Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 4. Анализ сферы реализации стратегического проекта и характеристика проблемы
Стратегический проект "Законность и общественный порядок" (далее - стратегический проект) направлен на обеспечение взаимодействия органов государственной и муниципальной власти, общественных институтов в вопросах обеспечения общественной безопасности и безопасного проживания жителей и гостей города Екатеринбурга.
Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" определено, что национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную. Законность и общественный порядок являются ее составляющими частями.
С момента принятия стратегического проекта (утвержден Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 23.06.2015 N 1599 "Об утверждении стратегического проекта "Законность и общественный порядок") правоохранительными органами во взаимодействии с Администрацией города Екатеринбурга проделана большая работа по стабилизации криминогенной обстановки на территории города Екатеринбурга.
В рамках реализации задач стратегического проекта и достижения показателей эффективности Администрацией города Екатеринбурга проведены мероприятия по формированию комплекса организационных, экономических, социальных и правовых условий, направленных на укрепление общественного порядка и безопасности граждан, просвещению населения по вопросам личной безопасности, формированию общественного мнения по проблемам обеспечения общественного порядка, эффективного взаимодействия граждан, общественных объединений, правоохранительных органов, органов исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам обеспечения общественного порядка на территории муниципального образования.
В результате принятых мер и декриминализации деяний, предусмотренных отдельными статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, за прошедшие 10 лет снизилось количество зарегистрированных преступлений. В 2020 году общее количество зарегистрированных преступлений на территории города Екатеринбурга составило 19 574 (в 2010 году - 35 145), уровень преступности снизился с 25,4 единицы в 2010 году до 12,8 единицы в 2020 году (в расчете на 1 000 жителей). Вместе с тем в 2020 году уровень раскрываемости преступлений по сравнению с 2018 годом снизился на 2,3 процента и составил 44,9 процента (в 2010 году - 48,2 процента).
Показатели, характеризующие уровень преступности и раскрываемость преступлений в период с 2010 по 2020 год, приведены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Количество зарегистрированных преступлений и уровень раскрываемости преступлений с 2010 по 2020 год
Значительное увеличение процента раскрываемости преступлений в 2018 году (47,2 процента) по сравнению с 2017 годом (39,1 процент) было связано с усилением мер по обеспечению общественного порядка в рамках подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018.
К обеспечению охраны общественного порядка на территории города Екатеринбурга привлекались дополнительные силы: правоохранительные органы и силовые структуры других субъектов Российской Федерации, члены народных дружин, волонтеры.
С 2010 по 2020 год произошли изменения в структуре преступности: наблюдается снижение степени тяжести преступных проявлений, количество зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений сократилось в 2,2 раза и составило 4 568 преступлений, в 1,6 раза сократилось количество убийств, в 2,1 раза факты причинения тяжкого вреда здоровью.
Наметилась положительная тенденция к уменьшению количества преступных посягательств имущественного характера. В сравнении с 2010 годом в 2020 году количество зарегистрированных грабежей и разбойных нападений сократилось более чем в 7,3 раза, краж всех видов собственности - в 1,6 раза, в том числе квартирных - в 19 раз.
Показатели, характеризующие состояние преступности в период с 2010 по 2020 год, приведены в таблице 3.
Таблица 3
Показатель |
Значение показателя |
||||||
2010 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|
1. Количество зарегистрированных преступлений (всего), единиц |
35 145 |
22 866 |
19 397 |
18 904 |
18 434 |
19 750 |
19 574 |
2. Количество зарегистрированных преступлений на 1000 жителей, единиц |
25,4 |
15,7 |
13,2 |
12,6 |
12,4 |
12,9 |
12,8 |
3. Раскрываемость преступлений, процентов |
48,2 |
42,5 |
43,5 |
39,1 |
47,2 |
45,4 |
44,9 |
4. Количество зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений, единиц, в том числе |
9 631 |
5 636 |
5 230 |
4 646 |
4 427 |
4 375 |
4 568 |
убийств |
110 |
91 |
91 |
78 |
78 |
63 |
70 |
тяжких телесных повреждений |
319 |
246 |
202 |
176 |
161 |
142 |
155 |
изнасилований |
81 |
25 |
21 |
27 |
30 |
47 |
170 |
грабежей, разбоев |
2 872 |
852 |
787 |
700 |
525 |
577 |
395 |
5. Количество зарегистрированных краж, единиц, в том числе |
13 413 |
11 246 |
9 115 |
9 495 |
8 262 |
8 766 |
8 457 |
квартирных краж |
2 710 |
475 |
365 |
574 |
199 |
194 |
144 |
Стабилизировалась оперативная обстановка в общественных местах и на улицах города Екатеринбурга. Так, количество зарегистрированных уличных преступлений в 2020 году по сравнению с 2010 годом снизилось в 1,4 раза и составило 5 035 единиц.
Количество преступлений, совершенных в общественных местах, начиная с 2015 года постоянно сокращается. По итогам 2020 года их количество составило 9 193 единицы.
Данные о количестве зарегистрированных преступлений с 2010 по 2020 год, приведены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Количество зарегистрированных преступлений, совершенных на улицах и в общественных местах в 2010 - 2020 годах
Одновременно отмечается увеличение количества раскрытых преступлений данной категории. Если в 2010 году было раскрыто 2 033 преступления, совершенных в общественных местах, то в 2020 году количество раскрытых преступлений составило 3 790 единиц. Количество раскрытых уличных преступлений в 2020 году составило 1 972 единицы (в 2010 году - 1 665).
До принятия Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" Администрацией города Екатеринбурга принимались меры по укреплению материально-технической базы подразделений органов внутренних дел города Екатеринбурга. Денежные средства выделялись в рамках реализации Муниципальной программы "Безопасность жизнедеятельности населения муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - муниципальная программа), утвержденной Постановлениями Администрации города Екатеринбурга от 13.11.2013 N 3853 "Об утверждении Муниципальной программы "Безопасность жизнедеятельности населения в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2014 - 2016 годы" и от 30.09.2016 N 1962 "Об утверждении Муниципальной программы "Безопасность жизнедеятельности населения в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2017 - 2020 годы".
С 2010 по 2020 год из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - муниципальный бюджет) были выделены денежные средства в размере более чем 235 000 тыс. рублей.
Денежные средства выделялись на содержание штатов органов внутренних дел (сотрудников бюро регистрации несчастных случаев, отдела по борьбе с правонарушениями и преступлениями в сфере общественной нравственности, отдела по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления в вопросах профилактики правонарушений, руководителей территориальных центров охраны общественного порядка), на укрепление материально-технической базы участковых уполномоченных полиции, патрульно-постовой службы полиции и дорожно-патрульной службы полиции, в том числе приобреталась оргтехника, мебель для служебных помещений, производилась оплата служебных сотовых и стационарных телефонов.
Из муниципальной собственности выделялись помещения для размещения участковых пунктов полиции, проводился их текущий ремонт. С 2010 по 2020 год органам внутренних дел города передано 25 помещений.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" с 2012 года полномочия органов местного самоуправления по обеспечению деятельности органов внутренних дел были значительно ограничены. Вместе с тем Администрацией города Екатеринбурга была продолжена работа по обеспечению участковых уполномоченных полиции новыми служебными помещениями, приобретаемыми во вновь строящихся микрорайонах города Екатеринбурга. Помещения приобретались за счет средств муниципального бюджета, выделяемых в рамках муниципальной программы. С 2012 по 2020 год Администрацией города Екатеринбурга было приобретено и передано Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Екатеринбургу на безвозмездной основе семь помещений.
Средства, выделенные из муниципального бюджета на укрепление материально-технической базы органов внутренних дел города Екатеринбурга, позволили улучшить условия работы отдельных подразделений, что, безусловно, способствовало повышению качества выполнения служебных обязанностей сотрудниками органов внутренних дел и в определенной мере повлияло на снижение количества отдельных видов регистрируемых преступлений и административных правонарушений.
Показатели, характеризующие состояние преступности в 2010 - 2020 годах, приведены в таблице 4.
Таблица 4
Показатель |
Значение показателя, единиц |
||||||
2010 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|
1. Количество преступлений, совершенных иностранными гражданами |
798 |
729 |
564 |
528 |
418 |
465 |
671 |
2. Количество зарегистрированных преступлений экономической направленности |
3 801 |
1 404 |
1 345 |
894 |
1 570 |
1 570 |
1 600 |
3. Количество выявленных преступлений по линии незаконного оборота наркотических средств |
3 041 |
3 505 |
3 036 |
2 787 |
2 733 |
2 458 |
2 333 |
4. Количество зарегистрированных административных правонарушений |
826 472 |
578 151 |
416 227 |
524 205 |
443 190 |
248 416 |
307 000 |
В целях установления административной ответственности за нарушения законодательства Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, а также регулирования иных вопросов, отнесенных к ведению субъекта Российской Федерации в сфере законодательства об административных правонарушениях был принят Закон Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" (далее - Закон Свердловской области).
Во исполнение Закона Свердловской области с 2012 года была организована работа административных комиссий в семи районах города Екатеринбурга (Постановление Администрации города Екатеринбурга от 16.11.2011 N 4812 "О создании административных комиссий муниципального образования "город Екатеринбург") в целях рассмотрения административных дел за нарушения правил благоустройства, охраны окружающей среды, общественного порядка и общественной нравственности.
В состав административных комиссий вошли руководители и специалисты территориальных органов Администрации города Екатеринбурга, представители правоохранительных органов.
В 2020 году административными комиссиями было рассмотрено 6 778 административных дел, что в 3,9 раза больше, чем в 2012 году, в том числе по статье 37 Закона Свердловской области (совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан) - 110 административных материалов, наложено штрафов на сумму 28 018,7 тыс. рублей.
Данные о работе административных комиссий с 2012 по 2020 год приведены на рисунке 3.
Рисунок 3 - Количество материалов, рассмотренных административными комиссиями в 2012 - 2020 годах, единиц
В рамках исполнения Федерального закона от 02.04.2014 N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" Администрацией города Екатеринбурга принимались меры к созданию условий для деятельности народных дружин. С этой целью было издано Постановление Администрации города Екатеринбурга от 24.02.2016 N 393 "О создании местных общественных организаций - народных дружин и об участии граждан в охране общественного порядка на территории муниципального образования "город Екатеринбург", которым утверждены Положение о создании местных общественных организаций - народных дружин и состав Екатеринбургского городского штаба добровольных формирований населения по охране общественного порядка.
По состоянию на 01.01.2021 организована деятельность семи народных дружин, зарегистрированных в Министерстве юстиции Свердловской области. В состав народных дружин входит 82 отряда, в том числе 26 отрядов по охране общественного порядка, 11 студенческих правоохранительных отрядов, 34 специализированных отряда по профилактике безопасности дорожного движения, четыре патрульных казачьих отряда и семь домовых дружин.
В настоящее время в реестре Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области зарегистрировано 1 362 дружинника.
В 2020 году совместно с сотрудниками органов внутренних дел членами народных дружин было выявлено 6 303 административных правонарушения (в 2010 году - 4 170), раскрыто в ходе совместной работы восемь преступлений, задержано по подозрению в совершении преступлений 12 человек.
Членами народных дружин принято участие в охране общественного порядка в период проведения 551 мероприятия с массовым пребыванием людей на территории муниципального образования.
На стабилизацию криминогенной обстановки и снижение количества регистрируемых преступных посягательств на территории города оказала влияние активизация работы по правовой пропаганде среди населения, в том числе несовершеннолетних, по вопросам соблюдения общественного порядка и личной безопасности.
К разъяснительной работе среди населения города Екатеринбурга привлекались все субъекты профилактики, заинтересованные организации, а также представители общественности. В средствах массовой информации (далее - СМИ) размещалась информация о принимаемых мерах по обеспечению общественного порядка и личной безопасности граждан, издавалась и распространялась печатная продукция профилактического характера (учебные пособия, плакаты, буклеты, листовки, памятки и т.п.), создавались обучающие ролики. Совместно с представителями правоохранительных органов организовывалась трансляция специализированных программ по профилактике правонарушений по местным телевизионным программам.
Кроме этого, на официальном сайте Администрации города Екатеринбурга в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для жителей города Екатеринбурга предусмотрен раздел "Безопасность", в котором размещается актуальная информация правоохранительного характера: нормативные правовые акты в сфере обеспечения охраны общественного порядка и безопасности граждан, информация о состоянии преступности на территории города Екатеринбурга, информация профилактического и предупредительного характера, подготовленная правоохранительными и контролирующими органами, в том числе телефоны экстренных и оперативных служб; памятки о действиях граждан в различных жизненных ситуациях, в том числе в видеоформате.
В 2020 году количество граждан, посетивших раздел "Безопасность" официального сайта Администрации города Екатеринбурга в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, по сравнению с 2010 годом выросло в 2,9 раза и составило 10 000 человек (2010 год - 3 500 человек).
В целях предотвращения совершения правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних в образовательных организациях, клубах по месту жительства проводились профилактические мероприятия (тренинги, лекции, беседы, месячники гражданско-правового воспитания школьников), создавались специализированные кружки и классы правового воспитания. Доля подростков от общего количества несовершеннолетних, вовлеченных в профилактические мероприятия по предупреждению совершения правонарушений и преступлений в 2020 году составила 20 процентов, в 2010 году - 12 процентов.
Благодаря принятым предупредительным и профилактическим мерам в 2020 году по сравнению с 2010 годом удалось снизить в 1,3 раза количество преступлений, совершенных несовершеннолетними (473 единицы).
В целях определения уровня доверия жителей города Екатеринбурга к органам государственной власти и органам местного самоуправления начиная с 2014 года проводятся социологические исследования по проблемам толерантности, профилактики терроризма и экстремизма, противодействия коррупции. Доля горожан от общей численности населения города Екатеринбурга, принявших участие в проведении социологических исследований, в 2020 году составила 5 процентов, в 2014 году - 1 процент.
Во исполнение Распоряжения Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 2446-Р "Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в 2015 году создана межведомственная рабочая группа по созданию и развитию технических средств и систем аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (далее - АПК "Безопасный город"), которая утверждена Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 11.06.2015 N 1515 "О межведомственной рабочей группе по созданию и развитию технических средств и систем аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в муниципальном образовании "город Екатеринбург".
В рамках реализации мероприятий по развитию правоохранительного сегмента АПК "Безопасный город" в соответствии с разъяснениями Министерства внутренних дел Российской Федерации и на основании приказов Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области N 1101-1114 от 11.07.2013 "О принятии в государственную казну Свердловской области имущества и его безвозмездной передачи в собственность муниципального образования "город Екатеринбург" и Постановления Администрации Екатеринбурга от 21.10.2013 N 3599 "О приеме в собственность в муниципальное образование "город Екатеринбург" в 2013 году от Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области в собственность муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - муниципальная собственность) было принято движимое имущество, в том числе 242 видеокамеры, установленные на центральных улицах города Екатеринбурга.
На момент приема движимого имущества полноценный видеосигнал поступал только с 68 видеокамер (28 процентов), так как финансирование из областного бюджета на содержание системы видеонаблюдения не выделялось с 2011 года. На сегодняшний день функционирование принятой на баланс системы видеонаблюдения восстановлено в полном объеме за счет муниципального бюджета. По согласованию с Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Екатеринбургу были дополнительно установлены видеокамеры в местах массового пребывания людей, на основных магистралях и перекрестках города Екатеринбурга. По состоянию на 01.01.2021 общее количество установленных видеокамер составило 452 единицы, в том числе находящихся в муниципальной собственности - 414 единиц.
Была организована работа по интеграции локальных систем видеонаблюдения организаций и учреждений различных форм собственности в городскую систему видеонаблюдения. На сегодняшний день к городской системе видеонаблюдения подключено более 50 объектов различных форм собственности. В АПК "Безопасный город" поступают видеопотоки с 1 605 видеокамер, из которых 950 находятся в муниципальной собственности.
В целях использования информации в оперативных интересах в настоящее время организована передача видеопотока в Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области, Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Свердловской области, Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области и Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Екатеринбургу.
Во исполнение требований Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" и Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 N 1244 "Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)" с 2014 года Правительством Российской Федерации было принято более 20 нормативных правовых актов в области обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) по различным отраслям и ведомствам.
В соответствии с требованиями федеральных нормативных правовых актов на территории муниципального образования с 2015 года было организовано комиссионное обследование объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защищенности, их категорирование и паспортизация.
Всего на территории муниципального образования "город Екатеринбург" с 2015 по 2020 год межведомственными комиссиями было обследовано и категорировано 997 объектов (территорий) мест массового пребывания людей и объектов социальной сферы, находящихся в муниципальной собственности.
Данные о количестве обследованных объектов за 2015 - 2020 годы приведены на рисунке 4.
Рисунок 4 - Количество обследованных и категорированных объектов (территорий) за 2015 - 2020 годы, единиц
По результатам комиссионных обследований была организована работа, направленная на устранение недостатков в технической укрепленности и антитеррористической защищенности объектов (территорий). В результате принятых мер в настоящее время более 90 процентов объектов соответствуют предъявляемым требованиям антитеррористической защищенности.
В рамках финансирования мероприятий муниципальной программы проводились мероприятия по оборудованию муниципальных объектов современными техническими средствами безопасности. На осуществление указанных мероприятий с 2012 по 2020 год из муниципального бюджета было выделено более 25 млн рублей.
Вместе с тем с момента утверждения стратегического проекта произошло изменение законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения охраны общественного порядка и антитеррористической защищенности объектов и территорий. Принятие Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" и Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" обусловило проведение организационно-штатных изменений в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, что привело к сокращению подразделений органов внутренних дел города Екатеринбурга, непосредственно обеспечивающих охрану общественного порядка на улицах и в общественных местах, а также к ликвидации отдельных подразделений.
Несмотря на принимаемые меры по повышению эффективности оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел города Екатеринбурга отмечается снижение количества раскрытых преступлений в абсолютных цифрах. В 2020 году количество раскрытых преступлений в сравнении с 2010 годом снизилось в два раза и составило 8 444 преступления.
Данные о раскрытии преступлений с 2010 по 2020 год представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 - Количество раскрытых преступлений в 2010 - 2020 годах, единиц
Кроме этого, действующее законодательство значительно ограничило пределы и условия финансирования деятельности государственных органов в области обеспечения общественного порядка со стороны органов местного самоуправления. Ограничение возможностей органов местного самоуправления в проведении профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическом учете, повлияло на состояние криминогенной обстановки по отдельным видам преступлений.
Так, в 2020 году по сравнению с 2010 годом отмечается рост количества преступлений, совершенных лицами, ранее привлекавшимися к уголовной ответственности, в 1,9 раза (4 270 единиц), в 1,3 раза больше совершено преступлений лицами в состоянии алкогольного опьянения (1 467 единиц). Анализ социального статуса лиц, совершивших преступления, показал, что более 35 процентов преступников не имеют постоянного источника дохода.
Данные о совершении преступлений указанными категориями лиц с 2010 по 2020 год приведены на рисунке 6.
Рисунок 6 - Количество зарегистрированных преступлений, совершенных лицами, ранее привлекавшимися к уголовной ответственности, и лицами в состоянии опьянения в 2010 - 2020 годах, единиц
Несмотря на то, что количество преступлений, совершенных иностранными гражданами, в 2020 году по сравнению с 2010 годом снизилось в 1,2 раза, оно остается значительным - 671 преступление. Кроме этого, в отношении иностранных граждан в 2020 году совершено 117 преступлений, в 2010 году - 114 преступлений.
Тем не менее статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена организация охраны общественного порядка на территории муниципального, городского округа муниципальной милицией.
В связи с этим обеспечение общественного порядка и законности в границах муниципального образования является не только правом, но и обязанностью органов местного самоуправления, в том числе:
на издание нормативно-правовых актов, содержащих правила поведения граждан на территории муниципального образования;
на создание экономических, материально-технических, организационных и правовых условий поддержания состояния законности и соблюдения общепринятых правил в обществе.
Целенаправленная деятельность Администрации города Екатеринбурга и правоохранительных органов в сфере обеспечения общественной безопасности позволила значительно улучшить ситуацию, но не смогла до конца устранить прежние и вновь возникающие угрозы. Сохраняется высокий уровень преступности, в том числе значительное количество преступлений, совершенных в общественных местах и на улицах, большое количество правонарушений, совершаемых гражданами, несовершенство системы профилактической работы с потенциальными правонарушителями, недостаточно эффективное взаимодействие государственных, муниципальных и правоохранительных органов, а также общественных и иных организаций в работе по обеспечению общественной безопасности и защищенности граждан от преступных посягательств.
В связи с принятием Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 года, изменением законодательства в области обеспечения охраны общественного порядка и безопасности граждан возникла необходимость внесения изменений в действующую редакцию стратегического проекта, что обусловливает его актуальность на период до 2030 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.