Постановление Правительства Свердловской области от 29 декабря 2021 г. N 1004-ПП
"Об утверждении Положения о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Свердловской области"
12 мая 2022 г.
В соответствии с частью 1 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 части 2 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", статьей 111 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить Положение о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Свердловской области (прилагается).
2. Признать утратившими силу:
1) постановление Правительства Свердловской области от 29.11.2018 N 857-ПП "Об утверждении критериев отнесения предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой на территории Свердловской области, к определенной категории риска при осуществлении лицензионного контроля" ("Областная газета", 2018, 1 декабря, N 222) с изменениями, внесенными постановлением Правительства Свердловской области от 15.08.2019 N 537-ПП;
2) постановление Правительства Свердловской области от 25.04.2019 N 262-ПП "О лицензионном контроле предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории Свердловской области" ("Областная газета", 2019, 27 апреля, N 76).
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Директора Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области А.П. Россолова.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2022 года.
5. Настоящее постановление опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru).
Губернатор Свердловской области |
Е.В. Куйвашев |
Утверждено
постановлением Правительства
Свердловской области
от 29 декабря 2021 г. N 1004-ПП
Положение
о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Свердловской области
12 мая 2022 г.
Раздел 1. Общие положения
1. Настоящее положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Свердловской области (далее - лицензионный контроль).
2. Под лицензионным контролем понимается деятельность Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - Департамент) по обеспечению соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которым предоставлена лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Свердловской области (далее - лицензиат), лицензионных требований, установленных статьей 193 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правительством Российской Федерации (далее - лицензионные требования), осуществляемая в пределах полномочий Департамента.
3. Лицензионный контроль осуществляется посредством:
1) профилактики нарушений лицензионных требований;
2) оценки соблюдения лицензиатами лицензионных требований;
3) выявления нарушений лицензионных требований;
4) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений лицензионных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
4. Лицензионный контроль осуществляется Департаментом.
Должностными лицами Департамента, уполномоченными на осуществление лицензионного контроля, являются:
1) Директор Департамента и заместители директора Департамента, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по лицензионному контролю;
2) руководители структурных подразделений Департамента, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по лицензионному контролю;
3) должностные лица структурных подразделений Департамента, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению лицензионного контроля;
4) утратил силу с 20 мая 2022 г. - Постановление Правительства Свердловской области от 12 мая 2022 г. N 324-ПП
5) утратил силу с 20 мая 2022 г. - Постановление Правительства Свердловской области от 12 мая 2022 г. N 324-ПП
Должностные лица Департамента, уполномоченные на осуществление лицензионного контроля, при проведении надзорного мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых надзорных действий выполняют обязанности и пользуются правами, установленными частями 1 и 2 статьи 29 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ).
Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий Департаментом, являются:
1) Директор Департамента;
2) Первый заместитель директора Департамента;
3) заместители директора Департамента.
5. Контролируемыми лицами в рамках лицензионного контроля являются лицензиаты.
6. Предметом лицензионного контроля является соблюдение лицензиатами следующих лицензионных требований:
1) регистрация лицензиата в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;
2) отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее;
3) наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом, а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа - единоличного исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым такие полномочия переданы) лицензиата квалификационного аттестата;
4) отсутствие у должностного лица лицензиата неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
5) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата;
6) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее предоставленной лицензиату;
7) соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
8) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
9) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
10) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;
11) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пункт 7 изменен с 20 мая 2022 г. - Постановление Правительства Свердловской области от 12 мая 2022 г. N 324-ПП
7. Объектами лицензионного контроля являются деятельность, действия (бездействие) лицензиатов.
Учет объектов лицензионного контроля осуществляется с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства посредством сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах лицензионного контроля, размещаемой в указанной системе в соответствии с требованиями, установленными статьей 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", информации, получаемой в рамках межведомственного информационного взаимодействия, общедоступной информации, а также информации, получаемой по итогам проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
8. Организация и осуществление лицензионного контроля регулируются положениями Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.
Раздел 2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении лицензионного контроля
Пункт 9 изменен с 20 мая 2022 г. - Постановление Правительства Свердловской области от 12 мая 2022 г. N 324-ПП
9. При осуществлении лицензионного контроля проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, периодичность которых определяется в зависимости от категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, присвоенной объекту лицензионного контроля в соответствии с пунктом 32 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Положение о лицензировании).
Пункт 10 изменен с 20 мая 2022 г. - Постановление Правительства Свердловской области от 12 мая 2022 г. N 324-ПП
10. Департамент при осуществлении лицензионного контроля относит объекты лицензионного контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
1) высокий риск;
2) средний риск;
3) умеренный риск;
4) низкий риск.
Отнесение объектов лицензионного контроля к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов лицензионного контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям согласно приложению к Положению о лицензировании.
11. Утратил силу с 20 мая 2022 г. - Постановление Правительства Свердловской области от 12 мая 2022 г. N 324-ПП
12. Проведение периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям положениями части 1 статьи 19.3 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не предусмотрено.
Раздел 3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
13. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей:
1) стимулирование добросовестного соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами;
2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям лицензионных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
3) создание условий для доведения лицензионных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
14. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям осуществляется в соответствии с программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков причинения вреда), утверждаемой Департаментом ежегодно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
15. Программа профилактики рисков причинения вреда состоит из следующих разделов:
1) анализ текущего состояния осуществления лицензионного контроля, описание текущего уровня развития профилактической деятельности Департамента, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики рисков причинения вреда;
2) цели и задачи реализации программы профилактики рисков причинения вреда;
3) перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения;
4) показатели результативности и эффективности программы профилактики рисков причинения вреда.
16. Утвержденная программа профилактики рисков причинения вреда размещается на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
17. Программа профилактики рисков причинения вреда в обязательном порядке включает в себя следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
18. Учет проводимых Департаментом профилактических мероприятий: объявление предостережения и профилактический визит - осуществляется путем внесения информации о проводимых профилактических мероприятиях в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
Учет иных проводимых Департаментом профилактических мероприятий осуществляется путем внесения информации о проводимых профилактических мероприятиях и результатах их проведения в информационную систему Департамента.
19. Профилактические мероприятия проводятся должностными лицами Департамента, уполномоченными на осуществление лицензионного контроля, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.
20. Доклад о правоприменительной практике по осуществлению лицензионного контроля готовится 1 раз в год. Департамент обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике по осуществлению лицензионного контроля.
Доклад о правоприменительной практике по осуществлению лицензионного контроля утверждается приказом Департамента в срок до 10 марта календарного года, следующего за календарным годом осуществления лицензионного контроля, и размещается на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок до 15 марта календарного года, следующего за календарным годом осуществления лицензионного контроля.
21. В случае наличия у Департамента сведений о готовящихся нарушениях лицензионных требований или признаках нарушений лицензионных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение лицензионных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Департамент объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения лицензионных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения лицензионных требований. Предостережение направляется за подписью руководителя структурного подразделения Департамента, на которое возложены полномочия по осуществлению лицензионного контроля.
Контролируемое лицо вправе не позднее 15 рабочих дней после получения предостережения подать в Департамент возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражение).
Возражение подается уполномоченному должностному лицу в письменном виде способами, установленными Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.
В возражении указываются наименование контролируемого лица, идентификационный номер налогоплательщика - лицензиата, дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица, обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению лицензионных требований.
Департамент по итогам рассмотрения возражения направляет контролируемому лицу ответ об его обоснованности или необоснованности в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня получения возражения, способом, которым направлено возражение.
В случае удовлетворения возражения в отношении предостережения по итогам его рассмотрения данные такого предостережения не используются для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
22. Должностные лица Департамента, уполномоченные на осуществление лицензионного контроля, по обращениям контролируемых лиц и их уполномоченных представителей осуществляют консультирование в устном или письменном виде по следующим установленным лицензионным требованиям и вопросам, связанным с порядком осуществления лицензионного контроля:
1) организация и осуществление лицензионного контроля;
2) порядок проведения профилактических мероприятий;
3) предмет лицензионного контроля.
Консультирование осуществляется при личном обращении, посредством телефонной связи, электронной почты, а также в ходе проведения профилактического или контрольного (надзорного) мероприятия. Консультирование осуществляется без взимания платы.
Письменное консультирование осуществляется по вопросу, указанному в подпункте 3 части первой настоящего пункта, в случае поступления соответствующего обращения в письменной форме.
В случае поступления 5 и более обращений, содержащих однотипные вопросы, контролируемых лиц и (или) их представителей консультирование по таким вопросам осуществляется посредством размещения на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне, подписанного уполномоченным должностным лицом.
Информация о перечне вопросов и должностных лицах, осуществляющих консультирование при личном обращении, посредством телефонной связи, и график консультирования размещаются на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Консультирование контролируемых лиц и их уполномоченных представителей при личном обращении осуществляется по предварительной записи.
Консультирование в ходе проведения профилактического мероприятия осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.
Консультирование при личном обращении осуществляется в специальных помещениях, оборудованных средствами аудио- и (или) видеозаписи, о применении которых гражданин уведомляется до начала консультирования.
Должностные лица Департамента, уполномоченные на осуществление лицензионного контроля, осуществляющие консультирование, дают устный ответ по существу каждого поставленного вопроса.
В случае невозможности предоставления устного ответа в ходе личного консультирования дается письменный ответ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан.
При получении от контролируемых лиц или их уполномоченных представителей письменного запроса ответ дается в письменной форме в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан.
Пункт 23 изменен с 20 мая 2022 г. - Постановление Правительства Свердловской области от 12 мая 2022 г. N 324-ПП
23. Профилактический визит проводится должностными лицами Департамента, уполномоченными на осуществление лицензионного контроля, в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется о лицензионных требованиях, предъявляемых к его деятельности.
В ходе профилактического визита должностным лицом Департамента, уполномоченным на осуществление лицензионного контроля, может осуществляться консультирование контролируемого лица.
При принятии решения о проведении профилактического визита могут учитываться результаты анализа контрольных (надзорных) мероприятий за предшествующие периоды.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:
1) объектов лицензионного контроля, отнесенных к категории высокого риска;
2) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения в порядке, установленном Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.
Срок проведения обязательного профилактического визита составляет 1 рабочий день.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, письменно уведомив об этом Департамент не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты лицензионного контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо Департамента, уполномоченное на осуществление лицензионного контроля, незамедлительно должно направить информацию об этом должностному лицу Департамента, уполномоченному на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Раздел 4. Организация проведения контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении лицензионного контроля
Глава 1. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия, предусматривающие взаимодействие с контролируемым лицом
24. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия, предусматривающие взаимодействие с контролируемым лицом, проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, формируемого Департаментом и подлежащего согласованию с органами прокуратуры.
25. При осуществлении лицензионного контроля проводятся следующие плановые контрольные (надзорные) мероприятия, предусматривающие взаимодействие с контролируемым лицом:
1) инспекционный визит;
2) документарная проверка;
3) выездная проверка.
Конкретная форма контрольного (надзорного) мероприятия указывается в плане проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год.
Глава 2. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, предусматривающие взаимодействие с контролируемым лицом
26. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводятся по следующим основаниям:
1) наличие у Департамента сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения лицензионных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.
Индикаторы риска нарушения лицензионных требований утверждаются Правительством Свердловской области;
2) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
3) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
4) истечение срока исполнения решения Департамента об устранении выявленного нарушения лицензионных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.
27. При наличии у Департамента сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявлении соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения лицензионных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров контрольное (надзорное) мероприятие, плановое контрольное (надзорное) мероприятие проводятся в одной из следующих форм:
1) инспекционный визит;
2) документарная проверка;
3) выездная проверка.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) истребование документов;
4) инструментальное обследование;
5) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности не может превышать 1 рабочий день. Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ должностного лица Департамента, уполномоченного на осуществление лицензионного контроля, в здания, сооружения, помещения.
Внеплановый инспекционный визит при наличии у Департамента сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявлении соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения лицензионных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения, если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Инспекционный визит может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов;
3) экспертиза.
Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов;
5) инструментальное обследование;
6) экспертиза.
В рамках выездной проверки в отношении граждан могут совершаться только следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов.
Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3-6 части 1, частью 3 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.
О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.
28. При поручении Президента Российской Федерации, поручении Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц, требовании прокурора о проведении контрольного мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям вид контрольного (надзорного) мероприятия определяется указанными актами.
29. При истечении срока исполнения решения Департамента об устранении выявленного нарушения лицензионных требований, либо при представлении контролируемым лицом до истечения указанного срока документов и сведений, представление которых установлено указанным решением, либо в случае получения информации в рамках наблюдения за соблюдением лицензионных требований (мониторинга безопасности) Департамент оценивает исполнение решения на основании представленных документов и сведений, полученной информации. Если указанные документы и сведения контролируемым лицом не представлены или на их основании либо на основании информации, полученной в рамках наблюдения за соблюдением лицензионных требований (мониторинга безопасности), невозможно сделать вывод об исполнении решения, Департамент оценивает исполнение указанного решения путем проведения одного из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) инспекционный визит;
2) документарная проверка;
3) выездная проверка.
30. При проведении инспекционного визита, выездной проверки для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Способы фиксации доказательств должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение лицензионных требований.
Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений лицензионных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностными лицами Департамента, уполномоченными на осуществление лицензионного контроля, самостоятельно. В обязательном порядке фото- или видеофиксация доказательств нарушений лицензионных требований осуществляется в следующих случаях:
1) при проведении осмотра;
2) при проведении опроса.
Для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
Фиксация нарушений лицензионных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений лицензионных требований.
Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения лицензионных требований.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
Пункт 31 изменен с 20 мая 2022 г. - Постановление Правительства Свердловской области от 12 мая 2022 г. N 324-ПП
31. Случаи, при наступлении которых контролируемое лицо - юридическое лицо вправе представить в Департамент информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, отсутствуют.
Индивидуальный предприниматель, являющийся лицензиатом, вправе предоставить в Департамент информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:
1) временной нетрудоспособности;
2) нахождения в служебной командировке или отпуске в ином населенном пункте.
При наступлении случаев, указанных в части второй настоящего пункта, проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Департаментом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для обращения индивидуального предпринимателя, гражданина в Департамент о переносе времени проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Глава 3. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом
32. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся наблюдение за соблюдением лицензионных требований (мониторинг безопасности), выездное обследование.
33. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами Департамента, уполномоченными на осуществление лицензионного контроля, на основании заданий лиц, указанных в части второй пункта 4 настоящего положения, принятие решения о проведении указанных контрольных (надзорных) мероприятий не требуется.
34. Под наблюдением за соблюдением лицензионных требований (мониторингом безопасности) понимается сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у Департамента, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения лицензионных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", иных общедоступных данных.
При осуществлении наблюдения за соблюдением лицензионных требований Департамент:
1) проверяет своевременность, полноту и достоверность поступивших документов и сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
Подпункт 2 изменен с 20 мая 2022 г. - Постановление Правительства Свердловской области от 12 мая 2022 г. N 324-ПП
2) изучает размещенную в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информацию о деятельности контролируемых лиц.
При наблюдении за соблюдением лицензионных требований (мониторинге безопасности) на контролируемых лиц не могут возлагаться обязанности, не установленные обязательными требованиями.
Если в ходе наблюдения за соблюдением лицензионных требований выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях лицензионных требований, о готовящихся нарушениях лицензионных требований или признаках нарушений лицензионных требований, Департаментом могут быть приняты следующие решения:
1) о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия;
2) об объявлении предостережения;
3) о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
35. Под выездным обследованием понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами лицензионных требований, которое может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом.
В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) объектах контроля могут осуществляться:
1) осмотр;
2) отбор проб (образцов);
3) инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
4) испытание;
5) экспертиза.
По результатам проведения выездного обследования не могут быть приняты решения, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.
Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать 1 рабочий день, если иное не установлено Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.
Глава 4. Оформление результатов контрольных (надзорных) мероприятий и принятие решений по результатам контрольных (надзорных) мероприятий
36. К результатам контрольного (надзорного) мероприятия относятся оценка соблюдения контролируемым лицом лицензионных требований, создание условий для предупреждения нарушений лицензионных требований и (или) прекращения их нарушения, восстановление нарушенного положения, направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности.
37. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт).
Контролируемое лицо или его представитель знакомятся с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 88 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.
Департамент направляет акт контролируемому лицу в порядке, установленном частью 1 статьи 21 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.
38. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений лицензионных требований контролируемым лицом Департамент в пределах полномочий обязан:
1) выдать после оформления акта контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - предписание);
2) незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с заявлением о понуждении к исполнению предписания в случае выявления по результатам контрольного (надзорного) мероприятия его неисполнения;
3) при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией, а также принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
4) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений лицензионных требований, предупреждению нарушений лицензионных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
5) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению лицензионных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Глава 5. Исполнение решений по результатам контрольных (надзорных) мероприятий
39. Контроль за исполнением предписаний, иных решений Департамента (далее - решение) осуществляет Департамент.
40. Должностное лицо Департамента, уполномоченное на осуществление лицензионного контроля, рассматривающее вопросы, связанные с исполнением решения, по ходатайству контролируемого лица, по представлению должностного лица Департамента, уполномоченного на осуществление лицензионного контроля, вынесшего решение, вправе внести изменения в решение в сторону улучшения положения контролируемого лица.
41. Должностным лицом Департамента, уполномоченным на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, рассматриваются следующие вопросы, связанные с исполнением решения, принятого по результатам контрольного (надзорного) мероприятия:
1) о разъяснении способа и порядка исполнения решения;
2) об отсрочке исполнения решения.
При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение решения, принятого по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, невозможно в установленные сроки, уполномоченное должностное лицо может отсрочить исполнение решения на срок до одного года, о чем принимается соответствующее решение;
3) о приостановлении исполнения решения, возобновлении ранее приостановленного исполнения решения;
4) о прекращении исполнения решения.
42. Вопросы, указанные в пункте 41 настоящего положения, рассматриваются должностным лицом Департамента, уполномоченным на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, по ходатайству контролируемого лица или по представлению должностного лица Департамента, уполномоченного на осуществление лицензионного контроля, вынесшего решение, в течение 10 дней со дня поступления в Департамент ходатайства или направления представления.
43. Контролируемое лицо информируется о месте и времени рассмотрения вопросов, указанных в пункте 41 настоящего положения.
Неявка контролируемого лица без уважительной причины не является препятствием для рассмотрения соответствующих вопросов.
44. Решение, принятое по результатам рассмотрения вопросов, связанных с исполнением решения, доводится до контролируемого лица посредством направления по электронной почте, указанной в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Раздел 5. Досудебное обжалование решений Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц
45. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления лицензионного контроля, имеют право на досудебное обжалование:
1) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
2) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
3) действий (бездействия) должностных лиц Департамента, уполномоченных на осуществление лицензионного контроля, в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
46. Должностными лицами Департамента, уполномоченными на осуществление лицензионного контроля и рассмотрение жалоб, являются:
1) Директор Департамента при поступлении жалобы на решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, действия (бездействие) должностных лиц Департамента, уполномоченных на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в подпункте 2 части четвертой пункта 4 настоящего положения, в рамках контрольных (надзорных) мероприятий;
2) Первый заместитель директора Департамента при поступлении жалобы на действия (бездействие) должностных лиц Департамента, уполномоченных на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в подпункте 3 части четвертой пункта 4 настоящего положения, в рамках контрольных (надзорных) мероприятий;
3) заместители директора Департамента при поступлении жалобы на действия (бездействие) должностных лиц Департамента, уполномоченных на осуществление лицензионного контроля, указанных в подпунктах 2-5 части второй пункта 4 настоящего положения, в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
47. Жалоба на решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, действия (бездействие) должностных лиц Департамента, уполномоченных на осуществление лицензионного контроля, может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований может быть подана в течение 10 рабочих дней со дня получения контролируемым лицом предписания.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен должностным лицом Департамента, указанным в пункте 46 настоящего положения.
48. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может ее отозвать. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
49. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения Департамента. В этом случае должностное лицо Департамента, указанное в пункте 46 настоящего положения, в срок не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
1) о приостановлении исполнения обжалуемого решения Департамента;
2) об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения Департамента.
Информация о принятом решении направляется лицу, подавшему жалобу, в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения.
50. Жалоба по форме и содержанию должна соответствовать требованиям Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.
51. Должностное лицо Департамента, указанное в пункте 46 настоящего положения, при рассмотрении жалобы использует информационную систему (подсистему государственной информационной системы) досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности. Срок рассмотрения жалобы определен частью 2 статьи 43 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.
52. Должностное лицо Департамента, указанное в пункте 46 настоящего положения, вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение 5 рабочих дней со дня направления запроса. Срок рассмотрения жалобы приостанавливается со дня направления запроса о предоставлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до дня получения их Департаментом, но не более чем на 5 рабочих дней со дня направления запроса.
53. По итогам рассмотрения жалобы должностное лицо Департамента, указанное в пункте 46 настоящего положения, принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение Департамента полностью или частично;
3) отменяет решение Департамента полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) должностных лиц Департамента, уполномоченных на осуществление лицензионного контроля, незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
Решение должностного лица Департамента, указанного в пункте 46 настоящего положения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на Едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг не позднее 1 рабочего дня со дня его принятия.
54. Должностное лицо Департамента, указанное в пункте 46 настоящего положения, принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы, если:
1) жалоба подана после истечения срока подачи жалобы и не содержит ходатайства о его восстановлении;
2) в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
3) до принятия решения по жалобе от контролируемого лица поступило заявление об отзыве его жалобы;
4) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
5) ранее в Департамент была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
6) жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц Департамента, а также членов их семей;
7) ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства;
8) жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
9) законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений Департамента.
Отказ в рассмотрении жалобы по основаниям, указанным в подпунктах 3-8 части первой настоящего пункта, не является результатом досудебного обжалования и не может служить основанием для судебного обжалования решений Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц.
Раздел 6. Ключевой показатель лицензионного контроля, его целевое значение
55. В целях качественной оценки уровня защиты охраняемых законом ценностей используются ключевые и индикативные показатели результативности и эффективности лицензионного контроля.
56. Ключевым показателем лицензионного контроля является показатель уровня минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, который рассчитывается как соотношение количества погибших в результате происшествий, произошедших вследствие нарушений лицензиатами лицензионных требований, которые подтверждены вступившим в законную силу решением суда, на 100 000 населения Свердловской области.
Департамент ежегодно осуществляет подготовку доклада о лицензионном контроле с указанием сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей.
Раздел 7. Оценка результативности и эффективности деятельности Департамента при осуществлении лицензионного контроля
57. Оценка результативности и эффективности деятельности Департамента при осуществлении лицензионного контроля осуществляется на основе перечня показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности в Свердловской области и порядка (методики) оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности в Свердловской области, утверждаемых Правительством Свердловской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 29 декабря 2021 г. N 1004-ПП "Об утверждении Положения о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Свердловской области"
Вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Российской Федерации (http://www.pravo.gov.ru) опубликование от 30 декабря 2021 г. N 6600202112300008, на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) опубликование от 30 декабря 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Свердловской области от 8 мая 2024 г. N 296-ПП
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2024 г.
Абзац второй подпункта 3 пункта 1 названного постановления распространяется на отношения, возникшие с 1 сентября 2023 г.
Постановление Правительства Свердловской области от 15 февраля 2024 г. N 87-ПП
Изменения вступают в силу с 24 февраля 2024 г.
Постановление Правительства Свердловской области от 11 августа 2022 г. N 557-ПП
Изменения вступают в силу с 20 августа 2022 г.
Постановление Правительства Свердловской области от 12 мая 2022 г. N 324-ПП
Изменения вступают в силу с 20 мая 2022 г.