Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 14 декабря 2021 г. N 3а-691/2021
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 марта 2022 г. N 66а-627/2022 настоящий документ отменен
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре - помощнике судьи Гребневе П.Г.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Хабирова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Апполоновой Татьяны Аркадьевны, Барханова Илхама Амирхановича, Бикчантаевой Гузели Шамильевны, Горлановой Алены Валерьевны, Ибрагимовой Ирины Михайловны, Калимуллиной Марии Викторовны, Фроловой Надежды Вениаминовны, Хуснетдиновой Лилии Ленаровны, Анютова Германа Владимировича, Васильева Бориса Владимировича, Гиниятуллиной Дианы Владимировны к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, Главному государственному санитарному врачу по Республике Татарстан о признании недействующим пункта 2.5 постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан от 11 октября 2021 года N 7 "О проведении обязательной вакцинации против COVID-19 отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям в Республике Татарстан",
установил:
Главным государственным санитарным врачом по Республике Татарстан вынесено постановление от 11 октября 2021 года N 7 "О проведении обязательной вакцинации против COVID-19 отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям в Республике Татарстан".
В пункте 1 данного постановления содержится требование обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против COVID-19 с охватом не менее 80% с учетом переболевших за последние 6 месяцев отдельным категориям лиц, в числе которых указаны работники образовательных организаций, в том числе дополнительного образования.
В пункте 2.5 постановления содержится норма, адресованная руководителям организаций независимо от форм собственности, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Республики Татарстан в сферах, установленных пунктом 1, об отстранении от работы и/или переводе на дистанционный режим работы работников, сотрудников, не имеющих ни одной прививки против COVID-19 с 9 ноября 2021 года, без законченного курса вакцинации - с 7 декабря 2021 года на период эпидемиологического неблагополучия.
11 ноября 2021 года постановление размещено на официальном сайте Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан http://16.rospotrebnadzor.ru, на сайте Российской газеты https://rg.ru, на едином портале органов государственной власти Республики Татарстан https://rpn.tatarstan.ru.
Административные истцы, являющиеся работниками образовательных организаций, обратились в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 2.5 названного постановления по мотивам вынесения его неуполномоченным должностным лицом, противоречия положениям пункта 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
По мнению административных истцов, безальтернативное требование оспариваемого постановления лишает их права на труд при отказе от профилактических прививок, так как может быть расценено работодателем как единственно возможное, не предполагает изъятий в отношении лиц, имеющих противопоказания к профилактическим прививкам; в оспариваемом постановлении неправомерно совмещены разные по правовой природе требования: о проведении профилактических прививок и о временном отстранении от работы; главный государственный врач региона не вправе вносить предложения по отстранению работников от работы в какой-либо иной форме, нежели отдельным постановлением с указанием персональных данных каждого подлежащего отстранению лица, в отношении которого установлены одновременно наличие заболевания и вероятность его распространения.
В судебном заседании Барханов И.А., Бикчантаева Г.Ш., Горланова А.В., Ибрагимова И.М., Калимуллина М.В., Фролова Н.В., Хуснетдинова Л.Л., Анютов Г.В., Васильев Б.В., Гиниятуллина Д.В., представитель административных истцов Савельев Е.В. административные иски поддержали.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, Главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан Гараева Э.М. административные иски не признала.
Апполонова Т.А. надлежащим образом и своевременно извещена о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, сведений об уважительности причин неявки не имеется. Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административные исковые заявления не подлежат удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения административных исков.
В соответствии с пунктами "ж" и "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы сохранения и укрепления общественного здоровья, осуществления мер по борьбе с эпидемиями находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в качестве основного принципа охраны здоровья установлен приоритет профилактики в сфере охраны здоровья (пункт 8 статьи 4), а в качестве приоритетного способа ее обеспечения - осуществление санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними (пункты 2 и 3 статьи 12).
Профилактика заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения указана также в качестве одного из средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в статье 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний, определяющим правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, закреплена направленность государственной политики на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней.
Решением Всемирной организации здравоохранения от 30 января 2020 года эпидемической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Распоряжением Президента Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 129 для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан с 19 марта 2020 года и до особого распоряжения введен режим повышенной готовности, установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
В силу статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний" профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 1).
Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (часть 2).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 3).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 декабря 2020 года N 1307н Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям дополнен прививкой против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, установлены уровни приоритета для лиц, подлежащих вакцинации, работники образовательных организаций отнесены к приоритету 1-го уровня.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825 утвержден перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, пунктом 12 к данной категории отнесены работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельности.
Пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлен круг полномочий главных государственных санитарных врачей и их заместителей при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, которые реализуются в форме вынесения мотивированных постановлений, в частности, постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац пятый); о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства (абзац четвертый).
В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 9 июля 2021 года N 685 данное Управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (пункт 1), а его руководитель - Главным государственным санитарным врачом по Республике Татарстан (пункт 11).
Согласно пункту 8.34.3 Положения Управлением осуществляются вышеприведенные полномочия при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Таким образом, вопреки доводам административных истцов оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий при обеспечении возможности ознакомиться с содержанием постановления лицам, права и свободы которых он затрагивает.
Обращаясь к доводам административных истцов об отсутствии альтернативных вариантов при реализации права на отказ от профилактических прививок, наличии противопоказаний к профилактическим прививкам, суд отмечает, что оспариваемое постановление не относится к нормам трудового права, предмет правового регулирования данного нормативного акта не предполагает регламентации действий работодателя в конкретных ситуациях. Пунктом 2.5 постановления установлены даты, начиная с которых подлежат применению нормы законодательства, позволяющие отстранять работников от работы (статья 76 Трудового кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157 "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней").
Алгоритм действий работодателей при принятии главными санитарными врачам субъектов Российской Федерации решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в том числе при наличии противопоказаний, изложен в разъяснениях Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека со ссылками на соответствующие нормы федерального законодательства.
Иные доводы административных истцов, касающиеся формы изложения правовых норм в оспариваемом постановлении, также не свидетельствуют о его незаконности, поскольку при определении круга полномочий главных государственных санитарных врачей по вынесению постановлений при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, федеральный законодатель не предусмотрел каких-либо обязательных требований к содержанию таких постановлений, составу подлежащих отражению в них сведений, равно как и невозможности реализации нескольких полномочий путем издания одного правового акта.
При изложенных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия оспариваемого пункта 2.5 постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан от 11 октября 2021 года N 7 "О проведении обязательной вакцинации против COVID-19 отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям в Республике Татарстан" нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также нарушения прав административных истцов.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административных исковых заявлений Апполоновой Татьяны Аркадьевны, Барханова Илхама Амирхановича, Бикчантаевой Гузели Шамильевны, Горлановой Алены Валерьевны, Ибрагимовой Ирины Михайловны, Калимуллиной Марии Викторовны, Фроловой Надежды Вениаминовны, Хуснетдиновой Лилии Ленаровны, Анютова Германа Владимировича, Васильева Бориса Владимировича, Гиниятуллиной Дианы Владимировны к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, Главному государственному санитарному врачу по Республике Татарстан о признании недействующим пункта 2.5 постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан от 11 октября 2021 года N 7 "О проведении обязательной вакцинации против COVID-19 отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям в Республике Татарстан" отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 14 декабря 2021 г. N 3а-691/2021
Текст решения опубликован не был
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 марта 2022 г. N 66а-627/2022 настоящий документ отменен