Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к приказу Ространснадзора
от 09.12.2021 N ВБ-1031фс
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области железнодорожного транспорта на 2022 год
Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта, описание текущего развития профилактической деятельности, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта
Госжелдорнадзор в соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области железнодорожного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 991 осуществляет надзор за соблюдением:
- обязательных требований, установленных Федеральным законом "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о виде контроля) и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области железнодорожного транспорта, лицензионных требований в области железнодорожного транспорта организациями-лицензиатами, осуществляющими деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров, деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов, погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам;
- обязательных требований, установленных Федеральным законом о виде контроля и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими:
деятельность по перевозке грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом;
погрузочно-разгрузочную деятельность на железнодорожном транспорте;
деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта;
деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту железнодорожных путей необщего пользования и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем железнодорожных путей необщего пользования;
деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту железнодорожного подвижного состава и его составных частей;
- обязательных требований в области железнодорожного транспорта к:
безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
строительству, приемке в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации) и их эксплуатации;
обеспечению пожарной безопасности железнодорожного подвижного состава при его эксплуатации;
обеспечению доступности для инвалидов объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожного подвижного состава и предоставляемых услуг;
соответствию установленным требованиям функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организациям, индивидуальным предпринимателям и гражданам, во владении (пользовании) которых находятся здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, оборудование, устройства, предметы, материалы, железнодорожный подвижной состав и иные связанные с перевозочным процессом транспортные и технические средства;
организациям, индивидуальным предпринимателям и гражданам, выполняющим (оказывающим) вспомогательные работы (услуги) при перевозке железнодорожным транспортом (операции по погрузке, выгрузке грузов в местах общего пользования, взвешиванию грузов, обслуживанию пассажиров на вокзалах и в пути следования, а также иные работы (услуги), связанные с организацией и осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом);
- требований, установленных статьей 4 технического регламента Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" (ТР ТС 001/2011), статьей 4 технического регламента Таможенного союза "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" (ТР ТС 002/2011), статьей 4 технического регламента Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (ТР ТС 003/2011);
- обязательных требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
Объектами государственного контроля (надзора) (далее - объект контроля) являются:
- деятельность организаций-лицензиатов, осуществляющих деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров, деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов, погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам;
- деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по перевозке грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, погрузочно-разгрузочную деятельность на железнодорожном транспорте, деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта, деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту железнодорожных путей необщего пользования и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем железнодорожных путей необщего пользования, деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту железнодорожного подвижного состава и его составных частей;
- результаты деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению (оказанию) вспомогательных работ (услуг) при перевозке железнодорожным транспортом (операции по погрузке, выгрузке грузов в местах общего пользования, взвешиванию грузов, обслуживанию пассажиров на вокзалах и в пути следования, а также иные работы (услуги), связанные с организацией и осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом);
- инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования и ее составные части подсистем и элементов составных частей подсистем, железнодорожный подвижной состав и его составные части, железнодорожные пути необщего пользования и его составные части подсистем и элементов составных частей подсистем.
Федеральный государственный транспортный надзор осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.
За первое полугодие 2021 года территориальными управлениями Госжелдорнадзора проведено 737 контрольных (надзорных) мероприятий (что в 2,7 раза больше, чем за аналогичный период 2020 года), из низ плановых - 599, что в 4,2 раза больше аналогичного периода 2020 года (141 проверка), внеплановых - 138, что на 3% больше аналогичного периода 2020 года (134 проверки).
Количество проведенных контрольных (надзорных) мероприятий увеличилось за счет отмены ограничений, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий выявлено 5612 нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации (в 2020 году - 3056), из них - 2719 нарушений, угрожающих обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте (2019 - 574), которые требуют применения запретных мер. Выдано 466 предписаний по устранению выявленных нарушений законодательства, что в 2,4 раза больше аналогичного периода 2020 года (196), 265 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, что на 42% больше аналогичного периода 2020 года (180).
В целом нарушениями является несоблюдение контролируемыми лицами при осуществлении своей деятельности в области железнодорожного транспорта требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, подвижного состава и иных связанных с перевозочным процессом транспортных и технических средств, правил перевозки и перегрузки грузов, перевозки пассажиров и багажа, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области безопасности железнодорожного транспорта.
Показатель устранения выявленных нарушений, установленный Минтрансом России (83,6%) выполнен на 100% и составил 92,3%.
При проведении контрольно-надзорной деятельности на железнодорожном транспорте применяются проверочные чек-листы, в которых отражены все основные вопросы при проведении проверок предприятий в зависимости от вида деятельности. Тем самым, проверки стали более открытыми, так как до начала проверки контролируемые лица могут ознакомиться с вопросами проверки, изучив чек-листы на сайте Ространснадзора.
За первое полугодие 2021 года привлечено к административной ответственности за нарушения законодательства в области безопасности движения поездов более 3,5 тысяч нарушителей на общую сумму около 5 миллионов рублей, взыскано более 5,5 миллионов рублей (с учетом ранее наложенных административных штрафов).
Из анализа правоприменительной практики по выявленным нарушениям требований действующего законодательства Российской Федерации в области железнодорожного транспорта в 2021 году наибольшее количество административных нарушений выявлено по следующим статьям:
1) действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте (ст. 11.1 КоАП РФ - 3046 нарушителей, из них: должностных лиц - 1549, юридических лиц - 27, физических лиц - 1463, индивидуальных предпринимателей - 7, на общую сумму более 3237,4 тыс. руб.);
2) нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (ст. 11.16 КоАП РФ - всего привлечено к административной ответственности 86 нарушителей, из них: должностных лиц - 62, физических лиц - 24, на общую сумму более 268,8 тыс. руб.);
3) уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (ст. 9.13 КоАП РФ - всего привлечено к административной ответственности 52 нарушителя, из них: должностных# - 23, юридических лиц - 29, на общую сумму 619,7 тыс. руб.);
4) осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией (ст. 14.1.2 ч. 3 КоАП РФ - всего привлечено к административной ответственности 90 нарушителей, из них: должностных# - 27, юридических лиц - 58, индивидуальных предпринимателей - 5, на общую сумму 400,0 тыс. руб.);
5) нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов (ст. 11.14 ч. 3 КоАП РФ - всего привлечено к административной ответственности 124 нарушителя, из них: должностных# - 28, юридических# - 39, физических лиц - 57, на общую сумму 136,4 тыс. руб.);
6) другие статьи КоАП РФ - 153,0 тыс. руб.
Проведена работа по организации профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, установленных федеральными заколами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, целью проведения которых является снижение административных и финансовых издержек как контрольно-надзорного органа, так и подконтрольных субъектов, по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий, а также предупреждение нарушения, подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований.
Так, на основании статей 8.2., 13.2. Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Госжелдорнадзором было проведено 328 рейдовых осмотров железнодорожного подвижного состава в процессе его эксплуатации (в 2020 году - 538). Было осмотрено 5009 единиц подвижного состава (в 2020 году - 6461), выявлено 2317 нарушений (в 2020 году - 3145), 356 единиц подвижного состава (15,4% от общего количества осмотренных) отставлено от эксплуатации (в 2020 году - 395).
На железнодорожном транспорте за 6 месяцев 2021 года произошло 9 транспортных происшествий (8 крушений и 1 авария), за аналогичный период 2020 года - 9 транспортных происшествий (8 крушений и 1 авария). Погибших работников железнодорожного транспорта за указанный период не было (в 2020 году - 1). Количество сходов и столкновений железнодорожного подвижного состава увеличилось на 27,3% (373 в 2021 г., 293 в 2020 г.).
По состоянию на 1 июня 2021 года проведено 52 расследования случаев нарушения безопасности движения на железнодорожном транспорте.
Основными причинами допускаемых транспортных происшествий на путях общего пользования за 6 месяцев 2021 года являлись (в % от общего количества нарушений безопасности движения): нарушения в технологии маневровой работы - 42,9%, нарушения в текущем содержании пути - 29,3%, нарушения правил ремонта подвижного состава - 16,4%). Основными причинами допускаемых транспортных происшествий на путях необщего пользования являлись (в % от общего количества нарушений безопасности движения); нарушения в текущем содержании пути - 62%, нарушения технологии маневровой работы - 29,8%, нарушения в технологии правил погрузки, выгрузки грузов - 4,6%). При этом в основе большинства причин нарушений безопасности движения, находится человеческий фактор, что свидетельствует о низкой "Культуре безопасности" работников транспортного комплекса.
Территориальными органами Госжелдорнадзора за первое полугодие 2021 года проведено 221 мероприятие по контролю (надзору) за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации по обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и предоставляемых услуг, в ходе которых проверено 25 и осмотрено 6 вокзалов (всего 31 вокзал), проверено 3 железнодорожных станции, проверено 598 и осмотрено 2796 транспортных средств (всего 3394 транспортных средства). По результатам проведенных мероприятий выдано 17 предписаний, 10 предостережений, составлено 36 протоколов об административных правонарушениях.
Текущее развитие профилактической деятельности
В течение первого полугодия 2021 года, Госжелдорнадзор и его территориальные управления, в целях предупреждения нарушений контролируемыми лицами обязательных требований законодательства в сфере железнодорожного транспорта, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, осуществлял мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, в том числе:
1) размещение на официальном сайте в сети "Интернет" перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
2) информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством проведения совещаний, семинаров и конференций, проведение разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами;
3) проведение ежеквартальных публичных обсуждений правоприменительной практики;
4) обобщение практики осуществления контрольной (надзорной) деятельности в сфере компетенции Управления (не реже одного раза в год) и размещение на официальном сайте в сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;
5) выдача предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований;
6) публикации на сайте Ространснадзора в сети "Интернет" информации о результатах расследований транспортных происшествий на железнодорожном транспорте (из окончательных отчетов, по мере поступления информации);
7) информирование о фактах транспортных происшествий и их причинах, посредством рассылки электронных писем крупнейшим операторам и владельцам подвижного состава, перевозчикам, владельцам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцам путей необщего пользования, ремонтным и обслуживающим предприятиям;
8) внесение представлений о принятии мер об устранении выявленных нарушений и условий, способствовавших их совершению;
9) проведение профилактических рейдовых мероприятий по проверке подвижного состава железнодорожного транспорта в процессе его эксплуатации.
За 6 месяцев 2021 года Госжелдорнадзором и его территориальными управлениями проводилась работа по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности на железнодорожном транспорте. Особый акцент сделан на профилактику предотвращения нарушений:
- проведено 457 совещаний с руководителями и специалистами, владельцами железнодорожных путей необщего пользования;
- проведено 9 публичных обсуждений правоприменительной практики согласно Плану-графику публичных обсуждений правоприменительной практики Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на 2021 год, утвержденному приказом Ространснадзора от 16.12.2020 N ВБ-872фс. В проведённых мероприятиях приняло участие 311 человек представителей 182 организаций, заполнено 85 анкет;
- выдано 256 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований по фактам нарушений, выявляемых в ходе мероприятий по контролю осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
- выдано 442 представления о принятии мер об устранении выявленных нарушений и условий, способствующих их совершению;
- информированы поднадзорные субъекты о фактах транспортных происшествий и их причинах, посредством рассылки 111 электронных писем крупнейшим операторам и владельцам подвижного состава, перевозчикам, владельцам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцам путей необщего пользования, ремонтным и обслуживающим предприятиям;
- размещена в СМИ 21 публикация профилактического характера;
- опубликовано на сайте Ространснадзора 172 письма информационного характера.
Согласно требованиям Федерального закона от 31.07.2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" с 01.07.2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) Госжелдорнадзором, проводятся следующие виды профилактических мероприятий:
1) Информирование:
На официальном сайте Ространснадзора и сайтах территориальных управлений в сети "Интернет" размещается и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация:
- тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального контроля;
- сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального контроля, о сроках и порядке их вступления в силу;
- перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
- утвержденные проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования;
- руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
- перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов федерального контроля к категориям риска;
- перечень объектов федерального контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
- программа профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий;
- исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица;
- сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
- сведения о применении мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц;
- сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
- доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа;
- доклады о федеральном контроле;
- информация о способах и процедуре самообследования (при наличии), в том числе методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований, и информация о декларациях соблюдения обязательных требований, представленных контролируемыми лицами.
2) Обобщение правоприменительной практики:
- обеспечивается проведение ежеквартальных публичных обсуждений правоприменительной практики территориальными органами Госжелдорнадзора;
- один раз в год обеспечивается обобщение практики осуществления контрольной (надзорной) деятельности в сфере компетенции Ространснадзора и готовится доклад о правоприменительной практике, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;
- доклад о правоприменительной практике утверждается приказом (распоряжением) руководителя контролирующего органа не позднее 31 марта каждого года и размещается на официальном сайте контролирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в 3-дневный срок со дня его утверждения.
3) Объявление предостережения.
В порядке, предусмотренном статьей 49 Федерального закона о государственном контроле (надзоре) объявляется и направляется контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
4) Консультирование.
Должностные лица Госжелдорнадзора и его территориальных органов предоставляют контролируемым лицам консультирование по следующим вопросам:
- организация и осуществление государственного контроля (надзора);
- порядок осуществления контрольных (надзорных) мероприятий;
- соблюдение обязательных требований;
- вопросы, содержащиеся в проверочных листах;
- проведенные контрольные (надзорные) мероприятия и проводимые профилактические мероприятия.
Консультирование предоставляется:
- при личном обращении;
- при получении письменного запроса;
- в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
В случае поступления 5 и более однотипных обращений консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется посредством размещения на официальном сайте контролирующего органа в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом контролирующего органа.
5) Самообследование.
Самообследование проводится контролируемыми лицами в личном кабинете проверяемого лица на официальном сайте Ространснадзора.
Контролируемые лица, получившие высокую оценку соблюдения ими обязательных требований, по итогам самообследования вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований.
Декларация соблюдения обязательных требований направляется контролируемым лицом в контролирующий орган, который осуществляет ее регистрацию и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет".
6) Профилактический визит.
Профилактический визит в отношении контролируемых лиц проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо с использованием видео-конференц-связи, согласно плану профилактических мероприятий, размещенному в перечне профилактических мероприятий в разделе 3 настоящей программы.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, об основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
Характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Основной проблемой, которая должна быть решена при реализации данной программы, является низкий уровень правовой грамотности контролируемых лиц, который приводит к возникновению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, либо к угрозе причинения вреда.
Профилактические мероприятия при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта будут направлены на минимизацию рисков нарушений со стороны контролируемых лиц путем доведения до них в понятной и доступной форме информации об обязательных требованиях, мотивирующей контролируемых лиц к их соблюдению.
Цели и задачи программы профилактики нарушений
Стратегической целью профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере железнодорожного транспорта является повышение уровня комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы в указанной сфере путем оптимизации взаимодействия всех участников профилактической работы: Госжелдорнадзора, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на железнодорожном транспорте, общественных объединений и населения.
Основными целями профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям являются:
- снижение количества людей, травмированных и погибших в результате транспортных происшествий при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом;
- предупреждение нарушений контролируемыми лицами обязательных требований законодательства Российской Федерации при эксплуатации железнодорожного транспорта посредством правовой информированности;
- минимизация рисков возникновения транспортных происшествий и их последствий;
- снижение административной нагрузки на предприятия железнодорожного транспорта;
- разъяснение контролируемым лицам железнодорожного транспорта системы обязательных требований при его эксплуатации;
- создание инфраструктуры профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
- повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора) в сфере железнодорожного транспорта;
- увеличение доли законопослушных контролируемых лиц;
- повышение эффективности осуществления контрольно-надзорной деятельности.
Программой профилактики предусматривается решение следующих основных задач:
- формирование и внедрение новых средств коммуникации и методов взаимодействия с контролируемыми лицами при осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора) в сфере железнодорожного транспорта (информирование контролируемых лиц о возможности использования "Личного кабинета проверяемого лица" на сайте Ространснадзора);
- формирование одинакового понимания обязательных требований у контролируемых лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта;
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению требований законодательства, определение способов устранения или снижения рисков в вопросах обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
- осуществление планирования и проведения профилактических мероприятий на основе принципов их понятности, информационной открытости, вовлеченности и полноты охвата ими максимального количества объектов контроля;
- проработка возможности создания инфраструктуры профилактики нарушений обязательных требований в виде электронных сервисов, обеспечивающих учет, сбор статистических данных, позволяющих проводить оценку состояния подконтрольной среды и выявлять особенности контролируемых лиц;
- создание условий обеспечения нематериального стимулирования, в целях изменения отношения контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований, формированию позитивной ответственности за ведение своей деятельности, повышение мотивации для соблюдения критериев добросовестности, а также принятие декларации.
Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение нарушения обязательных требований, проводятся в соответствии с Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Перечень профилактических мероприятий
Наименование мероприятия |
Форма проведения мероприятия |
Периодичность проведения мероприятия |
Адресаты мероприятия |
Ответственный |
Информирование: (размещению и поддержанию в актуальном состоянии подлежит следующая информация)
| ||||
а) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального контроля; б) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального контроля, о сроках и порядке их вступления в силу; в) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; г) утвержденные проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования; д) руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"; е) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов федерального контроля к категориям риска; ж) перечень объектов федерального контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска; з) программа профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий; и) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица; к) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; л) сведения о применении мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц; м) сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц; н) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; о) доклады о федеральном контроле; п) информация о способах и процедуре самообследования (при наличии), в том числе методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований, и информация о декларациях соблюдения обязательных требований, представленных контролируемыми лицами. |
Подготовка и размещение информации на сайте Ространснадзора (в т.ч. на страницах территориальных управлений) |
Не реже одного раза в год. При наличии изменений - в течение месяца после официального опубликования |
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере железнодорожного транспорта |
Начальник Управления государственного железнодорожного надзора Начальники территориальных управлений государственного железнодорожного надзора |
Проведение совещаний, семинаров, тематических конференций с подконтрольными предприятиями по актуальным вопросам контроля (надзора) |
Совещания, семинары, участие в тематических конференциях |
Ежеквартально |
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере железнодорожного транспорта |
Начальник Управления государственного железнодорожного надзора Начальники территориальных управлений государственного железнодорожного надзора |
Информирование о фактах транспортных происшествий посредством рассылки электронных писем |
Подготовка информации о ТП и ее направление контролируемым лицам |
По окончании расследования транспортного происшествия |
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере железнодорожного транспорта |
Начальник Управления государственного железнодорожного надзора Начальники территориальных управлений государственного железнодорожного надзора |
Обобщение правоприменительной практики
| ||||
Обобщение правоприменительной практики осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта в доклад Ространснадзора о правоприменительной практике |
Подготовка материалов |
Один раз в год, не позднее 21.02.2023 |
Правовое управление |
Начальник Управления государственного железнодорожного надзора |
Проведение публичных обсуждений результатов правоприменительной практики |
Размещение информации на сайте Ространснадзора (в т.ч. на страницах территориальных управлений) |
Ежеквартально |
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере железнодорожного транспорта |
Начальник Управления государственного железнодорожного надзора Начальники территориальных управлений государственного железнодорожного надзора |
Объявление предостережения
| ||||
Внесение должностным лицам предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований |
Размещение информации на сайте Ространснадзора (в т.ч. на страницах территориальных управлений), в письменной форме руководителю, нарушающему законодательство |
Незамедлительно при наличии сведений о признаках нарушений обязательных требований |
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере железнодорожного транспорта |
Начальник Управления государственного железнодорожного надзора Начальники территориальных управлений государственного железнодорожного надзора |
Консультирование
| ||||
Консультирование осуществляется по следующим вопросам: а) организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора); б) порядка осуществления контрольных (надзорных) мероприятий; в) соблюдения обязательных требований; г) изложенным в проверочных листах; д) проведенных контрольных (надзорных) мероприятий и проводимых профилактических мероприятий. |
Проведение консультирования: - при личном обращении - посредством телефонной связи, электронной почты, видео-конференц-связи; - при получении письменного запроса - посредством ответа в письменном виде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан; - в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. |
По мере поступления запросов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при проведении профилактических или контрольных надзорных мероприятий По 5-ти и более однотипным обращениям консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется посредством размещения на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом |
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере железнодорожного транспорта |
Начальник Управления государственного железнодорожного надзора Начальники территориальных управлений государственного железнодорожного надзора |
Профилактический визит
| ||||
Профилактический визит в отношении: а) объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска; б) контролируемых лиц, приступающих к началу осуществления деятельности в области железнодорожного транспорта |
Проведение профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо посредством использования видео-конференц-связи |
В соответствии с планом-графиком проведения обязательных профилактических визитов (Приложение 1) |
В отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в области железнодорожного транспорта, не позднее чем в течение 1-го года со дня начала такой деятельности, и в отношении объектов контроля отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска |
Начальник Управления государственного железнодорожного надзора Начальники территориальных управлений государственного железнодорожного надзора |
Публикация информационных писем |
Размещение информации на сайте Ространснадзора (в т.ч. на страницах территориальных управлений) |
По мере необходимости |
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере железнодорожного транспорта |
Начальник Управления государственного железнодорожного надзора Начальники территориальных управлений государственного железнодорожного надзора |
Работа со средствами массовой информации, размещение материалов по вопросам соблюдения обязательных требований в СМИ |
Опубликование статей в печатных изданиях, информирование по вопросам соблюдения обязательных требований в СМИ |
По мере необходимости |
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере железнодорожного транспорта |
Начальник Управления государственного железнодорожного надзора Начальники территориальных управлений государственного железнодорожного надзора |
Самообследование
| ||||
Самообследование |
Проводится контролируемыми лицами в личном кабинете проверяемого лица на официальном сайте Ространснадзора в сети "Интернет". Контролируемое лицо, получившее высокую оценку соблюдения им обязательных требований, по итогам самообследования вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований |
Регистрация и размещение на официальном сайте Ространснадзора в сети "Интернет" Декларации соблюдения обязательных требований осуществляется по мере поступления Деклараций |
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере железнодорожного транспорта |
Начальник Управления государственного железнодорожного надзора Начальники территориальных управлений государственного железнодорожного надзора |
Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Показателями результативности и эффективности выполнения программы профилактики в 2022 году являются:
1. Снижение количества смертельных случаев и случаев травматизма по отношению к 2017 году посредством повышения эффективности осуществления контрольно-надзорной деятельности.
Значение показателя установлено утвержденным Ространснадзором паспортом Ведомственного проекта "Совершенствование контрольно-надзорной деятельности в сфере транспорта".
В 2022 году показатель не должен превышать 65%. Значение показателя определяется разницей между плановым и фактическим значением.
N |
Наименование показателя |
Базовое значение (2017 г.) |
Период, год |
||||
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
||||
плановое |
факт |
||||||
1 |
Количество людей, погибших в результате транспортных происшествий при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом на 100 тыс. перевезенных пассажиров |
(46 чел.) |
35,25 чел. |
0 |
34,78 чел. |
34,31 |
33,84 |
2 |
Количество людей, травмированных в результате транспортных происшествий при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом на 100 тыс. перевезенных пассажиров |
(196 чел.) |
152 чел. |
0 |
149 чел. |
147 чел. |
145 чел. |
Целевые показатели эффективности:
Целевой показатель качества |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Количество людей, погибших в результате транспортных происшествий при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом |
|||
Количество людей, травмированных в результате транспортных происшествий при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом |
Формулы расчета показателей:
1. Количество людей, погибших в результате транспортных происшествий при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом: количество погибших (чел.) * 100 000 / кол-во перевезенных пассажиров.
2. Количество людей, травмированных в результате транспортных происшествий при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом:
Количество травмированных (чел.) * 100 000 / кол-во перевезенных пассажиров.
2. Показатель снижения количества нарушений законодательства, допущенных контролируемыми лицами и выявленных при проведении проверок.
Базовый период 2019 год (100%) - 18867 нарушений.
В 2022 году показатель не должен превышать 70% от базового периода (что составит 13206 нарушений).
Показатель рассчитывается как соотношение количества нарушений законодательства, допущенных контролируемыми лицами и выявленных при проведении проверок, к количеству нарушений за 2019 год.
3. Увеличение доли охвата контролируемых лиц профилактическими мероприятиями в общем объеме контролируемых лиц по сравнению с 2019 г.
Базовый уровень (2019 г.) - 10,7%.
В 2022 году доля охвата подконтрольных субъектов должна составлять не менее 20%.
Показатель определяется по формуле: , где - доля охвата подконтрольных субъектов; - количество субъектов, в отношении которых проводились профилактические мероприятия; - количество подконтрольных субъектов (по данным формы 1-Контроль на 1 января года, следующего за отчетным).
Целевые показатели корректируются ежегодно с учетом достигнутых значений предыдущего года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.