Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 23 декабря 2021 г. N 5.1-01/3263
по проекту федерального закона N 1223203-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 16 декабря 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 28 июля 2021 года под наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (N 1223203-7).
В федеральные законы от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" вносятся изменения, предусматривающие создание публично-правовой компании "Фонд развития территорий" (далее - Фонд) путем реорганизации и слияния публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" и государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд ЖКХ) с одновременным преобразованием Фонда ЖКХ.
Фонд будет являться правопреемником Фонда ЖКХ и к нему в неизменном виде переходят все права и обязанности Фонда ЖКХ, в том числе, как участника государственных программ Российской Федерации.
Учредителем Фонда является Российская Федерация, при этом функции и полномочия учредителя Фонда от имени Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
Федеральным законом определяются состав и порядок деятельности органов управления Фонда, которые должны быть сформированы в течение девяноста дней со дня вступления в силу Федерального закона.
Наблюдательный совет Фонда (являющийся высшим органом управления Фонда, количество членов которого увеличено с семи до девяти) должен будет осуществлять свою деятельность на общественных началах, в него могут входить лица, замещающие государственные должности, а также лица, замещающие должности государственной гражданской службы. Генеральный директор Фонда (единоличный исполнительный орган Фонда) назначается на должность Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного органа (Минстроя России). Новый орган - попечительский совет Фонда будет работать на общественных началах и осуществлять надзор за деятельностью Фонда, в том числе надзор за использованием средств Фонда и соблюдением Фондом законодательства Российской Федерации. В состав попечительского совета Фонда (общее количество членов не может превышать пятнадцати человек) могут входить лица, замещающие государственные должности, и лица, замещающие должности государственной гражданской службы, в том числе два представителя от Федерального Собрания Российской Федерации (по одному представителю от каждой палаты Федерального Собрания Российской Федерации) и три представителя высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Персональный состав попечительского совета Фонда утверждается Правительством Российской Федерации. Работникам Фонда в попечительский состав входить запрещено.
Закрепляется, что попечительский совет Фонда рассматривает в том числе утвержденные наблюдательным советом Фонда стратегию развития Фонда (определяющую основные направления, целевые показатели и ожидаемые результаты деятельности Фонда), годовой финансовый план (бюджет) Фонда (включающий в себя, в том числе, общий объем расходов и смету расходов Фонда) и годовой отчет Фонда. Годовой отчет Фонда подлежит направлению Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации до 15 июля года, следующего за отчетным годом, с обязательным его размещением на сайте Фонда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Федеральным законом в целях содействия модернизации жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Фонд наделяется правом привлекать средства Фонда национального благосостояния и за счет привлеченных средств предоставлять юридическим лицам займы на осуществление строительства, реконструкции и модернизации объектов жилищного фонда. Порядок, условия и цели предоставления таких займов будут определяться Правительством Российской Федерации.
Фонд наделяется также правом предоставлять финансовую поддержку субъектам Российской Федерации на деятельность, связанную с переселением граждан из аварийного жилищного фонда, к которому отнесены жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с их физическим износом в процессе эксплуатации, за исключением жилых помещений, переселение из которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и национальными проектами.
Федеральным законом вносятся корреспондирующие изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации, а также в семнадцать иных федеральных законов.
В целях единообразного применения Федерального закона и норм действующего законодательства признаются утратившими силу отдельные положения двадцати одного законодательного акта Российской Федерации.
Для реализации Федерального закона потребуется принятие Правительством Российской Федерации ряда нормативных правовых актов, предусматривающих срок реорганизации Фонда путем присоединения к нему Фонда ЖКХ, а также предусматривающих порядок деятельности Фонда.
Федеральный закон принят по вопросам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (регулирование прав и свобод человека и гражданина), "г" (порядок деятельности федеральных органов законодательной и исполнительной власти), "ж" (финансовое регулирование), "и" (федеральная информация) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктами "ж" (социальная защита) и "к" (административное, жилищное, земельное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой российского законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 24 Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопрос, предусмотренный пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации, и его рассмотрение в Совете Федерации должно быть начато не позднее 31 декабря 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.