Решение Суда по интеллектуальным правам от 21 декабря 2021 г. по делу N СИП-262/2021
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2021 года
Полный текст решения изготовлен 21 декабря 2021 года
Суд по интеллектуальным правам в составе: председательствующего судьи Силаева Р.В., судей Булгакова Д.А., Погадаева Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степашиной Е.Г.
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции дело по заявлению индивидуального предпринимателя Батршиной Гузели Радиковны (г. Уфа, Республика Башкортостан, ОГРНИП 312028015000412) о признании недействительным решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Бережковская наб., д. 30, корп. 1, Москва, 123995, ОГРН 1047730015200) от 27.11.2020, принятого по результатам рассмотрения возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству Российской Федерации N 743193.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено иностранное лицо Mlauncher Inc. (Suite 3, 1 Flor, La Ciotat Building, Mont Fleury, , Seychellen (SC)).
В судебном заседании принял участие представитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности Гаглоева В.П. (по доверенности от 02.04.2021 N 01/32-666/41.
Суд по интеллектуальным правам
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Батршина Гузель Радиковна (далее - предприниматель) обратилась в Суд по интеллектуальным правам с заявлением о признании недействительным решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента) от 27.11.2020, принятого по результатам рассмотрения возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству Российской Федерации N 743193.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено иностранное лицо Mlauncher Inc. (далее - компания).
Роспатент в отзыве и его представитель в ходе судебного заседания возражали против заявленных требований предпринимателя, настаивая на законности и обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта.
Заявитель до начала судебного заседания ходатайствовал о его проведении в отсутствие представителя предпринимателя.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, что в соответствии с положениями статей 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению спора по существу.
При рассмотрении дела суд исходит из следующего.
Компания является правообладателем словесного товарного знака "Matrix.club" по свидетельству Российской Федерации N 743193 (дата приоритета - 28.09.2018, дата регистрации - 22.01.2020), который зарегистрирован для товаров 9-го класса Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (далее - МКТУ) "приборы и инструменты научные, морские, фотографические, кинематографические, сигнализации, приборы и инструменты для передачи, распределения, трансформации, накопления, регулирования или управления электричеством; аппаратура для записи, передачи, воспроизведения звука или изображений; механизмы для аппаратов с предварительной оплатой; кассовые аппараты, счетные машины, оборудование для обработки информации и компьютеры; программное обеспечение; DVD-плееры; автоматы для продажи билетов; автоматы музыкальные с предварительной оплатой; автоответчики телефонные; адаптеры электрические; аккумуляторы для электронных сигарет; аккумуляторы электрические; аккумуляторы электрические для транспортных средств; аноды; антенны; антикатоды; аппаратура высокочастотная; аппаратура для дистанционного управления железнодорожными стрелками электродинамическая; аппаратура для дистанционного управления сигналами электродинамическая; аппаратура звукозаписывающая; аппараты глобальной системы позиционирования [GPS]; аппараты для контроля оплаты почтовыми марками; аппараты для передачи звука; аппараты и установки для генерации рентгеновского излучения, за исключением используемых в медицине; аппараты кассовые; аппараты коммутационные электрические; аппараты магнитно-резонансной томографии (мрт), не для медицинских целей; аппараты переговорные; аппараты перегонные лабораторные; аппараты проекционные; аппараты рентгеновские для промышленных целей; аппараты рентгеновские, за исключением используемых для медицинских целей; аппараты светокопировальные; аппараты стереоскопические; аппараты телефонные; аппараты факсимильные; аппараты фототелеграфные; аппараты электрические для дистанционного зажигания; банки аккумуляторов; батареи анодные; батареи гальванических элементов; батареи для систем зажигания; батареи солнечные; батареи солнечные для производства электроэнергии; батареи электрические; безмены [весы]; бетатроны; бинокли; биочипы; бирки для товаров электронные; бленды объективов светозащитные; блоки магнитной ленты для компьютеров; блоки памяти для компьютеров; видеокамеры; видеокамеры для слежения за ребенком; видео-няни; видеокассеты; видеотелефоны; видеоэкраны; видоискатели для фотоаппаратов; вилки штепсельные [электрические соединения]; розетки штепсельные [электрические соединения]; соединения штепсельные [электрические];
выключатели закрытые [электрические]; выпрямители тока; гарнитуры беспроводные для телефонов; графопостроители; громкоговорители; детекторы фальшивых монет; джойстики для компьютеров, за исключением предназначенных для видеоигр; диаскопы; диафрагмы [фотография]; диктофоны; диоды светоизлучающие [СИД]; дисководы для компьютеров; дисководы с автоматической сменой дисков для компьютеров; дисплеи носимых мониторов; дисплеи электронно-цифровые; доски интерактивные электронные; доски объявлений электронные; жгуты электрических проводов для автомобилей; жилы идентификационные для электрических проводов; замки электрические; звонки [устройства тревожной сигнализации]; звонки дверные электрические; звуковые интерфейсы; звукопроводы; иглы для проигрывателей; имитаторы для управления или проверки транспортных средств; инверторы [электрические]; интерфейсы для компьютеров; ионизаторы, за исключением используемых для обработки воздуха или воды; искатели спутниковые; кабели коаксиальные; кабели оптико-волоконные; кабели электрические; калькуляторы; калькуляторы карманные; камеры декомпрессионные; камеры заднего вида для транспортных средств; камеры киносъемочные; камеры тепловизионные; карандаши электронные [элементы дисплеев]; каркасы электрических катушек; картриджи для видеоигр; картриджи пустые для принтеров и фотокопировальных аппаратов; карты памяти для видеоигровых устройств; кассеты для фотопластинок; кассы-автоматы; катоды; катушки [фотография]; катушки индуктивности [обмотки]; катушки электрические; катушки электромагнитов; кинопленки экспонированные; клавиатуры компьютеров; клапаны соленоидные [электромагнитные переключатели]; клеммы [электричество]; клиенты тонкие [компьютеры]; книги электронные; книжки записные электронные; коврики для <мыши>; коллекторы электрические; коммутаторы; компакт-диски [аудио-видео]; компакт-диски [неперезаписываемые]; компараторы; компьютеры; компьютеры персональные переносные; компьютеры планшетные; компьютеры портативные; компьютеры, носимые на себе; конденсаторы электрические; контакты электрические; коробки ответвительные [электричество]; коробки распределительные [электричество]; коробки соединительные [электричество]; коробки соединительные линейные [электрические]; корпуса аккумуляторов электрических; корпуса громкоговорителей; крышки защитные для штепсельных розеток; лазеры, за исключением используемых в медицинских целях; лампы вакуумные [радио]; лампы для фотолабораторий; лампы термоэлектронные; лампы усилительные электронные; лампы-вспышки [фотография]; ленты для чистки считывающих головок; магниты декоративные; манипуляторы типа <мышь> [периферийное оборудование]; материалы для линий электропередач [провода, кабели]; машины для подсчета голосов во время выборов; машины для подсчета и сортировки денег; машины и приборы для испытания материалов; мебель специальная для лабораторий; мегафоны; медиаплееры портативные;
мембраны [акустика]; мембраны для научной аппаратуры; металлодетекторы для промышленных или военных целей; механизмы для автоматов с предварительной оплатой; механизмы для аппаратов, приводимых в действие жетонами; механизмы предварительной оплаты для телевизоров; механизмы спусковые затворов [фотография]; микропроцессоры; микрофоны; микшеры звуковые; модемы; мониторы [компьютерное оборудование]; мониторы [программы для компьютеров]; моноподы [штативы ручные]; муфты концевые [электричество]; муфты соединительные для кабелей; ноты электронные, загружаемые; обеспечение программное для компьютеров; оболочки для электрических кабелей; оболочки идентификационные для электрических проводов; оборудование компьютерное; оборудование конторское с использованием перфокарт; объективы для астрофотографии; объективы для селфи; овоскопы; ошейники электрические для дрессировки животных; пейджеры; переводчики электронные карманные; передатчики [дистанционная связь]; передатчики телефонные; передатчики электронных сигналов; переключатели электрические; перископы; печи лабораторные; пластины аккумуляторные; платформы программные, записанные или загружаемые; плееры для компакт-дисков; плееры кассетные; пленка защитная для компьютерных экранов; пленка защитная для смартфонов; пленки для звукозаписи; пленки рентгеновские экспонированные; пленки экспонированные; поддоны лабораторные; подпись цифровая; полупроводники; помощники цифровые персональные [пцп]; предохранители плавкие; предохранители электрические; преобразователи электрические; прерыватели дистанционные; приборы для дистанционной записи; приборы и инструменты морские; приборы и инструменты навигационные; приборы навигационные для транспортных средств [бортовые компьютеры]; приборы навигационные спутниковые; приборы регулирующие электрические; приборы телекоммуникационные в виде ювелирных украшений; приемники [аудио-видео]; приложения для компьютерного программного обеспечения, загружаемые; принтеры компьютерные; приспособления для выравнивания низа швейных изделий; приспособления для держания реторт; приспособления для замены игл в проигрывателях; приспособления для сушки, используемые в фотографии; приспособления для чистки акустических дисков; прицелы оптические для огнестрельного оружия; прицелы телескопические для орудий; провода магнитные; провода телеграфные; провода телефонные; провода электрические; проводники электрические; проволока медная изолированная; проволока плавкая из металлических сплавов; программы для компьютеров; программы игровые для компьютеров; программы компьютерные [загружаемое программное обеспечение]; программы операционные для компьютеров; программы-заставки для компьютеров, записанные или загружаемые; проигрыватели; процессоры [центральные блоки обработки информации]; прутки для определения местонахождения подземных источников воды; публикации электронные загружаемые; пульты распределительные [электричество]; пульты управления [электричество]; радары; радио-видео няня; устройства аудио-видео для слежения за ребенком; радиомачты; радиопередатчики [дистанционная связь];
радиоприборы; радиоприемники для транспортных средств; рамки для диапозитивов; растры для фототипии; рации портативные; регуляторы для защиты от перенапряжения; регуляторы напряжения для транспортных средств; регуляторы освещения сцены; регуляторы освещения электрические; регуляторы числа оборотов для проигрывателей; редукторы [электричество]; резервуары промывочные [фотография]; реле времени автоматические; реле электрические; ремни безопасности, иные чем для сидений транспортных средств и спортивного оборудования; рентгенограммы, за исключением используемых для медицинских целей; реостаты; рефракторы; решетки для пластин электрических аккумуляторов; роботы для обеспечения безопасности; роботы лабораторные; роботы обучающие; роботы человекоподобные с искусственным интеллектом; рупоры; рупоры для громкоговорителей; сабвуферы; световоды оптические [волоконные]; сердечники катушек индуктивности [электричество]; сигнализация световая или механическая; системы контроля доступа электронные для блокировки двери; сканеры [оборудование для обработки данных]; словари карманные электронные; смартфоны; смарт-часы; соединения для электрических линий; соединения электрические; сонары; сопротивления балластные осветительных систем; сопротивления электрические; спутники для научных исследований; средства обучения аудиовизуальные; станции зарядные для электрических транспортных средств; станции радиотелеграфные; станции радиотелефонные; стереоприемники портативные; стереоскопы; стойки для фотоаппаратов; стробоскопы; сумки для переносных компьютеров; сушилки [фотография]; телевизоры; телеграфы [аппараты]; телескопы; телесуфлеры; телетайпы; телефоны мобильные; телефоны сотовые; телефоны переносные; терминалы интерактивные сенсорные; термостаты; термостаты для транспортных средств; тонармы для проигрывателей; тотализаторы; транзисторы [электроника]; транспондеры [передатчики-ответчики]; трансформаторы [электричество]; трансформаторы повышающие; тренажеры для обучения навыкам реанимации; триоды; тросы пусковые для двигателей; трубки газоразрядные электрические, за исключением используемых для освещения; трубки неоновые для вывесок; трубки рентгеновские, за исключением используемых в медицине; трубки телефонные; усилители звука; ускорители частиц; установки электрические для дистанционного управления производственными процессами; устройства для автоматического управления транспортными средствами; устройства для балансировки; устройства для видеозаписи; устройства для воспроизведения звука; устройства для выписывания счетов; устройства для записи на магнитную ленту; устройства для обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте; устройства для обработки информации; устройства для переливания [перепускания] кислорода; устройства для предотвращения краж электрические; устройства для резки пленки; устройства для сушки фотоснимков; устройства для считывания знаков оптические; устройства для центровки диапозитивов; устройства зарядные для аккумуляторных батарей; устройства зарядные для электрических аккумуляторов; устройства зарядные для электронных сигарет; устройства звуковые сигнальные; устройства и машины для зондирования; устройства и приспособления для монтажа кинофильмов [кинопленки]; устройства катодные для защиты от коррозии; устройства коммутационные [оборудование для обработки информации]; устройства охранной сигнализации; устройства периферийные компьютеров; устройства помехозащитные [электричество]; устройства размагничивающие для магнитной ленты; устройства связи акустические; устройства сигнальные противотуманные, за исключением взрывчатых; устройства суммирующие; устройства считывающие [оборудование для обработки данных];
устройства теплорегулирующие; устройства фотокопировальные [фотографические, электростатические, тепловые]; устройства электронные и электрические для музыкальных инструментов; устройства, считывающие штриховые коды; файлы звуковые, загружаемые для звонков мобильных телефонов; файлы изображений загружаемые; файлы музыкальные загружаемые; фильмы мультипликационные; фильтры [фотография]; фильтры для респираторов; фильтры для ультрафиолетовых лучей, используемые в фотографии; флэш-накопители USB; фонари волшебные; фотоаппараты; фотоглянцеватели; фотозатворы; фотолаборатории; фотоосветители импульсные; фоторамки цифровые; фотоувеличители; фотоэлементы с запирающим слоем; футляры для смартфонов; футляры специальные для фотоаппаратов; хронографы [устройства для записи времени]; центрифуги лабораторные; циклотроны; часы табельные [устройства для регистрации времени]; чашки петри; чехлы для переносных компьютеров; чехлы для персональных цифровых помощников [пцп]; чехлы для планшетных компьютеров; чехлы для смартфонов; шины для монтажа точечных источников света; шлемы виртуальной реальности; шноркели; штативы для фотоаппаратов; щиты коммутационные; щиты распределительные [электричество]; эквалайзеры [аудиоаппаратура]; экраны [фотография]; экраны проекционные; экраны рентгеновских аппаратов для промышленных целей; экраны флуоресцирующие; электропроводка; элементы гальванические; элементы графические, загружаемые для мобильных телефонов; эпидиаскопы; якоря [электричество]; ящики черные [регистраторы данных]" и услуг 35-го класса МКТУ "менеджмент в сфере бизнеса; административная деятельность в сфере бизнеса; офисная служба; абонирование телекоммуникационных услуг для третьих лиц; агентства по импорту-экспорту; агентства по коммерческой информации; агентства рекламные; аренда площадей для размещения рекламы; бизнес-услуги посреднические по подбору потенциальных частных инвесторов и предпринимателей, нуждающихся в финансировании; бюро по найму; ведение автоматизированных баз данных; демонстрация товаров; запись сообщений [канцелярия]; изучение рынка; информация деловая; информация и советы коммерческие потребителям в области выбора товаров и услуг; исследования в области бизнеса; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; комплектование штата сотрудников; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации по управлению персоналом; консультации профессиональные в области бизнеса; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе; макетирование рекламы; маркетинг; маркетинг в части публикаций программного обеспечения; маркетинг целевой; менеджмент в области творческого бизнеса; менеджмент спортивный; написание резюме для третьих лиц; написание текстов рекламных сценариев; обзоры печати; обновление и поддержание информации в регистрах; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; обновление рекламных материалов; обработка текста; онлайн-сервисы розничные для скачивания предварительно записанных музыки и фильмов; онлайн-сервисы розничные для скачивания рингтонов; онлайн-сервисы розничные для скачивания цифровой музыки; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация подписки на газеты для третьих лиц; организация показов мод в рекламных целях; организация торговых ярмарок в коммерческих или рекламных целях; оформление витрин; оформление рекламных материалов; оценка коммерческой деятельности; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; поиск поручителей; помощь административная в вопросах тендера; помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями; посредничество коммерческое [обслуживание]; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи;
прогнозирование экономическое; продажа аукционная; продажа розничная произведений искусства художественными галереями; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; производство программ телемагазинов; производство рекламных фильмов; прокат офисного оборудования и аппаратов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов; прокат торговых стоек; прокат фотокопировального оборудования; публикация рекламных текстов; радиореклама; расклейка афиш; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; регистрация данных и письменных сообщений; редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; репродуцирование документов; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных; службы консультативные по управлению бизнесом; согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; составление информационных индексов в коммерческих или рекламных целях; телемаркетинг; тестирование психологическое при подборе персонала; торговля оптовая фармацевтическими, ветеринарными, гигиеническими препаратами и медицинскими принадлежностями; торговля розничная фармацевтическими, ветеринарными, гигиеническими препаратами и медицинскими принадлежностями; управление бизнесом временное; управление внешнее административное для компаний; управление гостиничным бизнесом; управление деятельностью внештатных сотрудников; управление коммерческими проектами для строительных проектов; управление коммерческое лицензиями на товары и услуги для третьих лиц; управление коммерческое программами возмещения расходов для третьих лиц; управление потребительской лояльностью; управление программами часто путешествующих; управление процессами обработки заказов товаров; услуги конкурентной разведки; услуги манекенщиков для рекламы или продвижения товаров; услуги машинописные; услуги по исследованию рынка; услуги по напоминанию о встречах [офисные функции]; услуги по оптимизации трафика веб-сайта; услуги по переезду предприятий; услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж; услуги по программированию встреч (офисные функции); услуги по составлению перечня подарков; услуги по сравнению цен; услуги рекламные <оплата за клик>; услуги ppc; услуги секретарей; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги стенографистов; услуги субподрядные [коммерческая помощь]; услуги телефонных ответчиков для отсутствующих абонентов; услуги фотокопирования; экспертиза деловая; услуги магазинов по розничной, оптовой продаже товаров; услуги по развозной продаже товаров; услуги по розничной, оптовой продаже товаров; услуги розничной продажи товаров по каталогу путем почтовых отправлений; услуги розничной продажи товаров с использованием теле-магазинов или Интернет-сайтов", 41-го класса МКТУ "воспитание; образование; организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий; агентства по предоставлению моделей для художников; академии [обучение]; аренда комнатных аквариумов; аренда произведений искусства; аренда спортивных площадок; аренда теннисных кортов; библиотеки, обеспечивающие выдачу книг на дом; бронирование билетов на зрелищные мероприятия; видеосъемка; воспитание физическое; выпуск музыкальной продукции; дискотеки; дрессировка животных; дублирование; игры азартные; издание книг; информация по вопросам воспитания и образования; информация по вопросам отдыха; информация по вопросам развлечений; киностудии; клубы здоровья [оздоровительные и фитнес-тренировки]; клубы-кафе ночные [развлечение]; макетирование публикаций, за исключением рекламных; микрофильмирование; монтаж видеозаписей; монтирование теле- и радиопрограмм; написание теле- и киносценариев; обеспечение интерактивное игрой через компьютерную сеть; обеспечение интерактивными электронными публикациями незагружаемыми; образование религиозное; обучение айкидо; обучение гимнастике; обучение заочное; обучение практическим навыкам [демонстрация]; обучение при помощи симуляторов; организация балов; организация выставок с культурно-просветительной целью; организация досуга;
организация и проведение коллоквиумов; организация и проведение конгрессов; организация и проведение конференций; организация и проведение концертов; организация и проведение мастер-классов [обучение]; организация и проведение образовательных форумов невиртуальных; организация и проведение семинаров; организация и проведение симпозиумов; организация конкурсов [учебных или развлекательных]; организация конкурсов красоты; организация костюмированных представлений для развлечений; организация лотерей; организация показов мод в развлекательных целях; организация спектаклей [услуги импресарио]; организация спортивных состязаний; ориентирование профессиональное [советы по вопросам образования или обучения]; парки аттракционов; перевод с языка жестов; передачи развлекательные телевизионные; передвижные библиотеки; переподготовка профессиональная; предоставление видео файлов онлайн, незагружаемых; предоставление музыкальных файлов онлайн, незагружаемых; предоставление незагружаемых телевизионных программ через сервисы <видео по запросу>; предоставление незагружаемых фильмов через сервисы <видео по запросу>; предоставление полей для гольфа; предоставление спортивного оборудования; предоставление услуг игровых залов; предоставление услуг кинозалов; представление цирковых спектаклей; представления варьете / представления мюзик-холлов; представления театрализованные; представления театральные; проведение туров с восхождением; проведение фитнес-классов; проведение экзаменов; производство кинофильмов, за исключением производства рекламных роликов; прокат аудиооборудования; прокат видеокамер; прокат видеомагнитофонов; прокат видеофильмов; прокат декораций для шоу-программ; прокат звукозаписей; прокат игрушек; прокат кинематографического оборудования; прокат кинофильмов; прокат оборудования для игр; прокат оборудования стадионов; прокат осветительной аппаратуры для театров или телестудий; прокат радио- и телевизионных приемников; прокат снаряжения для подводного погружения; прокат спортивного оборудования, за исключением транспортных средств; прокат театральных декораций; публикации с помощью настольных электронных издательских систем; публикация интерактивная книг и периодики; публикация текстовых материалов, за исключением рекламных; радиопередачи развлекательные; развлечение гостей; развлечения; редактирование текстов; садо [обучение японской чайной церемонии]; сады зоологические; служба новостей; составление программ встреч [развлечение]; сочинение музыки; субтитрование; тьюторинг; услуги баз отдыха [развлечения]; услуги гидов; услуги диск-жокеев; услуги индивидуальных тренеров [фитнес]; услуги казино [игры]; услуги каллиграфов; услуги караоке; услуги клубов [развлечение или просвещение]; услуги композиторов; услуги культурные, образовательные или развлекательные, предоставляемые художественными галереями; услуги музеев [презентация, выставки]; услуги образовательно-воспитательные; услуги образовательные, предоставляемые школами; услуги оркестров; услуги переводчиков; услуги по написанию сценариев, за исключением рекламных; услуги по распространению билетов [развлечение]; услуги репетиторов, инструкторов [обучение]; услуги спортивных лагерей; услуги студий записи; услуги устных переводчиков; учреждения дошкольные [воспитание];
фотографирование; фоторепортажи; хронометраж спортивных состязаний; школы-интернаты; шоу-программы" и 41-го класса МКТУ "воспитание; образование; организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий; агентства по предоставлению моделей для художников; академии [обучение]; аренда комнатных аквариумов; аренда произведений искусства; аренда спортивных площадок; аренда теннисных кортов; библиотеки, обеспечивающие выдачу книг на дом; бронирование билетов на зрелищные мероприятия; видеосъемка; воспитание физическое; выпуск музыкальной продукции; дискотеки; дрессировка животных; дублирование; игры азартные; издание книг; информация по вопросам воспитания и образования; информация по вопросам отдыха; информация по вопросам развлечений; киностудии; клубы здоровья [оздоровительные и фитнес-тренировки]; клубы-кафе ночные [развлечение]; макетирование публикаций, за исключением рекламных; микрофильмирование; монтаж видеозаписей; монтирование теле- и радиопрограмм; написание теле- и киносценариев; обеспечение интерактивное игрой через компьютерную сеть; обеспечение интерактивными электронными публикациями незагружаемыми; образование религиозное; обучение айкидо; обучение гимнастике; обучение заочное; обучение практическим навыкам [демонстрация]; обучение при помощи симуляторов; организация балов; организация выставок с культурно-просветительной целью; организация досуга; организация и проведение коллоквиумов; организация и проведение конгрессов; организация и проведение конференций; организация и проведение концертов; организация и проведение мастер-классов [обучение]; организация и проведение образовательных форумов невиртуальных; организация и проведение семинаров; организация и проведение симпозиумов; организация конкурсов [учебных или развлекательных]; организация конкурсов красоты; организация костюмированных представлений для развлечений; организация лотерей; организация показов мод в развлекательных целях; организация спектаклей [услуги импресарио]; организация спортивных состязаний; ориентирование профессиональное [советы по вопросам образования или обучения]; парки аттракционов; перевод с языка жестов; передачи развлекательные телевизионные; передвижные библиотеки; переподготовка профессиональная; предоставление видео файлов онлайн, незагружаемых; предоставление музыкальных файлов онлайн, незагружаемых; предоставление незагружаемых телевизионных программ через сервисы <видео по запросу>; предоставление незагружаемых фильмов через сервисы <видео по запросу>; предоставление полей для гольфа; предоставление спортивного оборудования; предоставление услуг игровых залов; предоставление услуг кинозалов; представление цирковых спектаклей; представления варьете / представления мюзик-холлов; представления театрализованные; представления театральные; проведение туров с восхождением; проведение фитнес-классов; проведение экзаменов; производство кинофильмов, за исключением производства рекламных роликов; прокат аудиооборудования; прокат видеокамер; прокат видеомагнитофонов; прокат видеофильмов; прокат декораций для шоу-программ; прокат звукозаписей; прокат игрушек; прокат кинематографического оборудования; прокат кинофильмов; прокат оборудования для игр; прокат оборудования стадионов; прокат осветительной аппаратуры для театров или телестудий; прокат радио- и телевизионных приемников; прокат снаряжения для подводного погружения; прокат спортивного оборудования, за исключением транспортных средств; прокат театральных декораций;
публикации с помощью настольных электронных издательских систем; публикация интерактивная книг и периодики; публикация текстовых материалов, за исключением рекламных; радиопередачи развлекательные; развлечение гостей; развлечения; редактирование текстов; садо [обучение японской чайной церемонии]; сады зоологические; служба новостей; составление программ встреч [развлечение]; сочинение музыки; субтитрование; тьюторинг; услуги баз отдыха [развлечения]; услуги гидов; услуги диск-жокеев; услуги индивидуальных тренеров [фитнес]; услуги казино [игры]; услуги каллиграфов; услуги караоке; услуги клубов [развлечение или просвещение]; услуги композиторов; услуги культурные, образовательные или развлекательные, предоставляемые художественными галереями; услуги музеев [презентация, выставки]; услуги образовательно-воспитательные; услуги образовательные, предоставляемые школами; услуги оркестров; услуги переводчиков; услуги по написанию сценариев, за исключением рекламных; услуги по распространению билетов [развлечение]; услуги репетиторов, инструкторов [обучение]; услуги спортивных лагерей; услуги студий записи; услуги устных переводчиков; учреждения дошкольные [воспитание]; фотографирование; фоторепортажи; хронометраж спортивных состязаний; школы-интернаты; шоу-программы", 42-го класса МКТУ "анализ воды; анализ почерка [графология]; анализ химический; аудит в области энергетики; дизайн интерьерный; дизайн промышленный; дизайн художественный; защита информационных систем от вирусов; изыскания в области нефтяных месторождений; экспертиза в области нефтяных месторождений; изыскания геологические; экспертиза геологическая; информация метеорологическая; исследования в области геологии; исследования в области механики; исследования в области химии; исследования и разработка новых товаров для третьих лиц; исследования нефтяных месторождений с целью эксплуатации; исследования подводные; консультации по вопросам архитектуры; межевание; моделирование одежды; определение подлинности произведений искусств; оформление интерьера; предоставление научной информации и консультаций, связанных с сокращением выбросов парниковых газов; разведка геологическая; разведка нефтяных месторождений; рассеивание облаков; советы по вопросам экономии энергии; услуги в области химии; услуги дизайнеров в области упаковки; услуги по прогнозированию погоды; услуги по созданию образа [промышленная эстетика]; услуги по составлению географических карт; физика [исследования]".
Предприниматель обратился 26.06.2020 в Роспатент с возражением против представления правовой охраны указанному товарному знаку, мотивированным его несоответствием требованиям пунктов 6 и 10 статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Доводы возражения сводятся к следующему:
спорный товарный знак является сходным до степени смешения с товарным знаком "МАТРИЦА" по свидетельству Российской Федерации N 616102 (дата приоритета - 04.08.2014, правообладатель - предприниматель), зарегистрированным, в том числе для следующих услуг 35-го класса МКТУ "аренда площадей для размещения рекламы; реклама; демонстрация товаров; оформление витрин; распространение образцов; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация торговых ярмарок в коммерческих целях; агентства по импорту-экспорту; агентства по коммерческой информации; агентства рекламные; исследования в области маркетинга; помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими предприятиями".
сравниваемые товарные знаки являются сходными до степени смешения за счет сходства словесных элементов "Matrix" и "МАТРИЦА", которые являются идентичными по семантическому признаку и сходными по фонетическому признаку;
словесный элемент "club" не обладает различительной способностью;
идентичность, высокая степень однородности сравниваемых услуг 35-го класса МКТУ может компенсировать возможную низкую степень сходства сравниваемых знаков [1] и [2].
В возражении предприниматель также привел ссылки на судебную практику по делам N СИП-449/2017, N СИП-450/2017, а также указал, что противопоставленный товарный знак используется его лицензиатами.
На основании изложенного предприниматель просил признать недействительным предоставление правовой охраны спорному товарному знаку в отношении всех указанных в его перечне услуг 35-го класса МКТУ.
В подтверждение своих доводов предприниматель также приложил к возражению копию решения Роспатента об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2019701060.
Проведя сравнительный анализ спорного и противопоставленного товарных знаков, Роспатент пришел к выводу о том, что они имеют фонетические различия, обусловленные произношением входящих в них словесных элементов.
В частности, административный орган отметил разное произношение сравниваемых знаков - "матрикс клаб" и "матрица". Роспатент указал, что разница в произношении частей "-икс" и "-ица", а также наличие дополнительного словесного элемента "клаб" в спорном товарном знаке формируют разное фонетическое восприятие знаков, в том числе за счет большей фонетической длины спорного товарного знака.
Таким образом, Роспатент констатировал, что визуально сравниваемые товарные знаки производят разное зрительное впечатление, обусловленное использованием при их написании букв различных алфавитов (латинского и русского), а также наличием точки между словесными элементами в спорном знаке.
Сопоставив сравниваемые товарные знаки по семантическому критерию, административный орган пришел к выводу, что словесный элемент спорного товарного знака "Matrix" имеет перевод с английского языка на русский язык "матрица, таблица, матричный" (https://translate.yandex.ru), охраняемый словесный элемент "club" в переводе с английского языка на русский язык означает "клуб" (https://translate.yandex.ru). Указанные словесные элементы в сочетании с разделяющей их точкой приводят к восприятию спорного товарного знака как фантазийного названия определенного заведения - клуба "Матрикс.клаб".
По мнению Роспатента, указанное выше обстоятельство формирует разные смысловые образы спорного товарного знака и противопоставленного товарного знака, представляющего собой слово "матрица" (математический объект). В связи с этим Роспатент усмотрел различия сравниваемых товарных знаков по семантическому критерию сходства.
Как следствие, Роспатент пришел к выводу об отсутствии сходства сравниваемых знаков в целом.
Исследовав однородность услуг 35-го класса МКТУ, указанных в перечнях спорного и противопоставленного товарных знаков, административный орган отметил, что услуги 35-го класса МКТУ "аренда площадей для размещения рекламы; реклама; демонстрация товаров; оформление витрин; распространение образцов; организация торговых ярмарок в коммерческих целях; агентства по импорту-экспорту; агентства по коммерческой информации; агентства рекламные; помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими предприятиями" противопоставленного товарного знака идентичны соответствующим услугам 35-го класса МКТУ спорного товарного знака, что свидетельствует об их однородности.
В отношении услуг 35-го класса МКТУ спорного товарного знака "макетирование рекламы; организация показов мод в рекламных целях; оформление рекламных материалов; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; производство рекламных фильмов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная" и т.п. и услуг 35-го класса МКТУ "реклама; агентства рекламные; аренда площадей для размещения рекламы; распространение образцов; организация выставок в коммерческих или рекламных целях", указанных в перечне противопоставленного товарного знака и т.д., Роспатент сделал вывод об их однородности, поскольку они относятся к одному родовому понятию "услуги в области рекламы", имеют одинаковое назначение (для рекламы), круг потребителей.
Услуги 35-го класса МКТУ "маркетинг; продажа аукционная; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; телемаркетинг; торговля оптовая фармацевтическими, ветеринарными, гигиеническими препаратами и медицинскими принадлежностями; торговля розничная фармацевтическими, ветеринарными, гигиеническими препаратами и медицинскими принадлежностями" и т.п., для которых зарегистрирован спорный товарный знак, и услуги 35-го класса МКТУ "агентства по импорту-экспорту" являются однородными, поскольку они относятся к одному родовому понятию "услуги по продвижению товаров и услуг" противопоставленного товарного знака Роспатент также признал однородными ввиду их одинакового назначения (для продвижения, реализации товаров, оказания услуг на рынке), круга потребителей.
Услуги 35-го класса МКТУ "изучение рынка; исследования в области бизнеса; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; прогнозирование экономическое; услуги по исследованию рынка; услуги по сравнению цен" и т.п. спорного товарного знака, как указал административный орган, однородны услугам 35-го класса МКТУ "исследования в области маркетинга" и т.д., для которых зарегистрирован противопоставленный товарный знак, поскольку они относятся к одному родовому понятию "услуги по исследованию рынка и общественного мнения", имеют одинаковое назначение (для исследования рынка), круг потребителей, что свидетельствует об их однородности.
Услуги 35-го класса МКТУ "консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации профессиональные в области бизнеса; управление гостиничным бизнесом; управление бизнесом временное; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; менеджмент спортивный; менеджмент в области творческого бизнеса" и т.п. спорного товарного знака и услуги 35-го класса МКТУ "помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими предприятиями" и т.д. противопоставленного товарного знака, как указал Роспатент, являются однородными, поскольку они относятся к одному родовому понятию "услуги в сфере бизнеса", имеют одинаковое назначение, круг потребителей, что свидетельствует об их однородности.
В отношении услуг конторских и секретарских, кадровых услуг, услуг информационно-справочные, услуг проката 35-го класса МКТУ спорного товарного знака Роспатент сделал вывод о том, что они не имеют прямого отношения к услугам рекламы, бизнеса, исследования рынка, указанным в перечне услуг 35-го класса МКТУ противопоставленного товарного знака, предназначены для иных целей и не являются однородными.
Роспатент констатировал, что при отсутствии сходства сравниваемых товарных знаков, указанные в их регистрациях вышеперечисленные однородные услуги 35-го класса МКТУ не будут смешиваться в гражданском обороте, и у потребителя не возникнет представления о принадлежности таких услуг одному производителю, в связи с чем не усмотрел несоответствия спорной регистрации требованиям пунктов 6 и 10 статьи 1483 ГК РФ.
Не согласившись с выводами, положенными административным органом в основу оспариваемого решения от 27.11.2020, предприниматель обратился в Суд по интеллектуальным правам с настоящим заявлением.
По мнению предпринимателя, делая вывод об отсутствии сходства сравниваемых товарных знаков, Роспатент неправомерно уклонился от выявления сильных и слабых элементов спорного товарного знака.
Соглашаясь с выводом Роспатента о том, что наличие в спорном товарном знаке словесного элемента "club" позволяет воспринимать оспариваемый товарный знак как название определенного заведения, предприниматель при этом отмечает, что названный словесный элемент является лишь уточняющим и указывает на вид заведения (вид услуг).
Предприниматель ссылается на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2013 N 2050/13, в котором обращено внимание на то, что добавление к товарному знаку, принадлежащему иному лицу, уточняющего или характеризующего слова не делает это обозначение не сходным до степени смешения с данным товарным знаком.
Как полагает предприниматель, Роспатентом не учтено отсутствие у слова "Club" различительной способности, а также его довод о том, что словесные элементы "Matrix" и "club" спорного товарного знака не связаны между собой.
Кроме того, с точки зрения заявителя, административный орган уклонился от оценки степени сходства элемента "Matrix" спорного товарного знака с противопоставленным товарным знаком и указал на то, что отсутствие сходства сравниваемых товарных знаков свидетельствует и об отсутствии оснований для вывода о том, что спорный товарный знак противоречит требованиям подпункта 10 статьи 1483 ГК РФ.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, в отзыве на заявление, выслушав пояснения представителей общества и Роспатента, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд по интеллектуальным правам пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления общества в силу нижеследующего.
Согласно статье 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Глава 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает в качестве самостоятельного способа защиты прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности обжалование решений государственных органов в суд.
В соответствии со статьями 1248 и 1500 ГК РФ решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, принятые по результатам рассмотрения возражений против предоставления правовой охраны товарному знаку, могут быть оспорены в суде.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Установленный законом срок на обращение с заявлением об оспаривании решения Роспатента предпринимателем не пропущен, что не оспаривается административным органом и компанией.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (статья 13 ГК РФ, пункт 138 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 10), пункт 6 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 6/8)).
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исходя из полномочий Роспатента, закрепленных в Положении о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 N 218, рассмотрение возражения заявителя на отказ в регистрации товарного знака и принятие решения по результатам рассмотрения такого возражения находится в рамках компетенции Роспатента.
Таким образом, оспариваемое решение от 27.11.2020 принято Роспатентом в рамках своих полномочий, что предприниматель не оспаривает.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 27 Постановления N 10, при оспаривании решений Роспатента необходимо учитывать, что заявки на товарный знак подлежат рассмотрению в порядке, установленном законодательством, действовавшим на дату подачи заявки. Вместе с тем подлежит применению порядок рассмотрения соответствующих возражений, действующий на момент обращения за признанием недействительными принятого решения.
С учетом даты подачи заявки на регистрацию спорного обозначения в качестве товарного знака (28.09.2018) законодательство, применимое для оценки его охраноспособности, включает в себя ГК РФ, Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (далее - Правила N 482).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 1512 ГК РФ предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным полностью или частично в течение всего срока действия исключительного права на товарный знак, если правовая охрана была ему предоставлена с нарушением требований пунктов 1-5, 8 и 9 статьи 1483 ГК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 1513 ГК РФ возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку по основаниям, предусмотренным подпунктами 1-4, 6, 7 пункта 2 и пунктом 3 статьи 1512 ГК РФ, могут быть поданы заинтересованным лицом.
Заинтересованность предпринимателя в подаче возражения против предоставления правовой охраны спорному товарному знаку установлена Роспатентом в оспариваемом решении и не оспаривается лицами, участвующим в деле.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 ГК РФ не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
Методология определения сходства сравниваемых обозначений и вероятности их смешения в гражданском обороте определена Правилами N 482 и пунктом 162 Постановления N 10.
Согласно пункту 41 Правил N 482 обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Сходство обозначений для отдельных видов обозначений определяется с учетом требований пунктов 42-44 названных Правил N 482.
В силу пункта 42 Правил N 482 словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в пункте 42 Правил N 482, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Если словесное обозначение состоит из двух и более слов, экспертиза проводится как отдельно по каждому слову, так и по всему обозначению в целом. Исключение составляют устойчивые словосочетания (типа ШАПКА МОНОМАХА, ELIXIR D'AMOUR), при экспертизе которых анализируется сходство всего обозначения, а не его отдельных элементов.
Как разъяснено в пункте 162 Постановления N 10, установление сходства осуществляется судом по результатам сравнения товарного знака и обозначения (в том числе по графическому, звуковому и смысловому критериям) с учетом представленных сторонами доказательств по своему внутреннему убеждению. При этом суд учитывает, в отношении каких элементов имеется сходство - сильных или слабых элементов товарного знака и обозначения. Сходство лишь неохраняемых элементов во внимание не принимается.
Специальных знаний для установления степени сходства обозначений и однородности товаров не требуется.
В пункте 162 Постановления N 10 указано, что для установления факта нарушения достаточно опасности, а не реального смешения товарного знака и спорного обозначения обычными потребителями соответствующих товаров. При этом смешение возможно, если в целом, несмотря на отдельные отличия, спорное обозначение может восприниматься указанными лицами в качестве соответствующего товарного знака или если потребитель может полагать, что обозначение используется тем же лицом или лицами, связанными с лицом, которому принадлежит товарный знак.
Вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров для указанных лиц. При этом смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения.
При наличии соответствующих доказательств суд, определяя вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения, оценивает и иные обстоятельства, в том числе: используется ли товарный знак правообладателем в отношении конкретных товаров; длительность и объем использования товарного знака правообладателем; степень известности, узнаваемости товарного знака; степень внимательности потребителей (зависящая в том числе от категории товаров и их цены); наличие у правообладателя серии товарных знаков, объединенных общим со спорным обозначением элементом.
При определении вероятности смешения также могут учитываться представленные лицами, участвующими в деле, доказательства фактического смешения обозначения и товарного знака, в том числе опросы мнения обычных потребителей соответствующего товара.
Суд учитывает влияние степени сходства обозначений, степени однородности товаров, иных обстоятельств на вероятность смешения, а не каждого из соответствующих обстоятельств друг на друга.
С учетом изложенного при установлении наличия или отсутствия сходства обозначений до степени смешения (вероятности смешения средств индивидуализации в гражданском обороте) подлежит установлению в первую очередь сходство обозначений, во вторую - однородность товаров и услуг, в третью - общее впечатление, по итогам чего формируется выводу о наличии или отсутствии возможности (вероятности) их смешения.
Самостоятельно сравнив спорный и противопоставленный товарные знаки с позиций рядового потребителя с учетом вышеприведенных правовых и методологических подходов, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии сходства сравниваемых товарных знаков.
Так, сравниваемые знаки не являются сходными по фонетическому признаку сходства, за счет различного произношения входящих в их состав словесных элементов "Matrix" / "Матрица", а также за счет наличия в спорном товарном знаке охраняемого словесного элемента "club", вследствие чего сравниваемые знаки имеют разный звуковой ряд, разную ритмику и протяженность (длину).
Сравнив товарные знаки на предмет семантического сходства, судебная коллегия пришла к выводу о наличии лишь слабой степени сходства по указанному критерию вследствие того, что в переводе с английского слово "matrix" имеет значение "матрица". При этом, по мнению коллегии судей, именно данное значение указанного словесного элемента в спорном товарном знаке является наиболее вероятным при восприятии спорного обозначения. Кроме того, иные выявленные Роспатентом варианты перевода указанного словесного элемента являются производными и/или синонимичными значению "матрица".
Данные обстоятельства исключают основания для вывода об отсутствии какой-либо степени сходства по семантическому критерию.
Вместе с тем Суд по интеллектуальным правам соглашается с мнением Роспатента о том, что наличие в спорном товарном знаке знака препинания (точки, разделяющей два словесных элемента) и словесного элемента "club", придает спорному товарному знаку иную семантическую окраску и вызывает ассоциации с конкретным заведением (клубом).
Доводы заявителя о слабой различительной способности словесного элемента "club" для ряда вышеперечисленных рубрик спорного товарного знака в силу его описательного характера, а также о возможном восприятии спорного товарного знака как доменного имени в сети "Интернет" не опровергают вышеприведенного вывода суда о слабой степени сходства по семантическому критерию, которое определяется судом с позиций рядового потребителя соответствующих товаров и услуг.
При этом коллегия судей отмечает, что определяющим для установления семантического значения словесного обозначения является не точность отображения русскоязычного или иностранного текста буквами соответствующего алфавита по правилам транслитерации, а его восприятие российскими потребителями.
Аналогичный подход нашел отражение в постановлении президиума Суда по интеллектуальным правам от 10.02.2021 по делу N СИП-432/2020.
По результатам сравнения сравниваемых товарных знаков по визуальному (графическому) критерию сходства коллегия судей не усмотрела оснований не согласиться с выводом Роспатента об отсутствии сходства по указанному критерию вследствие выполнения знаков буквами различных алфавитов, разной длины обозначений и наличия знака препинания в спорном товарном знаке.
Ссылка заявителя на решение Роспатента по заявке N 2019701060, в котором сходными были признаны обозначения "MATRIX" и "Матрица" подлежит отклонению, поскольку, как указывалось выше, наличие указанных словесных элементов в сравниваемых товарных знаках приводит к выводу о наличии сходства по одному (семантическому) критерию вследствие того, что они имеют одно значение в русском и английском языках. При этом в силу вхождения в спорный товарный знак и иных элементов, а также того, что слова "matrix" и "матрица" являются переводом, а не транслитерацией друг друга, отсутствуют основания для вывода о сходстве по двум другим критериям (фонетическому и графическому), а также о сходстве знаков в целом, исходя из общего восприятия.
Приведенные выше выводы Роспатента по вопросу однородности услуг, для которых зарегистрированы сравниваемые товарные знаки, предпринимателем в заявлении, поданном в суд, не оспариваются. При этом заявитель отмечает, что низкая степень сходства сравниваемых средств индивидуализации товаров и услуг компенсируется высокой степенью однородности (идентичности) услуг, для которых такие объекты интеллектуальной собственности зарегистрированы.
При изложенных обстоятельствах отсутствуют основания для проверки выводов Роспатента по вопросу однородности услуг, для которых зарегистрированы сравниваемые товарные знаки.
Таким образом, следует констатировать, что в данном деле имеет место низкая степень сходства сравниваемых обозначений лишь по одному из трех критериев при отсутствии сходства по иным критериям, но при идентичности и однородности части услуг 35-го класса МКТУ, для которых такие знаки зарегистрированы.
Как следствие, судом проведено сопоставление сравниваемых знаков на предмет общего впечатления, производимого ими на рядового потребителя соответствующих услуг 35-го класса МКТУ.
Как указывалось выше, обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия. При этом необходимо учитывать, что обозначения являются сходными до степени смешения, если одно обозначение воспринимается потребителем за другое или если потребитель понимает, что речь идет не об одном и том же обозначении, но полагает, что оба обозначения принадлежат одному и тому же изготовителю. Сходство до степени смешения обозначений, принадлежащих разным правообладателям и имеющих сходные элементы, отсутствует, если потребитель не воспринимает их как принадлежащие одному и тому же лицу.
Вывод о сходстве до степени смешения обозначений делается на основе восприятия не отдельных элементов, а общего впечатления, которое производят это обозначение и товарный знак в целом на среднего потребителя соответствующих товаров или услуг. Такая оценка производится на основе общего впечатления, формируемого, в том числе с учетом неохраняемых элементов, которые могут присутствовать в составе заявленного обозначения. При этом формирование общего впечатления может происходить под воздействием любых особенностей обозначений, в том числе доминирующих словесных или графических элементов, их композиционного и цветового решения. Исходя из того, что обозначения могут быть представлены в виде слова, сочетания слов, звуков и т.д., общее впечатление может быть зрительным и/или слуховым.
С учетом приведенных подходов судебная коллегия пришла к выводу о различном общем зрительном впечатлении, создаваемом обозначениями "Matrix.club" и "МАТРИЦА", обусловленном разным количеством словесных элементов, выполненных буквами алфавитов разных языков.
По аналогичным мотивам коллегия судей отклоняет довод заявителя о несоответствии оспариваемого решения Роспатента пункту 10 статьи 1483 ГК РФ, согласно которому не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении однородных товаров обозначения, элементами которых являются охраняемые средства индивидуализации других лиц, сходные с ними до степени смешения обозначения, а также объекты, указанные в пункте 9 статьи 1483 ГК РФ.
Так, в соответствии с пунктом 49 Правил N 482 устанавливается, не содержит ли заявленное обозначение элементы, являющиеся охраняемыми в соответствии с ГК РФ товарными знаками других лиц и наименованиями мест происхождения товаров, сходными с ними до степени смешения обозначениями, а также промышленные образцы, указанные в пункте 9 статьи 1483 ГК РФ. При этом учитываются положения пунктов 42, 43, 45 Правил.
Пункт 10 статьи 1483 ГК РФ в отличие от пункта 6 названной статьи Кодекса, предполагает сопоставление не "старшего" и "младшего" товарных знаков в целом, а целого "старшего" товарного знака с элементом "младшего" товарного знака. Такое основание применяется, в частности, в ситуации, когда смешение между "старшим" и "младшим" товарными знаками в целом отсутствует, но очевидно, что правообладатель "младшего" товарного знака использовал в своем знаке элемент "старшего".
Вместе с тем пункт 10 статьи 1483 ГК РФ, как и пункт 6 этой статьи Кодекса указывают на то, что принимается во внимание не само по себе сходство этих элементов, а их смешение.
Методология оценки вероятности такого смешения определена пунктом 162 Постановления N 10 и применяется в переложении на норму пункта 10 статьи 1483 ГК РФ с учетом особенностей последней.
Следовательно, по смыслу положений пункта 10 статьи 1483 ГК РФ методология оценки охраноспособности товарного знака при противопоставлении другого товарного знака предполагает установление следующих обстоятельств:
состоит ли "младший" товарный знак из двух и более самостоятельных элементов; является ли какой-либо самостоятельный элемент "младшего" товарного знака сходным со всем обозначением "старшего" товарного знака другого лица;
зарегистрированы ли "младший" и "старший" товарные знаки в отношении однородных товаров и услуг;
вероятности смешения "старшего" и элемента "младшего" товарных знаков с учетом сходства обозначений и однородности товаров, а также дополнительных факторов, указанных в пункте 162 Постановления Пленума N 10 и влияющих на вероятность смешения.
При этом вероятность смешения применительно к пункту 10 статьи 1483 ГК РФ устанавливается с учетом того, воспринимается ли потребителями элемент, входящий в состав "младшего" товарного знака, в качестве товарного знака другого лица.
При этом вероятность смешения применительно к пункту 10 статьи 1483 ГК РФ устанавливается с учетом того, воспринимается ли потребителями элемент, входящий в состав "младшего" товарного знака, в качестве товарного знака другого лица. При разрешении вопроса о том, состоит ли "младший" товарный знак из одного или нескольких самостоятельных элементов, недостаточно осуществить формальный, математический подсчет элементов "младшего" товарного знака (количества слов, изображений или иных частей).
Так, даже любой словесный элемент формально состоит из отдельных букв, каждая из которых может быть признана частью обозначения, или слогов, или частей сложносоставного слова, но для признания этих частей самостоятельными элементами учитывается восприятие этих букв или буквосочетаний как самостоятельных элементов потребителями (например, постановления президиума Суда по интеллектуальным правам от 18.12.2017 по делу N СИП-700/2016, от 14.02.2019 по делу N СИП-267/2018, от 19.04.2019 по делу N СИП-77/2018, от 04.10.2019 по делу N СИП-78/2018, от 10.08.2020 по делу N СИП-564/2019, от 13.09.2021 по делу N СИП-68/2021 и другие).
Для случая, когда "младший" товарный знак состоит из нескольких слов, необходимо определить, не воспринимаются ли они в качестве устойчивых неделимых словосочетаний (например, "глазное яблоко", "бабье лето", "слуга народа", "битый час", "добрая традиция") или фразеологизмов (например, "шапка Мономаха").
Для обозначений этой группы характерна целостность, за счет которой они приобретают новое смысловое значение, отличное от смыслового значения составляющих их слов. Значение таких выражений не связано с семантикой каждого отдельного слова в его составе: слова словосочетания теряют все самостоятельные признаки слова (лексическое значение, формы изменения, синтаксическую функцию), кроме звукового облика. Связь между словами в составе таких выражений неразделимая.
Соответственно, такие выражения хотя формально и состоят из нескольких слов, но за счет своей целостности и утраты отдельными лексическими единицами признаков слова воспринимаются в качестве единого элемента. Несколько слов могут начать восприниматься как единый словесный элемент не только в вышеуказанных случаях, но и исходя из особенностей композиционного построения элементов товарного знака, благодаря которому некоторые слова, являющиеся самостоятельными лексическими единицами, начинают восприниматься потребителем как единое целое в конкретном товарном знаке с учетом специфики их расположения в нем и обстоятельств использования знака.
Аналогичная позиция приведена в постановлениях президиума Суда по интеллектуальным правам от 23.09.2021 по делу N СИП-871/2020 и от 17.12.2021 по делу N СИП-591/2020.
Вместе с тем заявление предпринимателя в соответствующей части не основано на приведенных методологических подходах, а лишь сводится к декларативному утверждению о несоответствии решения Роспатента пункту 10 статьи 1483 ГК РФ, не подкрепленному какими-либо аргументами (абзац четвертый страницы 5 заявления предпринимателя).
Вопреки несоответствующему обстоятельствам дела доводу заявителя о том, что Роспатент уклонился от оценки степени сходства словесного элемента "Matrix" из спорного товарного знака с противопоставленным товарным знаком, Суд по интеллектуальным правам полагает, что и для целей применения пункта 10 статьи 1483 ГК РФ спорное обозначение не может быть разделено на отдельные словесные элементы.
Как указывалось выше, самостоятельно сравнив спорный и противопоставленный товарные знаки, судебная коллегия соглашается с выводом административного органа о том, что в настоящем случае вероятность смешения отсутствует, поскольку включенный в состав спорного товарного знака словесный элемент "club" оказывает существенное влияние на формирование общего восприятия такого знака.
При указанных обстоятельствах установленное Роспатентом отсутствие сходства сравниваемых товарных знаков в целом исключает вывод о несоответствии оспариваемого ненормативного правового акта пункту 10 статьи 1483 ГК РФ.
Доводов о нарушении Роспатентом процедуры рассмотрения возражения предпринимателем в заявлении не приведено.
Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд приходит к выводу о законности оспариваемого ненормативного правового акта, поскольку судом проверено и установлено, что этот ненормативный правовой акт принят в рамках полномочий и соответствует требованиям действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем требование заявителя о признании оспариваемого решения недействительным не подлежит удовлетворению.
Кроме того, Судом по интеллектуальным правам принято во внимание, что согласно сведениям Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации на момент судебного разбирательства и вынесения данного судебного акта исключительное право на противопоставленный товарный знак предпринимателю не принадлежит, вследствие государственной регистрации 19.01.2021 договора об отчуждении исключительного права на противопоставленный товарный знак по свидетельству Российской Федерации N 616102 в отношении всех товаров и/или услуг.
При данных обстоятельствах удовлетворение заявленного требования, основанного на противопоставлении спорному товарному знаку товарного знака по свидетельству Российской Федерации N 616102, не приведет к защите (восстановлению) каких-либо имущественных прав и законных интересов предпринимателя, связанных с обладанием исключительным правом на такой противопоставленный товарный знак.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, а потому условием предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, является установление наличия у его принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса и факта его нарушения.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 Постановления N 6/8.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления, учитывая результат рассмотрения дела и в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отнесению на предпринимателя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд по интеллектуальным правам
РЕШИЛ:
требования индивидуального предпринимателя Батршиной Гузели Радиковны оставить без удовлетворения.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в президиум Суда по интеллектуальным правам в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.В. Силаев |
судьи |
Д.А. Булгаков |
|
Н.Н. Погадаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Суда по интеллектуальным правам от 21 декабря 2021 г. по делу N СИП-262/2021
Текст решения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
23.03.2022 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-313/2022
22.02.2022 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-313/2022
21.12.2021 Решение Суда по интеллектуальным правам N СИП-262/2021
15.11.2021 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-262/2021
12.05.2021 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-262/2021
21.04.2021 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-262/2021
23.03.2021 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-262/2021