Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 22 декабря 2021 г. N 5.1-01/3250
по проекту федерального закона N 27390-8 "О ратификации Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам", принятому Государственной Думой 21 декабря 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесён в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 29 ноября 2021 года (N 27390-8).
Ратифицируемая Конвенция, подписанная в городе Кишинёве 7 октября 2002 года, направлена на дальнейшее развитие сотрудничества государств-участников СНГ по вопросам оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (далее - правовая помощь). В соответствии со статьёй 120 Конвенции между её государствами-участниками прекращает действие Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года и Протокол к ней от 28 марта 1997 года.
Согласно статье 1 Конвенции граждане каждой из Договаривающихся Сторон (далее - Стороны) и другие лица, проживающие на её территории, пользуются на территориях других Сторон такой же правовой защитой их прав, как и собственные граждане этой Стороны, а также имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, органы внутренних дел, органы безопасности и иные учреждения других Сторон, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела (эти органы именуются в Конвенции "учреждениями юстиции").
Предусмотрено, что правовая помощь оказывается учреждениями юстиции Сторон в соответствии с положениями Конвенции. При оказании правовой помощи они сносятся друг с другом через свои центральные, территориальные и другие органы, перечень которых определяется Стороной и передаётся депозитарию в момент сдачи ратификационной грамоты или документа о присоединении (статьи 4 и 5 Конвенции). Конвенция содержит нормы, касающиеся, в том числе, объёма правовой помощи; содержания, формы и порядка исполнения поручений об оказании правовой помощи; личного статуса лиц; правовой помощи в сфере брачно-семейных отношений; признания и исполнения решений органов Сторон; выдачи лиц и осуществления уголовного преследования.
По ряду вопросов Конвенцией предусматривается регулирование, которое не содержится в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года. Например, ею устанавливаются положения об использовании средств видеосвязи при оказании правовой помощи, об исполнении решений судов о взыскании штрафов, конфискации имущества и доходов от преступной деятельности, а также о возможности создания совместных следственно-оперативных групп. Конкретизированы условия сотрудничества в сфере выдачи в части указания на тридцатидневный срок рассмотрения запроса о выдаче. Конвенция дополняется новыми основаниями для отказа в выдаче, например, если выдача может нанести ущерб суверенитету и безопасности или если лицу предоставлено убежище на территории запрашиваемой Стороны. В статье 81 определено, что в отношении выданного лица не может применяться смертная казнь.
Российская Федерация ратифицирует Конвенцию с оговорками, которыми, в частности, предусматривается, что Российская Федерация не несёт ответственности по искам о возмещении материального ущерба и (или) морального вреда, причинённых вследствие задержания или содержания под стражей в Российской Федерации лиц до получения запроса об их выдаче, а также по искам о возмещении материального ущерба и (или) морального вреда, причинённых в связи с отсрочкой или отменой передачи лиц, в отношении которых принято решение о выдаче. Российская Федерация также оставляет за собой право: не признавать и не исполнять решений иностранных судов о наложении ареста на имущество, включая денежные средства на банковских счетах, в целях обеспечения иска; для обеспечения выдачи лица избирать в отношении его меру пресечения в виде заключения под стражу или иную меру пресечения в соответствии с законодательством Российской Федерации; не применять положение о тридцатидневном сроке рассмотрения запросов о выдаче; отказать в повторной выдаче лица, если к запросу о повторной выдаче не будут приложены оформленные надлежащим образом документы; осуществлять уголовное преследование собственных граждан, а также иностранных лиц и лиц без гражданства в случае, если преступления, совершённые такими гражданами и лицами, подпадают под российскую юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Российской Федерацией также сделаны заявления, которыми, например, предусматривается, что российский запрос о выдаче подписывается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем и направляется Генеральной прокуратурой Российской Федерации запрашиваемой Стороне; до получения запроса о выдаче лица в отношении его может быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу или иная мера пресечения в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии получения письменного ходатайства запрашивающей Стороны о заключении под стражу; Российская Федерация будет рассматривать поступающие от компетентных органов Азербайджанской Республики запросы, указанные в пункте 2 Особого мнения Азербайджанской Республики, на основе взаимности (при ратификации Конвенции Азербайджан выразил мнение, согласно которому для Азербайджанской Стороны в рамках Конвенции "на основании решения суда возможна конфискация только орудий и средств, используемых при совершении преступления, а также имущества, добытого преступным путём"). Всего в Федеральном законе содержится 10 оговорок и 6 заявлений.
Конвенция вступила в силу 27 апреля 2004 года. Для государства, которое сдало ратификационную грамоту на хранение депозитарию после вступления Конвенции в силу, она вступит в силу на тридцатый день с даты сдачи этой грамоты на хранение депозитарию (статья 120).
Конвенция действует в течение пяти лет с даты её вступления в силу. По истечении этого срока она автоматически продлевается каждый раз на новый пятилетний период. К Конвенции могут присоединиться с согласия всех Сторон другие государства (статьи 121, 123).
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Конвенция согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Конвенция подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 и пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку содержит иные правила, чем предусмотренные российским законодательством, предметом Конвенции являются права и свободы человека и гражданина, а также поскольку Стороны условились о её последующей ратификации.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу в общем порядке - по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 5 января 2022 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации К.И. Косачеву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам Г.Б. Карасину, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.