Распоряжение Правительства Пензенской области от 29 декабря 2021 г. N 800-рП
"Об утверждении Стратегии реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Пензенской области до 2025 года"
1 марта 2022 г.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" (с последующими изменениями), руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями):
1. Утвердить прилагаемую Стратегию реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Пензенской области до 2025 года.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области руководствоваться положениями настоящей Стратегии при осуществлении деятельности в данной сфере.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2022 года.
4. Настоящее распоряжение опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости" и разместить (опубликовать) на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Пункт 5 изменен с 13 марта 2022 г. - Распоряжение Правительства Пензенской области от 1 марта 2022 г. N 96-рП
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы обеспечения основных направлений внутренней и национальной политики.
Губернатор Пензенской области |
О.В. Мельниченко |
Утверждена
распоряжением
Правительства Пензенской области
29.12.2021 N 800-рП
Стратегия реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Пензенской области до 2025 года
I. Общие положения
1. Настоящая Стратегия реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Пензенской области (далее - Стратегия) является документом, определяющим цели и основные направления государственной национальной политики Российской Федерации на территории Пензенской области.
2. Настоящая Стратегия разработана в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности Российской Федерации, сохранения языковой и этнокультурной самобытности народов Российской Федерации, проживающих в Пензенской области, гармонизации общественных и государственных интересов, а также в целях координации деятельности государственных органов Пензенской области, органов местного самоуправления в Пензенской области (далее - государственные органы и органы местного самоуправления) и их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации.
3. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", иные федеральные законы, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666, иные нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Устав Пензенской области, договоры (соглашения) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Пензенской области, правовые акты Пензенской области, документы стратегического планирования в сферах социально-экономического развития Пензенской области, молодежной политики, образования и культуры, а также иные документы.
4. Настоящая Стратегия должна способствовать выработке государственными органами и органами местного самоуправления, а также институтами гражданского общества единых подходов к решению вопросов государственной национальной политики Российской Федерации на территории Пензенской области.
5. Настоящая Стратегия учитывает историко-культурный опыт становления и развития российской государственности, основанный на взаимодействии и сотрудничестве народов Российской Федерации на территории Пензенской области.
6. Настоящая Стратегия носит комплексный межотраслевой социально ориентированный характер и направлена на развитие потенциала многонационального народа Российской Федерации, проживающего в Пензенской области.
II. Современное состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в Пензенской области
7. Современный национальный состав населения Пензенской области сформировался исторически в результате соприкосновения и частичного слияния разных народов. Значительные этнические группы - мордва, татары, украинцы, чуваши. По итогам Всероссийской переписи населения в 2010 году на территории области зафиксировано проживание представителей более 100 национальностей. Подавляющее большинство из них - русские (86,8%), татары - 6,4%, мордва (4,1%). Немногим менее одного процента составляют представители других национальностей: украинцы - 0,7%, чуваши - 0,4%, армяне - 0,3% и другие.
Одним из важных направлений государственной национальной политики Российской Федерации на территории Пензенской области является взаимодействие с религиозными объединениями. Деятельность большинства из них направлена на сохранение социальной стабильности, духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи, укрепление гражданского мира и межконфессионального согласия в обществе.
В настоящее время одной из актуальных задач государственной национальной политики выступает обеспечение социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан. Поток иностранных граждан в Пензенскую область возрос. Динамика показывает, что если в 2018 году на территории региона насчитывалось 12268 человек из числа проживающих иностранных граждан, то в 2021 году - 15489 человек. Увеличилась и численность иностранных студентов, обучающихся в организациях профессионального (с 22 в 2018 году до 31 человек в 2021) и высшего образования (с 2152 в 2018 году до 2840 человек в 2021 году).
В этой связи возрастает нагрузка на социальную инфраструктуру. Так, количество случаев обращения иностранных граждан за медицинской помощью в медицинские организации в 2019-2021 гг. составило 89185. Увеличивается число зарегистрированных браков, заключенных между иностранными гражданами и гражданами РФ, проживающими и в Пензенской области (по государственной принадлежности супруга, являющегося иностранным гражданином). С 2018 по 2021 годы зафиксировано 4080 таких случаев.
Неготовность иностранных граждан к новой социокультурной реальности, правовому режиму, господствующим традициям и обычаям принимающей стороны вкупе с ростом миграционных потоков в Пензенскую область, привели к увеличению числа правонарушений со стороны иностранных граждан.
В этой связи необходимо осуществлять разработку мероприятий по социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан. Целесообразно при принятии планов по социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан как на региональном, так и на муниципальном уровнях учитывать имеющиеся возможности использования на данные цели средств, поступающих в соответствующие бюджеты, в форме налога на доходы физических лиц в виде фиксированных авансовых платежей с доходов, полученных физическими лицами, являющимися иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму на основании патента в соответствии со статьей 227.1 Налогового кодекса Российской Федерации (в Пензенской области с 2018 года по 3 квартал 2021 года их общий объем составил 410 млн 270 тыс. руб.).
Работу по пропаганде законопослушного поведения среди иностранных граждан активно проводят национально-культурные автономии (НКА) региона. Важным элементом их деятельности является прием руководителями национально-культурных автономий своих соотечественников. В Пензенской области на начало 2021 года зарегистрированы и осуществляют деятельность более 30 этнокультурных объединений (среди них: 5 - региональных и 12 - местных НКА).
В Пензенской области обеспечивается потребность учащихся в преподавании языков и литературы народов Пензенской области. По состоянию на 3 квартал 2021 года в Пензенской области 23 образовательных организации основного общего образования реализовывали образовательные программы с этнокультурным компонентом.
Важным этапом в решении вопросов государственной национальной политики Российской Федерации на территории Пензенской области стало создание исполнительного органа государственной власти, наделенного функциями по реализации государственной политики в сфере национальных отношений, включая вопросы профилактики межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечения межнационального согласия. Вопросы реализации государственной национальной политики отнесены к компетенции Министерства внутренней и информационной политики Пензенской области.
В регионе разработана и действует государственная программа Пензенской области "Региональная политика, развитие гражданского общества в Пензенской области", утвержденная постановлением Правительством Пензенской области от 27.09.2013 N 733-пП (с последующими изменениями). Программа содержит мероприятия, направленные на укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России. ФАДН России стимулирует деятельность органов исполнительной власти по разработке и ведению государственных программ в субъектах РФ. Пензенская область принимает активное участие в конкурсных отборах на получение субсидий и софинансирование региональных программ в сфере межнациональных отношений.
Важную роль в реализации государственной национальной политики в Пензенской области занимает качественный мониторинг ситуации в межнациональной и межконфессиональной сферах. В этих целях Правительством Пензенской области приобретены права на подключение к Системе мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций ФАДН России. Во всех муниципальных районах и городских округах к данной Системе подключены специалисты, курирующие вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений.
8. В целях совершенствования реализации государственной национальной политики на региональном уровне создан Совет по межнациональным и этноконфессиональных отношениям при Правительстве Пензенской области. Кроме того, осуществляют деятельность 30 консультативных органов при администрациях городских округов и муниципальных районов Пензенской области. Министерством внутренней и информационной политики ведется мониторинг деятельности данных советов на основе следующих критериев:
- количество протокольных поручений, данных по итогам заседаний;
- количество экспертных заключений, сделанных в сфере этноконфессиональных отношений и касающихся вопросов, обсуждаемых в рамках повестки советов;
- освещение деятельности консультативных органов в публичном пространстве;
- количество информационных материалов, опубликованных по результатам заседаний советов и итогам их решений.
Социологические замеры состояния межнациональных и межконфессиональных отношений в Пензенской области проводятся с 2016 года. За это время прослеживается положительная динамика в плане состояния межнациональных и межконфессиональных отношений. По мнению респондентов, проблемы межнациональных и межконфессиональных отношений в Пензенской области в настоящее время не являются острыми - это подтверждается тем, что более половины опрошенных (69,3%) не испытывает неприязни к представителям каких-либо национальностей, религий, при этом у 77,1% респондентов не возникало конфликтов с представителями других национальностей, а 43,6% оценивают межнациональные отношения в Пензенском регионе как "ситуация спокойная".
Вместе с тем в сфере межнациональных и межконфессиональных отношениях имеются проблемы, обусловленные появлением новых вызовов.
9. К современным проблемам в сфере государственной национальной политики Российской Федерации на территории Пензенской области относятся:
1) распространенность негативных стереотипов в отношении некоторых народов;
2) недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию общероссийской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения;
3) недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Пензенской области;
4) недостаточная подготовленность представителей органов власти всех уровней, прежде всего органов местного самоуправления, в вопросах прогнозирования и предупреждения межэтнических, межконфессиональных противоречий и конфликтов и в вопросах противодействия экстремизму в этой сфере;
5) недостаточная мотивация органов местного самоуправления на работу в сфере межнациональных отношений;
6) несовершенство действующих решений относительно социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан;
7) распространение на территории региона нетрадиционных религиозных течений (учений), в том числе мировых религий, с которыми не связано духовное развитие народов, населяющих Пензенскую область;
8) недостаточное использование ресурса консультативных органов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, созданных при администрациях городских округов и муниципальных районов Пензенской области.
III. Цели и основные направления реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Пензенской области
10. Целью реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Пензенской области является создание максимально благоприятных условий для:
- укрепления единства российской нации;
- развития этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации на территории Пензенской области;
- гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, профилактики экстремизма и предупреждения конфликтов на национальной и религиозной почве.
11. Основными направлениями реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Пензенской области являются:
1) в сфере укрепления общероссийской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации:
формирование гражданского самосознания, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
включение в образовательные программы общеобразовательных организаций образовательных курсов по изучению культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации;
подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров с учетом этнокультурных и региональных особенностей;
2) в сфере обеспечения реализации конституционных прав граждан:
- обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств при приеме на работу, замещении должностей государственной и муниципальной службы, формировании кадрового резерва;
- сохранение условий для свободного определения гражданами своей национальной принадлежности;
- принятие мер по недопущению дискриминации по признаку национальной принадлежности при осуществлении органами государственной власти и органами местного самоуправления своей деятельности;
3) в сфере укрепления гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), сохранения и поддержки этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации:
- повышение уровня этнокультурной компетентности в обществе через проведение просветительской работы среди жителей Пензенской области, направленной на распространение адекватных и объективных знаний и представлений об истории и культуре народов Российской Федерации, проживающих на территории Пензенской области;
- сохранение и развитие культуры межнациональных (межэтнических) отношений в Пензенской области;
- развитие этнографического и культурно-познавательного туризма, оздоровительных и рекреационных зон, включающих объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, проживающих на территории Пензенской области, развитие национальных видов спорта;
- организация посещения детьми и молодежью объектов исторического и культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, памятных мест, городов-героев, городов воинской славы и городов трудовой доблести;
4) в сфере обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений:
- распространение в обществе установок о неприятии и недопущении пропаганды идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, нацизма и их оправдания;
- вовлечение этнокультурных и общественных объединений, религиозных организаций в межнациональное и межконфессиональное сотрудничество;
- противодействие пропаганде идей экстремизма в средствах массовой информации и электронных коммуникаций;
- совершенствование научно-методического обеспечения деятельности в сфере гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, раннего предупреждения этноконфессиональных конфликтов;
5) в сфере обеспечения социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации:
- учет этнокультурного фактора при обеспечении сбалансированного, комплексного и системного развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- финансовая поддержка программ и проектов социально ориентированных некоммерческих организаций, направленных на гармонизацию межнациональных (межэтнических) отношений;
- развитие социальной и культурной инфраструктуры территорий Пензенской области с учетом этнокультурного фактора;
6) в сфере обеспечения условий для сохранения и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, а также языков народов Российской Федерации:
- проведение просветительских мероприятий, конкурсов в целях стимулирования внимания населения к сохранению русского языка как государственного языка и как языка межнационального общения;
- обеспечение прав граждан на изучение родного языка и других языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Пензенской области;
- недопустимость ущемления прав граждан на свободный выбор языка общения, образования, воспитания и творчества;
- повышение числа иностранных граждан, проживающих в Пензенской области, которые прошли курсы по изучению русского языка;
7) в сфере обеспечения условий для социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество:
- реализация программ по добровольному переселению соотечественников;
- недопущение социальной и территориальной изоляции иностранных граждан в Пензенской области, устранение способствующих этому условий;
- разработка, внедрение и реализация государственными органами и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества и работодателями программ адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество;
- повышение роли институтов гражданского общества в социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации, содействие участию институтов гражданского общества в деятельности многофункциональных центров, а также организаций, предоставляющих иностранным гражданам юридические, социальные, образовательные и иные услуги;
- проведение исследований, замеров, анкетирований в целях мониторинга ситуации в сфере формирования социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество;
- включение в деятельность по социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество работодателей;
8) в сфере совершенствования государственного управления:
- повышение эффективности системы координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления при реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Пензенской области;
- совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества в целях укрепления гражданского единства российской нации, сохранения межнационального мира и согласия;
- активизация деятельности органов местного самоуправления в Пензенской области в сфере профилактики экстремизма, социальной и культурной адаптации мигрантов;
- совершенствование работы в региональном сегменте государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций;
- развитие системы мер раннего учета и предупреждения роста напряженности в межэтнических и межконфессиональных отношениях на основе аналитического мониторинга этноконфессиональных процессов;
- совершенствование научного и экспертного обеспечения реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Пензенской области;
- обеспечение профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих по типовым дополнительным профессиональным программам, разработанным в целях реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
9) в сфере обеспечения участия институтов гражданского общества в реализации целей и задач государственной национальной политики Российской Федерации:
- привлечение Общественной палаты Пензенской области к выработке управленческих решений, направленных на реализацию государственной национальной политики Российской Федерации на территории Пензенской области;
- участие общественных советов и иных консультативных органов, созданных при государственных органах и органах местного самоуправления, в деятельности по укреплению общероссийской гражданской идентичности, гармонизации межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, обеспечению социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Пензенской области и их интеграции в российское общество;
- использование потенциала институтов гражданского общества, в том числе межнациональных общественных объединений, национально-культурных организаций и иных этнокультурных объединений, в деятельности по гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, а также по профилактике экстремизма и предупреждению конфликтов на национальной и религиозной почве;
10) в сфере информационного обеспечения реализации государственной национальной политики Российской Федерации:
- привлечение средств массовой информации, освещающих вопросы реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Пензенской области, к выполнению целей и задач настоящей Стратегии, а также принятие мер по стимулированию создания ими проектов в этой области;
- создание и распространение информационной продукции для реализации целей и задач государственной национальной политики Российской Федерации на территории Пензенской области, производство и размещение в теле- и радиоэфире соответствующей видеопродукции, поддержка создания тематических радио- и телепередач, газетных и журнальных рубрик, интернет-проектов, направленных на реализацию целей и задач государственной национальной политики Российской Федерации на территории Пензенской области;
- подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации журналистов, освещающих вопросы реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Пензенской области;
- участие в конкурсах на лучшее освещение в средствах массовой информации вопросов межнационального (межэтнического), межконфессионального и межкультурного взаимодействия;
11) в сфере развития международного сотрудничества:
- проведение мониторинга международных событий и деятельности международных организаций, способных оказать влияние на состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Пензенской области;
- использование ресурса общественной дипломатии посредством вовлечения институтов гражданского общества в решение задач международного культурного и гуманитарного сотрудничества как средства налаживания межцивилизационного диалога, обеспечения взаимопонимания между народами;
- заключение с субъектами Российской Федерации договоров и соглашений по сотрудничеству в области образования, культуры, информации, государственной национальной политики, укреплению социально-экономических связей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Пензенской области от 29 декабря 2021 г. N 800-рП "Об утверждении Стратегии реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Пензенской области до 2025 года"
Вступает в силу с 1 января 2022 г.
Текст распоряжения опубликован на Официальном портале Правительства Пензенской области (www.pnzreg.ru) 30 декабря 2021 г., в газете "Пензенские губернские ведомости" N 3 от 4 января 2022 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Пензенской области от 1 марта 2022 г. N 96-рП
Изменения вступают в силу с 13 марта 2022 г.