Постановление Правительства Забайкальского края от 27 декабря 2021 г. N 546
"О региональном государственном геологическом контроле (надзоре) на территории Забайкальского края"
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Забайкальского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном геологическом контроле (надзоре) на территории Забайкальского края (далее - Положение).
Пункт 2 вступает в силу с 1 марта 2022 г.
2. Утвердить прилагаемый ключевой показатель регионального государственного геологического контроля (надзора) на территории Забайкальского края и его целевое значение.
Пункт 3 вступает в силу с 1 марта 2022 г.
3. Утвердить прилагаемые индикативные показатели регионального государственного геологического контроля (надзора) на территории Забайкальского края.
4. Утвердить прилагаемый перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) на территории Забайкальского края.
5. Пункты 2 и 3 настоящего постановления и пункт 60 Положения вступают в силу с 1 марта 2022 года, пункт 43 Положения вступает в силу с 1 января 2023 года.
Губернатор Забайкальского края |
А.М. Осипов |
Утверждено
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 27 декабря 2021 года N 546
Положение о региональном государственном геологическом контроле (надзоре) на территории Забайкальского края
1. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного геологического контроля (надзора) на территории Забайкальского края (далее - геологический надзор).
Организация и осуществление геологического надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) с учетом особенностей, установленных Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон Российской Федерации "О недрах"), Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), Водным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Понятия и термины, используемые в настоящем Положении, применяются в том же значении, что и в федеральном законодательстве, устанавливающем значение этих понятий и терминов.
2. Организация и осуществление геологического надзора в отношении резидентов территории опережающего социально-экономического развития регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".
3. Предметом геологического надзора в отношении участков недр местного значения является соблюдение организациями и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - контролируемые лица), обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Законом Российской Федерации "О недрах", Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Забайкальского края, принятыми в пределах полномочий по регулированию отношений в области использования и охраны недр на территории Забайкальского края, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами (далее - обязательные требования).
4. Геологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений контролируемыми лицами обязательных требований, в том числе по следующим вопросам:
1) наличие утвержденной проектной документации, предусмотренной статьями 23.2 и 36.1 Закона Российской Федерации "О недрах";
2) соблюдение требований проектной документации, предусмотренной статьями 23.2 и 36.1 Закона Российской Федерации "О недрах", недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;
3) ведение геологической и иной документации при осуществлении видов пользования недрами, предусмотренных статьей 6 Закона Российской Федерации "О недрах", обеспечение ее сохранности;
4) соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр;
5) достоверность содержания геологической и иной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых;
6) соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности, а также геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды;
7) своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами;
8) выполнение условий, установленных лицензией на пользование недрами или соглашением о разделе продукции;
9) сохранность находящихся на участке недр горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, которые могут быть использованы при разработке месторождений полезных ископаемых и (или) в иных целях;
10) сохранность образцов горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и иных материальных носителей первичной геологической информации о недрах, полученных при осуществлении пользования недрами на участке недр;
11) предотвращение самовольного пользования недрами;
12) предотвращение самовольной застройки земельных участков, расположенных за границами населенных пунктов и находящихся на площадях залегания полезных ископаемых, а также размещения за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений;
13) достоверность данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, включаемых в государственную отчетность организациями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу;
14) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
15) исключение негативного воздействия на окружающую среду при размещении в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу;
16) ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.
5. Перечень разрешительных документов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках геологического надзора:
1) проектная документация, предусмотренная статьей 23.2 Закона Российской Федерации "О недрах";
2) документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, предусмотренные статьей 7 Закона Российской Федерации "О недрах", при условии отсутствия производства буровзрывных работ;
3) разрешение на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода, предусмотренное статьей 25 Закона Российской Федерации "О недрах";
4) решение о согласовании нормативов потерь общераспространенных полезных ископаемых, превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, предусмотренной статьей 23.2 Закона Российской Федерации "О недрах", оформленное в соответствии с порядком, предусмотренным абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
6. Исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным на осуществление геологического надзора, является Министерство природных ресурсов Забайкальского края (далее - Министерство).
Должностными лицами Министерства, уполномоченными на осуществление геологического надзора от имени Министерства (далее также - инспекторы), являются:
1) министр природных ресурсов Забайкальского края (далее - министр) - главный государственный инспектор Забайкальского края в области охраны окружающей среды;
2) заместители министра - главные государственные инспекторы Забайкальского края в области охраны окружающей среды;
3) должностные лица Министерства, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по геологическому надзору, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее - КНМ).
Инспекторы при проведении профилактических мероприятий и КНМ в пределах своих полномочий и в объеме проведенных контрольных действий пользуются правами и выполняют обязанности, установленные статьей 29 Федерального закона N 248-ФЗ, а также соблюдают ограничения и запреты, установленные статьей 37 Федерального закона N 248-ФЗ.
Инспекторы несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Должностными лицами Министерства, уполномоченными на принятие решений о проведении КНМ, являются министр и его заместители.
8. Объектами геологического надзора являются:
1) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
2) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;
3) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании контролируемых лиц, к которым предъявляются обязательные требования (далее - объекты надзора).
9. Министерство обеспечивает учет объектов надзора посредством ведения реестра объектов надзора (далее - реестр).
Получение сведений об объектах надзора осуществляется Министерством ежегодно до 1 сентября текущего года:
из информации Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП), запрашиваемой в рамках межведомственного взаимодействия должностным лицом Министерства, уполномоченным на ведение реестра;
из ежегодного анализа регионального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - реестр объектов НВОС), проводимого должностным лицом Министерства, уполномоченным на ведение реестра.
Актуализация реестра (внесение объектов надзора, либо внесение изменений об объектах надзора в реестр) осуществляется в течение 10 рабочих дней с момента получения информации из ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, окончания проведения ежегодного анализа реестра объектов НВОС соответственно.
Реестр оформляется в соответствии с формой, утверждаемой Министерством, размещенной на официальном сайте Министерства.
Ведение реестра осуществляется должностными лицами Министерства.
Реестр размещается на официальном сайте Министерства в течение 10 рабочих дней после его актуализации.
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении геологического надзора
10. Геологический надзор осуществляется на основе системы оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
11. Министерство для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при выборе профилактических и КНМ относит объекты надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
1) высокий риск;
2) значительный риск;
3) средний риск;
4) умеренный риск;
5) низкий риск.
Отнесение объектов надзора к одной из предусмотренных настоящим пунктом категорий риска осуществляется Министерством ежегодно, при формировании программы профилактики рисков на основе сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов надзора к категориям риска в рамках осуществления геологического надзора.
В случае если объект надзора не отнесен Министерством к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
12. Объекты надзора, отнесенные в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установленными статьей 4.2 Федерального закона N 7-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категории", к объектам II, III и IV категории, относятся к следующим категориям риска:
1) к категории среднего риска - объекты надзора, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории, а также деятельность контролируемых лиц на таких объектах;
2) к категории умеренного риска - объекты надзора, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории, а также деятельность контролируемых лиц на таких объектах;
3) к категории низкого риска - объекты надзора, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории, а также деятельность контролируемых лиц на таких объектах.
13. Объекты надзора, которые относятся в соответствии с пунктами 11 и 12 настоящего Положения к категориям среднего, умеренного, низкого риска, подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного риска соответственно в случае, если объект размещается:
1) в границах особо охраняемой природной территории регионального значения;
2) в водоохранной зоне водного объекта или его части.
14. Объекты надзора, отнесенные в соответствии с пунктами 11-13 настоящего Положения к категориям значительного риска, среднего риска, умеренного риска, низкого риска, подлежат отнесению к категориям высокого риска, значительного риска, среднего риска, умеренного риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта надзора к категории риска:
1) постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю, гражданину за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями Кодекса об административных правонарушениях, указанными в части 1 статьи 23.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
2) обвинительный приговор, предусматривающий признание контролируемого лица виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьями 246, 247, 250 и 255 Уголовного кодекса Российской Федерации;
3) решение о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами, принятое в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии либо установленных правил пользования недрами, при осуществлении деятельности с использованием объекта надзора на территории Забайкальского края;
4) решение суда, предусматривающее обязанность контролируемого лица по возмещению вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, либо направленное контролируемому лицу требование о добровольном возмещении такого вреда, которое не признано недействительным.
15. Объекты надзора, отнесенные в соответствии с подпунктом 1 пункта 14 настоящего Положения к категориям высокого риска, значительного риска, среднего риска, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям значительного риска, среднего риска, умеренного риска, низкого риска соответственно после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами КНМ.
16. Объекты надзора, отнесенные в соответствии с пунктами 11-14 настоящего Положения к категориям высокого риска, значительного риска, среднего риска, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям значительного риска, среднего риска, умеренного риска, низкого риска соответственно при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта надзора к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных пунктом 14 настоящего Положения, и одновременном соблюдении требований законодательства в области охраны недр и окружающей среды.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
17. Министерство в соответствии со статьей 44 Федерального закона N 248-ФЗ ежегодно не позднее 20 декабря предшествующего года утверждает программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и размещает ее в течение 5 рабочих дней со дня утверждения на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
18. При осуществлении геологического надзора Министерство проводит следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
19. Информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется Министерством в соответствии со статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ посредством размещения и поддержания в актуальном состоянии сведений на официальном сайте, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
20. По итогам обобщения правоприменительной практики Министерством обеспечивается подготовка ежегодного доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики.
В целях публичного обсуждения проект доклада о правоприменительной практике размещается на официальном сайте Министерства с указанием срока публичного обсуждения и указанием адреса электронной почты для направления предложений и замечаний.
По истечении срока публичного обсуждения Министерство дорабатывает проект доклада с учетом поступивших предложений и замечаний.
Доклад о правоприменительной практике до 1 марта года, следующего за отчетным, утверждается приказом министра и размещается на официальном сайте Министерства в течение 2 рабочих дней с даты его утверждения.
Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад Министерства о состоянии геологического надзора.
21. В случае наличия у Министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Министерство объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Контролируемое лицо после получения предостережения вправе подать в Министерство возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражение) в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения им предостережения.
Возражения направляются контролируемым лицом на бумажном носителе либо в виде электронного документа, подписанного в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ, и содержат следующую информацию:
сведения о контролируемом лице;
дату и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований с приложением документов, подтверждающих обоснованность своей позиции, или их заверенных копий (при необходимости), либо в согласованный срок представить их в Министерство;
способ получения ответа по итогам рассмотрения возражения;
дату направления возражения.
Возражение рассматривается Министерством в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения.
По результатам рассмотрения возражения Министерство принимает одно из следующих решений:
удовлетворяет возражение и отменяет объявленное предостережение;
отказывает в удовлетворении возражения в случае необоснованности представленных возражений.
Мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения направляется контролируемому лицу в течение 3 рабочих дней после принятия решения способом, указанным в возражении, либо почтовым отправлением или в электронном виде в зависимости от формы поданного контролируемым лицом возражения.
Результаты рассмотрения возражений на объявленные предостережения учитываются вместе с предостережениями в журнале учета предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. Соответствующие данные используются Министерством для проведения иных профилактических мероприятий и КНМ.
В целях проведения иных профилактических мероприятий и КНМ Министерство осуществляют учет объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
22. Консультирование (разъяснение по вопросам, связанным с организацией и осуществлением геологического надзора) осуществляется инспектором по обращениям контролируемых лиц и их представителей без взимания платы.
Консультирование осуществляется инспектором по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, либо в ходе проведения профилактического мероприятия, КНМ.
Консультирование в устной и письменной форме осуществляется по следующим вопросам:
соблюдение обязательных требований;
периодичность и порядок проведения КНМ;
проведение мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе КНМ;
порядок обжалования решений должностных лиц Министерства, их действий (бездействий).
Консультирование в письменной форме по указанным вопросам осуществляется в случае поступления от контролируемого лица запроса о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В случае если в течение календарного года поступило 5 и более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений от различных контролируемых лиц и их представителей, консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте Министерства письменного разъяснения, подписанного министром либо заместителем министра, курирующим направление деятельности, без указания в таком разъяснении сведений, отнесенных к категории ограниченного доступа.
Учет консультирований ведется в журнале учета консультирований.
23. Профилактический визит проводится Министерством в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в контролируемой сфере, а также в отношении объектов надзора, отнесенных к категориям высокого и значительного риска.
Министерство обязано предложить таким контролируемым лицам проведение профилактического визита не позднее чем в течение 1 года с момента начала их деятельности.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
Уведомление о проведении обязательного профилактического визита направляется в адрес контролируемого лица через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах в форме электронного документа или почтовым отправлением с уведомлением о получении в случае направления на бумажном носителе.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом должностное лицо, направившее уведомление о проведении обязательного профилактического визита не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня.
4. Организация КНМ при осуществлении геологического надзора
24. В соответствии с частью 2 статьи 61 Федерального закона N 248-ФЗ геологический надзор на территории Забайкальского края осуществляется без проведения плановых КНМ.
25. В рамках осуществления геологического надзора Министерством проводятся следующие КНМ при взаимодействии с контролируемыми лицами:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка.
В рамках осуществления геологического надзора Министерством без взаимодействия с контролируемыми лицами осуществляется выездное обследование.
26. В ходе инспекционного визита могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия (далее - КНД):
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) инструментальное обследование;
5) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора.
27. В ходе рейдового осмотра могут осуществляться следующие КНД:
1) опрос;
2) получение письменных объяснений;
3) истребование документов;
4) отбор проб (образцов);
5) инструментальное обследование.
28. В ходе документарной проверки могут осуществляться следующие КНД:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов.
29. В ходе выездной проверки могут осуществляться следующие КНД:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов;
5) отбор проб (образцов);
6) инструментальное обследование.
30. В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться следующие КНД:
1) осмотр;
2) отбор проб (образцов);
3) инструментальное обследование (с применением видеозаписи).
31. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
32. При проведении инспекционного визита, рейдового осмотра и выездной проверки в рамках КНД (осмотр, опрос, отбор проб (образцов), инструментальное обследование) в случае выявления нарушений обязательных требований инспектор для фиксации доказательств нарушений обязательных требований может использовать фотосъемку, аудио- и видеозапись. При проведении документарной проверки инспектор для фиксации доказательств нарушений обязательных требований может использовать технические средства копирования, находящиеся в распоряжении инспектора.
Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, а также технических средств копирования доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении КНМ принимается инспектором самостоятельно.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении Министерства технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи (фотоаппарат, сотовый телефон, копировальный аппарат, сканер).
При проведении фото- и видеофиксации должны соблюдаться следующие требования:
фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований;
аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения КНМ непрерывно с уведомлением контролируемого лица в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи;
в ходе записи подробно фиксируются и указываются место и событие имеющегося нарушения обязательных требований;
информация о проведении фото-, аудио- и видеозаписи отражается в акте КНМ с указанием типа и марки оборудования, с помощью которого проводилась фиксация;
фото-, аудио- и видеоматериалы являются приложением к акту КНМ.
33. КНМ проводятся на внеплановой основе.
34. Внеплановые КНМ проводятся по следующим основаниям:
наличие у Министерства сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта надзора параметрам, установленным индикаторами риска нарушения обязательных требований или отклонения объекта надзора от таких параметров;
поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении КНМ в отношении конкретных контролируемых лиц;
требование прокурора о проведении КНМ в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
истечение срока исполнения решения Министерства об устранении выявленного нарушения обязательных требований в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ.
При наличии оснований, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, проводится внеплановая выездная проверка.
При наличии оснований, предусмотренных абзацами третьим и четвертым настоящего пункта, вид внепланового КНМ определяется в соответствии со статьями 62 и 63 Федерального закона N 248-ФЗ.
При наличии оснований, предусмотренных абзацем пятым настоящего пункта, вид внепланового КНМ определяется в соответствии со статьей 95 Федерального закона N 248-ФЗ.
35. В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона N 248-ФЗ в отношении объектов надзора, отнесенных к категориям высокого и значительного риска, проводятся все КНМ, предусмотренные пунктом 25 настоящего Положения.
36. В отношении объектов надзора, отнесенных к категориям среднего и умеренного риска, проводятся следующие КНМ: выездное обследование, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка.
37. В отношении объектов надзора низкой категории риска проводятся выездное обследование и инспекционный визит.
38. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Министерство информацию о невозможности присутствия при проведении КНМ в следующих случаях:
1) временной нетрудоспособности контролируемого лица;
2) нахождения контролируемого лица за пределами Забайкальского края (в служебной командировке, в связи с отпуском);
3) применения к гражданину административного или уголовного наказания, а также избрания меры пресечения в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое делает невозможным его явку.
Информация контролируемого лица должна содержать:
описание обстоятельств, влияющих на невозможность присутствия контролируемого лица при проведении КНМ;
срок, необходимый для устранения обстоятельств, препятствующих присутствию при проведении КНМ.
При представлении указанной информации проведение КНМ переносится Министерством на срок, необходимый для устранения обстоятельств, препятствующих возможности присутствия контролируемого лица при проведении КНМ.
5. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
39. Инспектором по окончании проведения КНМ, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в порядке, предусмотренном статьями 87-91 Федерального закона N 248-ФЗ, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт).
Оформление акта производится на месте проведения КНМ в день окончания проведения такого мероприятия. В случае, если по результатам проведения КНМ выявлено нарушение обязательных требований, в акте указывается, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено.
Акт КНМ, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
40. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении КНМ сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
41. В случае выявления при проведении КНМ нарушений обязательных требований контролируемым лицом, должностным лицом надзорных органов в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, принимаются решения, предусмотренные статьей 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
Ознакомление с результатами контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется в порядке, установленном статьей 88 Федерального закона N 248-ФЗ.
В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте, контролируемое лицо вправе направить жалобу в соответствии с разделом 6 настоящего Положения.
6. Обжалование решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц
42. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления геологического надзора, имеют право на досудебное обжалование:
1) решения о проведении КНМ;
2) актов КНМ, предписаний об устранении выявленных нарушений;
3) действия (бездействия) инспекторов в рамках КНМ.
Пункт 43 вступает в силу с 1 января 2023 г.
43. Судебное обжалование решений Министерства, действий (бездействия) инспекторов возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
44. Жалоба подается контролируемым лицом в Министерство в порядке, по форме и содержанию, которые предусмотрены статьями 40 и 41 Федерального закона N 248-ФЗ, с учетом особенностей, установленных пунктом 59 настоящего Положения, в части порядка подачи жалобы, содержащей сведения и документы, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну.
45. Министерство при рассмотрении жалобы использует информационную систему (подсистему государственной информационной системы) досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности и обеспечивает передачу в нее сведений о ходе рассмотрения жалоб, за исключением случаев, когда рассмотрение жалобы связано со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну.
46. Рассмотрение жалобы осуществляется в следующем порядке:
1) жалоба на решение Министерства, действия (бездействие) инспекторов рассматривается министром, а при его отсутствии - лицом, исполняющим его обязанности;
2) жалоба на действия (бездействие) министра либо лица, исполняющего его обязанности, рассматривается Правительством Забайкальского края. По поручению Губернатора Забайкальского края жалоба может быть рассмотрена заместителем председателя Правительства Забайкальского края, который несет персональную ответственность по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.
47. Жалоба на решение надзорных органов, действия (бездействие) инспекторов может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
48. Жалоба на предписание Министерства может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
49. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен Министерством.
50. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
51. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения Министерства.
Министерство в срок не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы, содержащей ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения Министерства, принимает решение:
1) о приостановлении исполнения обжалуемого решения Министерства;
2) об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения Министерства.
Информация о решении, указанном в настоящем пункте, направляется лицу, подавшему жалобу, в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения.
52. Министерство принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение 5 рабочих дней со дня регистрации жалобы, если:
1) жалоба подана после истечения сроков подачи жалобы, установленных пунктами 47 и 48 настоящего Положения, и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
2) в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
3) до принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;
4) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
5) ранее в Министерство была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
6) жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц Министерства, а также членов их семей;
7) ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения данного контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства;
8) жалоба подана в ненадлежащий контрольный (надзорный) орган;
9) законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений Министерства.
Отказ в рассмотрении жалобы по основаниям, указанным в подпунктах 3-8 настоящего пункта, не является результатом досудебного обжалования и не может служить основанием для судебного обжалования решений Министерства, действий (бездействия) инспекторов.
53. Жалоба подлежит рассмотрению Министерством в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
54. Министерство вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение 5 рабочих дней со дня направления запроса.
Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их надзорным органом, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса. В случае непредставления контролируемым лицом дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, срок рассмотрения жалобы может быть продлен уполномоченным лицом, указанным в пункте 46 настоящего Положения, на срок до 20 рабочих дней.
Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
55. Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
56. Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы.
57. По итогам рассмотрения жалобы лицо, уполномоченное на рассмотрение жалобы в соответствии с пунктом 46 настоящего Положения, принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение Министерства полностью или частично;
3) отменяет решение Министерства полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) инспекторов Министерства незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
58. Решение Министерства, указанное в пункте 57 настоящего Положения, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) в срок не позднее 1 рабочего дня со дня его принятия.
59. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается в Министерство в сроки, установленные пунктами 47 и 48 настоящего Положения, без использования единого портала и рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 46, 49-57 настоящего Положения, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
7. Оценка результативности и эффективности деятельности при осуществлении геологического надзора (ключевые и индикативные показатели)
Пункт 60 вступает в силу с 1 марта 2022 г.
60. Оценка результативности и эффективности деятельности Министерства в части осуществления геологического надзора осуществляется в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 248-ФЗ на основе ключевого показателя геологического надзора и его целевого значения, индикативных показателей геологического надзора, утвержденных настоящим постановлением.
61. Министерство ежегодно в срок до 15 марта года, следующего за отчетным, подготавливает доклад о геологическом надзоре по итогам его осуществления за отчетный год в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 года N 2041 "Об утверждении требований к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации".
Утвержден
Постановлением Правительства
Забайкальского края
от 27 декабря 2021 года N 546
Ключевой показатель регионального государственного геологического контроля (надзора) на территории Забайкальского края и его целевое значение
Ключевым показателем регионального государственного геологического контроля (надзора) на территории Забайкальского края является материальный ущерб, причиненный окружающей среде в результате хозяйственной деятельности, по отношению к среднегодовому размеру причиненного ущерба окружающей среде Забайкальского края в процентном соотношении.
Целевое значение ключевого показателя рассчитывается как соотношение суммы причиненного материального ущерба окружающей среде в отчетном году (ПВ) к среднегодовому размеру причиненного вреда окружающей среде Забайкальского края за прошедшие 5 лет (СВ) по формуле: КП = ПВ/СВ х 100% и определяется ежегодным снижением ключевого показателя на 5%.
Пункт 3, утвердивший натоящие Индикативные показатели, вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Утверждены
Постановлением Правительства
Забайкальского края
от 27 декабря 2021 года N 546
Индикативные показатели регионального государственного геологического контроля (надзора) на территории Забайкальского края
Индикативные показатели, характеризующие различные аспекты контрольной (надзорной) деятельности:
1) количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий (далее - КНМ), проведенных за отчетный период;
2) количество внеплановых КНМ, проведенных на основании выявления соответствия объекта регионального геологического контроля (надзора) (далее - объект надзора) параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта надзора от таких параметров за отчетный период;
3) общее количество КНМ с взаимодействием, проведенных за отчетный период;
4) количество КНМ с взаимодействием по каждому виду контрольного (надзорного) мероприятия, проведенных за отчетный период;
5) количество КНМ, проведенных с использованием средств дистанционного взаимодействия за отчетный период;
6) количество обязательных профилактических визитов, проведенных за отчетный период;
7) количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных за отчетный период;
8) количество КНМ, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований за отчетный период;
9) количество КНМ, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях за отчетный период;
10) сумма административных штрафов, наложенных по результатам КНМ за отчетный период;
11) количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения КНМ за отчетный период;
12) количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения КНМ, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании, за отчетный период;
13) общее количество учтенных объектов надзора на конец отчетного периода;
14) количество учтенных объектов надзора, отнесенных к категориям риска по каждой из категорий риска, на конец отчетного периода;
15) количество учтенных контролируемых лиц на конец отчетного периода;
16) количество учтенных контролируемых лиц, в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия за отчетный период;
17) общее количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке за отчетный период;
18) количество жалоб, в отношении которых Министерством природных ресурсов Забайкальского края (далее - Министерство) был нарушен срок рассмотрения за отчетный период;
19) количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, по итогам рассмотрения которых принято решение о полной либо частичной отмене решения Министерства либо о признании действий (бездействия) должностных лиц Министерства недействительными, за отчетный период;
20) количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц Министерства, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке за отчетный период;
21) количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц Министерства, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, по которым принято решение об удовлетворении заявленных требований за отчетный период;
22) количество КНМ, проведенных с грубым нарушением требований к организации и осуществлению регионального государственного геологического контроля (надзора) и результаты которых были признаны недействительными и (или) отменены, за отчетный период.
Утвержден
Постановлением Правительства
Забайкальского края
от 27 декабря 2021 года N 546
Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) на территории Забайкальского края
Индикаторами риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) (далее - геологический надзор) являются:
1) поступление в Министерство природных ресурсов Забайкальского края (далее - Министерство) информации о пользовании недрами без документации, подтверждающей право на пользование недрами, либо о нарушениях условий, предусмотренных разрешительной документацией, и (или) требований технических проектов, утвержденных в установленном порядке;
2) получение информации об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на объектах геологического надзора, которые могут угрожать или угрожают жизни и здоровью людей либо нанесли вред здоровью людей и (или) окружающей среде;
3) получение информации, содержащейся в обращениях (заявлениях) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, указывающей на то, что контролируемым лицом ранее представлена недостоверная информация в Министерство либо его подведомственные учреждения:
в ходе представления отчетности и иной информации, представление которой является обязательным в соответствии с нормативными правовыми актами;
при представлении документов для получения государственных услуг;
при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Забайкальского края от 27 декабря 2021 г. N 546 "О региональном государственном геологическом контроле (надзоре) на территории Забайкальского края"
Вступает в силу с 30 декабря 2021 г., пункты 2 и 3 постановления и пункт 60 Положения вступают в силу с 1 марта 2022 г., пункт 43 Положения вступает в силу с 1 января 2023 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 29 декабря 2021 г. N 7500202112290001
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Забайкальского края от 4 июня 2024 г. N 272
Изменения вступают в силу с 5 июня 2024 г.
Постановление Правительства Забайкальского края от 29 декабря 2022 г. N 690
Изменения вступают в силу с 4 января 2023 г., подпункт 1 пункта 2 изменений вступают в силу с 11 января 2023 г.