Указ Главы Республики Мордовия от 23 декабря 2021 г. N 408-УГ
"Об утверждении стратегических направлений развития Республики Мордовия до 2030 года"
31 марта 2022 г.
В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", руководствуясь рекомендациями парламентских слушаний на тему "О стратегических направлениях развития Республики Мордовия до 2030 года" от 1 декабря 2021 г., постановляю:
1. Утвердить прилагаемые стратегические направления развития Республики Мордовия до 2030 года.
2. Правительству Республики Мордовия руководствоваться стратегическими направлениями развития Республики Мордовия до 2030 года, утвержденными настоящим Указом, при разработке стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия.
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Республики Мордовия |
А. Здунов |
г. Саранск
23 декабря 2021 года
N 408-УГ
Стратегические направления
развития Республики Мордовия до 2030 года
(утв. Указом Главы Республики Мордовия от 23 декабря 2021 г. N 408-УГ)
Раздел 1. Общие положения
Стратегические направления развития Республики Мордовия до 2030 года определяют приоритеты стратегического развития Республики Мордовия.
При подготовке Стратегических направлений развития Республики Мордовия до 2030 года были учтены положения Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Закона Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. N 94-З "О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года", рекомендации парламентских слушаний на тему "О стратегических направлениях развития Республики Мордовия до 2030 года" от 1 декабря 2021 г.
Стратегические направления будут применены для мониторинга и анализа текущего социально-экономического развития Республики Мордовия, а также для формирования предложений для разработки стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия.
Стратегические направления утверждаются до 2030 года. Актуализация стратегических направлений возможна ежегодно, но не более одного раза в год.
Раздел 2. Основные тенденции, характеризующие социальную и экономическую ситуацию в Республике Мордовия
Для достижения стратегических задач опережающего развития региона республике необходимо поддерживать высокие темпы экономического роста.
Отмечается, что уровень благосостояния в Республике Мордовия ниже среднего по Поволжью, при этом в последнее время высокие темпы роста экономики способствовали постепенному повышению этого уровня. Основная причина отставания Республики Мордовия в уровне среднедушевого ВРП - это более низкая производительность труда. Необходимо отметить, что в структуре экономики республики отсутствуют кластеры с высоким базовым уровнем производительности, и во многих кластерах производительность ниже средней по Российской Федерации. Для повышения производительности экономики Республики Мордовия предлагаются два основных направления действий. Во-первых, необходимо увеличить производительность в ключевых отраслях специализации, и во-вторых, нужно развивать наиболее производительные отраслевые кластеры и сектора.
Существенным недостатком, возникающим при решении задач развития региона, зачастую является неэффективное использование имеющегося потенциала. Для успешной реализации сильных сторон региона необходим грамотный стратегический подход. Использование портфельного подхода как способа анализа, систематизации и обоснования выбора приоритетных для социально-экономического развития Республики Мордовия видов экономической деятельности в регионе представляется актуальным, научно и практически значимым. Этот подход позволяет оценить как текущее состояние, так и подготовить планы развития региона, в частности, за счет определения наиболее перспективных с экономической и социальной точки зрения направлений использования или перераспределения инвестиций региона.
В качестве стратегических направлений развития Республики Мордовия до 2030 года определяются 3 существующих отраслевых сектора, в том числе "Современное производство", "Аграрно-промышленный кластер (АПК)", "Цифровые решения", а также два сектора, относящихся к "рынкам будущего", в том числе "Экономика медицинских инноваций" (также именуется далее "Медицинские инновации") и "Экономика чистых технологий" (также именуется далее - "Чистые технологии").
Раздел 3. Цели и направления стратегического развития Республики Мордовия
Глава 1. Современное производство
Основной целью направления является создание современного конкурентоспособного производства мирового уровня.
Фундаментом для достижения этой цели являются общесистемные меры, такие как привлечение технологий и развитие инфраструктуры, развитие и удержание локальных кадров, привлечение квалифицированных кадров из других регионов, привлечение инвестиций в сектор, в частности, в такие направления, как оборудование для энергетики, осветительное оборудование, инфраструктура для электротранспорта.
Ключевыми вызовами и возможностями развития сектора "Современное производство" Республики Мордовия являются:
1) встраивание в российские и глобальные цепочки поставок;
2) замещение импортируемых товаров в категориях светильники, кабели;
3) развитие производств светодиодов, накопителей энергии, зарядных станций для электромобилей, оборудования для СПГ, водородной энергетики и др.;
4) повышение престижа рабочих специальностей;
5) внедрение технологий уровня "Индустрия 4.0", автоматизации производства;
6) развитие кооперации на базе кластеров;
7) привлечение инвестиций.
Целью стратегического направления по развитию производств, связанных с металлообработкой и машиностроением, является попадание в ТОП-5 по Российской Федерации по развитым секторам производства, таким как вагоностроение, нефтехимическое оборудование, светотехника, кабели.
Целью стратегического направления по развитию производств, связанных со светотехникой и оптоэлектроникой, является попадание в ТОП- 5 по ПФО по развивающимся секторам производства, таким как электротехника и коммуникационное оборудование.
Целью стратегического направления по созданию новых производств по секторам будущего является развитие секторов будущего, таких как альтернативная энергетика, новые материалы и др.
На краткосрочном этапе (2022 - 2024 годы) фокус работ заключается в развитии кластеров, индустриальных парков и создание ОЭЗ, стимулировании кооперации, продвижении и поиске рынков сбыта для оптоволокна, создании мер поддержки для удержания кадров, поддержке технопарка и бизнес-инкубатора для создания и привлечения новых технологий, привлечении инвестиций в существующие и создаваемый кластеры, поддержке выхода производств на новые рынки и продвижение региональной продукции. Ключевыми точками роста на этом этапе являются расширение продуктовых линеек в развитых направлениях производства, включая, новые виды кабелей, оборудование для транспортировки СПГ, телекоммуникационное оборудование, оборудование для атомной энергетики, расширение контрактного-производства#, развитие интеллектуального освещения, запуск производства преформ для оптоволокна, запуск производства "умной" опоры 5G, запуск производства преобразователей для генераторов ВЭ.
На среднесрочном этапе (2025 - 2028 годы) фокус работ заключается в создании новых кластеров в наиболее перспективных секторах производства, создании условий для привлечения в регион инновационных производств, повышении уровня компетенций региональных научных институтов, технопарка, бизнес-инкубатора за счет создания стратегических партнерств с инновационными центрами из других регионов/ стран, формировании республиканского заказа инновационной продукции в рамках закупок госучреждений и госкомпаний в инфраструктурных секторах, формировании портфеля грантов для стимулирования и коммерциализации инноваций. Ключевыми точками роста на этом этапе являются производство комплексных решений для водородной энергетики, таких как оборудование для хранения, транспортировки и заправки, производство электрических зарядных станций, производство лазеров, производство накопителей электроэнергии, интеграция цифровых решений в производственные процессы, например, в цифровизацию, искусственный интеллект, автоматизацию.
На долгосрочном этапе (2029 - 2030 годы) фокус работ заключается в стимулировании внешнеторговых связей и международного сотрудничества, создании лидирующих в России научных центров в области светотехники, оптоэлектроники, кабельного производства, полупроводниковой продукции. Ключевыми точками роста на этом этапе являются максимизация доли на рынке РФ и наращивание экспорта, локализация производства оборудования полного цикла для солнечной энергетики, в частности, увиолевого стекла, инверторов для солнечных электростанций, производство новых материалов, таких как полимерные наноматериалы, биопластик, порошковые материалы для ЗD-печати, производство медицинского оборудования, например, стационарного и носимого оборудования для первичной диагностики заболеваний, начало производства в новых направлениях, таких как электротранспорт, беспилотные транспортные средства, медицинская техника.
Успешное достижение направления позволит вывести Республику Мордовия в регионы-лидеры по развитию "Современного производства". Реализация стратегии развития "Современного производства" обеспечит повышение эффективности и производительности, улучшение инвестиционного климата и рост экспорта продукции.
Глава 2. Агропромышленный комплекс (развитие агропищевого кластера)
Глобальной целью развития агропищевого кластера является создание устойчивого и экспортно-ориентированного АПК, достижение которой напрямую зависит от повышения эффективности и производительности АПК, улучшения инвестиционного климата, роста экспорта продукции АПК.
Достижение поставленных целей возможно при решении задач трех выбранных стратегических направлений:
1) развитие текущей базы, выражающееся в поддержке компаний-лидеров;
2) диверсификация портфеля продуктов, включая развитие производства новых и инновационных продуктов;
3) развитие органического сельского хозяйства и производства органической продукции.
Ключевыми возможностями для развития агропищевого кластера Республики Мордовия являются:
импортозамещение на крупных региональных рынках, развитие экспорта;
производство новых продуктов питания под изменяющиеся предпочтения потребителей;
использование современных технологий в АПК.
Для решения задач трех основных стратегических направлений нужны общесистемные меры, направленные на развитие талантов и кадровое обеспечение предприятий АПК, развитие инфраструктуры, включая сети сотовой связи и передачи данных в районах, развитие социальной инфраструктуры в селе, стимулирование инноваций и предпринимательства в АПК, а также повышение технологического уровня и компетенций за счет привлечения инвестиций.
В краткосрочный период с 2022 по 2024 годы требуется повышение производительности и эффективности АПК. Ключевыми точками роста для достижения поставленной цели может стать развитие производства премиальной и брендированной продукции АПК Мордовии, развитие производства новых видов с/х продукции (ягоды, косточковые фрукты, тепличные овощи, грибы), наращивание производства овощей закрытого грунта и цветов, экспорт продукции на рынки регионов Поволжья и на московский рынок.
При этом фокус работ должен быть сосредоточен на создании бренда мордовских продуктов, развитии новых моделей сбыта, включая ориентацию с/х предприятий на экспорт, маркетплейс для поставок продукции, агрофранчайзинг. Важнейшей задачей являются подготовка кадров для АПК, повышение эффективности использования с/х земель, снижение истощения земли, развитие инфраструктуры хранения и переработки продукции, системы РЦ, поддержка внедрения международных стандартов качества, омологация продукции в соответствии с международными требованиями E-commerce.
Создание устойчивого АПК планируется в среднесрочной перспективе (2025 - 2028 годы). Ключевыми точками роста для достижения этой цели будет развитие производства органической и "зеленой" продукции, развитие производства в новых рыночных сегментах (функциональные продукты питания, продукты для пожилых, диабетические продукты), развитие фермерства нового типа, экспорт продукции на рынки ближнего и дальнего зарубежья.
Для успешной реализации поставленных задач требуется создание условий для развития органического земледелия, производства "зеленых" продуктов. Государством должна оказываться поддержка экспорта продукции АПК за пределы Российской Федерации, для чего возможно формирование регионального хаба органической и "зеленой" продукции. Помощь со стороны государства требуется в развитии ключевых платформенных технологий в АПК, в продвижении новых бизнес-моделей в АПК ("ферма в коробке" и др.), создание цифровой платформы управления АПК (аналитика, субсидии, информация для аграриев).
Достижение лидерства Республики Мордовия в производстве инновационных продуктов запланировано на долгосрочный период (2029 - 2035 годы). Ключевыми точками роста на данном временном промежутке будут развитие производства инновационных продуктов (клеточное мясо, кастомизированные продукты, микробиотные продукты и др.), наращивание сбыта органической и "зеленой" продукции на экспорт, развитие смежных секторов (вакцины для животных, витамины, БАДы).
Глава 3. Сектор "Цифровые решения"
Ключевыми возможностями для развития ИТ-сектора является развитие компонентного производства ПО и оборудования, в т.ч. в новых перспективных секторах. К нему относятся: производство отдельных сенсоров, датчиков и программных решений в сфере беспилотного транспорта, IoT, AR, VR и т.д., строительство полигонов и использование дорог и воздушного пространства для тестирования беспилотного транспорта, пилотные испытания компонентов систем "умный город" в городах Мордовии, разработка ПО для цифровизации и автоматизации процессов в обрабатывающем производстве, развитие разработки ПО для цифровизации государственных услуг и масштабирование решений в другие регионы.
Саранск должен превратиться в привлекательное место для релокации ИТ-компаний. Для этого требуется реализация в Саранске крупных проектов (в том числе государственных) в сфере цифровых решений, позиционировать Саранск и Мордовию в целом как регион с благоприятной средой для сбалансированной жизни (экология, городская среда и т.д.) при относительной близости к Москве, предоставлять льготы для ИТ-специалистов, желающих переехать на ПМЖ в Мордовию, строительство высококлассных бизнесцентров и инфраструктуры для размещения серверов, развитие городских пространств, обогащение культурной жизни республики.
Для сектора "Цифровые решения" Республики Мордовия представлено целевое видение в разбивке по трем периодам планирования.
В краткосрочный период с 2022 по 2024 годы требуется подготовка необходимой инфраструктуры. Ключевыми точками роста для достижения поставленной цели может стать интеграция и поддержка цифровых решений для госсектора и МФЦ, использование Мордовии в качестве полигона для тестирования федеральных проектов по цифровизации (например, электронные паспорта и вод. удостоверения).
Пилотирование и разработка технологий планируется в среднесрочной перспективе (2025 - 2028 годы). Ключевыми точками роста для достижения этой цели будет создание и расширение облачной сервисной платформы (IaaS + PaaS), создание и развитие неразвлекательных игр в т.ч. для целей обучения и рекрутинга работников, создание решений AR и VR в области медицины и чрезвычайных ситуаций.
Масштабирование и тиражирование технологий запланировано на долгосрочный период (2029 - 2030 годы). Ключевыми точками роста на данном временном промежутке будут использование накопленного опыта для создания передовых цифровых решений для основных отраслей экономики региона и страны, превращение Мордовии в полноценную площадку полного цикла в сфере разработки решений в сфере искусственного интеллекта и робототехники.
Глава 4. Сектор "Чистые технологии и экономика замкнутого цикла"
К ключевыми# вызовами# и возможностями# развития сектора "Чистых технологий и экономики замкнутого цикла" в Республике Мордовия относятся:
нехватка подготовленных специалистов для развития сектора, как резерва сотрудников-профессионалов, так и ежегодно выпускаемых вузами специалистов;
слабое развитие инфраструктуры для работы сектора, в том числе транспортной;
нехватка финансовых ресурсов для инвестирования в сектор;
отсутствие в регионе поставщиков специализированных услуг и оборудования для развития сектора.
Видение целевого состояния развития "рынков чистых технологий" разбито на три временных горизонта:
1) Первый горизонт - краткосрочный период, ближайшие 2-3 года, его основная идея - это регион как "Фабрика" пилотных проектов в сфере чистых технологий;
2) Второй горизонт - среднесрочный период, реализуемый в течение следующих 4-5 лет с начала реализации дорожной карты, его основная идея - республика как "Фабрика" системных решений по использованию чистых технологий, сформированных на базе тиражирования пилотных проектов первого горизонта;
3) Третий горизонт - долгосрочный период, 10 и более лет с начала реализации дорожной карты, его основная идея - формирование устойчивой окружающей среды за счет системного внедрения разработанных решений.
Ключевыми целями развития сектора "Рынков чистых технологий и экономики замкнутого цикла" являются:
Формирование устойчивых городов;
Высокая доля ВИЭ-генерации;
Эффективная утилизация отходов.
Реализация направления позволит сформировать в республике новый сектор экономики и создать новые рабочие места, с другой - поможет сформировать в Мордовии устойчивую окружающую среду за счет расширения использования возобновляемых источников энергии, масштабного внедрения технологий замкнутого цикла, включая переработку и использование отходов, а также применение чистых и климатических технологий для мониторинга окружающей среды, снижения экологического следа и предотвращения особо опасных для экологии событий, в частности лесных пожаров.
Глава 5. Сектор "Экономика медицинских инноваций"
Экономика медицинских инноваций потенциально является приоритетным "рынком будущего" в Республике Мордовия. К первому сегменту относятся медицинские устройства, в частности, минимально инвазивная/неинвазивная хирургия, неинвазивный мониторинг, биоимпланты/нейростимуляторы, доставка лекарств, молекулярная диагностика и клинические исследования. Ко второму сегменту относятся биотехнологии, в частности, биосимиляры, биомаркеры, создание новых лекарств, стволовые клетки, генетика и биоинформатика. К третьему сегменту относится фармацевтика, в частности, клиническая диагностика, разработка лекарств и нишевые разработки. К четвертому сегменту относятся цифровые технологии, в частности, аналитика, телемедицина, искусственный интеллект и носимые устройства. И, наконец, к пятому сегменту относятся спортивные устройства и функциональные продукты питания, в частности, функциональные продукты питания, технологии считывания биологических маркеров во время физической активности, и составления индивидуального плана физических нагрузок.
Ключевыми барьерами развития сектора "Экономики медицинских инноваций" в Республике Мордовия являются:
1) недостаточное количество специалистов на рынке и недостаточный акцент на инновационные исследования в сфере медицины в учебных планах Медицинского института МГУ им. Огарёва;
2) существенный отток молодых специалистов в другие регионы;
3) недостаточное финансирование исследований и разработок в регионе и недостаточный уровень развития биотехнологического направления в "Технопарк-Мордовия";
4) неразвитый внутренний рынок медицинских инноваций;
5) снижение численности населения Мордовии, что в будущем может затормозить рост экономики, включая сегмент медицинских инноваций и ИКТ;
6) невысокий уровень качества городской среды в Саранске. Он представляет собой недостаточно интересный для проживания молодежи город с точки зрения событийного потенциала и активной культурной/развлекательной жизни. И, наконец, с финансовой точки зрения низкий уровень развития венчурного рынка и низкий уровень доступности кредитов для малого бизнеса существенно ограничивает возможности для инноваций в регионе.
Возможностями для развития "Экономики медицинских инноваций" в Республике Мордовия являются:
1) возможности для выхода на рынок высокотехнологичной диагностики в России. Среди них необходимо отметить коммерциализацию научных разработок в области ДНК-диагностики по выявлению мутаций, располагающих к социально-значимым заболеваниям, разработку и интеграция инновационных решений в сфере жидкой биопсии, ЭКГ-диагностики, пилотирование продуктов в медицинских учреждениях Республики Мордовия, а также продвижение продуктов на внутреннем и внешнем рынках;
2) развитие и коммерциализация инновационных технологий лечения ССЗ и онкологии. Для этого необходимо создание производства медицинских биокомпозитов с высокой антибактериальной активностью, разработка и запуск производства препаратов со сниженной токсичностью, коммерциализация разработок в сфере направленного транспорта лекарственных препаратов;
3) разработка и пилотирование цифровых решений в здравоохранении. Для ее реализации необходима разработка и интеграция системы поддержки принятия врачебных решений на основе ИИ, электронных медицинских карт, интеграция и продвижение медицинских онлайн-консультаций, продвижение Мордовии как полигона для тестирования цифровых решений в здравоохранении и стимулирование диалога между мордовскими ИТ- компаниями и Минздравом;
4) развитие медицинского и оздоровительного туризма, в частности, модернизация существующей медицинской и санаторно-оздоровительной инфраструктуры, внедрение инновационных методов диагностики и лечения, повышение транспортной доступности республики и продвижение программ медицинского туризма на федеральном уровне.
Основной целью Республики Мордовия должна стать устойчивая система здравоохранения.
Для ее реализации необходимо повышение уровня инноваций в здравоохранении, лидерство Республики Мордовия в интеграции цифровых решений в здравоохранении и превращение региона в центр медицинского туризма в ПФО. Для этого необходимо сконцентрироваться на трех стратегических направлениях:
1) разработке и применению инновационных методов профилактики, диагностики и лечения;
2) разработке и интеграции цифровых решений в сфере здравоохранения;
3) развитии медицинского и лечебно-оздоровительного туризма.
В основе реализации экономики медицинских инноваций лежат общесистемные меры, такие как развитие талантов, привлечение и удержание кадров, модернизация существующей медицинской и санаторно-курортной инфраструктуры, и различные меры поддержки отрасли.
Этапы развития сектора в разбивке по трем периодам планирования: краткосрочному, среднесрочному и долгосрочному.
На краткосрочном периоде планирования (2022 - 2024 годы) особое внимание уделено повышению инновационности и цифровизации здравоохранения. Ключевыми точками роста на этом этапе являются аудит существующей медицинской цифровой инфраструктуры и интеграция единой ИС в рамках проекта "Шумбрат, Здоровье!", внедрение цифровых решений, таких как медицинские станции для проведения экспресс-проверок здоровья, и применение ИИ в диагностике, а также переход к массовому производству и применению препаратов на основе технологий направленного транспорта. При этом администрация региона должна сфокусироваться на формировании государственного заказа на проекты по цифровизации здравоохранения, поддержке коммерциализации и внедрения разработок в сфере диагностики и лечения, поддержке стартапов в сфере медицинских технологий (налоговые льготы, льготное финансирование и т.д.), содействии поиску индустриальных партнеров для производства инновационной продукции и стимулирование диалога между МГУ им. Огарёва, медучреждениями и фармкомпаниями.
На среднесрочном периоде планирования (2025 - 2028 годы) необходимо сделать акцент на создании центра компетенций в сфере диагностики, лечения и реабилитации пациентов с ССЗ и онкозаболеваниями в ПФО. Ключевыми точками роста на этом этапе являются модернизация медицинской цифровой инфраструктуры республики, создание передового реабилитационного центра, создание лаборатории молекулярно-генетической диагностики злокачественных опухолей на базе онкодиспансера, применение передовых методов диагностики и лечения в медучреждениях республики в рамках проекта "Шумбрат, Здоровье!" и экспорт опыта в сфере модернизации и цифровизации здравоохранения в другие регионы. При этом администрация региона должна сфокусироваться на привлечении федерального финансирования, стимулировании научного развития в сфере здравоохранения и биотехнологий на базе МГУ им. Огарёва, в частности, актуализации учебных планов, проведении международных конференций, привлечении иностранных преподавателей, а также разработке программ по профессиональной переподготовке по направлению реабилитационной медицины и организации стажировок для мордовских специалистов в других регионах и странах.
На долгосрочном периоде планирования (2029 - 2030 годы) необходимо приложить усилия для превращения Республики Мордовия в центр медицинского туризма в ПФО. Ключевыми точками роста на этом этапе являются модернизация и реконцепция существующей санаторно-курортной инфраструктуры, строительство современных оздоровительных центров и баз отдыха, расширение перечня платных услуг в медучреждениях республики, в том числе через привлечение инвесторов для создания новых медучреждений, в том числе на принципах ГЧП, формирование комплексных туров для лечения и отдыха в Мордовии и повышение транспортной доступности региона для медицинских туристов. При этом администрация региона должна сфокусироваться на обеспечении достаточных мощностей медучреждений республики, повышении уровня сервиса до международных стандартов, маркетинговых мероприятиях по продвижению Мордовии как курортной зоны для диджитал-детокса и ретритов и привлечение партнеров для реализации ГЧП-проектов в сфере транспорта и HoReCa (бизнеса в области отелей, ресторанов и кафе).
Раздел дополнен главой 6 с 4 апреля 2022 г. - Указ Главы Республики Мордовия от 31 марта 2022 г. N 112-УГ
Глава 6. Сектор "Индустрия туризма"
Индустрия туризма является сектором экономики с высоким потенциалом развития, за счет которого достигается выравнивание платежного баланса региона, стимулирование предпринимательской активности и создание новых рабочих мест, в том числе в сельской местности, удовлетворение потребностей населения в рекреации и досуге, формирование комфортной среды, создание условий для сохранения материальных и нематериальных культурных ценностей. За счет развития туризма достигается синергетическое воздействие на отдельные отрасли производства, торговлю и сферу услуг, инвестиционный климат в регионе.
Стратегическими целями являются:
комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия за счет создания условий для формирования и продвижения качественного туристского продукта;
усиление социальной роли туризма, увеличение доступности услуг туризма, отдыха и оздоровления для всех жителей Российской Федерации.
На достижение целей до 2030 года направлено решение основных задач:
создание конкурентоспособного туристского продукта, в том числе в рамках формирования и развития туристических кластеров;
стимулирование спроса и повышение доступности регионального туристского продукта на территории Республики Мордовия и за ее пределами;
совершенствование системы управления туризмом, в том числе сбора и анализа статистических данных о развитии туризма.
С учетом существующих в регионе ресурсов и условий для целей развития туризма определяются приоритетные виды туризма, к которым относятся культурно-познавательный (в том числе этнический и религиозный), экологический, сельский, событийный, деловой, спортивный, а также детский и студенческий виды туризма.
При развитии туризма следует руководствоваться принципами, определяющими социальную значимость туристской отрасли: формирование и развитие регионального туристского продукта с учетом природного, культурного, этнического разнообразия Республики Мордовия; минимизация негативного воздействия на окружающую среду, в том числе природную и культурную; усиление роли туризма в патриотическом воспитании, просвещении и формировании культурно-нравственного потенциала населения; обеспечение межрегионального и международного взаимодействия при развитии туризма.
В краткосрочный период с 2022 по 2024 год требуется стимулирование предпринимательской активности в сфере туризма, дооснащение и модернизация действующих туристских объектов, включая объекты туристского показа, объекты рекреации и досуга, коллективные средства размещения. На основе действующих объектов должны разрабатываться новые конкурентоспособные туристские маршруты, включая межрегиональные, реализуемые туристическими фирмами с привлечением российских туроператоров.
В среднесрочной перспективе (до 2026 года) необходимо модернизировать общественные пространства основных туристически привлекательных населенных пунктов, включая туристический центр города Саранск, обеспечить развитие креативных индустрий. Должны быть созданы комфортные логистические возможности для посещения республики с туристскими целями авиационным и железнодорожным транспортом из приоритетных регионов, включая регионы Приволжского федерального округа, Москву и Санкт-Петербург. Развитие автомобильных дорог и иной обеспечивающей инфраструктуры, включая сети энергообеспечения и телекоммуникации, должно быть синхронизировано с мероприятиями по развитию объектов туристской привлекательности и учитывать прогнозируемые потребности туристического рынка.
В долгосрочной перспективе на территории Республики Мордовия должны быть сформированы туристические центры (кластеры) межрегионального и (или) всероссийского значения, имеющие высокую емкость гостиничного номерного фонда и обеспеченные устойчивым всесезонным спросом.
На протяжении всего периода достижения стратегических целей необходимо обеспечить стимулирование загруженности региональной индустрии гостеприимства, в том числе за счёт инструментов продвижения, применяемых на территории республики и за ее пределами, а также привлечения в республику значимых событийных мероприятий. Параллельно с реализацией задач в части развития инфраструктуры туризма необходимо стимулировать создание и развитие саморегулируемых организаций (союзов, ассоциаций) в сфере туризма, на систематической основе выстроить процесс обучения и накопления компетенций для руководителей и сотрудников организаций в индустрии туризма.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Главы Республики Мордовия от 23 декабря 2021 г. N 408-УГ "Об утверждении стратегических направлений развития Республики Мордовия до 2030 года"
Вступает в силу с 28 декабря 2021 г.
Текст Указа опубликован в газете "Известия Мордовии" от 28 декабря 2021 г. N 144-66, на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 29 декабря 2021 г. N 1300202112290001
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Главы Республики Мордовия от 31 марта 2022 г. N 112-УГ
Изменения вступают в силу с 4 апреля 2022 г.