Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Положение
о муниципальном земельном контроле на территории городского округа "Город Хабаровск"
(утв. Решением Хабаровской городской Думы от 21 декабря 2021 г. N 722)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления муниципального земельного контроля на территории городского округа "Город Хабаровск" (далее - муниципальный земельный контроль).
1.2. Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.
1.3. Объектами муниципального земельного контроля (далее - объекты контроля) являются объекты земельных отношений, определенные частью 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, расположенные в границах городского округа "Город Хабаровск":
1) на которых расположены объекты недвижимого имущества, места временного хранения автотранспорта, движимые вещи (за исключением объектов, указанных в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта);
2) предоставленные и (или) используемые в целях: комплексного развития территории, освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома, строительства объектов капитального строительства, реконструкции объектов капитального строительства; на которых расположены: объекты с признаками самовольного строительства, объекты незавершенного строительства, объекты, предусмотренные пунктами 1 - 9, 11 - 15, 17, 18, 26, 28, 30, 31 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - Перечень видов объектов);
3) предоставленные и (или) используемые в целях установки и эксплуатации гаражей, являющихся некапитальными сооружениями; на которых расположены: нестационарные торговые объекты для организации нестационарной торговли в весенне-летний, осенне-зимний периоды; движимые вещи (некапитальные объекты), установленные на территории береговых полос водных объектов; объекты, предусмотренные пунктами 10, 16, 19 - 25, 27, 29 Перечня видов объектов; предоставленные и (или) используемые для садоводства и дачного хозяйства; предоставленные до 1 марта 2015 года и (или) используемые для личного подсобного хозяйства, огородничества, животноводства.
1.4. Муниципальный земельный контроль осуществляется администрацией города Хабаровска, через следующие структурные подразделения администрации города Хабаровска (далее - органы муниципального земельного контроля):
- департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска осуществляет муниципальный земельный контроль в отношении объектов земельных отношений, указанных в подпункте 1 пункта 1.3 настоящего положения;
- департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска осуществляет муниципальный земельный контроль в отношении объектов земельных отношений, указанных в подпункте 2 пункта 1.3 настоящего положения;
- комитеты администрации города Хабаровска по управлению районами осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении объектов земельных отношений, указанных в подпункте 3 пункта 1.3 настоящего положения.
1.5. Органами муниципального земельного контроля обеспечивается учет объектов контроля путем ведения реестров объектов контроля в электронном виде (далее - реестры).
В реестры подлежат внесению следующие сведения:
- адрес (местоположение) объекта контроля,
- кадастровый номер объекта контроля (при наличии),
- площадь объекта контроля.
1.6. Муниципальный земельный контроль осуществляется должностными лицами органа муниципального земельного контроля в должностные обязанности, которых в соответствии с должностной инструкцией входит осуществление полномочий по муниципальному земельному контролю (далее - инспектор).
1.7. Должностным лицом органа муниципального земельного контроля, уполномоченным на принятие решений о проведении контрольных мероприятий, является руководитель органа муниципального земельного контроль (далее - руководитель).
1.8. До 31.12.2023 подготовка органами муниципального земельного контроля документов, информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами действиях и принимаемых решениях, обмен документами и сведениями с контролируемыми лицами осуществляется на бумажном носителе.
Информация о месте нахождения, справочных телефонах, адресах электронной почты органов муниципального земельного контроля, используемая в целях обмена документами и сведениями между органами муниципального земельного контроля и контролируемыми лицами, указана в приложении N 1 к настоящему положению.
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
2.1. Муниципальный земельный контроль осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба).
2.2. Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля объекты контроля подлежат отнесению к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
1) среднего риска;
2) умеренного риска;
3) низкого риска.
2.3. Отнесение объекта контроля к определенной категории риска осуществляется органами муниципального земельного контроля на основе сопоставления его характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска, указанными в приложении N 2 к настоящему положению.
2.4. Плановые контрольные мероприятия, указанные в пункте 4.1.1 настоящего положения, в зависимости от присвоенной объекту контроля категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
- для категории среднего риска - один раз в 3 года;
- для категории умеренного риска - один раз в 5 лет;
- для категории низкого риска - не проводятся.
2.5. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного мероприятия, органами муниципального земельного контроля применяются индикаторы риска нарушения обязательных требований, указанные в приложении N 3 к настоящему положению.
2.6. Виды и содержание внеплановых контрольных мероприятий в зависимости от основания их проведения определяются в соответствии с разделом 4 настоящего положения.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностей
3.1. При осуществлении муниципального земельного контроля проводятся следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) объявление предостережения;
3) консультирование.
3.2. Информирование по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется в порядке, определенном статьей 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
3.3. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) объявляется в порядке, определенном статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
Контролируемое лицо вправе подать в орган муниципального земельного контроля, объявивший предостережение, возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражение) в срок не позднее 15 календарных дней со дня его получения.
Возражение составляется в произвольной форме и должно содержать следующую информацию:
1) сведения о контролируемом лице: для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя и гражданина - фамилия, имя, отчество (при наличии);
2) номер контактного телефона контролируемого лица, почтовый или электронный адрес контролируемого лица, на который необходимо направить решение по результатам рассмотрения возражения;
3) идентификационный номер налогоплательщика контролируемого лица;
4) дата и номер предостережения, объявленного контролируемому лицу, в отношении которого подается возражение;
5) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
6) дата получения возражения контролируемым лицом;
7) дата подписания возражений;
8) фамилия, имя, отчество (при наличии) подписавшего возражение лица, подпись такого лица.
К возражению прикладываются доверенность или иные документы (или копии указанных документов), подтверждающие полномочия на подписание возражений лица, подписавшего возражения.
В случае необходимости в подтверждение своей позиции контролируемое лицо прилагает к возражению соответствующие документы или их копии.
Руководитель в течение 30 календарных дней со дня регистрации возражения в органе муниципального земельного контроля рассматривает возражение и принимает решение по результатам рассмотрения возражения.
По результатам рассмотрения возражения руководитель принимает одно из следующих решений:
а) в случае признания возражения законным и обоснованным - удовлетворяет возражение путем отмены объявленного предостережения;
б) в случае признания возражения незаконным и необоснованным - отказывает в удовлетворении возражения.
Решение по результатам рассмотрения возражения оформляется в форме письма, подписанного руководителем, с мотивированным обоснованием причин принятия такого решения, и в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется контролируемому лицу, подавшему возражение, почтовым или электронным отправлением на адрес, указанный в возражении.
3.4. Консультирование по обращениям контролируемых лиц и их представителей (далее - консультирование) осуществляется инспектором по телефону, посредством видео-конференц-связи, в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного мероприятия и не должно превышать 20 минут.
Консультирование осуществляется руководителем на личном приеме.
Информация о месте личного приема, а также об установленных для личного приема днях и часах размещается на официальном сайте администрации города Хабаровска в сети "Интернет".
Консультирование осуществляется в устной и письменной форме по следующим вопросам:
1) организация и осуществление контрольных мероприятий, установленных настоящим положением;
2) осуществление профилактических мероприятий, установленных настоящим положением;
3) порядок обжалования решений органа муниципального земельного контроля, действий (бездействия) их должностных лиц при осуществлении муниципального земельного контроля.
По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и (или) их представителям не предоставляется, за исключением следующих случаев:
1) за время консультирования невозможно предоставить ответ на поставленные в обращении вопросы;
2) ответ на поставленные в обращении вопросы требует дополнительного запроса сведений от органов государственной власти или иных лиц;
3) контролируемым лицом и (или) его представителем представлен письменный запрос о предоставлении письменного ответа.
Контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В случае поступления в течение календарного года в орган муниципального земельного контроля пяти однотипных обращений (обращения по одним и тем же вопросам) от контролируемых лиц и (или) их представителей, консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте администрации города Хабаровска в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного руководителем.
4. Порядок организация и осуществления муниципального земельного контроля
4.1. Контрольные мероприятия, за исключением контрольных мероприятий, проводимых без взаимодействия с контролируемым лицом (далее - контрольные мероприятия без взаимодействия), проводятся на плановой и внеплановой основе по решению органа муниципального земельного контроля, подписанного руководителем (далее - решение о проведении контрольного мероприятия).
4.1.1. Контрольные мероприятия, при проведении которых орган муниципального земельного контроля осуществляет взаимодействие с контролируемым лицом:
1) Инспекционный визит включает в себя следующие контрольные действия:
- осмотр;
- опрос;
- истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля;
- получение письменных объяснений;
- инструментальное обследование.
Инспекционный визит проводится в порядке, определенном статьей 70 Федерального закона N 248-ФЗ.
2) Рейдовый осмотр включает в себя следующие контрольные действия:
- осмотр;
- опрос;
- истребование документов;
- получение письменных объяснений;
- инструментальное обследование.
Рейдовый осмотр проводится в порядке, определенном статьей 71 Федерального закона N 248-ФЗ.
3) Документарная проверка включает в себя следующие контрольные действия:
- истребование документов;
- получение письменных объяснений.
Документарная проверка проводится в порядке, определенном статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ.
4) Выездная проверка включает в себя следующие контрольные действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов;
5) инструментальное обследование.
Выездная проверка проводится в порядке, определенном статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ.
Срок проведения выездной проверки не должен превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не должен превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия.
4.1.2. Контрольные мероприятия без взаимодействия:
1) Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) проводится в порядке, определенном статьей 74 Федерального закона N 248-ФЗ.
2) Выездное обследование проводится в порядке, определенном статьей 75 Федерального закона N 248-ФЗ и включает в себя следующие контрольные действия:
- осмотр;
- инструментальное обследование (с применением видеозаписи).
4.2. Плановые контрольные мероприятия проводятся на основании планов проведения плановых контрольных мероприятий на очередной календарный год, формируемых органами муниципального земельного контроля, с учетом пункта 1.4 настоящего положения.
4.3. Внеплановые контрольные мероприятия, указанные в пункте 4.1.1 настоящего положения, проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.4. Контрольные мероприятия без взаимодействия проводятся инспектором на основании заданий руководителя (далее - задание).
Формы заданий утверждаются решениями органов муниципального земельного контроля.
4.5. Контролируемое лицо (индивидуальный предприниматель, гражданин) вправе представить в орган муниципального земельного контроля информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного мероприятия в следующих случаях:
- отсутствие индивидуального предпринимателя, гражданина по месту регистрации на дату проведения контрольного мероприятия в связи с ежегодным отпуском;
- временная нетрудоспособность индивидуального предпринимателя, гражданина на дату проведения контрольного мероприятия;
- нахождение индивидуального предпринимателя, гражданина за пределами Российской Федерации на дату проведения контрольного мероприятия;
- наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих присутствию индивидуального предпринимателя, гражданина при проведении контрольного мероприятия, не зависящих от воли индивидуального предпринимателя, гражданина.
Проведение контрольного мероприятия переносится органом муниципального земельного контроля на срок, необходимый для устранения обстоятельств, указанных в абзацах 2 - 5 настоящего пункта.
4.6. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных действий, используются фотосъемка, аудио- и видеозапись.
Фиксация доказательств нарушений обязательных требований производится в случае обнаружения нарушений обязательных требований земельного законодательства при проведении контрольного действия.
При проведении инструментального обследования в рамках выездного обследования применяется видеозапись.
Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками. Фотосъемка и видеозапись, используемые для фиксации доказательств нарушения обязательных требований, должны проводиться в условиях достаточной освещенности.
Аудио- и видеозапись осуществляется непрерывно, с объявлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления аудио- и видеозаписи. В ходе аудио- и видеозаписи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований земельного законодательства.
В акте контрольного мероприятия отображается информация о способе фиксации доказательств нарушений обязательных требований (фотосъемка, аудио- и видеозапись) и используемых для этих целей технических средствах. Результаты фиксации доказательств нарушений обязательных требований являются приложением к акту контрольного мероприятия.
4.7. Оформление результатов контрольного мероприятия и ознакомление с результатами контрольного мероприятия проводится органами муниципального земельного контроля в порядке, установленном главой 16 Федерального закона N 248-ФЗ.
5. Досудебный порядок обжалования решений органа муниципального земельного контроля, действий (бездействия) должностных лиц органа муниципального земельного контроля
5.1. Обжалование решений органов муниципального земельного контроля, действий (бездействия) их должностных лиц осуществляется в порядке, установленном главой 9 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.2. Жалоба не может быть передана на рассмотрение должностному лицу действия (бездействие) которого обжалуется.
Жалобы рассматриваются в следующем порядке:
- жалобы на решения органов муниципального земельного контроля, действия (бездействие) должностных лиц органов муниципального земельного контроля рассматриваются руководителями.
5.3. Жалоба подлежит рассмотрению в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня регистрации жалобы.
Срок рассмотрения жалобы может быть продлен на 20 рабочих дней, в случае, если для ее рассмотрения требуется получение дополнительных сведений, запрашиваемых в рамках межведомственного взаимодействия.
5.4. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в органы муниципального земельного контроля нарочным в письменном виде с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне и подлежит регистрации в день ее поступления.
Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, рассматривается в соответствии с пунктом 5.2 настоящего положения и в срок, указанный в пункте 5.3 настоящего положения, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Решение по итогам рассмотрения жалобы, содержащей сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, передается контролируемому лицу органами муниципального земельного контроля нарочно в срок не позднее трех рабочих дней со дня его принятия, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.