Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к приказу Ространснадзора
от 09.12.2021 N ВБ-1031фс
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта на 2022 год
Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, описание текущего развития профилактической деятельности, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта
Управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Госморречнадзор) и его территориальные управления в соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, утвержденным Постановлением Правительства от 29.06.2021 N 1047, осуществляют надзор за соблюдением:
- обязательных требований, установленных международными договорами Российской Федерации в области торгового мореплавания и судоходства, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области безопасности торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта, безопасности судоходных и портовых гидротехнических сооружений;
- администрациями бассейнов внутренних водных путей обязательных требований к деятельности по осуществлению навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания судов на внутренних водных путях;
- лицензиатами, осуществляющими деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, лицензионных требований к соответствующим видам деятельности;
- исполнения решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий;
- требований технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 620 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта" и технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта".
Субъектами контроля (надзора) Госморречнадзора являются: организации-судовладельцы; организации, эксплуатирующие портовые и судоходные гидротехнические сооружения; лоцманские организации; организации, входящие в подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС); капитаны морских портов; капитаны бассейнов внутренних водных путей; всего по состоянию на 1 августа 2021 года более семи тысяч поднадзорных хозяйствующих субъектов.
Федеральный государственный транспортный надзор осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.
По состоянию на 1 августа 2021 года территориальными управлениями Госморречнадзора проведено 3472 контрольно-надзорных мероприятия (на 57% больше, чем за аналогичный период предыдущего года), в том числе:
- 624 плановые и внеплановые проверки, проведенные в отношении субъектов транспортного комплекса (за аналогичный период 2020 года - 208), из них: 258 в отношении судоходных компаний, 355 проверок организаций, эксплуатирующих портовые и судоходные гидротехнические сооружения; 11 проверок иных хозяйствующих субъектов (лоцманские организации, службы капитанов администраций морских портов и администраций бассейнов внутренних водных путей));
- 425 проверок по заявлениям лицензиатов и соискателей лицензий (за аналогичный период 2020 года - 526);
- 2423 осмотра объектов транспортной инфраструктуры (за аналогичный период 2020 года - 1476).
Количество проведенных контрольно-надзорных мероприятий увеличилось за счет отмены ограничений, установленных постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Всего с начала 2021 года в результате проведенных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также осмотров объектов транспортной инфраструктуры было выявлено 2383 нарушения законодательства в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, безопасности судоходных и портовых гидротехнических сооружений, что на 136% больше, чем за аналогичный период 2020 года (1009 нарушений).
Инспекторами Госморречнадзора по результатам проведения проверок и осмотров в 2021 году выдано 332 предписания об устранении выявленных нарушений (за аналогичный период 2020 года - 144 предписания).
Таким образом, в 2021 году отмечается увеличение общего количества выявленных нарушений, риски нарушения обязательных требований остаются высокими.
Случаи проведения проверок, результаты которых были признаны недействительными, а также проверок, проведенных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, не выявлялись.
Доля устраненных нарушений к общему количеству выявленных, на 1 августа 2021 года составила 99%.
По состоянию на 1 августа 2021 года по результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий привлечено к административной ответственности 1173 юридических, должностных, физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Общая сумма наложенных штрафов (за вычетом обжалованных) составила 18056 тыс. рублей.
При проведении контрольно-надзорных мероприятий инспекторами Госморречнадзора за семь месяцев 2021 года чаще всего выявлялись административные правонарушения, квалифицируемые по статьям 11.7 КоАП РФ (нарушение судоводителем на морском и внутреннем водном транспорте правил плавания судов), 11.8 КоАП РФ (нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления), 11.13 КоАП РФ (выпуск в плавание судна лицом, ответственным за его эксплуатацию, с нарушением ограничений по району и условиям плавания). Общее число таких нарушений составило 54,2% от общего числа выявленных. Еще порядка 31% составили нарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 14.43 КоАП РФ (нарушение исполнителем требований технических регламентов).
За семь месяцев 2021 года территориальными управлениями государственного морского и речного надзора было предоставлено и переоформлено 448 лицензий (за аналогичный период 2020 года - 589). По заявлению проверяемых лиц проведено 425 проверок, при проведении которых в 23 случаях выявлены несоответствия лицензионным требованиям и в предоставлении (переоформлении) разрешительных документов было отказано. Аннулированные и отозванные лицензии отсутствуют.
В соответствии с приказом Ространснадзора от 5 февраля 2015 г. N АК-102фс "Об утверждении перечня объектов, имеющих судоходные гидротехнические сооружения, подлежащие декларированию", декларированию подлежат 332 гидротехнических сооружения.
С начала года по состоянию на 1 августа 2021 г. центральным аппаратом Управления государственного морского и речного надзора было рассмотрено 43 декларации безопасности гидротехнических сооружений. Из них утверждено 33, отказано в утверждении 10 деклараций безопасности гидротехнических сооружений.
Выдано 33 разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений.
Согласно утвержденным Ространснадзором декларациям безопасности гидротехнических сооружений уровень безопасности и технического состояния характеризуются следующими цифрами:
Техническое состояние и уровень безопасности гидротехнических сооружений на 01 августа 2021 г.
Техническое состояние |
работоспособное |
158 |
ограниченно-работоспособное |
146 |
|
предаварийное |
27 |
|
аварийное |
1 |
|
Всего: |
332 |
|
Уровень безопасности |
нормальный |
150 |
пониженный |
153 |
|
неудовлетворительный |
27 |
|
опасный |
2 |
|
Всего: |
332 |
По сравнению с аналогичным периодом (август 2020 г.) увеличилось на 17% количество судоходных ГТС, находящихся в предаварийном техническом состоянии (увеличилось с 23 до 27) и на 22% с неудовлетворительным уровнем безопасности (увеличилось с 22 до 27). Снизилось на 66,6% количество судоходных ГТС, находящихся в аварийном техническом состоянии (увеличилось с 3 до 1) и на 50% с опасным уровнем безопасности (увеличилось с 4 до 2).
По состоянию на 1 августа 2021 г. на 3,9% увеличилось количество СГТС, имеющих работоспособное техническое состояние (повышение с 152 до 158) и на 4,8% нормальный уровень безопасности (повышение с 143 до 150).
На водном транспорте за 7 месяцев 2021 года произошло 17 аварий, что на 1 аварию меньше, чем за аналогичный период 2020 года.
По состоянию на 1 августа 2021 года на водном транспорте погиб 1 человек, 1 человек получил тяжкие телесные повреждения. За 7 месяцев 2020 года гибели людей не зарегистрировано, 1 человек получил тяжкие телесные повреждения в прямой связи с эксплуатацией судна.
За 7 месяцев 2021 года Госморречнадзором проведено 140 расследований аварийных случаев на водном транспорте.
Основные причины происшествий на водном транспорте:
- невыполнение экипажами или судовладельцем нормативных документов, регламентирующих безопасность мореплавания - 60%;
- несоблюдение норм и правил технической эксплуатации морских судов, а также технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций - 24%;
- недостатки в организации ходовой навигационной вахты и штурманской службы на судах при плавании в ледовой обстановке - 6%.
Таким образом, следует отметить, что со стороны субъектов контроля (надзора) продолжают существовать риски нарушения обязательных требований в сфере морского и речного транспорта, прямо или косвенно влияющие на вероятность наступления события (аварии, транспортного происшествия), следствием которою могут являться:
- риск гибели человека;
- риск причинения вреда здоровью человека;
- риск загрязнения окружающей среды;
- риск причинения материального ущерба.
Текущее развитие профилактической деятельности
Территориальными управлениями Госморречнадзора в соответствии с планом, утвержденным приказом Ространснадзора от 16.12.2020 N ВБ-872фс "Об утверждении программ профилактики нарушений обязательных требований на 2021 год и плановый период 2022-2023 гг.", проводятся профилактические мероприятия, направленные на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается в рамках осуществления деятельности.
На интернет-сайте Ространснадзора размещены перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора).
На сайтах территориальных управлений опубликованы руководства по соблюдению обязательных требований, обобщения практики осуществления государственного контроля.
С целью информирования поднадзорных субъектов на интернет-сайте Ространснадзора размещены сведения о состоянии аварийности на водном транспорте и ежегодные Сборники характерных аварийных случаев на море и внутренних водных путях.
В течение первого полугодия 2021 года территориальными управлениями Госморречнадзора проведено 65 семинаров и информационных встреч с поднадзорными субъектами.
Во время проведения 393 проверок проводились разъяснения субъектам контроля (надзора) по обобщенным итогам выявленных нарушений за прошлые периоды.
В соответствии с утвержденным планом-графиком проводятся ежеквартальные публичные обсуждения результатов правоприменительной практики (на 01.08.2021 проведено 8 мероприятий).
Размещенные на официальном сайте Ространснадзора списки контрольных вопросов обеспечивают возможность проведения подконтрольными субъектами самооценки соблюдения предъявляемых требований.
Количество выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований за семь месяцев 2021 года составило 262 (по сравнению с аналогичным периодом 2020 года увеличилось на 14%).
Характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Проведенный анализ контрольно-надзорной деятельности показывает, что со стороны субъектов надзора существуют риски нарушений обязательных требований в области безопасной эксплуатации судов, портовых гидротехнических сооружений, лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности. Количество выявляемых административных правонарушений свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей судоводителями и отсутствии должного контроля со стороны судовладельцев. При эксплуатации портовых гидротехнических сооружений нарушение требований технических регламентов собственниками (эксплуатирующими организациями) зачастую обусловлено незнанием либо неисполнением положений регламентов об обеспечении безопасности объектов морского, внутреннего водного транспорта. Нарушения требований законодательства в области осуществления лицензируемых видов деятельности, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортных средств и объектов инфраструктуры, допускаются лицензиатами в целях экономии средств при ведении хозяйственной деятельности.
Учитывая совокупность вышеизложенных факторов профилактические мероприятия при проведении федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта будут направлены на минимизацию рисков нарушений со стороны поднадзорных субъектов путем доведения до субъектов контроля (надзора) в понятной и удобной форме информации об обязательных требованиях, мотивирующей субъекты контроля (надзора) к их соблюдению, что позволит снизить контролируемые риски.
Цели и задачи программы профилактики нарушений
Стратегической целью профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере морского и внутреннего водного транспорта является повышение уровня комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы в указанной сфере путем оптимизации взаимодействия всех участников профилактической работы: управлений Госморречнадзора, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на морском и внутреннем водном транспорте, общественных объединений и населения.
Основными целями профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям являются:
1) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
2) предупреждение нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации субъектами контроля (надзора);
3) создание условий для доведения до контролируемых лиц обязательных требований, повышение информированности о способах их соблюдения;
4) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
5) снижение административной нагрузки на субъекты контроля (надзора).
Программой профилактики предусматривается решение следующих основных задач:
- создание системы, обеспечивающей прозрачность, понятность содержания обязательных требований законодательства Российской Федерации, подлежащих соблюдению;
- оптимизация работы по предупреждению и профилактике нарушений, совершаемых в сфере морского и внутреннего водного транспорта, и вовлечение в предупреждение правонарушений предприятий, организаций всех форм собственности, а также граждан и общественных объединений;
- уменьшение количества плановых контрольных мероприятий и постепенная их замена мероприятиями по профилактике нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации субъектами контроля (надзора).
Перечень профилактических мероприятий
N |
Наименование мероприятия |
Форма проведения мероприятия |
Периодичность (сроки) проведения |
Ответственный |
1. |
Информирование. Размещению и поддержанию в актуальном состоянии подлежит следующая информация: а) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального контроля; б) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального контроля, о сроках и порядке их вступления в силу; в) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информация о мерах ответственности применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; г) утвержденные проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования; д) руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"; е) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов федерального контроля к категориям риска; ж) перечень объектов федерального контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска; з) программа профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий; и) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица; к) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; л) сведения о применении мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц; м) сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц; н) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; о) доклады о федеральном контроле; п) информация о способах и процедуре самообследования (при наличии), в том числе методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований, и информация о декларациях соблюдения обязательных требований, представленных контролируемыми лицами. |
Подготовка и размещение информации на сайте Ространснадзора, сайтах территориальных управлений в сети Интернет |
Не реже одного раза в год. При наличии изменений - в течение месяца после официального опубликования |
Начальник Управления государственного морского и речного надзора и начальники территориальных управлений государственного морского и речного надзора |
2. |
Обобщение правоприменительной практики осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта в доклад Ространснадзора о правоприменительной практике |
Подготовка материалов и направление их в Правовое управление Ространснадзора |
Один раз в год, не позднее 21.02.2023 |
Начальник Управления государственного морского и речного надзора |
3. |
Объявление предостережения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям о недопустимости нарушения обязательных требований |
Объявление предостережения |
Незамедлительно при наличии сведений о признаках нарушений обязательных требований |
Начальники территориальных управлений государственного морского и речного надзора |
4. |
Проведение территориальными управлениями публичных обсуждений правоприменительной практики |
Подготовка и размещение необходимой информации на сайтах территориальных управлений, проведение публичных обсуждений |
Не реже одного раза в год |
Начальники территориальных управлений государственного морского и речного надзора |
5. |
Консультирование осуществляется по следующим вопросам: - осуществление контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального контроля; - исполнение обязательных требований, являющихся предметом федерального контроля; - по вопросам проведения профилактических мероприятий; - режима работы территориальных органов контрольного (надзорного) органа. |
Способы осуществления: по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. По 3-м и более однотипным обращениям консультирование контролируемых лиц осуществляется по мере их поступления посредством размещения на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет" письменного разъяснения по вопросам, изложенным в таких обращениях, подписанного уполномоченным должностным лицом |
По мере поступления запросов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при проведении профилактических или контрольно-надзорных мероприятий |
Начальники территориальных управлений государственного морского и речного надзора |
6. |
Профилактический визит в отношении: а) объектов федерального контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска; б) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, подлежащей федеральному контролю. |
Визит по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо с использованием видео-конференц-связи |
Лицам, приступающим к осуществлению деятельности в сфере торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, предлагается проведение профилактического визита не позднее чем в течение одного года со дня начала такой деятельности. Срок проведения обязательного профилактического визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один календарный день |
Начальники территориальных управлений государственного морского и речного надзора |
7. |
Размещение материалов по вопросам соблюдения обязательных требований в средствах массовой информации |
Информирование по вопросам соблюдения обязательных требований в СМИ |
По мере необходимости |
Начальники территориальных управлений государственного морского и речного надзора |
8. |
Самообследование |
Проводится контролируемыми лицами в личном кабинете проверяемого лица на официальном сайте Ространснадзора в сети "Интернет". Контролируемое лицо, получившее высокую оценку соблюдения им обязательных требований, по итогам самообследования вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований |
Регистрация и размещение на официальном сайте Ространснадзора в сети "Интернет" декларации соблюдения обязательных требований осуществляется по мере поступления деклараций |
Начальники территориальных управлений государственного морского и речного надзора |
9. |
Меры стимулирования |
Контрольные (надзорные) органы проводят мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестности контролируемых лиц. Оценка добросовестности контролируемого лица осуществляется при рассмотрении контрольным (надзорным) органом копий документов, подтверждающих выполнение критериев добросовестности контролируемого лица. Контрольный (надзорный) органа принимает мотивированное решение о соответствии либо несоответствии контролируемого лица критериям добросовестности. В случае соответствия контролируемого лица критериям добросовестности присвоенная категория риска понижается на одну категорию. |
Соответствие контролируемого лица критериям добросовестности оценивается за период от одного года до трех лет в зависимости от категории риска, к которой отнесены деятельность контролируемого лица или производственный объект |
Начальник Управления государственного морского и речного надзора и начальники территориальных управлений государственного морского и речного надзора |
Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Показателями результативности и эффективности выполнения программы профилактики в 2022 году являются:
1. Снижение количества смертельных случаев и случаев травматизма по отношению к 2017 году посредством повышения эффективности осуществления контрольно-надзорной деятельности.
Значение показателя установлено утвержденным Ространснадзором 04.06.2021 паспортом Ведомственного проекта "Совершенствование контрольно-надзорной деятельности в сфере транспорта".
В 2022 году показатель не должен превышать 65%. Значение показателя определяется разницей между плановым и фактическим значением.
2. Уменьшение количества нарушений обязательных требований, допущенных поднадзорными субъектами и выявленных при проведении проверок, к уровню 2018 года.
Базовый уровень - 2018 год (100%) - 1961 нарушение обязательных требований. В 2022 году показатель не должен превышать 70% от базового уровня.
Показатель рассчитывается как соотношение количества нарушений обязательных требований законодательства, допущенных поднадзорными субъектами и выявленными при проведении проверок (по данным статистической отчетной формы 1-Контроль на 1 января года, следующего за отчетным), к количеству нарушений за 2018 год.
3. Увеличение доли охвата подконтрольных субъектов профилактическими мероприятиями в общем объеме подконтрольных субъектов по сравнению с 2018 г.
Базовый уровень (2018 г.) - 12%.
В 2022 году доля охвата подконтрольных субъектов должна составлять не менее 17%.
Показатель определяется по формуле: , где - доля охвата подконтрольных субъектов; - количество субъектов, в отношении которых проводились профилактические мероприятия; - количество подконтрольных субъектов (по данным формы 1-Контроль на 1 января года, следующего за отчетным).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.