Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 23 декабря 2021 г. N 5.1-01/3264
по проекту федерального закона N 1219892-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 22 декабря 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 23 июля 2021 года (N 1219892-7).
В связи с присоединением Российской Федерации к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года Федеральным законом в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ), Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" и федеральные законы от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", от 3 ноября 2015 года N 297-ФЗ "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации" вносятся изменения, регламентирующие условия и порядок удаления затонувших судов во внутренних морских водах, территориальном море Российской Федерации и исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Федеральным законом раскрываются понятия "затонувшее имущество" и "удаление затонувшего имущества". Затонувшим имуществом является затонувшее или севшее на мель судно или часть такого судна, включая имущество, которое находится или находилось на борту такого судна, либо имущество, которое было утеряно с судна и находится на мели, затонуло или дрейфует в море, либо судно, которое почти затонуло или село на мель или которое может затонуть или сесть на мель, если не будут предприняты меры по оказанию помощи находящемуся в опасности судну или находящемуся на нем имуществу. Под удалением затонувшего имущества понимается подъем его из воды, транспортировка и уничтожение любым безопасным способом, а также снятие судна с мели.
Удаление затонувшего имущества будет осуществляться на основании документации по удалению затонувшего имущества, которая должна содержать описание способа и средств удаления затонувшего имущества, последовательность действий и требования к безопасности их проведения. Требования к составу и содержанию такой документации будут устанавливаться федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.
Предусматривается, что удаление затонувшего имущества будет обеспечиваться в установленные сроки и в установленном порядке, собственником такого имущества или в определенных случаях - администрацией морских портов или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, к побережью которого ближе всего расположено затонувшее имущество. При этом собственники судов вместимостью 300 и более будут обязаны застраховать свою ответственность за удаление затонувшего судна или представить иное финансовое обеспечение такой ответственности. Федеральным законом закрепляются положения, согласно которым администрации морских портов предоставляется право возместить затраты на удаление затонувшего судна за счет продажи затонувшего имущества в части расходов, не покрытых организацией, осуществившей страхование или предоставившей иное финансовое обеспечение ответственности за удаление затонувшего судна, или собственником затонувшего судна, а субъекту Российской Федерации, к побережью которого ближе всего расположено затонувшее имущество, будет предоставляться субсидия из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации по удалению затонувшего имущества. Софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации по удалению затонувшего имущества будет осуществляться в размере разницы между затратами на удаление затонувшего имущества и доходами от реализации указанного имущества в порядке и на условиях, которые будут определяться Правительством Российской Федерации. Такое софинансирование будет осуществляться в отношении затонувшего имущества, включенного в перечень затонувшего имущества, удаление которого является обязательным, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, по согласованию с субъектом Российской Федерации, к побережью которого ближе всего расположено затонувшее имущество. Правила разработки и утверждения указанного перечня будут утверждаться Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом регламентируются также вопросы собственности на затонувшее имущество.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "г" (установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти), "ж" (финансовое регулирование), "м" (безопасность) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также по вопросу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленному пунктом "к" (административное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Обращаем внимание, что реализация Федерального закона предусматривает расходы федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. В связи с этим необходимо учитывать, что согласно положению пункта 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Следует также иметь в виду, что положения Федерального закона, предусматривающие утрату собственником затонувшего судна права собственности на такое судно, исключение затонувшего судна из соответствующего реестра судов, а также возникновение права собственности на затонувшее судно у субъекта Российской Федерации, к побережью которого ближе всего расположено затонувшее судно, могут потребовать дополнительное правовое регулирование во избежание трудностей в правоприменительной практике.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 8 Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2022 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопрос, предусмотренный пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации, и его рассмотрение должно быть начато не позднее 5 января 2022 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, заместителю председателю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию А.П. Майорову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьеву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.