Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы
Настоящая программа предусматривает комплекс мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства в области гражданской авиации.
1.1 Характеристика поднадзорных хозяйствующих субъектов (объектов)
Предметом федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации является:
а) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении деятельности в области гражданской авиации:
требований к подготовке и выполнению полетов, эксплуатации гражданских воздушных судов и их допуску к полетам;
требований к использованию воздушного пространства и обеспечению полетов воздушных судов;
требований к воздушным перевозкам пассажиров, багажа, грузов и почты;
требований к воздушным перевозкам опасных грузов;
требований к обязательному страхованию ответственности, предусмотренному воздушным законодательством Российской Федерации;
требований к выполнению авиационных работ;
обязательных требований к содержанию программ подготовки авиационного персонала гражданской авиации;
порядка подготовки членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением;
требований в отношении документации гражданского воздушного судна, наличие которой на борту гражданского воздушного судна установлено воздушным законодательством Российской Федерации;
требований, установленных пунктом 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, за исключением документов, выданных юридическим лицам, осуществляющим разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники;
обязательных требований пожарной безопасности;
требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
б) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении деятельности в области гражданской авиации условий, содержащихся в следующих разрешительных документах:
сертификаты, выданные в соответствии с пунктом 1 статьи 8 и со статьями 36 и 37 Воздушного кодекса Российской Федерации;
документы, выданные в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации;
свидетельства, выданные в соответствии с пунктом 1 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении деятельности в области гражданской авиации требований документов, исполнение которых является необходимым в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации, в том числе:
программ подготовки, предусмотренных пунктом 4 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации;
документации гражданского воздушного судна, утвержденной разработчиком гражданского воздушного судна, предусмотренной пунктом 1 статьи 37.1 Воздушного кодекса Российской Федерации.
1.2 Наиболее значимые риски
Со стороны субъектов (объектов) контроля (надзора) продолжают оставаться на высоком уровне риски нарушения обязательных требований в сфере гражданской авиации, прямо или косвенно влияющие на вероятность наступления события (катастрофы, аварии, авиационного события), следствием которого могут являться:
1. Риск гибели человека.
2. Риск причинения вреда здоровью человека.
3. Риск загрязнения окружающей среды.
4. Риск материального ущерба.
1.3 Статистические показатели подконтрольной среды
На 1 января 2021 года количество подконтрольных субъектов в области гражданской авиации, составляет более 1 300 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Подконтрольные субъекты (объекты) рассредоточены по всей территории Российской Федерации на поднадзорных территориях по федеральным округам.
Госавианадзором и его территориальными управлениями в 2021 году проведено 5 713 контрольно-надзорных мероприятий в отношении субъектов гражданской авиации, в том числе 112 плановых, 309 внеплановых проверок, 4 010 осмотров воздушных судов, а также 1 282 иных мероприятия, в рамках 294-ФЗ и 248-ФЗ.
По сравнению, с тем же периодом в 2020 году, общее число проведенных контрольно-надзорных мероприятий увеличилось на 17% из них плановых проверок на 400%, внеплановых на 12%, рейдовых мероприятий на 17%, мероприятий по контролю и надзору на борту воздушного судна на 14%, надзорных мероприятий по иным основаниям законодательства Российской Федерации на 20%.
Кроме этого, в 2021 году не проводились плановые проверки в отношении субъектов малого бизнеса.
В 2021 году выявлено 2 835 нарушений воздушного законодательства Российской Федерации, что более чем в 2 раза больше за аналогичный период в 2020 году.
Выдано 918 обязательных для исполнения предписаний, составлено 797 протоколов (в том числе направляемые для рассмотрения в судебные органы) об административных правонарушениях, привлечено к административной ответственности 628 юридических, должностных, физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Общая сумма наложенных штрафов 9,3 млн рублей.
В настоящее время проведен анализ состояния подконтрольных субъектов по выявленным нарушениям требований законодательства Российской Федерации. В 2021 году территориальными управлениями по выявленным правонарушениям было возбуждено 797 административных дел, из них, по видам нарушений:
1) Нарушение правил использования воздушного пространства (статья 11.4) - 30%.
2) Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов (статья 11.5) - 19%.
3) Нарушение правил поведения граждан на воздушном транспорте (ч. 6 статья 11.17) - 15%.
4) Действия, угрожающие безопасности полетов (статья 11.3) - 12%.
5) Другие статьи КоАП РФ - 24%.
По состоянию на 26 августа 2021 г. с воздушными судами гражданской авиации Российской Федерации произошло 19 авиационных происшествий (10 катастроф - погиб 51 человек и 9 аварий - травмировано 14 человек), 605 инцидентов, 66 повреждений воздушных судов на земле.
За аналогичный период 2020 года с воздушными судами гражданской авиации Российской Федерации произошло 24 авиационных происшествия (10 катастроф - погиб 21 человек и 14 аварий - травмировано 26 человек), 455 инцидентов, 3 чрезвычайных происшествия, 48 повреждений воздушных судов на земле.
По состоянию на 26 августа 2021 г. с воздушными судами коммерческой авиации Российской Федерации произошло 9 авиационных происшествий (4 катастрофы - погибли 39 человек и 5 аварий - травмировано 9* человек), 549 инцидентов, 64 повреждения воздушных судов на земле.
За аналогичный период 2020 года с воздушными судами коммерческой авиации произошло 8 авиационных происшествий (3 катастрофы - погибло 9 человек и 5 аварий - травмировано 12 человек), 455 инцидентов, 3 чрезвычайных происшествия, 48 повреждений воздушных судов на земле.
По состоянию на 26 августа 2021 г. с воздушными судами авиации общего назначения произошло 10 авиационных происшествий (6 катастроф - погибло 12 человек и 4 аварии - травмировано 5 человек), 56 инцидентов, 2 повреждения воздушных судов на земле.
За аналогичный период 2020 года с воздушными судами авиации общего назначения Российской Федерации произошло 16 авиационных происшествий (7 катастроф - погибло 12 человек и 9 аварий - травмировано 14 человек), 51 инцидент, 1 чрезвычайное происшествие, 2 повреждения воздушных судов на земле.
Установлены факты значительного количества организаций, осуществляющих свою деятельность в отсутствие разрешительных документов в области гражданской авиации, в том числе по разработке и изготовлению авиационной техники, их техническому обслуживанию, выполнению полетов. По указанным фактам осуществлено необходимое реагирование. Принимаются меры, направленные на выход подконтрольных организаций из "серой" зоны.
Основные нарушения, выявляемые в ходе проверок:
- нарушения обязательных требований в сфере деятельности операторов аэродромов, организации воздушных перевозок и авиатопливообеспечения - 40%;
- нарушения обязательных требований в сфере соблюдения летных стандартов и сертификаций эксплуатантов воздушного транспорта - 30%;
- нарушения обязательных требований в сфере поддержания летной годности гражданских воздушных судов - 20%;
- нарушения обязательных требований в сфере использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания - 6%;
- нарушения обязательных требовании в сфере деятельности авиации общего назначения - 3%.
Анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации свидетельствует о том, что большая часть факторов-рисков в деятельности субъектов гражданской авиации, снижающих уровень безопасности полетов, напрямую связана с нарушениями авиационным персоналом обязательных требований нормативных документов.
Анализ причин авиационных происшествий позволил установить два типовых фактора-риска, которые ранее не приводили к таким тяжким последствиям:
- потери управления в полете. При сравнительно небольшой доле таких событий в общем числе авиационных происшествий (15%), на них приходится 55% от числа всех погибших;
- столкновения с землей в управляемом полете. С этой группой событий связано 38% авиационных происшествий и 38% погибших.
Существуют проблемы в подготовке авиационного персонала, в том числе летного состава, специалистов по техническому обслуживанию, специалистов УВД, в основе которых лежат, в том числе и несоответствия установленным требованиям программ подготовки авиационного персонала ненадлежащей и несвоевременной подготовкой.
1.4 Текущие и ожидаемые тенденции, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной сферы в период реализации программы
Совершенствование нормативной правовой базы в области гражданской авиации. Дифференциация обязательных требований в зависимости от категории субъектов, оказывающих негативное воздействие на охраняемые законом ценности, повышение квалификации руководителей и сотрудников подконтрольных субъектов могут способствовать снижению количества правонарушений в отрасли.
В то же время, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также несоблюдение хозяйствующими субъектами обязательных требований может привести к случаям причинения крупного ущерба окружающей среде.
1.5 Текущий уровень развития профилактических мероприятий
Ведется работа по снижению административной нагрузки на субъекты надзора путем актуализации и сокращения обязательных требований контрольно-надзорной деятельности на территории, а также путем повышения их информированности об обязательных требованиях через размещение на официальных сайтах исчерпывающих перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования по контрольно-надзорной деятельности.
Госавианадзор и территориальные управления, в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства в сфере гражданской авиации, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, в том числе:
1) обеспечивают размещение на официальном сайте в сети "Интернет" перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов, соответствующих нормативных правовых актов;
2) осуществляют информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством проведения совещаний, семинаров и конференций, проведения разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований подготавливает и распространяет комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
3) обеспечивают проведение ежеквартальных публичных обсуждений правоприменительной практики;
4) обеспечивают регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления контрольной (надзорной) деятельности в сфере гражданской авиации и размещение на официальном сайте в сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;
5) выдают предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований. Количество выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований за восемь месяцев 2021 года составило 372 (по сравнению с аналогичным периодом 2020 года увеличилось на 33%).
Основной проблемой, которая должна быть решена при реализации данной Программы, является низкий уровень правовой грамотности субъектов надзора, который приводит к возникновению причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности полетов, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, либо к угрозе причинения вреда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.