Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства спорта и
молодежной политики Республики Мордовия
от 24 декабря 2021 г. N 453
Порядок
организации и осуществления внутреннего финансового аудита в Министерстве спорта и молодежной политики Республики Мордовия.
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет цели, правила организации и осуществления внутреннего финансового аудита в Министерстве спорта и молодежной политики Республики Мордовия (далее соответственно - внутренний финансовый аудит, Минспорт Республики Мордовия, Порядок).
В настоящем Порядке применяются термины в значениях, определенных федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 года N 196н.
2. Внутренний финансовый аудит организуется и осуществляется в соответствии с требованиями федеральных стандартов внутреннего финансового аудита, установленными Министерством финансов Российской Федерации согласно абзацу первому пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и является деятельностью по формированию и представлению Министру спорта и молодежной политики Республики Мордовия (далее - Министр):
1) информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий Минспорта Республики Мордовия, в том числе заключения о достоверности бюджетной отчетности;
2) предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств;
3) заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
3. Внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:
1) оценки надежности внутреннего процесса Минспорта Республики Мордовия, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее - внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля в Минспорте Республики Мордовия;
2) подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
3) повышения качества финансового менеджмента.
4. Внутренний финансовый аудит осуществляется Комиссией Минспорта Республики Мордовия по проведению внутреннего финансового аудита, утверждаемой приказом Министра (далее - Комиссия), наделенной соответствующими полномочиями на основе функциональной независимости.
Комиссия подчиняется Министру.
5. Объектом внутреннего финансового аудита является бюджетная процедура и (или) составляющие эту процедуру операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры.
6. Деятельность Комиссии основывается на следующих принципах:
законность, функциональная независимость, объективность компетентности, профессиональный скептицизм, эффективность, системность, ответственность и стандартизация.
7. Права и обязанности должностных лиц Комиссии установлены федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 года N 195н (далее - федеральный стандарт N 195н).
8. Комиссия при осуществлении внутреннего финансового аудита также руководствуется положениями, определенными федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, не включенными в настоящий Порядок.
II. Планирование внутреннего финансового аудита
9. Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с планом проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год (далее - План), который составляется председателем Комиссии.
Министр утверждает План до начала очередного финансового года. Планирование внутреннего финансового аудита включает:
1) планирование деятельности субъекта ВФА;
2) составление ежегодного плана проведения аудиторских мероприятий по форме, предусмотренной приложением N 1 к Порядку, с учетом данных реестра бюджетных рисков главного администратора (администратора) бюджетных средств по форме, предусмотренной приложением N 2 к Порядку, внесение изменений в План, а также подготовку и принятие решений о проведении внеплановых аудиторских мероприятий;
3) планирование аудиторского мероприятия и формирование программы аудиторского мероприятия.
10. Решение о проведении аудиторского мероприятия оформляется приказом Министра, в котором указывается тема, дата начала аудиторского мероприятия, состав аудиторской группы.
Датой начала аудиторского мероприятия признается дата утверждения его Программы председателем Комиссии, датой окончания - дата утверждения заключения по результатам аудиторского мероприятия Министром.
11. При планировании аудиторского мероприятия (составлении плана и/или программы аудиторского мероприятия) членами Комиссии учитываются:
1) степень обеспеченности ресурсами, необходимыми для осуществления внутреннего финансового аудита;
2) необходимость резервирования времени на проведение внеплановых аудиторских мероприятий;
3) возможность совершенствования членами Комиссии совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих осуществлять внутренний финансовый аудит.
12. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.
Проект Плана на очередной финансовый год разрабатывается Комиссией и утверждается приказом Министра не позднее 30 декабря года, предшествующего году проведения аудиторских мероприятий.
13. Внесение изменений в План разрабатывается Комиссией и утверждается приказом Министра.
В План могут вноситься изменения в случае:
1) принятия Министром решения о необходимости внесения изменений в План;
2) направления Комиссии в адрес Министра предложений о внесении изменений в План в связи с наличием:
- информации о надежности средств автоматизации и регламентации операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
- информации об изменении условий организации и исполнения бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры);
- информации о наличии нарушений и (или) недостатков, выявленных по результатам контрольных мероприятий, проведенных органами государственного финансового контроля, по результатам аудиторских мероприятий;
- иной информации о причинах и условиях (обстоятельствах) событий, которые могут оказать негативное воздействие на осуществление бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры).
Копия актуализированного Плана направляется Субъектам бюджетных процедур в порядке, аналогичном указанному в пункте 10 Порядка.
III. Проведение аудиторских мероприятий
14. Для проведения аудиторского мероприятия из членов Комиссии формируется аудиторская группа. Обязанность руководителя аудиторской группы возлагается на председателя Комиссии. Распределение обязанностей между членами аудиторской группы осуществляется в соответствии с рабочим планом проведения аудиторского мероприятия (далее - Рабочий план).
Рабочий план включает в себя: объект аудита; субъект бюджетной процедуры, вопросы проверки, отраженные в Программе; содержание работы; исполнителей работы; сроки предоставления материалов для формирования заключения.
Рабочий план подписывается руководителем и членами аудиторской группы (приложение N 1 к Порядку).
15. Аудиторское мероприятие проводится в соответствии с приказом Министра о проведении аудиторского мероприятия на основании разработанной Комиссией программы аудиторских мероприятий по форме, предусмотренной приложением N 3 к Порядку, утвержденной Министром (далее - Программа).
16. В целях составления Программы членами Комиссии проводится предварительный анализ документов, фактических данных, информации об организации и выполнении бюджетных процедур, бюджетных рисков во взаимосвязи с операциями/действиями по выполнению бюджетных процедур, являющихся объектами внутреннего финансового аудита.
17. Председателем Комиссии, при необходимости, в Программу могут вноситься изменения.
18. Утвержденная Программа и/или изменения в Программу представляются для ознакомления Субъектам бюджетных процедур.
19. Программа аудиторского мероприятия содержит:
основание аудиторского мероприятия - пункт Плана или решение Министра о проведении внепланового аудиторского мероприятия, тему, сроки проведения, цели и задачи, объект внутреннего финансового аудита, проверяемый период, перечень вопросов, подлежащих изучению, применяемые методы внутреннего финансового аудита, сведения о руководителе и членах аудиторской группы.
20. Местом проведения аудиторского мероприятия могут быть как помещения и территории, занимаемые Субъектами бюджетных процедур, так и помещения, занимаемые руководителем и (или) членами аудиторской группы.
21. При проведении аудиторского мероприятия должны быть собраны достаточные и уместные (для достижения целей аудиторского мероприятия, обоснования выводов и предложений) аудиторские доказательства.
22. Аудиторские доказательства представляют собой документы, фактические данные, информацию, отраженную в рабочей документации аудиторского мероприятия и используемую для формирования выводов, включая выводы о выявленных нарушениях и (или) недостатках, предложений и рекомендаций субъекта ВФА по результатам проведения аудиторского мероприятия.
23. Изучение объектов внутреннего финансового аудита, документов, данных и информации может осуществляться сплошным или выборочным способом, в зависимости от целей аудиторского мероприятия и характеристик используемых документов, данных, информации, процедур, а также использования программных средств для изучения объектов внутреннего финансового аудита.
24. Комиссия при проведении аудиторского мероприятия должна регулярно оценивать степень выполнения Программы и достижения целей аудиторского мероприятия.
Оценка выполнения Программы осуществляется на основе рабочей документации аудиторского мероприятия.
25. Рабочая документация аудиторского мероприятия формируется до окончания аудиторского мероприятия и может вестись и храниться в электронном виде и (или) на бумажных носителях.
Рабочая документация аудиторского мероприятия должна быть достаточной для обеспечения понимания результатов проведения аудиторского мероприятия.
26. Хранение рабочей документации осуществляется председателем Комиссии.
Рабочая документация в папках располагается в соответствии с вопросами Программы аудиторского мероприятия.
Рабочая документация должна храниться в сброшюрованном виде (папки с металлической скобой), страницы пронумерованы, на титульном листе папки указывается: год проведения, порядковый номер и наименование аудиторского мероприятия, количество листов в папке.
Доступ к рабочей документации имеют только члены Комиссии. Выдача документации по внутреннему аудиту работникам, не занятым аудитом по данной теме (вопросу), не допускается.
Хранение рабочей документации аудиторского мероприятия осуществляется Комиссией не менее 5 лет с окончания финансового года, в котором проводилось соответствующее аудиторское мероприятие.
Минспорт Республики Мордовия обязано обеспечить сохранность аудиторской документации.
27. Изъятие рабочей документации может производиться только уполномоченными на то органами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
25. При формировании документов, отражающих промежуточные и предварительные результаты проведения аудиторского мероприятия (аналитические записки) отражаются в аналитических записках, по форме, предусмотренной приложением N 4 к Порядку.
26. Рабочая документация аудиторского мероприятия должна подтверждать, что:
1) объекты внутреннего финансового аудита исследованы в рамках аудиторского мероприятия в соответствии с его Программой;
2) при проведении аудиторского мероприятия собраны аудиторские доказательства, которые позволяют сформировать и обосновать выводы, предложения и рекомендации по результатам аудиторского мероприятия.
27. Предельные сроки проведения аудиторских мероприятий определяются исходя из количества проверяемых внутренних бюджетных процедур и вида аудиторского мероприятия, но не должны превышать 60 календарных дней.
В случае возникновения обстоятельств, требующих приостановления (при наличии обстоятельств, при которых невозможно дальнейшее проведение аудиторского мероприятия) или продления аудиторского мероприятия, председатель Комиссии, направляет Министру служебную записку с изложением обстоятельств и срока предлагаемого приостановления (продления) данного мероприятия.
28. Основаниями для приостановления проведения аудиторского мероприятия являются:
отсутствие или неудовлетворительное состояние бюджетного (бухгалтерского) учета у Субъекта бюджетной процедуры - на период восстановления документов, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, а также приведения Субъектом бюджетной процедуры в надлежащее состояние документов учета и отчетности;
непредставление Субъектом бюджетной процедуры документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, а также представление неполного комплекта таких документов, материалов и информации, воспрепятствование проведению аудиторского мероприятия и (или) уклонение от проведения аудиторской проверки - на период устранения перечисленных обстоятельств.
29. Срок приостановления (продления) аудиторского мероприятия определяется в каждом конкретном случае, исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период его приостановления (продления), но не может превышать 60 календарных дней.
30. Решение о приостановлении (продлении) аудиторского мероприятия, принятое Министром в соответствии с мотивированной докладной запиской председателя Комиссии, оформляется приказом Министра.
31. После устранения причин приостановления аудиторского мероприятия аудиторская группа возобновляет его проведение в сроки, устанавливаемые приказом Министра.
IV. Составление и представление заключений, представление и рассмотрение возражений по результатам проведенного аудиторского мероприятия
32. Результаты проведения аудиторского мероприятия оформляются заключением по результатам аудиторского мероприятия (далее - заключение) по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку.
33. Председатель Комиссии направляет проект заключения Субъектам бюджетных процедур в целях информирования о предварительных результатах аудиторского мероприятия.
34. Аудиторская группа рассматривает письменные возражения и предложения Субъектов бюджетных процедур и при необходимости вносит корректировки в проект заключения.
35. Заключение составляется в одном экземпляре, подписывается членами аудиторской группы, Субъектом бюджетных процедур в срок, определенный сроками проведения аудиторского мероприятия, и приобщается к рабочей документации аудиторского мероприятия.
36. Заключение направляется Министру для рассмотрения и принятия решения. Подписанный экземпляр заключения с решением (резолюцией) Министра остается у председателя Комиссии, копия передается Субъекту бюджетной процедуры.
37. По результатам рассмотрения заключения Министр принимает одно или несколько решений в соответствии с пунктом 17 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 91н (далее - Стандарт N 91н).
38. В случае если по результатам рассмотрения заключения принимается решение, предусмотренное подпунктом "о" пункта 17 Стандарта N 91н, в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения копии заключения с решением (резолюцией) Министра, Субъект бюджетной процедуры разрабатывает и представляет план мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры с установлением срока их выполнения, а также о выполнении указанных мероприятий по форме, предусмотренной приложением N 6 к настоящему Порядку (далее - план мероприятий).
39. Руководитель Субъекта бюджетной процедуры обеспечивает выполнение плана мероприятий и в установленный срок предоставляет аудиторской группе информацию об устранении нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторских мероприятий, с приложением копий подтверждающих документов.
V. Мониторинг реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, формирование и ведение (актуализация) реестра бюджетных рисков
40. Комиссия регулярно (не реже 1 раза в год) проводит мониторинг реализации Субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, в рамках которого формирует информацию о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
41. В целях сбора и анализа информации о бюджетных рисках и их оценке Комиссией формируется и ведется реестр бюджетных рисков, предусмотренный приложением N 2 к Порядку.
Предварительная оценка бюджетных рисков Минспорта Республики Мордовия осуществляется Субъектами бюджетных процедур, являющимися владельцами бюджетных рисков.
42. Субъекты бюджетных процедур на основании запроса представляют аудиторской группе следующую информацию:
- о ходе и (или) результатах выполнения мер по повышению качества финансового менеджмента и минимизации (устранению) бюджетных рисков, в том числе о причинах невыполнения указанных мер;
- результаты мероприятий органов государственного финансового контроля, касающихся организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, в отношении которых принимались решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента.
43. Актуализация реестра бюджетных рисков Минспорта Республики Мордовия проводится Комиссией в срок не позднее 25 декабря текущего календарного года.
44. Бюджетный риск оценивается как значимый или незначимый в зависимости от оценки его вероятности и степени влияния.
При оценке вероятности бюджетного риска оценивается степень возможности наступления событий, негативно влияющих на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры.
Вероятность бюджетного риска оценивается как низкая, средняя или высокая.
При оценке степени влияния бюджетного риска оценивают уровень потенциального негативного воздействия события на результаты выполнения бюджетной процедуры, определяемый как оценка одного или нескольких из следующих показателей:
- искажения бюджетной отчетности;
- отклонения от целевых значений показателей государственных программ;
- санкции (административная или дисциплинарная ответственности) налагаемые в случае возникновения нарушений;
- потенциальное негативное воздействие последствий реализации бюджетного риска на репутацию Минспорта Республики Мордовия;
- снижение результативности и экономности использования Минспортом Республики Мордовия бюджетных средств;
- иные последствия реализации бюджетного риска, которые могут оказать влияние на деятельность Минспорта Республики Мордовия.
Степень влияния бюджетного риска оценивается как высокая, средняя или низкая.
Бюджетный риск оценивается как значимый, если хотя бы один из критериев его оценки (вероятность или степень влияния) оценивается как высокий, либо в случае, если оба критерия его оценки (вероятность или степень влияния) оцениваются как средние, а также по решению Министра бюджетный риск может быть оценен как значимый.
В иных случаях бюджетный риск оценивается как незначимый.
45. В случае если при проведении мониторинга реализации Субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков Комиссией выявлена необходимость проведения дополнительных мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, Комиссий информирует об этом Министра.
46. Обобщенная информация о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков отражается в годовой отчетности о результатах деятельности субъекта ВФА.
VI. Составление и представление годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита
47. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год формируется по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным годом, с пояснительной запиской (приложение N 7 к Порядку) и направляется Министру до 1 марта текущего финансового года.
48. Отчетным периодом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.
49. Годовая отчетность включает данные, отраженные в заключениях и Реестре бюджетных рисков и включает в себя информацию, в том числе подтверждающую выводы о достоверности сводной бюджетной отчетности, о минимизации бюджетных рисков, надежности внутреннего финансового контроля.
50. Пояснительная записка включает следующие сведения и информацию:
о подчиненности Комиссии, правовых актах Минспорта Республики Мордовия, регулирующих осуществление внутреннего финансового аудита (далее - аудит), количестве должностных лиц, осуществляющих аудит;
о принятых мерах по повышению квалификации указанных должностных лиц и по обеспечению надлежащего качества осуществления аудита;
об обеспеченности материальными и финансовыми ресурсами;
о событиях, оказавших существенное влияние на осуществление аудита, не нашедших отражения в отчете;
иную информацию о результатах осуществления внутреннего аудита, не нашедшую отражения в отчете.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.