Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2021 г. N 3924-р
1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса.
2. Минэнерго России совместно с федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением, при принятии в пределах своей компетенции решений в части топливно-энергетического комплекса.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 28 декабря 2021 г. N 3924-р
Стратегическое направление
в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса
I. Общие положения
Основаниями разработки стратегического направления в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса (далее - цифровая трансформация, стратегическое направление) являются:
Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2021 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Указа Президента Российской Федерации следует читать как "от 10 октября 2019 г."
перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N Пр-2242 по итогам конференции по искусственному интеллекту;
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 321 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики";
национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. N 7;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. N 1523-р "Об Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года";
поручение Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. N ДЧ-П10-1369 по вопросу разработки стратегии цифровой трансформации отрасли в целях достижения "цифровой зрелости", предусматривающей внедрение конкурентоспособного отечественного программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов, созданных в том числе на основе технологий искусственного интеллекта.
В ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:
большие данные;
нейротехнологии и искусственный интеллект;
компоненты робототехники и сенсорика;
технологии беспроводной связи.
Искусственный интеллект будет использоваться для анализа больших данных в промышленности, а также в рамках функционирования систем поддержки и принятия решений.
Компоненты робототехники и сенсорики будут применяться для повышения производительности труда, разработки и эксплуатации труднодоступных месторождений в целях обеспечения сохранности жизни и здоровья работников предприятий топливно-энергетического комплекса.
Технологии беспроводной связи будут применяться для мониторинга и диагностики объектов и работников топливно-энергетического комплекса, в том числе для обеспечения их безопасности, снижения количества внештатных ситуаций и травматизма.
Стратегическое направление утверждается на период до 2030 года. Внесение изменений в стратегическоое направление возможно не более одного раза в год.
В рамках реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе при внедрении робототехнических решений, цифровых средств индивидуальной защиты) российского происхождения.
Реализация ключевых проектов и мероприятий стратегического направления будет способствовать достижению следующих целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года;
реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года;
увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн. человек.
II. Приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации
Целью цифровой трансформации является ускоренный переход энергетического сектора страны на новые управленческий и технологический уровни, обеспечивающие условия для развития топливно-энергетического комплекса и долгосрочного устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации путем оптимизации и трансформации бизнес-процессов (моделей) с применением цифровых технологий и платформенных решений в условиях высокой динамики изменений внешних и внутренних факторов.
Задачами цифровой трансформации являются:
реализация пилотного проекта по управлению спросом потребителей розничного рынка электрической энергии;
внедрение новой системы взаимоотношений на оптовом рынке электрической энергии и мощности и розничных рынках - создание целевого рынка управления спросом;
формирование процедур и технических решений, обеспечивающих доступ и участие ресурсов управления спросом на рынках электрической энергии и мощности;
развитие сегмента микрогенерации;
создание единого информационного сервиса в субъекте Российской Федерации по услугам поставщиков энергетических ресурсов в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
создание Единого окна для коммуникаций с клиентами и доступа ко всем энергетическим ресурсам и услугам;
снижение издержек в секторах топливно-энергетического комплекса;
обеспечение доступности (законодательно и технически) промышленных данных для организаций топливно-энергетического комплекса;
создание единых стандартов обмена и использования данных компаниями топливно-энергетического комплекса;
повышение производительности труда;
разработка отечественных продуктов и решений;
снижение аварийности и производственного травматизма на предприятиях топливно-энергетического комплекса;
снижение рисков кибербезопасности, безопасности инфраструктуры.
III. Проблемы и вызовы цифровой трансформации
Проблемами текущего состояния топливно-энергетического комплекса, решаемыми при осуществлении цифровой трансформации, являются:
несовершенство нормативно-правовой и нормативно-технической баз:
низкая готовность нормативно-правовой базы к масштабному внедрению цифровых решений и их интеграции в бизнес-процессы организаций, включая отсутствие единых стандартов и систем сертификации;
отсутствие упрощенных процедур закупки для компаний с государственным участием инновационной продукции (в том числе в части цифровых решений/технологий);
недостаток инструментов поддержки принятия быстрых обоснованных решений субъектами топливно-энергетического комплекса;
ограничение политики импортозамещения - отсутствие российских комплексных пакетов программного обеспечения, которые являются аналогами зарубежных продуктов, что требует внедрения целого набора дополнительных решений и ведет к росту издержек;
технологические и нормативные барьеры в области сбора и передачи данных:
недостаточность развития систем коммуникации и связи, в том числе в отдаленных регионах, в которых расположены операционные активы;
отсутствие возможности сквозного обмена данными между различными отраслями, ведомствами и компаниями, что усложняет внедрение сквозных цифровых решений или единого цифрового пространства;
недостаточное кадровое обеспечение - небольшое количество сотрудников, прошедших программы подготовки (переподготовки) кадров в области цифровой трансформации (недостаточность компетенций на рынке труда, отсутствие карт компетенций в области цифровой трансформации на уровне государства);
отсутствие единой системы управления, координации и мониторинга цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса:
низкая скорость цифрового развития государственных органов;
отсутствие централизованного видения перспектив развития государственного регулирования;
законодательные и финансовые ограничения привлечения инвестиций для обеспечения внедрения цифровых технологий в отрасли топливно-энергетического комплекса:
недостаточность мер государственной поддержки разработки и внедрения цифровых решений (технологий), адаптированных под отрасли топливно-энергетического комплекса (как для разработчиков, так и для заказчиков технологий);
высокая дополнительная нагрузка, связанная с подготовкой отчетности при получении государственной поддержки.
Вызовами цифровой трансформации отрасли являются:
необходимость развития инструментов снижения затрат потребителей на покупку электрической энергии, развития рынка микрогенерации;
повышение качества обслуживания клиентов - граждан Российской Федерации, оптимизация затрат электроэнергетической отрасли;
необходимость формирования правового регулирования рынка промышленных данных и возникающих в связи с этим проблем передачи, обмена, реализации, обработки указанных данных у субъектов деятельности в сфере промышленности и органов государственной власти;
повышение производительности труда и обеспечение сохранности здоровья работников, в том числе при разработке труднодоступных месторождений;
снижение производственного травматизма на объектах топливно-энергетического комплекса.
Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
при реализации проекта "Активный потребитель" - недостижение целевых показателей по снижению стоимости электрической энергии вследствие недостаточного количества участников (ключевых электроэнергетических компаний) в рамках проекта по управлению спросом на рынке электрической энергии и мощности;
при реализации проекта "Цифровой ассистент "Моя энергетика" - неэффективная финансово-экономическая модель для региональных инвесторов при реализации инициативы в случае отсутствия бюджетного софинансирования;
при реализации проекта "Данные для роста - искусственный интеллект":
срыв сроков реализации проекта в случае увеличения сроков согласования и принятия нормативных правовых и нормативных технических актов, необходимых для обеспечения правового регулирования рынка промышленных данных;
невысокий экономический эффект проекта при отсутствии достаточных стимулов у организаций топливно-энергетического комплекса и государства для осуществления обмена промышленными данными;
при реализации проекта "Роботизация в нефтегазовом комплексе":
отсутствие мер поддержки со стороны государства при производстве, проведении испытаний и внедрении отечественных робототехнических решений;
длительный процесс внесения изменений в законодательство Российской Федерации с целью устранения нормативных барьеров, препятствующих полномасштабному внедрению и использованию робототехнических решений;
при реализации проекта "Цифровая промышленная безопасность":
отсутствие достаточных стимулирующих мер государственной поддержки для привлечения дополнительных внебюджетных источников, что может значительно замедлить процесс внедрения отдельных цифровых решений;
технические проблемы, возникающие в процессе интеграции информационных систем организаций и цифровой платформы промышленной безопасности, в том числе связанные с информационной безопасностью.
Общим риском является недостижение целевых показателей проектов стратегического направления в случае отсутствия бюджетного финансирования на 2022 - 2030 годы.
Проекты цифровой трансформации приведены в приложении N 1. Показатели цифровой трансформации приведены в приложении N 2.
IV. Участники реализации стратегического направления
Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за реализацию стратегического направления, является Министерство энергетики Российской Федерации с участием следующих соисполнителей:
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;
Министерство экономического развития Российской Федерации.
Реализация стратегического направления будет осуществляться при участии институтов развития, субъектов деятельности топливно-энергетического комплекса и отрасли информационных технологий.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
топливно-энергетического комплекса
Проекты цифровой трансформации
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
топливно-энергетического комплекса
Показатели
цифровой трансформации
Наименование проекта |
Ответственный исполнитель |
Наименование показателя |
Единица измерения показателя |
Значение показателя по годам |
|||
2022 |
2023 |
2024 |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
"Активный потребитель" |
Минэнерго России, акционерное общество "Системный оператор Единой энергетической системы", акционерное общество "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии", Ассоциация "Некоммерческое партнерство Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью", Ассоциация Гарантирующих поставщиков и Энергосбытовых компаний |
объем рынка управления энергопотреблением - среднемесячный объем управления спросом (контракты) |
МВт |
1050 |
2000 |
3000 |
объем рынка управления энергопотреблением - количество объектов |
штук |
525 |
1000 |
1500 |
|||
объем рынка микрогенерации - количество объектов |
штук |
2100 |
2940 |
4116 |
|||
снижение затрат на электрическую энергию для потребителей, участвующих в новых секторах рынков |
процентов |
3 |
8 |
10 |
|||
2. |
Цифровой ассистент "Моя энергетика" |
Минэнерго России, заинтересованные организации |
количество пилотных регионов, внедривших развернутый сервис цифрового ассистента "Моя энергетика" |
штук |
5 |
20 |
50 |
продолжительность отработки запросов потребителей, связанных с энергоснабжением (в расчете на 1 запрос) |
часов |
193,29 |
193,29 |
96,64 |
|||
3. |
"Данные для роста - искусственный интеллект" |
Минэнерго России, Минцифры России, Минпромторг России, заинтересованные организации |
количество принятых нормативных правовых актов и нормативных технических документов, необходимых для создания рынка промышленных данных |
единиц |
1 |
3 |
2 |
сокращение затрат на добычу и переработку нефти в сопоставимых категориях |
процентов |
0 |
0 |
5 |
|||
4. |
"Роботизация в нефтегазовом комплексе" |
Минэнерго России, Минпромторг России, Минцифры России, Минэкономразвития России, заинтересованные организации |
доля робототехнических решений для нефтегазовой отрасли, разработанных и произведенных в Российской Федерации |
процентов |
0 |
5 |
10 |
повышение производительности труда в нефтегазовой отрасли |
процентов |
0 |
5 |
8 |
|||
5. |
"Цифровая промышленная безопасность" |
Минэнерго России, Минпромторг России, Минцифры России, заинтересованные организации |
количество внедренных средств индивидуальной защиты и датчиков интернета вещей для опасных объектов топливно-энергетического комплекса |
единиц |
3048 |
7417 |
10989 |
уровень покрытия интеллектуальных систем мониторинга |
процентов |
20 |
35 |
50 |
|||
доля "умных" средств индивидуальной защиты, произведенных в России и внедренных на объектах топливно-энергетического комплекса |
процентов |
40 |
80 |
100 |
|||
6. |
Интегральный показатель, относящийся к проектам, указанным в пунктах 1 - 4 настоящего раздела |
Минпромторг России, Минэнерго России, заинтересованные организации |
доля российской электронной продукции, используемой при реализации проектов цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса, в общем объеме электронной продукции, используемой при реализации таких проектов |
процентов |
37,5 |
39,5 |
40,8 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правительство утвердило стратегическое направление в области цифровой трансформации ТЭК.
В ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:
- большие данные;
- нейротехнологии и искусственный интеллект;
- компоненты робототехники и сенсорика;
- технологии беспроводной связи.
Стратегическое направление утверждено на период до 2030 г. Вносить изменения можно не чаще раза в год.
Предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции российского происхождения.
Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2021 г. N 3924-р
Текст распоряжения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2021 г. N 0001202112300029, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 января 2022 г. N 1 (часть IV) ст. 398
Распоряжением Правительства России от 12 марта 2024 г. N 581-Р настоящий документ признан утратившим силу с 12 марта 2024 г.