Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора), описание текущего развития профилактической деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
1.1. Федеральный государственный лесной контроль (надзор) осуществляется на основании статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации и Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1098.
1.2. Предметом федерального государственного лесного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (в том числе в области пожарной безопасности в лесах), в области семеноводства в отношении семян лесных растений (далее - обязательные требования), за исключением обязательных требований в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины и ее прослеживаемости, учета древесины и сделок с ней.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют федеральный государственный лесной контроль (надзор) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
1.3. Объектами федерального государственного лесного контроля (надзора) являются:
а) деятельность контролируемых лиц в сфере лесного хозяйства:
использование лесов;
охрана лесов;
защита лесов;
воспроизводство лесов и лесоразведение;
б) производственные объекты:
лесные участки, части лесных участков, на которых в том числе осуществляется деятельность по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению;
средства предупреждения и тушения лесных пожаров;
другие объекты, в том числе стационарные объекты, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, связанные (задействованные) с осуществлением использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения.
1.4. Информация об общем количестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, их распределении по категориям негативного воздействия и категориям риска (по состоянию на 01.07.2021):
Количество объектов НВОС в федеральном реестре |
Всего |
Категории риска в рамках комплексного федерального государственного экологического надзора |
|||||
Чрезвычайно высокая |
Высокая |
Значительная |
Средняя |
Умеренная |
Низкая |
||
I категория НВОС |
7 204 |
382 |
2 455 |
3210 |
1 094 |
27 |
126 |
II категория НВОС |
32 036 |
9 |
1 261 |
6 166 |
19 004 |
4 760 |
836 |
III категория НВОС |
63 211 |
3 |
38 |
1 480 |
11 321 |
46 632 |
3 737 |
IV категория НВОС |
13 732 |
0 |
0 |
46 |
250 |
730 |
12 706 |
Итого |
116 183 |
394 |
3 754 |
10 812 |
31 669 |
52 149 |
17 405 |
1.5. До 1 июля 2021 года Росприроднадзором осуществлялся федеральный государственный экологический надзор, который включал в себя 15 подвидов надзора.
Данные об осуществлении комплексного федерального государственного экологического надзора:
|
6 месяцев 2020 г. |
2020 г. |
6 месяцев 2021 г. |
Количество проведенных проверок, из них: |
2842 |
4265 |
5756 |
Плановые проверки |
499 |
813 |
1452 |
Внеплановые проверки, из них: |
2343 |
3452 |
4304 |
По контролю за исполнением ранее выданных предписаний |
1649 |
2239 |
3613 |
по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации |
202 |
386 |
188 |
на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации |
369 |
577 |
348 |
на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с требованием органов прокуратуры |
26 |
136 |
44 |
по иным основаниям, установленным законодательством Российской Федерации |
97 |
114 |
111 |
Выявлено правонарушений всего, из них: |
4747 |
12246 |
17396 |
плановые проверки |
2448 |
5202 |
9980 |
внеплановые проверки, из них: |
2299 |
7044 |
7416 |
невыполнение предписаний |
1118 |
1356 |
3678 |
нарушение обязательных требований законодательства |
1181 |
5688 |
3738 |
Количество случаев причинения субъектами, относящимися к поднадзорной сфере, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - всего, в том числе: |
117 |
298 |
96 |
количество случаев причинения вреда жизни, здоровью граждан |
1 |
4 |
0 |
количество случаев причинения вреда животным, растениям, окружающей среде |
112 |
289 |
96 |
количество случаев возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера |
4 |
5 |
0 |
(на основании данных по форме статистической отчетности N 1-Контроль "Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля") |
Информация о количестве проведенных плановых (рейдовых) осмотров (обследований) при осуществлении комплексного федерального государственного экологического надзора:
|
6 месяцев 2020 г. |
2020 г. |
6 месяцев 2021 г. |
Количество проведенных плановых (рейдовых) осмотров (обследований) |
3279 |
7929 |
3368 |
(на основании данных внутренней отчетности) |
1.6. Информация об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, осуществляемого в предыдущие периоды как подвида федерального государственного экологического надзора:
2020 год
| |
Плановые (рейдовые) осмотры (обследования) |
370 |
Плановые проверки |
1 |
Внеплановые проверки |
57 |
Количество выявленных правонарушений |
34 |
6 месяцев 2021 года
| |
Плановые (рейдовые) осмотры (обследования) |
147 |
Плановые проверки |
15 |
Внеплановые проверки |
47 |
Количество выявленных правонарушений |
32 |
1.7. При осуществлении комплексного федерального государственного экологического надзора в предыдущие периоды Росприроднадзором реализовывались следующие виды и формы профилактических мероприятий:
N |
Наименование мероприятия |
1 |
Информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, разъяснения административных процедур |
2 |
Подготовка и размещение докладов по правоприменительной практике |
3 |
Подготовка и размещение руководств по соблюдению обязательных требований с описанием способов их недопущения (методические рекомендации, видеоролики и другие материалы) на официальном сайте в сети Интернет |
4 |
Направление для изучения и распространения руководств по соблюдению обязательных требований, разъяснений административных процедур (уполномоченному по защите прав предпринимателей, в органы исполнительной власти, в органы местного самоуправления, в специализированные отраслевые союзы, территориальные подразделения общественных организаций) |
5 |
Подготовка перечней обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного надзора |
6 |
Подготовка и размещение разъяснений о содержании новых нормативных правовых актов в случае изменений обязательных требований, разъяснения административных процедур (в сети Интернет, выступлений в средствах массовой информации, докладов и выступлений в рамках проведения различных мероприятий с организациями и предпринимателями, информационных писем в адрес заинтересованных организаций и предпринимателей) |
7 |
Проведение консультаций с подконтрольными субъектами, по разъяснению обязательных требований, разъяснения административных процедур, проводимых не одновременно с контрольно-надзорными мероприятиями в режиме "онлайн" (в ходе приёмов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, по вопросам, полученным по телефону "горячей линии", и т.п.) или в очном режиме (заседания рабочих групп, ответов на вопросы в письменном виде, ответов на вопросы, содержащихся в почтовых отправлениях или полученных по сети Интернет) |
8 |
Реализация межведомственных вебинаров по профилактике нарушений обязательных требований |
9 |
Информирование неопределённого круга подконтрольных субъектов по вопросам повышения культуры безопасного поведения посредством публикации в печатных СМИ |
10 |
Обобщение результатов правоприменительной практики органов надзорной деятельности: подготовка доклада по результатам правоприменительной практики органа надзорной деятельности, подготовка доклада с руководством по соблюдению обязательных требований, подготовка и проведение публичных обсуждений результатов правоприменительной практики органов надзорной деятельности для поднадзорных субъектов |
11 |
Организация и проведение "Деловых игр" по проведению необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения новых обязательных требований с участием поднадзорных субъектов, заинтересованных контрольно-надзорных органов, общественных организаций и объединений, заинтересованных представителей бизнес-сообществ |
12 |
Направление уведомлений об истечении срока лицензии и/или разрешительной документации посредством Личного кабинета природопользователя |
13 |
Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частями 5-7 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", если иной порядок не установлен федеральным законом |
14 |
Автоматизация административных процедур и размещение "калькуляторов" и "чек-листов" в Личных кабинетах природопользователя |
15 |
Повышение прозрачности проведения административных процедур контрольно-надзорной деятельности ("Открытое правительство") |
16 |
Развитие института общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) |
17 |
Проведение Дней открытых дверей для студентов высших учебных заведений, обучающихся на специальностях экологического направления |
18 |
Проведение совместных мероприятий с МЧС России, Роспотребнадзором, Росгидрометом и уполномоченными органами субъектов Российской Федерации по профилактике нарушения обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха (гг. Москва, Челябинск, Красноярск, Московская область и др.) |
19 |
Разработка паспортов оздоровления территорий особого внимания совместно с заинтересованными федеральными и региональными государственными органами, крупными промышленными предприятиями и общественными объединениями предпринимательского сообщества |
20 |
Проведение совместных мероприятий с МЧС России, уполномоченными органами субъектов Российской Федерации и соответствующими дирекциями по управлению ООПТ мероприятий по профилактике лесных пожаров на ООПТ |
21 |
Проведение совместных мероприятий с ГИМС МЧС России по профилактике нарушений обязательных требований при эксплуатации судов на территории Байкальской природной территории |
22 |
Проведение открытых мероприятий и встреч с гражданами и общественными объединениями, информирование в СМИ в целях повышения правовой и экологической грамотности в области обращения с отходами |
23 |
Интеграция информации о наличии стихийных свалок и их ликвидации в ГИС "Наша природа" |
24 |
Инвентаризация источников негативного воздействия на бассейн реки Волги, проведение профилактических мероприятий совместно с Фондом содействия реформированию ЖКХ и Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения |
25 |
Внедрение "пилотного" проекта по автоматическому контролю промышленных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах негативного воздействия высоких категорий риска (I категория негативного воздействия) |
Например, количество примененных в прошлые периоды мер профилактического воздействия в виде объявления предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований в рамках осуществления комплексного федерального государственного экологического надзора составило:
|
6 месяцев 2020 г. |
2020 г. |
6 месяцев 2021 г. |
Всего выдано предостережений в рамках ФГЭН |
7771 |
14611 |
8425 |
Количество выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований:
|
6 месяцев 2020 г. |
2020 г. |
6 месяцев 2021 г. |
Всего выдано предостережений в рамках федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения |
7 |
10 |
14 |
Также необходимо отметить, что в целях профилактики правонарушений Росприроднадзором и его территориальными органами проводятся публичные обсуждения результатов правоприменительной практики. В 2020 году территориальными органами проведено 65 таких мероприятий. За 6 месяцев 2021 года проведено 35 мероприятий.
1.8. Одной из основных проблем, на решение которой направлена программа профилактики, является сокращение количества типовых нарушений обязательных требований, которые допускаются в силу отсутствия у контролируемых лиц информации об исчерпывающем перечне обязательных требований и предъявляемых общих требований к их соблюдению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.