Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Утверждено
постановлением Правительства
Республики Марий Эл
от 30 сентября 2021 г. N 412
(в редакции постановления Правительства
Республики Марий Эл
от 29 декабря 2021 г. N 578)
Положение
о региональном государственном экологическом контроле (надзоре), осуществляемом на территории Республики Марий Эл
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления на территории Республики Марий Эл регионального государственного экологического контроля (надзора) (далее - экологический контроль).
Нормы, установленные настоящим Положением, применяются при осуществлении на территории Республики Марий Эл хозяйственной и (или) иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору), в том числе:
в части оценки соблюдения обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха, установленных Федеральным законом от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон N 96-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Республики Марий Эл и иными нормативными правовыми актами Республики Марий Эл;
в части оценки соблюдения обязательных требований в области обращения с отходами, установленных Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (за исключением обязательных требований, оценка соблюдения которых проводится в рамках государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами) в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ);
в отношении водных объектов, территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, которые в соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ подлежат экологическому контролю.
2. Предметом экологического контроля являются:
а) соблюдение контролируемыми лицами, указанными в частях 1 - 3 статьи 31 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее соответственно - Федеральный закон N 248-ФЗ, контролируемые лица), обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральным законом N 89-ФЗ, Федеральным законом N 96-ФЗ, Федеральным законом N 7-ФЗ, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Марий Эл в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору) (далее - обязательные требования);
б) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании":
подпункта 11.3 пункта 11 статьи 5 технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (TP ТС 005/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. N 769;
пунктов 32 и 59 приложения N 1 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (TP ТС 010/2011), принятому Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 823;
пунктов 1.3 и 1.4 статьи 1, пункта 3.8 статьи 3, пункта 4.1 статьи 4 технического регламента Таможенного союза "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям" (TP ТС 030/2012), принятому Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. N 59.
3. К разрешительным документам, указанным в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения, относятся:
разрешение на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, лимиты на сбросы загрязняющих веществ;
установленные нормативы допустимых выбросов, временно разрешенные выбросы, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных);
утвержденные нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей;
временно разрешенные выбросы;
временно разрешенные сбросы;
положительное заключение государственной экологической экспертизы регионального уровня;
свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет;
свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий;
решение о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности;
утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;
договор водопользования;
решение о предоставлении водного объекта в пользование;
согласование плана снижения сбросов в централизованные системы водоотведения;
разрешение на использование объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Республики Марий Эл;
разрешение на использование объектов растительного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях республиканского значения Республики Марий Эл.
4. Экологический контроль осуществляется Министерством природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл (далее - Министерство).
5. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление экологического контроля, являются:
а) министр природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл (далее - министр) - главный государственный инспектор Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды;
б) заместитель министра природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл, в должностные обязанности которого входит осуществление полномочий по экологическому контролю (далее - заместитель министра) - заместитель главного государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды;
в) начальник отдела государственного экологического контроля и надзора Министерства (далее - отдел), заместитель начальника отдела, ведущий консультант, консультант, старшие государственные инспекторы, государственные инспекторы отдела - старшие государственные инспекторы Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды.
6. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, являются министр или в случае отсутствия министра - заместитель министра (далее - уполномоченное должностное лицо).
В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, предусмотренные частью 1 статьи 64 Федерального закона N 248-ФЗ.
7. Взаимодействие контролируемого лица с Министерством, защита прав и законных интересов контролируемого лица могут осуществляться лично (если контролируемым лицом является гражданин) или через представителя, указанного в части 5 статьи 31 Федерального закона N 248-ФЗ, если иное не предусмотрено федеральным законом.
8. Организация и осуществление экологического контроля регулируются Федеральным законом N 248-ФЗ.
Права и обязанности указанных в пункте 5 настоящего Положения должностных лиц Министерства (далее - должностные лица Министерства) установлены Федеральным законом N 248-ФЗ, а также статьей 66 Федерального закона N 7-ФЗ.
9. Министерство осуществляет экологический контроль в отношении следующих объектов экологического контроля (далее - объекты контроля):
а) деятельность (действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования;
б) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;
в) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании контролируемых лиц, к которым предъявляются обязательные требования.
10. При осуществлении контролируемым лицом хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору), в отношении всех таких объектов и таких контролируемых лиц осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор).
11. Учет объектов контроля осуществляется:
а) при ведении в соответствии со статьей 69 Федерального закона N 7-ФЗ регионального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих экологическому контролю;
б) при ведении государственного водного реестра;
в) при сборе, обработке, анализе и учете информации об объектах контроля, представляемой Министерству в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Марий Эл, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении экологического контроля
12. Экологический контроль осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
13. Министерство при осуществлении экологического контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска):
а) высокий риск;
б) значительный риск;
в) средний риск;
г) умеренный риск;
д) низкий риск.
14. Отнесение объектов контроля к одной из категорий риска осуществляется Министерством на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска, указанными в пунктах 15 - 21 настоящего Положения.
Министерство ведет перечни объектов контроля, учитываемых в рамках формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год (далее - ежегодный план), с указанием категории риска.
15. Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска:
а) к категории среднего риска относятся объекты контроля, подлежащие отнесению к объектам II категории в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" (далее - критерии);
б) к категории умеренного риска относятся объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с критериями к объектам III категории;
в) к категории низкого риска относятся объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с критериями к объектам IV категории.
16. Объекты контроля, относящиеся в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения к категориям среднего риска, умеренного риска, низкого риска, подлежат отнесению к категориям значительного риска, среднего риска, умеренного риска соответственно, если объекты контроля размещаются:
в границах особо охраняемых природных территорий республиканского значения Республики Марий Эл;
в водоохранных зонах водных объектов, подлежащих экологическому контролю.
17. Объекты контроля, относящиеся в соответствии с пунктами 15 и 16 настоящего приложения к категориям значительного риска, среднего риска, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям высокого риска, значительного риска, среднего риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска:
а) постановления о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, контролируемому лицу, должностным лицам контролируемого лица - организации за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 23.23 и частью 1 статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностным лицом Министерства или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностным лицом Министерства;
б) обвинительный приговор, предусматривающий признание должностного лица организации или гражданина виновным в совершении преступления, предусмотренного статьями 246 - 248, 250 - 253, 259 Уголовного кодекса Российской Федерации.
18. Объекты контроля, относящиеся в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения к категориям среднего риска, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям умеренного риска, низкого риска соответственно при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, вступившего в законную силу одного из решений, указанных в пункте 17 настоящего Положения, и при одновременном соблюдении обязательных требований, подтвержденном результатами контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 22 настоящего Положения, проведенных Министерством в период, указанный в настоящем пункте.
19. Объекты контроля, отнесенные в соответствии с пунктом 17 настоящего приложения Положения к категориям высокого риска, значительного риска, среднего риска, подлежат отнесению к категориям значительного риска, среднего риска, умеренного риска соответственно:
после устранения в установленный срок выявленного нарушения, указанного в подпункте "а" пункта 17 настоящего Положения, подтвержденного результатами одного из контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 22 настоящего Положения;
по истечении 3 лет после дня вступления в законную силу обвинительного приговора, указанного в подпункте "б" пункта 17 настоящего приложения, и при одновременном соблюдении обязательных требований, подтвержденном результатами контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 22 настоящего Положения, проведенных Министерством в период, указанный в настоящем абзаце.
20. Объекты контроля, отнесенные в соответствии с пунктами 15 и 16 настоящего Положения к категориям значительного риска, среднего риска, умеренного риска, низкого риска, подлежат отнесению к категориям высокого риска, значительного риска, среднего риска, умеренного риска соответственно после получения сведений о наличии вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, одного из решений, указанных в пункте 17 настоящего Положения.
21. Объекты контроля, отнесенные в соответствии с пунктом 18 настоящего Положения к категориям умеренного риска, низкого риска, подлежат отнесению к категориям среднего риска, умеренного риска соответственно при наличии одного из решений, указанных в пункте 17 настоящего Положения, вступивших в законную силу после даты принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, либо в случае непредставления отчетности и иной информации в области охраны окружающей среды, представление которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Применение к объектам контроля критериев риска, установленных пунктами 19 - 21 настоящего Положения, а также изменение категорий риска осуществляется в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 24 Федерального закона N 248-ФЗ.
III. Осуществление экологического контроля
22. Экологический контроль осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка;
д) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
е) выездное обследование.
23. Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 22 настоящего Положения. Контрольные (надзорные) мероприятия, указанные в подпунктах "д" и "е" пункта 22 настоящего Положения, проводятся без взаимодействия с контролируемым лицом.
24. Основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий установлены статьей 57 Федерального закона N 248-ФЗ, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
25. При осуществлении экологического контроля проводятся:
а) плановые контрольные (надзорные) мероприятия;
б) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия.
26. Министерство может проводить следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка.
27. В зависимости от присвоенной категории риска проведение контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 26 настоящего Положения, в отношении объектов контроля осуществляется со следующей периодичностью:
при категории высокого риска - 1 раз в 3 года;
при категории значительного риска - 1 раз в 4 года;
при категории среднего риска - 1 раз в 5 лет;
при категории умеренного риска - 1 раз в 6 лет.
28. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании ежегодного плана, согласованного с органами прокуратуры.
29. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся:
в отношении контролируемых лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах контроля, относящихся в соответствии с критериями к объектам IV категории;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, а также при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.
30. Инспекционный визит проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, с соблюдением требований и сроков, установленных статьей 70 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля (далее - истребование документов);
инструментальное обследование.
31. Рейдовый осмотр проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, с соблюдением требований и сроков, установленных статьей 71 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование;
испытание;
экспертиза.
32. Документарная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, с соблюдением требований и сроков, установленных статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов;
экспертиза.
33. Выездная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, с соблюдением требований, установленных статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование;
испытание;
экспертиза.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
34. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Министерство документально подтвержденную информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:
введения режима чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, на которой находится индивидуальный предприниматель или гражданин;
наступления обстоятельств непреодолимой силы;
административного ареста;
избрания в отношении контролируемого лица (индивидуального предпринимателя, гражданина), подозреваемого в совершении преступления, меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, запрета определенных действий, препятствующих присутствию при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, а также заключения под стражу или домашний арест;
временной нетрудоспособности;
нахождения в служебной командировке, отпуске, на учебе;
смерти близких родственников.
В случаях, указанных в абзацах втором - восьмом настоящего пункта, проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Министерством на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя, гражданина в Министерство.
35. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя может осуществляться только в случаях наличия у Министерства сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью граждан, окружающей среде с обязательным применением видеозаписи.
36. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
При осуществлении экологического контроля проводятся следующие внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, проводятся:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
Виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, определяются поручением Президента Российской Федерации, поручением Правительства Российской Федерации, требованием прокурора. В случае если указанные в настоящем абзаце виды контрольных (надзорных) мероприятий не определены поручением Президента Российской Федерации или поручением Правительства Российской Федерации, требованием прокурора, проводится одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
37. Содержание внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий определяется:
в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, - содержанием обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, содержанием сведений об отклонении объекта контроля от параметров, утвержденных индикаторами риска, или о соответствии таким параметрам;
в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, - содержанием поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации, требования прокурора;
в случаях, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, - содержанием предписания Министерства об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
38. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий для фиксации доказательств нарушений обязательных требований должностными лицами Министерства могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись.
Способы фиксации доказательств нарушений обязательных требований должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.
39. Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностным лицом Министерства самостоятельно.
40. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении Министерства или должностных лиц Министерства технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи.
41. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
42. Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица, в том числе устно.
43. Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.
По результатам фотосъемки составляется фототаблица, которая подписывается на каждом листе должностным лицом Министерства, проводившим фотосъемку.
44. Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением контролируемого лица в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
45. Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
IV. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
46. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям утверждается Министерством ежегодно до 20 декабря года, предшествующего году проведения профилактических мероприятий.
При осуществлении экологического контроля проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) профилактический визит;
д) консультирование.
Профилактические мероприятия проводятся Министерством с соблюдением требований, установленных частями 3 и 4 статьи 45 Федерального закона N 248-ФЗ.
47. Министерство осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Министерства), в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
48. Министерство в соответствии со статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ ежегодно, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Министерства (далее - доклад), утверждает доклад приказом министра и размещает его на официальном сайте Министерства в срок до 15 марта года, следующего за отчетным годом.
Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад Министерства о состоянии регионального государственного экологического контроля (надзора).
49. В случаях, предусмотренных частью 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ, Министерство в порядке, установленном частями 2 и 3 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ, объявляет (направляет) контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Контролируемое лицо в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения им предостережения вправе подать в Министерство возражение на предостережение (далее - возражение).
В возражении указываются:
наименование юридического лица, фамилия имя отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, гражданина;
идентификационный номер налогоплательщика - контролируемого лица;
дата и номер предостережения;
обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести а нарушению обязательных требований.
Контролируемое лицо вправе приложить к возражению документы, подтверждающие обоснованность возражения.
Возражение может быть подано контролируемым лицом на бумажном носителе почтовым отправлением, либо в виде электронного документа на указанный в предостережении адрес электронной почты Министерства, либо иными указанными в таком предостережении способами.
Возражение рассматривается Министерством, и по результатам его рассмотрения контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением (далее - ответ) в течение 30 календарных дней со дня получения возражения.
Ответ контролируемому лицу направляется Министерством на бумажном носителе заказным почтовым отправлением, в виде электронного документа на адрес электронной почты контролируемого лица, указанный в возражении, или иными указанными в возражении способами.
Министерство:
осуществляет учет предостережений путем ведения журнала учета предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (на бумажном носителе либо в электронном виде) по форме, обеспечивающей учет указанной информации;
использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
50. Профилактический визит проводится должностным лицом Министерства в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи с соблюдением положений, установленных статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
Профилактический визит может проводиться (в том числе по письменному обращению контролируемого лица) с целью сбора сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска.
В ходе профилактического визита должностным лицом Министерства может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ.
Профилактический визит проводится должностными лицами Министерства в течение 1 рабочего дня. По ходатайству должностного лица Министерства, проводящего профилактический визит, министр (в случае его отсутствия - заместитель министра) может продлить срок проведения профилактического визита на срок не более 3 рабочих дней.
51. В отношении объектов контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска, а также в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности на объектах негативного воздействия, отнесенных в соответствии с критериями к II категории, проводится обязательный профилактический визит.
Обязательный профилактический визит проводится с соблюдением положений, установленных статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ, в форме и в сроки, установленные в пункте 50 настоящего Положения.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения.
Уведомление о проведении обязательного профилактического визита направляется в адрес контролируемого лица в порядке, установленном частью 4 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Министерство не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
В случае если при проведении профилактического визита (обязательного профилактического визита) установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо Министерства незамедлительно направляет информацию об этом министру (в случае его отсутствия - заместителю министра) для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
52. Консультирование осуществляется должностными лицами Министерства в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ.
Консультирование, в том числе в письменной форме, осуществляется по следующим вопросам:
разъяснение положений нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов Республики Марий Эл, содержащих обязательные требования;
разъяснение положений нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов Республики Марий Эл, регулирующих порядок осуществления экологического контроля;
о порядке обжалования решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц.
Консультирование осуществляется должностными лицами Министерства по телефону, на личном приеме, посредством видео-конференц-связи, в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
53. Консультирование осуществляется в рабочие дни по месту нахождения Министерства и по справочным телефонам, указанным на официальном сайте Министерства.
54. Консультирование посредством видео-конференц-связи осуществляется не реже 1 раза в квартал в соответствии с планом-графиком, который утверждается министром (в случае его отсутствия - заместителем министра) и размещается на официальном сайте Министерства.
План-график должен содержать:
дату, время проведения консультирования;
номер телефона (номера телефонов) и (или) указание на сервис видео-конференц-связи;
фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица Министерства, осуществляющего консультирование.
55. Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме одного контролируемого лица не может превышать 15 минут.
56. В случае поступления 10 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте Министерства письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом Министерства.
V. Обжалование решений Министерства, действий (бездействия) должностных лиц Министерства
57. Правом на обжалование (в том числе досудебное) решений Министерства, действий (бездействия) должностных лиц Министерства обладает контролируемое лицо (его представитель), в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ.
58. Жалоба на решение Министерства, действия (бездействие) должностных лиц Министерства при осуществлении экологического контроля (далее - жалоба) рассматривается:
в отношении должностных лиц Министерства, указанных в подпункте "в" пункта 5 настоящего Положения, - министром (заместителем министра);
в отношении заместителя министра - министром;
в отношении министра - Правительством Республики Марий Эл.
59. Сроки и условия подачи жалобы определены частями 5 - 9 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ.
60. Жалоба подается контролируемым лицом (его представителем) в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган, определяемый в соответствии с пунктом 58 настоящего Положения (далее - уполномоченный орган), в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и (или) государственной информационной системы "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Марий Эл".
61. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией жалоба должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
62. Жалоба подается в соответствии с требованиями к форме и содержанию, установленными статьей 41 Федерального закона N 248-ФЗ.
63. Жалоба рассматривается Министерством в порядке, установленном статьей 43 Федерального закона N 248-ФЗ.
64. Жалоба подлежит рассмотрению Министерством в срок не более 20 рабочих дней со дня ее регистрации уполномоченным органом.
В исключительных случаях (при направлении уполномоченным органом запроса другим государственным органам, органам местного самоуправления и иным должностным лицам для получения необходимых для рассмотрения жалобы документов и материалов) уполномоченный орган вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 20 рабочих дней, уведомив контролируемое лицо о продлении сроков ее рассмотрения с указанием причин.
65. Основания для принятия решения уполномоченным органом об отказе в рассмотрении жалобы, сроки принятия уполномоченным органом такого решения и правовые последствия отказа в рассмотрении жалобы определены статьей 42 Федерального закона N 248-ФЗ.
66. Судебное обжалование решений Министерства, действий (бездействия) должностных лиц Министерства возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность.
VI. Ключевой и индикативные показатели экологического контроля
67. Ключевым показателем экологического контроля является отсутствие фактов необратимой деградации природных экосистем в результате нарушения обязательных требований контролируемыми лицами.
Целевым значением ключевого показателя экологического контроля является отсутствие фактов необратимой деградации природных экосистем в результате нарушения обязательных требований контролируемыми лицами.
68. Индикативными показателями экологического контроля являются:
доля исполненных предписаний в общем количестве выданных предписаний, срок исполнения которых истек по состоянию на 31 декабря отчетного года, которая должна составлять не менее 90 процентов;
доля контрольных (надзорных) мероприятий, результаты которых признаны недействительными, в общем количестве проведенных Министерством контрольных (надзорных) мероприятий, которая должна составлять не более 5 процентов.".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Марий Эл от 29 декабря 2021 г. N 578 "О внесении изменения в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.