Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 20 декабря 2021 г. N 5.1-01/3183
по проекту федерального закона N 9769-8 "О присоединении Российской Федерации к Женевскому акту Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях", принятому Государственной Думой 16 декабря 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 28 октября 2021 года (N 9769-8).
В соответствии с Федеральным законом Российская Федерация присоединяется к Женевскому акту Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях, принятому в городе Женеве 20 мая 2015 года (далее - Женевский акт). Женевский акт вступил в силу 26 февраля 2020 года, в настоящее время согласие на его обязательность выразили 10 государств и Европейский союз.
На основе Лиссабонского соглашения об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации от 31 октября 1958 года было образовано специальное объединение (Лиссабонский союз), государства-члены которого обязались обеспечить на своей территории в отношении товаров охрану наименований мест их происхождения (далее - НМП), зарегистрированных в Международном бюро ВОИС. СССР и Россия не участвовали в этом международном договоре.
Женевским актом расширяется сфера применения названного Лиссабонского соглашения. Его положениями предусмотрены международная регистрация и охрана не только НМП, но и географических указаний (далее - ГУ). Статьёй 2 Женевского акта устанавливается, что НМП служит для обозначения товара как происходящего из географического района, когда качество или свойства товара обусловлены исключительно или главным образом географической средой, включая природные и людские факторы, которое создало этому товару его репутацию, а ГУ является указанием, которое идентифицирует товар как происходящий из географического района, когда определённое качество, репутация или иное свойство товара обусловлены главным образом его географическим происхождением. Данной статьёй также уточняется, что географический район происхождения может охватывать территорию (её часть) одной Договаривающейся стороны (далее - Сторона) или территорию трансграничного географического района.
По условиям Женевского акта международная регистрация НМП и ГУ, которому предоставлена национальная охрана на территории Стороны происхождения, осуществляется Международным бюро ВОИС, которое ведёт реестр таких регистраций. Датой регистрации является дата получения соответствующей заявки Международным бюро. С указанной даты НМП или ГУ пользуются охраной на территории каждой Стороны, которая не отказала в предоставлении охраны. Регистрация производится при условии уплаты пошлины, предусмотренной Общей инструкцией к Лиссабонскому Соглашению и Женевскому акту. Сторона может обусловить предоставление охраны НМП или ГУ уплатой ей индивидуальных пошлин согласно её законодательству. Регистрация действует бессрочно при том понимании, что необходимость в охране отпадает, если НМП или ГУ более не охраняется в Стороне происхождения. Зарегистрированным НМП и ГУ должна быть обеспечена охрана на территории Стороны, вместе с тем она вправе: отказать в признании действия международной регистрации в течение года с момента получения от Международного бюро ВОИС уведомления о регистрации; осуществить отказ полностью или частично от охраны в отношении одной или нескольких Сторон; признать полностью или частично международную регистрацию недействительной; обратиться в Международное бюро ВОИС с просьбой об аннулировании международной регистрации.
В статье 21 Женевского акта содержится положение, в соответствии с которым его Стороны являются членами того же Специального союза (Лиссабонского союза), что и государства-участники Лиссабонского соглашения от 31 октября 1958 года или Акта к нему от 14 июля 1967 года, независимо от того, являются ли они участниками этих документов.
Согласно его статье 28 в Женевском акте вправе участвовать: любое государство-участник Парижской конвенции об охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года; любое государство-член ВОИС; любая межправительственная организация при условии, что одно государство-член этой организации является участником названной Парижской конвенции, а также при условии, что она уполномочена стать участником Женевского акта.
Для государства или межправительственной организации, которые оформляют участие в Женевском акте после его вступления в силу, он становится обязательным через три месяца с даты сдачи на хранение депозитарию (Генеральный директор ВОИС) своего документа о ратификации или присоединении, или в любую более позднюю дату, указанную в таком документе. Никакие оговорки в отношении Женевского акта не допускаются (статьи 29, 30).
Российская Федерация присоединяется к Женевскому акту с рядом заявлений, согласно которым: в соответствии с национальным законодательством зарегистрированное НМП или ГУ пользуются охраной с даты принятия решения о предоставлении правовой охраны; охрана, предоставляемая вследствие международной регистрации, может быть предоставлена на территории Российской Федерации только в случае уплаты пошлины для покрытия расходов на экспертизу по существу международной регистрации и административной пошлины в связи с использованием бенефициарами НМП и ГУ в Российской Федерации.
Кроме того, Российская Федерация заявляет: о продлении на один год срока, в течение которого она может уведомить Международное бюро ВОИС об отказе в признании действия международной регистрации на её территории (касается регистраций других Сторон, осуществлённых до присоединения России к Женевскому акту); о требовании приведения в заявке на международную регистрацию НМП или ГУ сведений, касающихся в случае НМП качества или свойства товара и его связи с географическими условиями географического района производства, а в случае ГУ - качества, репутации или иной особенности товара и его связи с географическим районом происхождения (для получения охраны зарегистрированного НМП или ГУ на российской территории).
В пунктах 3 и 4 статьи 1 Федерального закона содержится указание на Инструкцию к Женевскому акту, полное наименование которой - Общая инструкция к Лиссабонскому соглашению об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации и Женевскому акту Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Женевский акт согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Решение о присоединении Российской Федерации к Женевскому акту подлежит принятию в форме федерального закона в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 и подпунктом "а" пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в части, касающейся международной регистрации НМП и ГУ, в Женевском акте содержатся правила, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, в связи с чем потребуется внести изменения в часть четвёртую Гражданского кодекса Российской Федерации.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования (статья 2).
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров Российской Федерации) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 31 декабря 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации К.И. Косачеву, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Л.С. Гумеровой, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам Г.Б. Карасину, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.