Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2021 г. N 2489 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"

 

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст. 2162; 2015, N 28, ст. 4229; N 35, ст. 4979; N 37, ст. 5153; N 47, ст. 6583; 2016, N 2, ст. 331; N 24, ст. 3525, 3547; N 33, ст. 5202; 2017, N 3, ст. 507; N 15, ст. 2223; N 35, ст. 5352; 2018, N 5, ст. 755; N 7, ст. 1038; N 15, ст. 2147; N 39, ст. 5981; 2019, N 7, ст. 641, 674; N 15, ст. 1751; N 21, ст. 2591; N 42, ст. 5914; N 49, ст. 7143; N 52, ст. 8025; 2020, N 1, ст. 21; N 14, ст. 2130; N 15, ст. 2249; N 17, ст. 2761; N 20, ст. 3170; N 22, ст. 3504; N 37, ст. 5742; N 41, ст. 6413, 6416; N 48, ст. 7756; N 52, ст. 8806, 8837; 2021, N 7, ст. 1143; N 16, ст. 2761; N 34, ст. 6218; N 37, ст. 6503; N 41, ст. 6992).

2. Признать утратившими силу акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

3. Министерству экономического развития Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, в части, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, на своем официальном сайте, а также в аналитической информационной системе обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.

4. Установить, что настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением пунктов 5, 6 и 8 изменений, утвержденных настоящим постановлением, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.

 

Председатель Правительства
Российской Федерации

М. Мишустин

 

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 декабря 2021 г. N 2489

 

Изменения,
которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"

 

1. Паспорт Программы, паспорта подпрограмм 1 - 9 и паспорта подпрограмм Б, Д и Е признать утратившими силу.

2. Раздел I изложить в следующей редакции:

"

I. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"

 

1. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Российской Федерации

 

Экономическое развитие оказывает прямое влияние на экономический рост, внедрение инновационных технологий, повышение качества и уровня жизни населения, повышение производительности труда и на достижение других стратегических целей социально-экономического развития страны.

В 2020 - 2021 годах Российская Федерация, как и весь мир, оказалась перед лицом глобального вызова, связанного с распространением новой коронавирусной инфекции.

Высокий уровень неопределенности, связанной с эпидемиологической ситуацией, привел к волатильности мировых сырьевых и финансовых рынков.

Начиная со II квартала 2020 г. экономическое развитие России, как и всей мировой экономики, определялось прежде всего эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции. В результате этого экономика России столкнулась с одновременным ограничением предложения и спроса.

Ряд отраслей, в том числе сфера бытовых услуг, туризм, авиаперевозки и ряд других, в наибольшей степени пострадали в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.

Субъекты малого и среднего предпринимательства в сферах торговли и предоставления услуг населению в период действия карантинных мер столкнулись с наибольшим снижением выручки. По итогам декабря 2020 г. зафиксировано снижение общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства на 17,6 тыс. единиц (с 5702 тыс. единиц до 5684 тыс. единиц), при этом количество индивидуальных предпринимателей сократилось на 26,9 тыс. единиц, количество юридических лиц увеличилось на 9,4 тыс. единиц.

По сравнению с январем 2020 г. число субъектов малого и среднего предпринимательства в январе 2021 г. снизилось на 232,3 тыс. единиц (в том числе количество индивидуальных предпринимателей снизилось на 75,7 тыс. единиц, юридических лиц - на 156,8 тыс. единиц).

Помимо непосредственного закрытия производства экономика понесла и косвенные потери, определяемые эффектом межотраслевых связей, проявляющимся в других отраслях, ограничением возможностей сбыта конечной продукции (снижение выпуска в результате ограничения ресурсов промежуточного потребления, снижение как конечного спроса на товары и услуги, так и на товары и услуги промежуточного потребления в компаниях отраслей, приостановивших деятельность).

Спад инвестиций за весь 2020 год по полному кругу компаний и с учетом неформальной деятельности составил 1,4 процента.

Несмотря на свою направленность на развитие экономики и инновационной сферы в 2020 году, государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - Программа) сыграла важную роль в финансовом обеспечении реализации мероприятий по минимизации кризисных явлений в экономике. Были предоставлены льготные кредиты субъектам малого и среднего бизнеса и системообразующим предприятиям, самозанятым гражданам, начата реализация специальных программ поддержки туристской отрасли.

Реализация мер по поддержке экономики была направлена на сохранение занятости, позволила бизнесу максимально высвободить ресурсы на выплату заработной платы работникам.

В 2021 году в рамках Программы осуществляются дальнейшее финансирование мероприятий, обеспечивающих восстановление занятости и рост экономики, а также долгосрочные структурные изменения в экономике.

Реализация мероприятий Программы за прошедший период обеспечила достижение следующих результатов:

созданы новые особые экономические зоны и обеспечено их развитие, включая увеличение объема привлеченных инвестиций, количества созданных рабочих мест;

запущена реализация механизма "фабрики" проектного финансирования;

открыты и функционируют во всех субъектах Российской Федерации центры "Мой бизнес";

уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг достиг 98 процентов;

сетью многофункциональных центров обеспечен доступ более 97 процентов населения к предоставлению более 200 государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна";

запущен механизм бесшовной интеграции мер государственной поддержки, который предусматривает обмен информацией о поддержанных инновационных компаниях, а также учет экспертизы институтов развития;

созданы инновационные научно-технологические центры "Инновационный научно-технологический центр МГУ "Воробьевы горы", "Инновационный научно-технологический центр "Сириус", "Долина Менделеева", "Русский", "Инновационный научно-технологический центр "Композитная долина";

реализована программа ускоренного патентования по заявкам в области технологий борьбы с вирусами и сопутствующими заболеваниями;

отрасли экономики обеспечены высококвалифицированными управленческими кадрами;

институтами инновационного развития (федеральное государственное бюджетное учреждение "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере", некоммерческая организация Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, унитарная некоммерческая организация Фонд инфраструктурных и образовательных программ) осуществлена поддержка инновационных компаний и предпринимателей, что является необходимым условием для ускорения темпов технологического развития Российской Федерации.

В целом российская экономика вопреки ожиданиям прошла нижнюю точку падения с более высокими результатами, чем другие крупные страны, в которых были введены жесткие карантинные ограничения.

Вместе с тем в сфере экономического развития сохраняется ряд внешнеэкономических и общеэкономических ключевых вызовов и рисков.

К внешнеэкономическим вызовам и рискам, обусловленным высокой зависимостью показателей социально-экономического развития Российской Федерации от мировых цен на энергоносители и другие сырьевые товары, относятся следующие:

рост волатильности мировых сырьевых и финансовых рынков, связанный с высоким уровнем неопределенности на фоне сложной эпидемиологической ситуации;

падение цен на сырьевые товары и разрыв "цепочек поставок", обусловленные замедлением темпов роста мировой экономики;

ужесточение применения санкционного режима в отношении российской экономики и др.

К общеэкономическим вызовам и рискам относятся следующие:

эпидемиологическая ситуация, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции;

низкая инвестиционная активность;

невосприимчивость экономики и общества к инновациям, что препятствует практическому применению результатов научных исследований и разработок;

низкий потребительский спрос и др.

 

2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы

 

В целях преодоления актуальных вызовов, с которыми сталкивается национальная экономика, а также достижения стратегических целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации определены новые цели, разработаны структура и система показателей Программы.

Система целеполагания Программы включает в себя:

цель 1 "Запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата", которая характеризуется в том числе:

достижением значения индекса физического объема инвестиций в основной капитал по отношению к 2020 году в 2030 году не ниже 170 процентов;

достижением ежегодного 50-процентного прироста доли предприятий, достигших ежегодного 5-процентного прироста производительности труда на предприятиях - участниках национального проекта "Производительность труда", внедряющих мероприятия национального проекта под федеральным и региональным управлением в течение 3 лет участия в проекте;

созданием более 118 тыс. новых рабочих мест в рамках реализации мероприятий, направленных на повышение потенциала региональных экономик, к 2024 году;

достижением объема поддержанного экспорта за счет инструментов поддержки акционерного общества "Российский экспортный центр", акционерного общества "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций", Государственного специализированного Российского экспортно-импортного банка (акционерное общество) и их дочерних хозяйственных обществ в 2024 году в размере 21,8 млрд. долларов США.

Для достижения указанной цели в структуру Программы включены следующие направления (подпрограммы) реализации:

направление "Стимулирование реализации инвестиционных проектов", в рамках которого будут реализовываться структурные элементы, связанные с комплексной поддержкой инвестиционных проектов и их сопровождением, обеспечением формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы;

направление "Производительность труда", в рамках которого будут реализовываться мероприятия национального проекта "Производительность труда";

направление "Деловая активность", в рамках которого будут реализовываться структурные элементы, связанные с совершенствованием контрольной (надзорной) и разрешительной деятельности, организационным обеспечением деятельности по повышению инвестиционной привлекательности, тарифным и антимонопольным регулированием и развитием конкуренции, а также с совершенствованием регуляторной политики и единой национальной системы аккредитации;

направление "Повышение потенциала региональных экономик", в рамках которого будут реализовываться структурные элементы, связанные с развитием субъектов Российской Федерации и отдельных территорий, а также особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития;

направление "Развитие внешнеэкономической деятельности", в рамках которого будут реализовываться мероприятия по развитию международной кооперации и экспорта, а также по обеспечению международного экономического сотрудничества;

цель 2 "Ускорение технологического развития экономики", которая характеризуется в том числе:

достижением общего объема выручки поддержанных технологических компаний в 2030 году в размере порядка 650 млрд. рублей;

достижением объема размещения устойчивых (в том числе "зеленых") облигаций в секторе устойчивого развития публичного акционерного общества "Московская биржа ММВБ-РТС" (накопительным итогом) в 2024 году в размере 400 млрд. рублей.

Для достижения указанной цели в структуру Программы включены следующие направления (подпрограммы) реализации:

направление "Поддержка инновационных компаний", в рамках которого предполагается реализация мероприятий по стимулированию инноваций, обеспечению правовой охраны и коммерциализации прав на интеллектуальную собственность;

направление "Климатическая повестка", в рамках которого будут реализовываться мероприятия по созданию и развитию инструмента "зеленого" финансирования, формированию системы ограничения выбросов парниковых газов и реализации климатических проектов;

цель 3 "Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых", которая характеризуется обеспечением численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, к 2030 году не менее 25,65 млн. человек.

Для достижения указанной цели в структуру Программы включено направление "Развитие малого и среднего предпринимательства", в рамках которого будут реализовываться мероприятия национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы";

цель 4 "Повышение эффективности государственного управления", которая характеризуется в том числе:

сохранением удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг на уровне не менее 90 процентов;

подготовкой к 2024 году 52,1 тыс. управленческих кадров, участвующих в реализации национальных и региональных проектов;

снижением отчетной нагрузки на респондентов по предоставлению статистической отчетности (к базовому уровню) в 2024 году на 50 процентов.

Для достижения указанной цели в структуру Программы включены следующие направления (подпрограммы) реализации:

направление "Развитие государственного управления", которое включает в себя мероприятия по разработке и внедрению в деятельность органов государственной власти принципов и стандартов клиентоцентричности, повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг, подготовке кадров и профессиональному развитию федеральных государственных гражданских служащих;

направление "Стратегическое планирование и официальная статистика", которое включает в себя мероприятия по обеспечению стратегического планирования и прогнозирования экономического развития, развитию системы информационного обеспечения государственной статистики, а также по совершенствованию официальной статистики.

 

3. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в сфере реализации Программы

 

Мероприятия Программы направлены на достижение целей обеспечения экономической безопасности Российской Федерации посредством повышения конкурентоспособности российской экономики и создания условий для экономического роста Российской Федерации в соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".

В целях обеспечения экономической безопасности государства определены следующие ключевые задачи:

обеспечение ускорения темпов прироста инвестиций в основной капитал, доступности долгосрочного кредитования, защиты и поощрения капиталовложений, стимулирование использования внутренних источников инвестиций;

обеспечение институциональной и структурной перестройки национальной экономики на современной технологической основе, ее диверсификации и развития на основе использования низкоуглеродных технологий;

повышение производительности труда путем модернизации промышленных предприятий и инфраструктуры, цифровизации, использования технологий искусственного интеллекта и создания высокотехнологичных рабочих мест;

совершенствование системы государственного контроля (надзора) в сфере экономической деятельности;

создание на территории Российской Федерации благоприятной деловой среды;

совершенствование механизмов взаимодействия государства и бизнеса, содействие развитию малого и среднего предпринимательства;

развитие международных деловых контактов и расширение рынков сбыта российской продукции.

 

4. Задачи Программы, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации

 

Система целеполагания и задачи Программы сформированы с учетом национальных целей развития на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", и Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р.

Реализация Программы будет непосредственно направлена на достижение двух национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года - "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" и "Цифровая трансформация".

Кроме того, при формировании целей и показателей Программы учитывались положения документов стратегического планирования, разработанных в рамках целеполагания на федеральном уровне, в том числе по отраслевому принципу.

 

5. Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации

 

Приоритеты и цели государственной политики в сфере экономического развития на федеральном и региональном уровнях направлены на создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, повышение эффективности государственного управления.

В целях обеспечения достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, Северо-Кавказского федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации, а также на территориях Калининградской области, Республики Крым и г. Севастополя предусматривается решение следующих задач:

развитие малого и среднего предпринимательства;

привлечение частных инвестиций и создание новых рабочих мест;

повышение компетенций управленческих кадров, необходимых для развития региональных экономик.".

3. В разделе II:

а) наименование изложить в следующей редакции:

"

II. Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках Программы

";

4. Приложения N 1 - 5 к указанной Программе признать утратившими силу.

ГАРАНТ:

Пункт 5 вступает в силу с 30 декабря 2021 г.

5. В приложении N 7 к указанной Программе:

а) в пункте 1 слово "порядок" заменить словами "условия, цели и порядок";

б) в пункте 2 слова "оказания финансовой поддержки при исполнении" заменить словом "софинансирования";

в) пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. Критерием отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий является наличие договоров о финансовом обеспечении расходов, связанных с оплатой оказанных специалистам услуг по обучению в соответствии с Государственным планом, заключенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и образовательными организациями, включенными в перечень образовательных организаций для участия в реализации Государственного плана, и отчетов, подтверждающих исполнение указанных договоров.";

г) пункты 4 2 и 10 признать утратившими силу;

д) в абзаце первом пункта 11:

слова "Оценка эффективности и результативности расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются" заменить словами "Оценка эффективности использования", слова "количественных и качественных показателей результативности" заменить словом "результатов";

е) пункт 14 изложить в следующей редакции:

"14. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.";

ж) абзацы второй и третий пункта 16 признать утратившими силу;

з) пункт 17 изложить в следующей редакции:

"17. Порядок и условия возврата средств из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в случае нарушения субъектом Российской Федерации обязательств, предусмотренных соглашением, а также основания для освобождения субъекта Российской Федерации от применения мер финансовой ответственности установлены пунктами 16 - 18 и 20 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.";

и) пункт 22 изложить в следующей редакции:

"22. Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации и уполномоченными органами государственного финансового контроля.";

к) пункт 24 признать утратившим силу.".

ГАРАНТ:

Пункт 6 вступает в силу с 30 декабря 2021 г.

6. В приложении N 10 к указанной Программе:

а) в пункте 1 слова "подпрограммы 2 "Развитие малого и среднего предпринимательства" исключить;

б) пункт 43 изложить в следующей редакции:

"43. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.";

в) в пункте 55 слова "подпрограммы "Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна" и слова "и приложением N 6 к государственной программе Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" исключить;

г) в абзаце первом приложения к указанному приложению слова "подпрограммы 2 "Развитие малого и среднего предпринимательства" исключить.

7. Приложения N 10 1, 11, 15, 17 - 21, 23 - 27, 29 - 33 к указанной Программе признать утратившими силу.

ГАРАНТ:

Пункт 8 вступает в силу с 30 декабря 2021 г.

8. В приложении N 34 к указанной Программе:

а) в пункте 1 слова "подпрограммы 2 "Развитие малого и среднего предпринимательства" исключить;

б) пункт 14 изложить в следующей редакции:

"14. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.";

в) дополнить пунктом 18 1 следующего содержания:

"18 1. Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации и уполномоченными органами государственного финансового контроля.";

г) в абзаце первом приложения к указанному приложению слова "подпрограммы 2 "Развитие малого и среднего предпринимательства" исключить.

9. Приложение N 37 к указанной Программе признать утратившим силу.

 

Скорректированы структура и содержание госпрограммы "Экономическое развитие и инновационная экономика". Так, определены приоритеты и цели госполитики в сфере реализации программы, задачи госуправления и обеспечения нацбезопасности, способы их эффективного решения.

Уточнен порядок предоставления субсидий на оплату оказанных специалистам российскими образовательными организациями услуг по обучению в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства России в 2018/19-2024/25 учебных годах. Также скорректированы правила оказания господдержки малого и среднего предпринимательства, самозанятых граждан.

Постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок.


Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2021 г. N 2489 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"


Вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением пунктов 5, 6 и 8 изменений, вступающих в силу с 30 декабря 2021 г.


Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2021 г. N 0001202112300075, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 января 2022 г. N 1 (часть II) ст. 192