Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, описание текущего развития профилактической деятельности, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
1.1 Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве
По состоянию на 1 июля 2021 года общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, которая подлежит государственному контролю (надзору), муниципальному контролю со стороны государственного автомобильного и дорожного надзора составляет 208,9 тыс. хозяйствующих субъектов из которых свыше 62 тыс. имеют лицензии на перевозку пассажиров и иных лиц автобусами, свыше 19,6 тыс. имеют удостоверения допуска к осуществлению международных автоперевозок, 22,8 тыс. осуществляют деятельность на основании соответствующих уведомлений.
В настоящее время проведен анализ состояния подконтрольных субъектов по выявленным нарушениям требований действующего законодательства.
За 6 месяцев 2021 года территориальными управлениями Госавтодорнадзора по выявленным нарушениям было возбуждено 410,4 тыс. административных дел, из них, по видам нарушений:
- управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха (ст. 11.23 КоАП РФ) - 76,7 тыс.;
- нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (ст. 12.31.1 КоАП РФ) - 14,8 тыс.;
- нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства (ст. 12.21.1 КоАП РФ) - 13,6 тыс.;
- несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (ст. 12.21.3 КоАП РФ) - 264,6 тыс.;
- нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса (ст. 11.33 КоАП РФ) - 2,3 тыс.;
- управление транспортным средством без отличительного на нем и (или) прицепах к нему знака государства регистрации транспортного средства (прицепа) и нарушение других правил эксплуатации транспортного средства при осуществлении международной автомобильной перевозки (ст. 11.27 КоАП РФ) - 8 тыс.;
- уклонение от исполнения административного наказания (ст. 20.25 КоАП РФ) - 4,9 тыс.;
- осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией (ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ) - 3,2 тыс.;
- невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль (ст. 19.5 КоАП РФ) - 142.
Все указанные нарушения могут повлечь за собой риск совершения дорожно-транспортных происшествий различной степени тяжести последствий такие как:
- причинение вреда жизни и здоровью граждан;
- загрязнение окружающей среды;
- материальный ущерб.
1.2 Текущий уровень развития профилактических мероприятий
Управление Госавтодорнадзора и его территориальные органы, в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований транспортного законодательства, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в автотранспортном комплексе, такие как:
- размещение на официальном сайте в сети "Интернет" перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
- информирование исполнительных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований;
- разработка и опубликование руководств (распоряжений, указаний и др.) по соблюдению обязательных требований; проведение совещаний, семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иные способы. В случае изменения обязательных требований подготавливает и распространяет комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
- проведение системной работы с органами исполнительной власти и прокуратуры субъектов Российской Федерации по обеспечению законности применения административных мер в отношении нарушителей транспортного законодательства;
- организация взаимодействия и совместной работы с представителями полиции Главного Управления Министерства внутренних дел России, включая Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, органов Федеральной миграционной службы, Федеральной налоговой службы, Федеральной антимонопольной службы, профильных комитетов правительств субъектов и других компетентных органов по пресечению противоправных действий со стороны перевозчиков;
- проведение межрегиональными управлениями Госавтодорнадзора ежеквартальных публичных обсуждений правоприменительной практики;
- регулярное обобщение практики осуществления контрольной (надзорной) деятельности в сфере компетенции Службы и размещение на официальном сайте в сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;
- проведение комплексной и плановой деятельности по осуществлению мониторинга правоприменения в Российской Федерации;
- проведение аттестации лиц, занимающих должности руководителей и специалистов предприятий транспорта.
Основной проблемой, которая должна быть решена при реализации данной программы, является низкий уровень правовой грамотности субъектов надзора, который приводит к возникновению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, либо к угрозе причинения.
1.3 Характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Проведенный анализ контрольно-надзорной деятельности показывает, что со стороны субъектов надзора существует высокая степень риска нарушений обязательных требований в области автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и сохранности автомобильных дорог. Количество выявляемых административных правонарушений свидетельствует о ненадлежащем исполнении лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, своих обязанностей. Анализ результатов контрольно-надзорных мероприятий показывает, что основным фактором, влияющим на нарушение обязательных требований, является незнание нормативных правовых актов контролируемыми лицами.
Учитывая совокупность вышеизложенных факторов профилактические мероприятия при проведении федерального государственного контроля (надзора) в области автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и сохранности автомобильных дорог будут направлены на минимизацию рисков нарушений со стороны поднадзорных субъектов путем доведения до субъектов контроля (надзора) в понятной и удобной форме информации об обязательных требованиях, мотивирующей субъекты контроля (надзора) к их соблюдению, что позволит снизить контролируемые риски.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.