, реконструкции объекта капитального строительства и содержит перечень контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении каждого из которых указывается следующая информация:
1) вид контрольного (надзорного) мероприятия и его предмет;
2) событие, наступление которого является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе завершение строительства, реконструкции объекта капитального строительства, срок (не более 10 рабочих дней после поступления информации о наступлении события), в течение которого уполномоченным органом исполнительной власти области должно быть начато контрольное (надзорное) мероприятие, срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
3) перечень документов, представление которых необходимо для оценки соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
18. К событиям, наступление которых является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии с программой проверок, относятся:
1) завершение выполнения работ, которые подлежат проверке;
2) завершение строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
О наступлении события, указанного в подпункте 1 пункта 18 настоящего Положения, свидетельствует поступление от контролируемого лица извещения о сроках завершения работ, подлежащих проверке, а в случае непоступления такого извещения - истечение предполагаемого согласно программе проверок срока завершения работ, подлежащих проверке.
19. Программа проверок формируется с учетом определенных проектной документацией архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, а также сроков выполнения работ по строительству, реконструкции и утверждается министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства области (заместителем министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства области).
Программа проверок формируется в электронном виде и не позднее 3 рабочих дней со дня утверждения направляется контролируемому лицу по адресу, указанному в извещении о начале работ, в форме электронного документа, посредством информационных систем и порталов государственных и муниципальных услуг (при наличии), а в случае, предусмотренном частью 9 статьи 21 Федерального закона, - на бумажном носителе.
20. Инспектор, ответственный за осуществление регионального государственного строительного надзора, вносит изменения в программу проверок в течение 7 рабочих дней со дня получения от контролируемого лица:
а) изменений, внесенных в проектную документацию (в том числе изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации частью такой проектной документации), направленных в министерство в соответствии с частью 5.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в случае, если такие изменения влекут за собой изменение состава событий, наступление которых является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, и (или) сроков наступления таких событий);
б) извещения об изменении сроков наступления события, которое является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Утверждение и направление (вручение) контролируемому лицу программы проверок с внесенными в нее изменениями осуществляется в соответствии с пунктом 19 настоящего Положения.
21. Инспектор (инспекторы), ответственный (ответственные) за осуществление регионального государственного строительного надзора, формирует (формируют) надзорное дело применительно к каждому объекту капитального строительства (отдельному этапу строительства), указанному в подпунктах 1, 2, 4 части второй пункта 1 настоящего Положения, при строительстве, реконструкции которого осуществляется региональный государственный строительный надзор.
22. О проведении контрольного (надзорного) мероприятия контролируемое лицо информируется инспектором, ответственным за организацию осуществления регионального государственного строительного надзора в отношении конкретного объекта капитального строительства, не позднее чем за 24 часа до начала контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьей 21 Федерального закона.
23. Индивидуальный предприниматель, физическое лицо, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в министерство информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства, их участие в судебном заседании), в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится министерством на срок, необходимый для устранения указанных обстоятельств.
24. В случае проведения контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, должностное лицо министерства, уполномоченное на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, не позднее чем за 24 часа до его проведения обязано направить уведомление в саморегулируемую организацию о проведении контрольного (надзорного) мероприятия соответствующего контролируемого лица, являющегося ее членом, по электронной почте либо (в случае отсутствия адреса электронной почты) любым иным доступным способом связи в целях обеспечения возможности участия или присутствия представителя саморегулируемой организации при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
25. В рамках осуществления регионального государственного строительного надзора проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
а) документарная проверка;
б) выездная проверка;
в) инспекционный визит.
26. Срок проведения документарной проверки не может превышать срок, установленный статьей 72 Федерального закона.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона, и которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов.
Срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия может быть приостановлен министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, одним из заместителей министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства области на основании мотивированного представления должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, на срок осуществления экспертиз или испытаний.
27. В ходе выездных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование;
испытание;
экспертиза.
В ходе документарных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов;
экспертиза.
28. В случае проведения документарных проверок и выездных проверок инспекторами, лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, для фиксации доказательств, нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации указанных доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств нарушений обязательных требований, прилагаются к акту контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт), протоколам отбора проб (образцов) для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы.
Применение фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований должностными лицами, уполномоченными на проведение документарных проверок и выездных проверок, лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, осуществляется с учетом выполнения технических мероприятий, обеспечивающих соблюдение требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и об иной охраняемой законом тайне.
29. Отбор проб (образцов) применяемых строительных материалов (изделий) осуществляется в количестве, необходимом и достаточном для проведения инструментального обследования, испытания, экспертизы в соответствии с утвержденными документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений и иными документами.
Выборка проб (образцов) продукции (товаров) по количеству проб (образцов) должна обеспечивать принятие обоснованных решений о соответствии продукции (товаров) установленным требованиям.
Отбор проб (образцов) осуществляется в присутствии контролируемых лиц или их представителей с применением фотосъемки и (или) видеозаписи.
30. При осуществлении в рамках контрольного (надзорного) мероприятия инструментальных обследований, испытаний, экспертизы технический заказчик, застройщик или лицо, осуществляющее строительство, обязаны обеспечить условия для проведения соответствующих экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний, беспрепятственный доступ эксперта к объектам экспертизы и необходимые условия для исследования.
31. По окончании контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт.
В случае, если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в том числе несоответствие выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, результатов таких работ требованиям, предусмотренным в пункте 1 части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в акте в соответствии с частью 2 статьи 87 Федерального закона должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным актом и его структурной единицей оно установлено.
В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту.
32. Предписание подлежит исполнению контролируемым лицом в установленный в нем срок.
33. Акт, составленный по результатам проверки, и выданное на основании него предписание, а также приложенные к акту проверки, составленные либо полученные в процессе проведения контрольного (надзорного) мероприятия документы (при их наличии) составляются в форме электронного документа.
Ознакомление с результатами контрольного (надзорного) мероприятия производиться в соответствии с Федеральным законом.
В случае, если по результатам контрольного (надзорного) мероприятия акт подлежит составлению в форме электронного документа и это невозможно осуществить на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия по причине отсутствия доступа к информационным системам, акт составляется не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем окончания контрольного (надзорного) мероприятия.
Акт издается по форме, установленной Министерством экономического развития Российской Федерации.
34. В случае, если основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия является истечение срока исполнения контролируемым лицом предписания, предметом такого контрольного (надзорного) мероприятия является исключительно исполнение выданного министерством предписания. В рамках проведения контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с программой проверок проводится проверка исполнения нарушений, указанных в предписании, если истек срок исполнения предписания, при этом контрольное (надзорное) мероприятие по исполнению предписания не проведено в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
35. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщиком или техническим заказчиком направляется извещение об окончании строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, которое подтверждает фактическое завершение выполнения работ, предусмотренных требованиями утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектной документации (с учетом изменений, внесенных в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации), устранение всех нарушений обязательных требований, оформление документации, связанной с выполнением всех работ по строительству, реконструкции, а также применением строительных материалов (изделий).
Извещение об окончании строительства может быть направлено в электронном виде посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или региональных информационных систем и порталов государственных и муниципальных услуг (при наличии).
36. После получения извещения об окончании строительства (реконструкции) объекта капитального строительства министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, одним из заместителей министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства области назначается выездная проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - итоговая проверка), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям, указанным в части 16 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - заключение о соответствии), либо об отказе в выдаче о заключения о соответствии.
Контрольное (надзорное) мероприятие должно быть начато не позднее 10 рабочих дней после получения извещения об окончании строительства (реконструкции) объекта капитального строительства.
37. Министерство после контрольного (надзорного) мероприятия, указанного в пункте 36 настоящего Положения, выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения требований, указанных в части 16 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо такие нарушения были устранены до дня окончания итоговой проверки.
Министерство отказывает в выдаче заключения о соответствии:
1) если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства были допущены нарушения требований, указанных в части 16 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и такие нарушения не были устранены до дня окончания итоговой проверки;
2) если при проведении итоговой проверки установлено, что работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме, предусмотренном проектной документацией, не завершены. В таком случае министерство по согласованию с застройщиком или техническим заказчиком вносит изменение в программу проверок в части срока наступления события, указанного в подпункте 2 пункта 18 настоящего Положения.
38. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче заключения о соответствии составляются в форме электронного документа, подписываются инспектором (инспекторами), осуществлявшим итоговую проверку, утверждаются приказом (распоряжением) министерства и направляются застройщику или техническому заказчику в течение 5 рабочих дней со дня завершения итоговой проверки посредством электронной почты, информационных систем, а в случае, предусмотренном частью 9 статьи 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", - на бумажном носителе.
39. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии может быть обжаловано в судебном порядке.
40. Заключение о соответствии отзывается на основании вступившего в законную силу решения суда.
41. Осуществление регионального государственного строительного надзора может быть прекращено без выдачи заключения о соответствии в случаях:
1) внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации или в проектную документацию объекта капитального строительства, исключающих основание для исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства;
2) заявления застройщика или технического заказчика о прекращении строительства, реконструкции объекта капитального строительства;
3) неосуществления регионального государственного строительного надзора вследствие бездействия застройщика;
4) вступления в законную силу судебных постановлений.
Осуществление регионального государственного строительного надзора прекращается на основании приказа (распоряжения) министерства с указанием соответствующих оснований.
42. Документы, составляемые в рамках осуществления министерством регионального государственного строительного надзора, в том числе при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, документы, их копии, полученные от контролируемого лица и иных источников, в том числе полученные в порядке межведомственного взаимодействия, а также материалы, полученные по итогам рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, подлежат учету и подлежат хранению в соответствии с требованиями к ведению делопроизводства, установленными уполномоченным органом исполнительной власти области.
III. Особенности организации осуществления регионального государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации
43. Региональный государственный строительный надзор в отношении объектов капитального строительства, указанных в подпункте 3 части второй пункта 1 настоящего Положения, проводится при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3-5 части 1 статьи 57 Федерального закона. Формирование программы проверок в соответствии с частью 14 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации при этом не осуществляется.
44. При поступлении информации о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, наличие которых является основанием проведения регионального государственного строительного надзора в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона, инспектор, уполномоченный на рассмотрение такого обращения (заявления), последовательно предпринимает действия, предусмотренные статьей 59, частью 3 статьи 58, статьей 60 Федерального закона.
45. Региональный государственный строительный надзор в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) инспекционный визит;
2) выездная проверка;
3) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);
4) выездное обследование.
Также при осуществлении регионального государственного строительного надзора могут проводиться контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, предусмотренные статьями 74, 75 Федерального закона.
46. Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия принимается министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства области или одним из заместителей министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства области.
47. Для фиксации инспекторами, уполномоченными на проведение контрольных (надзорных) мероприятий, лицами, привлекаемыми к совершению отдельных контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись в случае выездной проверки.
Для фиксации доказательств нарушений могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи.
В обязательном порядке фотосъемка и видеозапись доказательств нарушений обязательных требований осуществляется в случае проведения контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица, представителями которого создавались (создаются) препятствия в проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте, составленном по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений.
Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением вслух о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации указанных доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту, протоколам отбора проб (образцов) для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы.
48. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьей 87 Федерального закона.
Акт, а также приложенные к акту подготовленные либо полученные в процессе проведения контрольного (надзорного) мероприятия документы (при их наличии) составляются в форме электронного документа и направляются (вручаются) контролируемому лицу посредством электронной почты, информационных систем, а в случае, предусмотренном частью 9 статьи 21 Федерального закона, - на бумажном носителе.
49. В случаях, если в рамках осуществления регионального государственного строительного надзора министерством выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача такого разрешения) или факт несоответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, - факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, уполномоченный орган исполнительной власти в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления указанного факта направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории - в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт.
IV. Организация проведения внеплановых (надзорных) мероприятий
50. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводятся по основаниям, предусмотренными пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 57 Федерального закона.
51. При наличии у министерства сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявлении соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, контрольное (надзорное) мероприятие проводится в одной из следующих форм:
1) инспекционный визит;
2) документарная проверка.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) истребование документов.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности не может превышать один рабочий день. Контролируемые лица или их представителя обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора на объект капитального строительства.
Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3-6 части 1 статьи 57, частью 12 статьи 66 Федерального закона.
Инспекционный визит может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов.
Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
52. При поручении Президента Российской Федерации, поручении Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц, требовании прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям вид контрольного (надзорного) мероприятия определяется указанными актами.
V. Организация проведения профилактических мероприятий при осуществлении регионального государственного строительного надзора
53. При осуществлении регионального государственного строительного надзора могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
54. Профилактические мероприятия проводятся в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне и об иной охраняемой законом тайне.
55. Информирование осуществляется в соответствии со статьей 46 Федерального закона с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и об иной охраняемой законом тайне.
56. Обобщение правоприменительной практики осуществляется в соответствии со статьей 47 Федерального закона.
Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики министерства, готовится 1 раз в год, утверждается приказом (распоряжением) министерства и размещается на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее 15 марта года, следующего за отчетным.
Министерство в соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики.
57. Объявление предостережения осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона.
Контролируемое лицо в течение 15 рабочих дней со дня получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) вправе подать в министерство возражение в отношении указанного предостережения, в котором указываются:
наименование контролируемого лица - юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) контролируемого лица - индивидуального предпринимателя;
идентификационный номер налогоплательщика - контролируемого лица;
дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
обоснование позиции контролируемого лица в отношении указанных в предостережении его действий (бездействия), которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
Возражение в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований может быть подано контролируемым лицом на бумажном носителе почтовым отправлением, в виде электронного документа на адрес электронной почты, указанный в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований, или иными указанными в таком предостережении способами.
Министерство по итогам рассмотрения возражения в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований направляет ответ контролируемому лицу в течение 30 календарных дней со дня получения такого возражения.
58. Консультирование осуществляется в соответствии со статьей 50 Федерального закона.
Консультирование осуществляется инспектором по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
59. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
1) связанным с организацией и осуществлением регионального государственного строительного надзора;
2) связанным с порядком обжалования действий (бездействия) должностных лиц;
3) разъяснения положений нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного строительного надзора;
4) разъяснения положений нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих порядок осуществления государственного строительного надзора.
60. В случае поступления пяти и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет письменного разъяснения, подписанного министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства области (заместителем министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства области).
61. Профилактический визит осуществляется в соответствии со статьей 52 Федерального закона.
Обязательный профилактический визит проводится в отношении контролируемых лиц в течение 3 месяцев со дня поступления в министерство от контролируемого лица извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - извещение о начале работ).
Обязательный профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
Министерство не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения профилактического визита согласовывает с контролируемым лицом дату, время, способ проведения профилактического визита.
Срок проведения обязательного профилактического визита не должен превышать 1 рабочий день.
VI. Досудебный порядок обжалования решений органа государственного контроля (надзора), действий (бездействия) должностных лиц при осуществлении регионального государственного строительного надзора
62. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления регионального государственного строительного надзора, имеют право на досудебное обжалование:
решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
действий (бездействия) должностных лиц министерства в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
63. Лицами, уполномоченными на рассмотрение жалобы, (далее - уполномоченное лицо) являются:
министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства области при поступлении жалобы на решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства области при поступлении жалобы на акт контрольного (надзорного) мероприятия, предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, действия (бездействие) инспектора в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
64. Жалоба на решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, действия (бездействие) должностных лиц министерства может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований может быть подана в течение 10 рабочих дней со дня получения контролируемым лицом предписания.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, восстанавливается уполномоченным на рассмотрение жалобы лицом при наличии уважительной причины пропуска срока.
65. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может ее отозвать. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
66. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения министерства. В этом случае уполномоченное лицо в срок не позднее двух рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
1) о приостановлении исполнения обжалуемого решения министерства;
2) об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения министерства.
Информация о принятом решении направляется лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения.
67. Жалоба по форме и содержанию должна соответствовать требованиям Федерального закона.
Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства области на бумажном носителе без использования единого портала государственных и муниципальных услуг с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
68. Уполномоченное лицо при рассмотрении жалобы использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности. Срок рассмотрения жалобы определен Федеральным законом.
Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную тайну или иную охраняемую законом тайну, рассматривается министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства области без использования подсистемы досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности в порядке, установленном Федеральным законом, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
69. Уполномоченное лицо вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение 5 рабочих дней со дня направления запроса. Срок рассмотрения жалобы приостанавливается со дня направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их органом, осуществляющим государственный контроль (надзор), но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса.
70. По итогам рассмотрения жалобы уполномоченное лицо принимает одно из следующих решений:
оставляет жалобу без удовлетворения;
отменяет решение министерства полностью или частично;
отменяет решение министерства полностью и принимает новое решение;
признает действие (бездействие) инспекторов незаконными и выносит решение по существу, в том числе, об осуществлении необходимости определенных действий.
Решение уполномоченного лица передается (направляется) контролируемому лицу по адресу, указанному в жалобе, посредством информационных систем и порталов государственных и муниципальных услуг (при наличии) или посредством почтового отправления в случае, предусмотренном частью 9 статьи 98 Федерального закона, не позднее 1 рабочего дня со дня его принятия.
71. Уполномоченное лицо принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы, если:
1) жалоба подана после истечения срока подачи жалобы и не содержит ходатайства о его восстановлении;
2) в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
3) до принятия решения по жалобе от контролируемого лица поступило заявление об отзыве его жалобы;
4) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
5) ранее в министерство была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
6) жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц министерства, а также членов их семей;
7) ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства.
VII. Ключевые показатели регионального государственного строительного надзора, их целевые значения
72. В целях качественной оценки уровня защиты охраняемых законом ценностей в области регионального государственного строительного надзора используются ключевые и индикативные показатели результативности и эффективности регионального государственного строительного надзора.
73. Министерство ежегодно осуществляет подготовку доклада о региональном государственном контроле (надзоре) в области регионального государственного строительного надзора с указанием сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях, в том числе, о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей.
VIII. Оценка результативности и эффективности деятельности министерства при осуществлении регионального государственного строительного надзора
74. Оценка результативности и эффективности министерства при осуществлении регионального государственного строительного надзора осуществляется на основе перечня показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности в Саратовской области и порядка (методики) оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности в Саратовской области, утверждаемых Правительством области.
IX. Перечень индикаторов нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного строительного надзора
75. Наличие обращений от граждан и организаций о нарушении обязательных требований.
76. Наличие информации о непредставлении в срок, установленный в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований и в предписании об устранении выявленных нарушений уведомления о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований.
77. Наличие информации в уведомлении об исполнении предостережения сведений о принятии недостаточных мер по обеспечению соблюдения обязательных требований и предписания об устранении выявленных нарушений.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Саратовской области от 28 декабря 2021 г. N 1163-П "Об утверждении Положения о региональном государственном... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.