Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
постановлением администрации
города Дзержинска
от 09.12.2021 N 3724
Положение
о системе оповещения населения городского округа город Дзержинск
I. Общие положения
1. Положение определяет назначение, задачи, состав системы оповещения населения городского округа город Дзержинск, порядок ее задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
2. Для целей настоящего Положения используются следующие термины и определения:
- оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите;
- сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне (далее - ГО) и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для применения населением средств и способов защиты;
- экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения;
- зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей;
- места массового пребывания людей - это территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться большое количество человек;
- муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения - это техническая система управления ГО и городского звена ТП РСЧС, обеспечивающая доведение до населения, органов управления и сил ГО и ТП РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
- комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления РСЧС и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах;
- специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
3. Система оповещения населения включается в систему управления ГО и РСЧС, обеспечивающая доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
4. На территории городского округа город Дзержинск системы оповещения создаются:
- на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - муниципальная система оповещения);
- на объектовом уровне - локальная система оповещения.
В зонах экстренного оповещения населения создаются КСЭОН.
5. Муниципальная система оповещения включает в себя:
- специальные программно-технические средства оповещения муниципального бюджетного учреждения "Гражданская защита";
- средства КСЭОН муниципального уровня;
- громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения;
- каналы, линии связи и сети передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации, обеспечивающие функционирование системы оповещения населения.
Определение основных принципов построения муниципальной системы оповещения, состав сил и средств администрации городского округа город Дзержинск и организаций, привлекаемых для обеспечения выполнения системой возложенных на нее основных задач, порядок передачи сигналов оповещения и экстренной информации осуществляется при планировании мероприятий ГО и защиты населения (планами основных мероприятий городского округа город Дзержинск по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах).
На муниципальную систему оповещения оформляется паспорт муниципальной системы оповещения населения городской округ город Дзержинск.
Муниципальная система оповещения является верхним уровнем управления для систем оповещения населения, создаваемых организациями, в рамках своих полномочий на территории городского округа город Дзержинск.
6. Муниципальная система оповещения включает в себя:
- специальные программно-технические средства оповещения, громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения городского округа город Дзержинск;
- специальные программно-технические средства оповещения КСЭОН на территории городского округа город Дзержинск;
- специальные программно-технические средства оповещения локальных систем оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов;
- каналы, линии связи и сети передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации, обеспечивающие функционирование системы.
Определение основных принципов построения муниципальной системы оповещения, состава сил и средств администрации городского округа город Дзержинск и организаций, привлекаемых для обеспечения выполнения системой возложенных на нее задач, осуществляется при планировании мероприятий ГО и защиты населения (планами основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах).
На муниципальную систему оповещения оформляется паспорт муниципальной системы оповещения населения городского округа город Дзержинск.
7. Локальные системы оповещения создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
8. Границами зон действия системы оповещения являются:
- муниципальной системы оповещения - административные границы городской округа город Дзержинск;
- локальной системы оповещения - границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, от аварий на опасных производственных объектах I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий (для гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности - в нижнем бьефе, в зонах затопления на расстоянии до 6 км от объектов);
- КСЭОН - границы зон экстренного оповещения населения.
9. Автоматический режим функционирования системы оповещения - это режим при котором, система оповещения (элементы системы оповещения) включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
Автоматический режим функционирования является основным для локальных систем оповещения и КСЭОН, при этом допускается функционирование данных систем оповещения в автоматизированном режиме.
Автоматизированный режим функционирования системы оповещения - это режим, при котором включение (запуск) системы оповещения (элементы системы оповещения) осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
Ручной режим функционирования элементов системы оповещения населения - это режим, при котором включение (запуск) устройств оповещения иными техническими средствами распространения информации сторонней организации (в соответствии с законодательством Российской Федерации) осуществляется уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления РСЧС и организаций (владельцев средств (систем) для передачи информации) осуществляют непосредственно с мест их установки (развертывания), а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
II. Задачи муниципальной системы оповещения
10. Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава ГО и городского звена ТП РСЧС городского округа город Дзержинск;
- управления по делам ГО и ЧС администрации города Дзержинска, как органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны на территории городского округа город Дзержинск (далее - управление по делам ГО и ЧС);
- единой дежурно-диспетчерской службы городского округа город Дзержинск (далее - ЕДДС);
- сил ГО и ГЗ ТП РСЧС Нижегородской области;
- дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, перечисленных в абзаце девятом пункта 2 настоящего Положения;
- людей, находящихся на территории городского округа город Дзержинск.
11. Основной задачей КСЭОН в зонах экстренного оповещения городского округа город Дзержинск является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также ЕДДС.
III. Порядок задействования систем оповещения населения
12. Оперативно-дежурная смена ЕДДС, получив в системе управления ГО и РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят их главы города Дзержинска, до органов управления и сил ГО и РСЧС городского округа город Дзержинск, ЦУКС ГУ МЧС России по городской округ город Дзержинск, организаций (собственников объектов, производства, гидротехнического сооружения), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, и населения.
Передача сигналов оповещения и экстренной информации органами управления ГО и ГЗ ТП РСЧС Нижегородской области осуществляется в автоматизированном режиме функционирования систем оповещения населения со специализированного автоматизированного рабочего места при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
13. Решение о задействовании муниципальной системы оповещения для выполнения мероприятий, в соответствии с возложенными на нее задачами, принимается главой города Дзержинска.
Запрос на задействование системы оповещения ЕДДС осуществляется в рамках доклада о получении (в системе управления ГО и РСЧС) сигналов оповещения и (или) экстренной информации главе города Дзержинска.
14. Задействование систем оповещения (элементов систем оповещения) населения нижестоящего уровня, в рамках выполнения задач, возложенных на муниципальную систему оповещения, по передаче сигналов оповещения и (или) экстренной информации осуществляется решением главы города Дзержинска с последующим (не позднее одних суток) информированием руководителей организаций, в ведении которых находятся локальные системы оповещения.
Задействование элементов муниципальной системы оповещения, в рамках мероприятий проверки ее готовности по итогам технического обслуживания и (или) ремонта осуществляется в рамках утвержденного первым заместителем главы администрации городского округа город Дзержинск графиком проверки элементов системы оповещения населения.
15. КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов.
16. Для оповещения населения на территории городского округа город Дзержинск устанавливается единый сигнал "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!".
Сигнал представляет собой непрерывное, до трех минут, звучание тоновой частоты (звук "сирены"), подаваемой акустическими системами муниципальных систем оповещения.
По этому сигналу населению, рабочим и служащим объектов производственной и социальной сферы необходимо принять все возможные меры к дальнейшему прослушиванию экстренной речевой информации, передаваемой акустическими установками автоматизированных систем оповещения и других громкоговорящих средств (ведомственных систем доведения информации) на территории городского округа город Дзержинск. При задействовании системы оповещения с регионального уровня населению необходимо включить абонентские устройства и телевизионные приемники на общедоступных региональных каналах вещания для обеспечения возможности прослушивания экстренных сообщений.
17. Сигналы оповещения и экстренная информации длительностью не более 5 минут передаются непосредственно с рабочих мест оперативно-дежурной смены ЕДДС.
Допускается трехкратное повторение этих сообщений.
Формирование и подача заявок редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется уполномоченными должностными лицами управления по делам ГО и ЧС.
18. Обеспечение мероприятий передачи экстренной информации оповещения в ручном режиме функционирования техническими средствами распространения информации операторов связи (и иных организаций имеющих технические средства для ее массового распространения населению), непосредственно с мест их установки (развертывания) осуществляется силами привлекаемых к оповещению организаций.
19. Типовые аудио- и аудиовизуальные сообщения длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания), а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно управлением по делам ГО и ЧС совместно с ЕДДС.
20. Порядок действий дежурных служб органов повседневного управления РСЧС, при передаче сигналов оповещения при угрозе возникновения и (или) возникновении чрезвычайной ситуации межмуниципального и регионального уровней определяется распорядительными документами управления по делам ГО и ЧС.
IV. Поддержание в готовности систем оповещения населения
21. В рамках обеспечения готовности муниципальной автоматизированной системы оповещения администрацией городского округа город Дзержинск осуществляются следующие функции:
- создание в границах городского округа город Дзержинск и поддержание в постоянной готовности муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;
- разработка (актуализация) правовых актов администрации городского округа город Дзержинск в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения;
- создание, для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, неохваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, резерва стационарных и мобильных технических средств оповещения, устанавливают номенклатуру, объем и порядок его использования;
- своевременное обеспечение и выполнение мероприятий по совершенствованию систем оповещения населения;
- организация и координация деятельности по совершенствованию, муниципальной системы оповещения;
- контроль за соответствием развернутых в составе системы технических средств оповещения проектной документации, своевременное внесение (установленным порядком) необходимых изменений;
- планирование и обеспечение мероприятий по своевременному оповещению и информированию населения на территориях неохваченных техническими средствами централизованного оповещения
- осуществление сбора информации в области создания, развития и содержания систем оповещения населения и обмен такой информацией.
МБУ "Гражданская защита" обеспечивается:
- своевременное эксплуатационно-техническое обслуживание, ремонт неисправных и замена выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения, организация и контроль мероприятий технического обслуживания технических средств оповещения, проводимых сторонними организациями на договорной основе;
- наличие дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала в составе оперативно-дежурной смены ЕДДС, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения и необходимый уровень его профессиональной подготовки.
22. С целью контроля за поддержанием в готовности муниципальной системы оповещения в соответствии с Положением о системах оповещения, утвержденным приказом МЧС России и Минкомсвязи России от 31 июля 2020 г. N 578/365, и настоящим Положением организуются и проводятся следующие виды проверок:
- комплексные проверки готовности системы оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
- технические проверки готовности к задействованию системы оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.
23. Комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения проводятся два раза в год комиссией в составе представителей администрации городского округа и организации, осуществляющей эксплуатационно-техническое обслуживание системы оповещения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.
По решению комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского округа город Дзержинск могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности системы оповещения, при этом перерыв трансляции проводного радиовещания возможен только по согласованию с вещателями.
В состав комиссии включаются представители управления по делам ГО и ЧС, ЕДДС и специалистов организации, осуществляющих эксплуатационно-техническое обслуживание муниципальной системы оповещения.
В ходе работы комиссией в соответствии с приложением N 3 к Положению о системах оповещения, утвержденному приказом МЧС России и Минкомсвязи России от 31 июля 2020 г. N 578/365, оценивается готовность проверяемых систем оповещения населения к выполнению задач по предназначению.
По результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения, а также уточняется паспорт муниципальной системы оповещения населения.
24. Технические проверки готовности к задействованию муниципальной системы оповещения проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов проводного радиовещания оперативно-дежурной сменой ЕДДС, путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производится.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 9 декабря 2021 г. N 3724 "Об утверждении положения о системе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.