Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к приказу Ространснадзора
от 09.12.2021 N ВБ-1031фс
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области транспортной безопасности на 2022 год
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации в части аварийно-спасательного обеспечения полетов, поиска и спасания на 2022 год
1. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации в части аварийно-спасательного обеспечения полетов, поиска и спасания, описание текущего развития профилактической деятельности, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности
Управление транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - УТБ) и территориальные управления в соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности, утвержденным Постановлением Правительства от 29.06.2021 N 1051, осуществляют надзор за соблюдением обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области транспортной безопасности.
Контролируемыми лицами с 01.07.2021 являются: субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчики, застройщики объектов транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, учебные центры, специализированные организации, органы аттестации, которые являются организациями, находящимися в ведении компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности, аттестующие организации и граждане.
Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.
По состоянию на 26 августа 2021 г. территориальными управлениями проведено 1106 контрольных (надзорных) мероприятий, что на 41% больше чем за аналогичный период предыдущего года (далее - АППГ), в том числе - 278 плановых (на 115% больше АППГ) и 828 внеплановых (на 27% больше АППГ).
Количество проведенных контрольных (надзорных) мероприятий увеличилось за счет отмены ограничений, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Всего с начала 2021 года в результате проведенных мероприятий было выявлено 3582 нарушения обязательных требований, что на 59% больше АППГ.
Таким образом, в 2021 году отмечается увеличение общего количества выявленных нарушений, риски нарушения обязательных требований остаются высокими.
В ходе контрольных (надзорных) мероприятий были выявлены следующие наиболее характерные нарушения субъектами транспортной инфраструктуры требований в области обеспечения транспортной безопасности:
1. Не привлечены подразделения транспортной безопасности для защиты объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства;
2. Нарушен порядок аттестации сил обеспечения транспортной безопасности;
3. Не обеспечено оснащение объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств техническими средствами обеспечения транспортной безопасности;
4. Технические средства обеспечения транспортной безопасности, установленные на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, не прошли процедуру обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5. Для транспортных средств не разработаны (отсутствуют) паспорта обеспечения транспортной безопасности;
6. Не обеспечена передача данных в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств при осуществлении перевозки пассажиров.
Случаев проведения проверок, результаты которых были признаны недействительными, а также проверок, проведенных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, не выявлено.
По состоянию на 26 августа 2021 года по результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий привлечено к административной ответственности всего 1805 контролируемых лиц, из них:
юридических лиц - 1042,
должностных лиц - 325,
физических лиц - 135 и
индивидуальных предпринимателей - 303.
Общая сумма наложенных штрафов составила 67732,6 тыс. рублей. Общая сумма взысканных - 51047,345 тыс. руб.
При проведении контрольно-надзорных мероприятий инспекторами за семь месяцев 2021 года чаще всего выявлялись административные правонарушения, квалифицируемые по статье 11.15.1 КоАП РФ (64% от общего количества постановлений о привлечении к административной ответственности). Привлечение к административной ответственности по статьям КоАП РФ 11.15.2 и 19.5.10 составило соответственно 9% и 7%.
К возможным тенденциям, которые могут оказать влияние на состояние подконтрольной среды относятся:
- расширение списка контролируемых лиц,
- состояние финансирования федеральных и региональных целевых программ по развитию транспортной инфраструктуры и обеспечения транспортной безопасности;
- развитие экономики Российской Федерации в условиях продления санкций со стороны ЕС и США;
- серьезное воздействие пандемии COVID-19 на авиацию и другие виды транспорта;
- совокупное влияние внутренних факторов на развитие транспортной инфраструктуры Российской Федерации;
- совершенствование нормативной правовой базы в области транспортной безопасности;
- дифференциация обязательных требований в зависимости от категории субъектов, оказывающих негативное воздействие на охраняемые законом ценности;
- повышение квалификации руководителей и сотрудников подконтрольных субъектов могут способствовать снижению количества правонарушений.
В то же время, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также несоблюдение хозяйствующими субъектами обязательных требований может привести к случаям причинения крупного ущерба.
Со стороны контролируемых лиц продолжают существовать риски нарушения обязательных требований в области транспортной безопасности, прямо или косвенно влияющие на вероятность наступления события (АНВ, транспортного происшествия), следствием которого могут являться:
- риск гибели человека;
- риск причинения вреда здоровью человека;
- риск загрязнения окружающей среды;
- риск причинения материального ущерба.
Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации в части аварийно-спасательного обеспечения полетов, поиска и спасания
По состоянию на 26 августа 2021 г. проведено 9 контрольных (надзорных) мероприятий, что на 125% больше чем за аналогичный период предыдущего года), в том числе - 2 плановых и 7 внеплановых. Кроме того, проведена 1 совместная проверка.
Всего с начала 2021 года в результате проведенных мероприятий было выявлено 101 нарушение обязательных требований, что значительно превышает АППГ - 4.
Выдано 21 предписание об устранении нарушений, 3 материала направлено в суды, вынесено 1 представление.
Текущее развитие профилактической деятельности
В соответствии с планом, утвержденным приказом Ространснадзора от 16.12.2020 N ВБ-872фс "Об утверждении программ профилактики нарушений обязательных требований на 2021 год и плановый период 2022-2023 гг.", проводятся профилактические мероприятия, направленные на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается в рамках осуществления деятельности.
На интернет-сайте Ространснадзора размещены перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора).
В соответствии с утвержденным планом-графиком в течение 7 месяцев 2021 года территориальными управлениями проведено 11 публичных обсуждений правоприменительной практики.
Формы проверочных листов со списками контрольных вопросов подготовлены, но в связи с отсутствием соответствующего постановления Правительства Российской Федерации не утверждены и не размещены на официальном сайте Ространснадзора.
Управление транспортной безопасности обеспечивает регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления контрольной (надзорной) деятельности в сфере транспортной безопасности и представление информации в Правовое управление для размещения на официальном сайте в сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений.
Количество выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований за семь месяцев 2021 года составило 5462 (по сравнению с аналогичным периодом 2020 года увеличилось на 175,3%).
Количество рейдовых осмотров транспортных средств составило 6763 (больше на 132,3% АППГ).
Характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Проведенный анализ контрольно-надзорной деятельности показывает, что со стороны контролируемых лиц существуют риски нарушений обязательных требований в области транспортной безопасности. Количество выявляемых административных правонарушений свидетельствует о ненадлежащем исполнении требований законодательства.
Учитывая совокупность вышеизложенных факторов, профилактические мероприятия будут направлены на минимизацию рисков нарушений со стороны контролируемых лиц путем доведения до них в понятной и удобной форме информации об обязательных требованиях, мотивирующей контролируемых лиц к их соблюдению, что позволит снизить контролируемые риски.
2. Цели и задачи программы профилактики нарушений
Стратегической целью профилактики правонарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере транспортной безопасности является повышение уровня комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы в сфере транспортной безопасности путем оптимизации взаимодействия всех участников профилактики: Управления транспортной безопасности, территориальных управлений, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере транспортной безопасности, общественных объединений и населения.
Основной целью Программы являются:
Достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей:
1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Задачи Программы:
- оценка возможной угрозы причинения, либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, выработка и реализация профилактических мер, способствующих ее снижению;
- выявление факторов угрозы причинения, либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения угрозы;
- оценка состояния подконтрольной среды и установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от присвоенных контролируемым лицам категорий риска;
- создание условий для изменения ценностного отношения контролируемых лиц к рисковому поведению, формирования позитивной ответственности за свое поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению;
- регулярная ревизия обязательных требований и принятие мер к обеспечению реального влияния на уровень транспортной безопасности комплекса обязательных требований, соблюдение которых составляет предмет государственного надзора в области транспортной безопасности, а также государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации в части ПАСОП;
- формирование одинакового понимания обязательных требований у всех контролируемых лиц при осуществлении государственного надзора в области транспортной безопасности, а также соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области гражданской авиации, в том числе международных договоров в сфере авиационно-космического поиска и спасания;
- выявление факторов риска причинения вреда жизни и здоровью граждан, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, регламентирующих правила в области транспортной безопасности;
- создание и внедрение мер системы позитивной профилактики; повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;
- создание системы, обеспечивающей прозрачность, понятность содержания обязательных требований законодательства Российской Федерации, подлежащих соблюдению;
- оптимизация работы по предупреждению и профилактике нарушений, и вовлечение в предупреждение правонарушений предприятий, организаций всех форм собственности, а также граждан и общественных объединений;
- увеличение доли мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в общем объеме контрольной деятельности.
3. Перечень профилактических мероприятий
N |
Наименование мероприятия |
Форма проведения мероприятия |
Периодичность (сроки) проведения |
Ответственные за реализацию подразделения и должностные лица |
1. |
Информирование. |
|
|
Начальник УТБ, начальники территориальных управлений |
1.1 |
Размещению и поддержанию в актуальном состоянии подлежит следующая информация: |
Подготовка и направление информации для размещения на сайте Ространснадзора в сети Интернет |
|
|
1.1.1 |
тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора)в области транспортной безопасности и государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации в части ПАСОТ |
|
В течение 10 дней со дня официального опубликования |
|
1.1.2 |
сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу |
|
В течение 10 дней со дня официального опубликования |
|
1.1.3 |
перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; |
|
В течение 10 дней со дня официального опубликования |
|
1.1.4 |
утвержденные проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования; |
|
В течение 10 дней со дня утверждения |
|
1.1.5 |
руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" |
|
В течение 10 дней со дня утверждения |
|
1.1.6 |
перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований |
|
В течение 10 дней со дня официального опубликования |
|
1.1.7 |
порядок отнесения объектов контроля к категориям риска; |
|
1 раз в год |
|
1.1.8 |
перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска; |
|
1 раз в год |
|
1.1.9 |
программа профилактики рисков причинения вреда |
|
1 раз в год |
|
1.1.10 |
план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом (при проведении таких мероприятий) |
|
1 раз в год |
|
1.1.11 |
исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица; |
|
1 раз в год |
|
1.1.12 |
сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; |
|
1 раз в год |
|
1.1.13 |
сведения о применении контрольным (надзорным) органом мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц; |
|
1 раз в год |
|
1.1.14 |
сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц; |
|
1 раз в год далее по мере необходимости |
|
1.1.15 |
доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; |
Подготовка информации и направление её в в ПУ |
1 раз в год |
|
1.1.16 |
доклады о государственном контроле (надзоре), |
Подготовка информации и направление её в ПУ |
1 раз в год |
|
1.1.17 |
информацию о способах и процедуре самообследования (при ее наличии), |
|
В течение 10 дней с момента реализации процедуры самообследования |
|
1.1.18 |
методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований, |
|
В течение 10 дней с момента реализации процедуры самообследования |
|
1.1.19 |
информацию о декларациях соблюдения обязательных требований, представленных контролируемыми лицами |
|
В течение 10 дней с момента получения |
|
1.1.20 |
иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами и (или) программами профилактики рисков причинения вреда. |
|
По мере необходимости |
|
1.2 |
Проведение семинаров, вебинаров, ВКС с контролируемыми лицами |
Семинар, вебинар, ВКС |
1 раз в квартал |
|
1.3 |
Разъяснение обязательных требований входе проведения совещаний, конференций |
Устное информирование |
При участии должностных лиц УТБ в совещаниях, конференциях |
|
2 |
Обобщение правоприменительной практики осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности |
|
|
Начальник УТБ, начальники территориальных управлений |
2.1 |
Доклад о правоприменительной практике |
Подготовка материалов и направление их в Правовое управление Ространснадзора |
1 раз в год не позднее 21.02.2023 |
Начальник УТБ, начальники территориальных управлений |
2.2 |
Проведение территориальными управлениями публичных обсуждений правоприменительной практики |
Подготовка и размещение необходимой информации на страницах территориальных управлений в сети "Интернет", проведение публичных обсуждений |
Не реже одного раза в квартал |
Начальники территориальных управлений |
2.3 |
Контроль проведения территориальными управлениями публичных обсуждений правоприменительной практики |
Контроль размещения необходимой информации территориальными управлениями, контроль проведения публичных обсуждений |
Не реже одного раза в квартал |
Начальник УТБ |
2.4 |
Обсуждение правоприменительной практики с территориальными управлениями |
Семинар, ВКС |
1 раз в год при проверке ТУ |
Начальник УТБ |
3 |
Объявление предостережения |
|
|
Начальник УТБ, начальники территориальных управлений |
3.1 |
Объявление предостережения контролируемым лицам о недопустимости нарушения обязательных требований в области транспортной безопасности |
Объявление предостережения |
Незамедлительно при наличии у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) при отсутствии подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям |
|
3.2 |
Рассмотрение поданных контролируемыми лицами возражений на предостережения |
Рассмотрение, подготовка письменного ответа |
в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения |
|
4 |
Консультирование осуществляется по следующим вопросам: а) порядок организации и осуществления федерального надзора; б) порядок совершения контрольных (надзорных) действий должностными лицами; в) положения обязательных требований, ограничений, порядка и правил, установленных международным законодательством и законодательством Российской Федерации в области транспортной безопасности; г) порядок исполнения постановлений о привлечении к административной ответственности по делам об административных правонарушениях, находящихся в производстве контрольного (надзорного) органа. |
Способы осуществления: |
|
Начальник УТБ, начальники территориальных управлений |
4.1 |
|
по телефону, посредством видео-конференц-связи, в ходе проведения профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия |
По мере поступления запросов контролируемых лиц, при проведении профилактических или контрольно-надзорных мероприятий. |
|
4.2 |
|
Личный прием Информация о времени консультирования при личном обращении размещается в зданиях Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, территориальных управлений в доступном для ознакомления граждан месте, на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет". |
Время консультирования при личном обращении устанавливается руководителем (заместителем руководителя) Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, территориального управления и должно составлять не менее 4 часов в рабочую неделю. |
|
4.3 |
Консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей |
размещение на официальном сайте Ространснадзора в сети "Интернет" письменного разъяснения подписанного уполномоченным должностным лицом |
При поступлении 10 однотипных обращений |
|
4.4 |
Проведение "Дня открытых дверей" для контролируемых лиц |
|
1 раз в год |
|
4.5 |
Консультирование иностранных перевозчиков |
|
1 раз в квартал |
|
4.6 |
Консультирование Ассоциаций, общественных организаций (объединений) |
|
По факту обращения |
|
5 |
Самообследование |
|
|
Начальник УТБ, начальники территориальных управлений |
5.1 |
Проведение контролируемым лицом самообследования |
В личном кабинете контролируемого лица на официальном сайте Ространснадзора |
Единовременно |
|
5.2 |
Регистрация Декларации соблюдения обязательных требований |
|
В течение 1 рабочего дня после поступления декларации |
|
5.3 |
Размещение Декларации соблюдения обязательных требований на сайте Ространснадзора |
Размещение на официальном сайте в сети "Интернет". |
В течение 10 рабочих дней после регистрации декларации |
|
6. |
Профилактический визит |
Визит по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо с использованием видео-конференц-связи |
|
Начальник УТБ, начальники территориальных управлений |
6.1 |
Проведение обязательного профилактического визита в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого риска |
Обязательный профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи |
По отдельному плану, утверждаемому начальником УТБ или начальником территориального управления. 1 раз в год в отношении каждого контролируемого лица. |
|
6.2 |
Предложение о проведении профилактического визита в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере транспортной безопасности. |
Направление предложения о проведении профилактического визита в письменной форме, по электронной почте |
1 раз в год в отношении каждого контролируемого лица, приступающего к осуществлению деятельности в сфере транспортной безопасности, не позднее чем в течение одного года со дня начала такой деятельности. |
|
6.3 |
Проведение профилактического визита в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере транспортной безопасности. |
Визит по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо с использованием видео-конференц-связи |
По отдельному плану, утверждаемому начальником УТБ или начальником территориального управления в случае получения согласия контролируемого лица |
|
4. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Показателями результативности и эффективности выполнения программы профилактики в 2022 году являются:
1. Доля охвата контролируемых лиц профилактическими мероприятиями в общем объеме контролируемых лиц по сравнению с 2017 г.
В 2022 году доля охвата контролируемых лиц должна составлять не менее 15%.
Показатель определяется по формуле: , где
- доля охвата контролируемых лиц;
- количество контролируемых лиц, в отношении которых проводились профилактические мероприятия;
- количество контролируемых лиц (по данным формы 1-Контроль на 1 января года, следующего за отчетным).
2. Показатель удовлетворенности контролируемых лиц качеством мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований по сравнению с 2017 г.
Базовый уровень (2017 г.) - 0%.
В 2022 году показатель удовлетворенности контролируемых лиц качеством мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований должен составлять не менее 90%.
Показатель рассчитывается как отношение положительных отзывов контролируемых лиц о проведенных профилактических мероприятиях к общему количеству отзывов контролируемых лиц, выраженному в процентах.
3. Показатель повышения качества работы территориальных управлений.
Базовый уровень (2017 г.) - 0%.
В 2022 году показатель повышения качества работы территориальных управлений должен составлять не менее 100%.
Показатель рассчитывается как отношение обжалованных действий должностных лиц территориальных управлений к количеству проведенных семинаров с должностными лицами территориальных управлений, выраженному в процентах.
4. Показатель доли профилактических мероприятий в общем объеме контрольной (надзорной) деятельности.
Базовый период 2017 год (0%).
В 2022 году показатель должен увеличиться на 5% к уровню 2021 года.
Показатель рассчитывается как соотношение количества проведенных профилактических мероприятий к общему количеству проведенных контрольных (надзорных) мероприятий, выраженный в процентах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.