Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к приказу
департамента образования,
науки и молодежной политики
Воронежской области
от 23.11.2021 N 602-И
Критерии
аттестации экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования
1. Критерии аттестации экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования (далее - критерии аттестации), содержат требования к образованию, стажу работы, наличию знаний и навыков в сфере образования, в том числе к наличию специальных профессиональных навыков, знаний нормативно-правового регулирования в соответствующих сферах.
Критерии аттестации применяются также в случае изменения, в том числе расширения, области экспертизы.
2. Проверка соответствия гражданина, претендующего на получение аттестации эксперта, привлекаемого к осуществлению экспертизы в целях федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования (далее - заявитель), критериям аттестации осуществляется путем проверки заявления об аттестации, прилагаемых к нему документов и сведений и проведения квалификационного экзамена.
3. Требования к образованию заявителя по областям экспертизы "Соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами", "Соблюдение контролируемым лицом требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами", видам экспертизы "Оценка соблюдения обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами", "Оценка соблюдения требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами": наличие высшего образования.
Требования к образованию заявителя по области экспертизы "Соблюдение контролируемым лицом лицензионных требований к образовательной деятельности", виду экспертизы "Оценка соблюдения лицензионных требований к образовательной деятельности": наличие высшего образования или наличие среднего профессионального образования.
Соответствие требованиям устанавливается на основании проверки представленных заявителем документов и сведений.
4. Требования к стажу работы заявителя по областям экспертизы "Соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами", "Соблюдение контролируемым лицом требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами", видам экспертизы "Оценка соблюдения обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами", "Оценка соблюдения требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами": наличие стажа работы в совокупности не менее трех лет на должностях руководителей (заместителей руководителей) организаций, осуществляющих образовательную деятельность, руководителей структурных подразделений организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогических (научно-педагогических) работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, государственной гражданской службы в федеральных государственных органах и (или) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования и (или) полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, на должностях муниципальной службы органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.
Требования к стажу работы заявителя по области экспертизы "Соблюдение контролируемым лицом лицензионных требований к образовательной деятельности", виду экспертизы "Оценка соблюдения лицензионных требований к образовательной деятельности": наличие стажа работы по направлению подготовки/специальности не менее трех лет.
Соответствие требованиям устанавливается на основании представленных заявителем документов и сведений.
5. Требования к наличию у заявителя знаний и навыков в сфере образования, в том числе специальных профессиональных навыков и знаний нормативно-правового регулирования в сфере образования:
5.1. Наличие навыков:
- анализа, систематизации, обобщения, критического осмысления информации;
- работы с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, прикладными программными средствами, современными средствами телекоммуникации, автоматизированными информационно-справочными, информационно-поисковыми системами, базами данных, необходимыми для подготовки экспертных заключений.
5.2. Наличие специальных профессиональных навыков:
5.2.1. По области экспертизы "Соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами", виду экспертизы "Оценка соблюдения обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами":
- навыков оценки соблюдения организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обязательных требований, установленных законодательством об образовании, включая навыки:
анализа локальных нормативных актов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на соответствие законодательству Российской Федерации об образовании;
анализа наличия, полноты и достоверности информации, размещенной организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- навыков оценки соответствия образовательной деятельности по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, включая навыки:
установления соответствия (несоответствия) содержания подготовки обучающихся, структуры образовательных программ, условий реализации образовательных программ и результатов их реализации требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
проведения оценки уровня освоения обучающимися образовательных программ в различных формах (собеседование, письменный и устный опрос, контрольная работа, тестирование и т.п.);
анализа хода проведения учебных занятий, текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников;
анализа результатов текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников;
анализа хода и результатов выполнения курсовых работ (проектов), отчетов по практикам, выпускных квалификационных работ;
анализа и экспертизы документов и материалов, характеризующих деятельность организации, осуществляющей образовательную деятельность, средств обеспечения образовательного процесса (учебно-методической документации, учебной и учебно-методической литературы, иных библиотечно-информационных ресурсов);
анализа полноты реализации образовательных программ путем экспертизы использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий), учебно-методической документации, учебной и учебно-методической литературы, иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса;
- навыков оценки соответствия организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензионным требованиям при осуществлении образовательной деятельности, включая навыки:
проведения осмотра объектов, используемых при осуществлении образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий);
проведения наблюдения за ходом образовательного процесса, в том числе за использованием в образовательном процессе объектов, документации, учебной литературы, иных ресурсов и средств;
проведения бесед с обучающимися, их родителями (законными представителями), работниками организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5.2.2. По области экспертизы "Соблюдение контролируемым лицом лицензионных требований к образовательной деятельности", виду экспертизы "Оценка соблюдения лицензионных требований к образовательной деятельности" - навыков оценки соответствия организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензионным требованиям при осуществлении образовательной деятельности, включая навыки:
- анализа документов и материалов, характеризующих деятельность организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе локальных нормативных актов;
- проведения осмотра объектов, используемых при осуществлении образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий);
- проведения наблюдения за ходом образовательного процесса, в том числе за использованием в образовательном процессе объектов, документации, учебной литературы, иных ресурсов и средств;
- проведения бесед с обучающимися, их родителями (законными представителями), работниками организации, осуществляющей образовательную деятельность, по вопросам, относящимся к предмету экспертизы.
5.2.3. По области экспертизы "Соблюдение контролируемым лицом требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами", виду экспертизы "Оценка соблюдения требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами" - навыков оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, включая навыки:
- установления соответствия (несоответствия) содержания подготовки обучающихся, структуры образовательных программ, условий реализации образовательных программ и результатов их реализации требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
- проведения оценки уровня освоения обучающимися образовательных программ в различных формах (собеседование, письменный и устный опрос, контрольная работа, тестирование и т.п.);
- анализа хода проведения учебных занятий, текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников;
- анализа результатов текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников;
- анализа хода и результатов выполнения курсовых работ (проектов), отчетов по практикам, выпускных квалификационных работ;
- анализа и экспертизы документов и материалов, характеризующих деятельность организации, осуществляющей образовательную деятельность, средств обеспечения образовательного процесса (учебно-методической документации, учебной и учебно-методической литературы, иных библиотечно-информационных ресурсов);
- анализа полноты реализации образовательных программ путем экспертизы использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий), учебно-методической документации, учебной и учебно-методической литературы, иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса;
- анализа наличия и достоверности информации, относящейся к предмету экспертизы, размещенной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5.3. Наличие следующих знаний:
5.3.1. Знание порядка обращения со служебной информацией и персональными данными.
5.3.2. По области экспертизы "Соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами", виду экспертизы "Оценка соблюдения обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами" - знание нормативно-правового регулирования в сферах образования, государственного контроля (надзора), лицензирования отдельных видов деятельности, в том числе нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие вопросы приема граждан в организации, осуществляющие образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам, организации и осуществления образовательного процесса, оказания платных образовательных услуг, выдачи документов об образовании и (или) о квалификации, проведения государственной итоговой аттестации выпускников, содержания и структуры основных образовательных программ общего и профессионального образования, способы оценки соответствия условий осуществления образовательной деятельности установленным лицензионным требованиям.
5.3.3. По области экспертизы "Соблюдение контролируемым лицом лицензионных требований к образовательной деятельности", виду экспертизы "Оценка соблюдения лицензионных требований к образовательной деятельности" - знание нормативно-правового регулирования в сферах образования, лицензирования отдельных видов деятельности, государственного контроля (надзора), способов оценки соответствия условий осуществления образовательной деятельности установленным лицензионным требованиям.
5.3.4. По области экспертизы "Соблюдение контролируемым лицом требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами", виду экспертизы "Оценка соблюдения требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами" - знание нормативно-правового регулирования в сферах образования, государственного контроля (надзора), в том числе федеральных государственных образовательных стандартов, иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы содержания и структуры основных образовательных программ общего и профессионального образования.
5.3.5. Знание инструктивных материалов и методических рекомендаций по вопросам проведения экспертизы.
5.3.6. Знание особенностей проведения экспертизы в случае применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, сетевой формы реализации образовательных программ, а также реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
5.4. Соответствие требованиям к наличию у заявителя знаний и навыков в сфере образования, в том числе специальных профессиональных навыков и знаний нормативно-правового регулирования в соответствующих сферах, устанавливается путем проверки представленных документов и сведений, а также путем проведения квалификационного экзамена.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.