Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
Указом Главы Республики Коми
от 30 декабря 2021 г. N 159
(приложение)
Инвестиционная декларация Республики Коми
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инвестиционная декларация Республики Коми (далее - Декларация) устанавливает основные принципы взаимодействия органов исполнительной власти Республики Коми с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности, гарантии безопасности ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, соблюдения и защиты прав инвесторов на территории Республики Коми, инвестиционные обязательства Республики Коми.
1.2. Правовое регулирование отношений, связанных с инвестиционной деятельностью на территории Республики Коми, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Конституцией Республики Коми, законами Республики Коми, правовыми актами Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми, а также международными договорами Российской Федерации.
2. Общее описание целей инвестиционного развития Республики Коми
2.1. Декларация разработана с целью создания условий для опережающего развития Республики Коми, достижения национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
2.2. Главной стратегической целью развития Республики Коми является высокое качество жизни населения на основе устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности и привлекательности региона и создания комфортной среды проживания.
2.3. Важным инструментом для достижения главной стратегической цели развития Республики Коми является повышение инвестиционной привлекательности и создание эффективной инфраструктуры для привлечения инвестиций в Республику Коми.
Привлечение инвестиций в Республику Коми и реализация крупных инвестиционных проектов способствуют достижению национальной цели развития - увеличению реального роста инвестиций в основной капитал на 70 процентов до 2030 года по сравнению с 2020 годом.
2.4. Инвестиционным приоритетом развития Республики Коми является развитие обрабатывающих производств с высокой добавленной стоимостью.
2.5. Перспективы развития экономики региона связаны с ключевыми направлениями диверсификации экономики Республики Коми:
производство строительных материалов;
лесопиление и деревообработка;
производство импортозамещающей продукции;
сельское хозяйство;
безотходные технологии;
добыча нерудных полезных ископаемых и их переработка;
развитие экологического и промышленного туризма.
3. Ключевые характеристики Республики Коми
3.1. Республика Коми - крупный промышленный регион России с высоким производственным и природно-ресурсным потенциалом. Площадь Республики Коми - 416,8 тысячи квадратных километров (2,4% площади Российской Федерации).
Численность населения на 1 января 2021 года составила 813,6 тысячи человек, из которых 78,3% - городское население.
Валовый региональный продукт (ВРП) Республики Коми в 2019 году составил 720,7 млрд рублей. По ВРП на душу населения Республика Коми занимала 12 место среди субъектов Российской Федерации и 3 - в Северо-Западном федеральном округе.
По итогам 2020 года в структуре промышленного производства по видам экономической деятельности основную долю составляла добыча полезных ископаемых (54,9% от суммарного объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами).
В Республике Коми добываются каменный уголь, нефть, природный и попутный газ, металлические руды, прочие полезные ископаемые.
Объемы запасов и добычи горючих полезных ископаемых характеризуют Республику Коми как основную топливную базу Европейского Севера России.
Ежегодно на территории региона добывается около 13 млн тонн нефти (включая газовый конденсат), 3,4 млн куб. метров газа (природного и попутного), 10,3 млн тонн угля.
В 2020 году республика обеспечила 3% общероссийского объема нефтедобычи и 3% общероссийского объема добычи угля.
В сфере обрабатывающей промышленности ключевыми для Республики Коми видами экономической деятельности являются нефтепереработка, целлюлозно-бумажное производство и деревообработка.
Республиканскими производителями в 2020 году обеспечено 11% общероссийского объема производства бумаги и картона, 10% - фанеры, 5% - лесоматериалов, 3% - древесностружечных плит (ДСП), 3% - древесноволокнистых плит (ДВП).
Инвестиции, направленные на развитие промышленности, оказывают определяющее влияние на динамику инвестиций в основной капитал в целом по республике. В 2020 году 66% вложений в экономику республики было направлено в промышленность (по организациям без субъектов малого предпринимательства), в том числе 51,1% в добычу полезных ископаемых, 8,3% - в обрабатывающие производства.
Промышленность - самый крупный сектор экономики по числу занятых. В 2020 году численность занятых в промышленности составила 66,8 тысячи человек, или 22% всех работников организаций республики.
3.2. К основным конкурентным преимуществам Республики Коми относятся:
1) богатый природно-ресурсный потенциал: высокая обеспеченность минерально-сырьевыми ресурсами (горючие, металлические и неметаллические полезные ископаемые, подземные воды), наличие больших территорий, богатых лесными, водными, земельными ресурсами, разнообразие животного и растительного мира, наличие уникальных природоохранных зон;
2) высокий производственный потенциал: комплексная многоотраслевая система промышленности, высокий уровень развития базовых для экономики топливно-энергетического и лесопромышленного комплексов, стабильная работа объектов производственной инфраструктуры, наличие резервов для повышения инновационной активности хозяйствующих субъектов. Существующий производственный потенциал является эффективной "стартовой площадкой" для дальнейшего развития экономики республики, направленного на модернизацию действующих производств, внедрение новых высокоэффективных инновационных технологий и развитие передовых обрабатывающих производств, создание высокопроизводительных рабочих мест, рост объемов производства продукции глубокой степени переработки с высокой добавленной стоимостью;
3) существенный инвестиционный потенциал: благоприятный инвестиционный климат в регионе, заинтересованность органов государственной власти региона в активизации инвестиционной деятельности на территории республики, выстроенная система работы с инвесторами, наличие большого числа объектов, привлекательных с точки зрения перспективных вложений, развитие системы государственного управления инвестиционными процессами (создание комфортных условий для ведения бизнеса, создание системы преференций и льгот), формирование и поддержание привлекательного инвестиционного имиджа региона (обеспечение маркетинга инвестиционных возможностей региона на российском и международном уровнях);
4) возможность повышения транзитного потенциала республики через развитие транспортно-логистической инфраструктуры, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, создание нового технологического уклада инфраструктурного обустройства (энергетического, инженерного и строительного), прежде всего, северных и арктических территорий региона;
5) высокий уровень развития научно-образовательного сектора и значительный потенциал научно-инновационной деятельности: научно-исследовательским комплексом Республики Коми проводится большое количество фундаментальных и прикладных исследований в различных сферах науки и жизнедеятельности;
6) социально-общественная стабильность, отсутствие значимых социально-трудовых конфликтов, гармонично развивающиеся межнациональные отношения, надежная работа объектов социально-культурной инфраструктуры;
7) выгодное географическое и геоэкономическое положение для развития Арктической зоны Российской Федерации.
3.3. Транспортную сеть в Республике Коми составляют 2,2 тыс. км железнодорожных путей (в том числе 1,7 тыс. км общего пользования), 3,9 тыс. км внутренних водных судоходных путей, 12,4 тыс. км автомобильных дорог (в том числе 7,7 тыс. км автомобильных дорог общего пользования).
Основу железнодорожной сети общего пользования на территории Республики Коми образует железнодорожная магистраль Котлас - Воркута общей протяженностью 1,7 тыс. км и 3 малоинтенсивные железнодорожные линии ("Микунь - Кослан - Вендинга", "Сосногорск - Троицко-Печорск", "Сыня - Усинск").
На территории республики функционируют 9 железнодорожных вокзалов в Сыктывкаре, Воркуте, Печоре, Усинске, Ухте, Микуни, Сосногорске, Княжпогосте и Инте, 7 аэропортов: "Сыктывкар", "Воркута", "Ухта", "Усинск", "Инта", "Печора", "Усть-Цильма" и 32 посадочные площадки, обеспечивающие авиасообщение в труднодоступных районах Республики Коми.
Связь представлена практически всеми существующими видами связи: электрической, телефонной, телеграфной, сотовой, космической спутниковой, почтовой связью. Имеется возможность пользоваться всеми современными видами телекоммуникационных услуг связи, в том числе скоростным широкополосным доступом в сеть "Интернет" и цифровым IP-телевидением. Цифровые телефонные станции работают во всех крупных городах, поселках и селах республики.
3.4. Действующими механизмами стимулирования инвестиций в экономику Республики Коми являются:
предоставление налоговых льгот по налогу на имущество организаций
субъектам инвестиционной деятельности;
предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов в целях реализации масштабных инвестиционных проектов на территории Республики Коми;
предоставление инвестиционного налогового кредита; предоставление инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций;
заключение соглашений о защите и поощрении капиталовложений; заключение специальных инвестиционных контрактов; предоставление бюджетных инвестиций на создание объектов инфраструктуры в рамках реализации новых инвестиционных проектов;
субсидирование затрат на строительство и реконструкцию, а также приобретение машин и оборудования в сфере агропромышленного комплекса;
включение инвестиционных проектов в Перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утверждаемый Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
предоставление льготных займов Регионального фонда развития промышленности;
сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна";
различные виды поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
3.5. Для резидентов территорий с особыми условиями хозяйствования - территорий опережающего социально-экономического развития (МО ГП "Емва") и Арктической зоны региона (МО ГО "Воркута", МО ГО "Инта", МО ГО "Усинск" МО МР "Усть-Цилемский) региональным законодательством предусмотрены льготные режимы налогообложения.
3.6. В целях привлечения частных инвестиций в реальный сектор экономики приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 5 июля 2021 г. N 409 утвержден План мероприятий по диверсификации экономики Республики Коми на 2021 - 2026 годы, включающий комплекс мероприятий, в том числе по созданию в Республике Коми территории с особым статусом - особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Север" на территории муниципального района "Сыктывдинский".
Предусмотренные в Плане мероприятий по диверсификации экономики Республики Коми на 2021 - 2026 годы проекты обеспечат основу для экономического роста отраслей, не связанных с добычей угля, в том числе лесопромышленного комплекса, сельского хозяйства, добычи рудных и неметаллических полезных ископаемых.
4. Основные принципы взаимодействия органов исполнительной власти Республики Коми с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности
4.1. Для установления взаимовыгодного сотрудничества с инвесторами деятельность органов исполнительной власти Республики Коми направлена на обеспечение благоприятного инвестиционного климата в Республике Коми и строится на основе следующих принципов:
равноправия и взаимовыгодного партнерства в реализации и продвижении инвестиционных проектов и инициатив;
участия субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в процессах подготовки проектов нормативных правовых актов Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми, затрагивающих их интересы, и оценки их реализации;
прозрачности и общедоступности нормативных правовых актов Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми (за исключением информации, составляющей государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну);
открытости и доступности информации об инвестиционном климате в Республике Коми, в том числе путем публичного представления ежегодного послания Главы Республики Коми об инвестиционном климате и инвестиционной политике в Республике Коми;
эффективности с точки зрения интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности оказания правовой помощи и государственной поддержки при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Республики Коми, включая ориентированность на сокращение сроков и упрощение процедур, связанных с оказанием государственных услуг и государственной поддержки в инвестиционной сфере;
клиентоориентированного подхода при рассмотрении обращений субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
5. Инвестиционные обязательства Республики Коми, гарантии безопасности ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, соблюдения и защиты прав инвесторов на территории Республики Коми
5.1. В Республике Коми гарантируется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми защита инвестиций, а также соблюдение прав и интересов субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности, в том числе:
обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;
гласность в обсуждении инвестиционных проектов;
соблюдение условий договоров и соглашений, заключенных с субъектами инвестиционной деятельности, в том числе обязательное включение в закон Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми на очередной финансовый год и плановый период средств, необходимых для их выполнения;
стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством;
возможность участия в заседаниях координационных и совещательных органов, создаваемых Правительством Республики Коми и формируемых с участием субъектов инвестиционной деятельности, при рассмотрении вопросов осуществления инвестиционной деятельности на территории Республики Коми;
оперативное рассмотрение споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории Республики Коми, в досудебном порядке;
обеспечение общедоступности информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Республики Коми, за исключением информации, составляющей государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
неукоснительное соблюдение условий предоставления мер поддержки инвесторов в Республике Коми;
обеспечение конкурентного распределения ресурсов для целей реализации инвестиционных проектов на территории Республики Коми;
повышение уровня доходов населения Республики Коми.
5.2. В Республике Коми гарантируется неухудшение положения инвесторов в рамках заключенных инвестиционных соглашений, специальных инвестиционных контрактов на период реализации инвестиционного проекта.
5.3. В Республике Коми гарантируется неприменение в отношении организаций, реализующих проект, актов (решений), ухудшающих условия ведения предпринимательской и (или) иной деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений, по сравнению с условиями, определенными на момент заключения такого соглашения (стабилизационная оговорка), при соблюдении условий, установленных частью 4 статьи 9 Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации", в соответствии с утвержденным Правительством Республики Коми перечнем законов Республики Коми и иных нормативных правовых актов Республики Коми.
5.4. Юридическим лицам, реализующим и (или) планирующим реализацию масштабных инвестиционных проектов, могут быть предоставлены земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов в соответствии с Законом Республики Коми "Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми".
5.5. Заключение договоров (контрактов), выбор партнеров, определение обязательств, не противоречащих законодательству, является правом субъектов инвестиционной деятельности. В осуществление договорных отношений между ними не допускается вмешательство органов исполнительной власти Республики Коми и должностных лиц, выходящее за пределы их компетенции.
5.6. В Республике Коми обеспечивается реализация прав субъектов инвестиционной деятельности в случае возникновения обстоятельств, связанных с нарушением сроков и условий доступа к существующим механизмам поддержки и реализации инвестиционных проектов.
5.7. В Республике Коми оказывается содействие в пределах полномочий органов исполнительной власти Республики Коми, установленных законодательством, в реализации инвестиционных проектов, в том числе за счет сокращения и упрощения процедур, связанных с выдачей разрешительной документации.
5.8. Органы исполнительной власти Республики Коми, взаимодействующие с субъектами инвестиционной деятельности, в установленном порядке рассматривают их предложения, направленные на устранение административных барьеров, препятствующих реализации инвестиционных проектов на территории Республики Коми.
5.9. В случае необходимости получения содействия при реализации частных инвестиционных проектов в сфере взаимодействия инвесторов с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики Коми и органами местного самоуправления в Республике Коми, в том числе при нарушении прав субъекта инвестиционной деятельности, нарушении сроков выдачи разрешений, необходимых для деятельности субъекта инвестиционной деятельности, инвестор вправе обратиться:
к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Республике Коми, в том числе через его официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.uppp.rkomi.ru/);
к заместителю Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющему в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми по вопросам реализации инвестиционной и инновационной политики, в том числе через интернет-приемную (http://rkomi.ru/) или Инвестиционный портал Республики Коми (http://invest.rkomi.ru/);
в специализированную организацию по привлечению инвестиций и работе с инвесторами на территории Республики Коми, с которой Правительством Республики Коми заключено соглашение о сотрудничестве, в том числе на сопровождение инвестиционных проектов, реализуемых на территории Республики Коми, по принципу "одного окна".
5.10. Инвесторы вправе участвовать в публичном обсуждении с Главой Республики Коми ключевых проблем и решений инвесторов.
5.11. Инвесторам оказываются меры государственной поддержки в соответствии с законами Республики Коми "Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми", "О некоторых вопросах налогообложения в Республике Коми", "О налоге на имущество организаций на территории Республики Коми", "О некоторых вопросах в сфере промышленной и инновационной политики в Республике Коми", "О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми", "О некоторых вопросах развития малого и среднего предпринимательства в Республике Коми", "О государственно-частном партнерстве в Республике Коми и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Республики Коми", а также в соответствии с государственными программами Республики Коми и иными нормативными правовыми актами Правительства Республики Коми.
6. Инвестиционная команда Республики Коми
6.1. В состав инвестиционной команды Республики Коми входят:
Глава Республики Коми;
заместитель Председателя Правительства Республики Коми - министр экономического развития и промышленности Республики Коми;
заместители министра экономического развития и промышленности Республики Коми;
директор автономной некоммерческой организации "Центр развития предпринимательства" (по согласованию);
директор некоммерческой организации Республики Коми "Региональный фонд развития промышленности" (по согласованию);
генеральный директор акционерного общества "Микрокредитная компания Республики Коми" (по согласованию);
генеральный директор акционерного общества "Гарантийный фонд Республики Коми" (по согласованию);
генеральный директор акционерного общества "Лизинговая компания Республики Коми" (по согласованию);
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Коми (по согласованию);
Президент Союза "Торгово-промышленная палата Республики Коми" (по согласованию);
Президент Регионального объединения работодателей Союз промышленников и предпринимателей Республики Коми (по согласованию);
представители иных общественных организаций, представляющих интересы бизнес-сообщества в Республике Коми (по согласованию).
7. Интерактивная инвестиционная декларация Республики Коми
7.1. В целях визуализации, доступности и актуальности информации детализированная информация по разделам "Ключевые характеристики Республики Коми", "Инвестиционная команда Республики Коми" публикуется в Интерактивной инвестиционной декларации Республики Коми, содержащей интерактивные переходы на соответствующие разделы (страницы) Инвестиционного портала Республики Коми.
7.2. Интерактивная инвестиционная декларация Республики Коми размещается на главной странице Инвестиционного портала Республики Коми (https://invest.rkomi.ru/#secondBlock) и актуализируется по мере необходимости.
<< Назад |
||
Содержание Указ Главы Республики Коми от 30 декабря 2021 г. N 159 "Об утверждении Инвестиционной декларации Республики Коми и признании... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.