Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
постановлением
Правительства Алтайского края
от 30.12.2021 N 510
Положение
о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Алтайского края (далее - "региональный лицензионный контроль").
К отношениям, связанным с осуществлением регионального лицензионного контроля, применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - "Федеральный закон N 248-ФЗ").
2. Предметом регионального лицензионного контроля является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, обратившимися с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - "соискатели лицензии"), и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (далее - "лицензиаты", "управляющие организации") лицензионных требований, установленных в соответствии со статьей 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - "обязательные требования").
3. Органом, уполномоченным на осуществление регионального лицензионного контроля, является инспекция строительного и жилищного надзора Алтайского края (далее - "Инспекция").
4. Региональный лицензионный контроль вправе осуществлять следующие должностные лица (далее - "уполномоченные должностные лица"):
а) руководитель Инспекции;
б) заместитель руководителя Инспекции, курирующий осуществление лицензионного контроля;
в) государственные гражданские служащие категории "специалисты" главной, ведущей и старшей групп должностей в структурных подразделениях Инспекции, в ведении которых находятся вопросы лицензионного контроля.
Должностные лица, уполномоченные на проведение конкретного профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия, определяются решением Инспекции о проведении профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия.
Должностным лицам, осуществляющим региональный лицензионный контроль, выдаются удостоверения, форма которых устанавливается Инспекцией.
5. Лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются руководитель (заместитель руководителя) Инспекции.
6. Объектами регионального государственного лицензионного контроля являются деятельность, действия (бездействие) управляющих организаций по управлению многоквартирными домами, в ходе которых должны соблюдаться лицензионные требования.
7. Учет объектов контроля осуществляется Инспекцией с использованием информационной системы "Акцент - Жилнадзор" посредством сбора, обработки, анализа и учета сведений об объектах контроля, использования информации, представляемой в Инспекцию в соответствии с нормативными правовыми актами, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального лицензионного контроля
8. Региональный лицензионный контроль осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
9. Инспекция для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении регионального лицензионного контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - "категории риска"):
1) высокий риск;
2) средний риск;
3) умеренный риск;
4) низкий риск.
10. Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления регионального лицензионного контроля устанавливаются в соответствии с приложением к настоящему Положению.
11. В случае если объект контроля не отнесен Инспекцией к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
12. В отношении управляющих организаций, чья деятельность отнесена к категории высокого риска, проводятся следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) выездная проверка,
в) документарная проверка.
13. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в зависимости от категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
для категории высокого риска - 1 раз в 2 года;
для категории среднего риска - 1 раз в 3 года;
для категории умеренного риска - 1 раз в 4 года.
В отношении управляющих организаций, чья деятельность отнесена к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
14. В целях стимулирования добросовестного соблюдения лицензионных требований управляющими организациями, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям лицензионных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также создания условий для доведения лицензионных требований до управляющих организаций, повышения информированности о способах их соблюдения Инспекция при осуществлении регионального лицензионного контроля осуществляет профилактические мероприятия в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
15. При осуществлении регионального лицензионного контроля Инспекция проводит следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
16. Информирование контролируемых лиц и обобщение правоприменительной практики осуществляется Инспекцией в соответствии со статьями 46, 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
По итогам обобщения правоприменительной практики Инспекция обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики в рамках регионального лицензионного контроля.
Доклад о правоприменительной практике, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Инспекции, подготавливается один раз в год, утверждается приказом Инспекции и размещается на сайте Инспекции в сети "Интернет" не позднее 20 ноября года, следующего за отчетным.
17. Объявление предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований осуществляется Инспекцией в соответствии со статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
Управляющая организация вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения подать в Инспекцию возражение в отношении указанного предостережения.
Возражение направляется в Инспекцию в письменном виде на бумажном носителе или в электронном виде с соблюдением требований, установленных статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
18. Рассмотрение возражения осуществляется начальником структурного подразделения Инспекции, в котором готовилось предостережение, в том числе с участием управляющей организации посредством телефонной связи, видео-конференц-связи или на личном приеме, в течение 10 рабочих дней со дня регистрации в Инспекции поступившего возражения.
19. Подписание ответа на возражение руководителем Инспекции (заместителем руководителя Инспекции) и направление ответа лицу, подавшему возражение, осуществляется в соответствии со статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ. Срок направления ответа лицу, подавшему возражение, составляет не более трех рабочих дней со дня его подписания.
20. Консультирование контролируемых лиц осуществляется должностными лицами Инспекции, уполномоченными на проведение консультирования, устно по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ.
Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
разъяснение прав и обязанностей уполномоченных должностных лиц Инспекции при осуществлении регионального лицензионного контроля;
разъяснение прав и обязанностей контролируемых лиц при осуществлении в отношении них регионального лицензионного контроля;
порядок и сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
порядок обжалования решений, действий (бездействия) Инспекции при осуществлении регионального лицензионного контроля;
выполнение лицензионных требований к предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
21. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам не предоставляется, за исключением случаев получения от контролируемых лиц письменного запроса.
Рассмотрение Инспекцией письменного запроса контролируемого лица осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
22. В случае поступления в Инспекцию пяти и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте Инспекции в сети "Интернет" письменных разъяснений.
23. Профилактический визит проводится в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
24. Обязательный профилактический визит проводится Инспекцией в отношении управляющей организации, приступающей к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска.
25. Обязательный профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности управляющей организации либо путем использования видео-конференц-связи.
В ходе обязательного профилактического визита управляющая организация информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к деятельности управляющих организаций, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
26. Обязательный профилактический визит в отношении лица, приступающего к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами, проводится не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
Обязательный профилактический визит в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, проводится не позднее одного года с момента отнесения объекта контроля к категории высокого риска.
О проведении обязательного профилактического визита управляющая организация уведомляется не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения. Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать один рабочий день.
Управляющая организация вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Инспекцию не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
IV. Осуществление регионального государственного лицензионного контроля
27. В рамках осуществления регионального государственного лицензионного контроля Инспекцией проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия при взаимодействии с контролируемыми лицами:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
28. Виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых Инспекцией, указаны в разделе II настоящего Положения. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются в соответствии со статьей 61 Федерального закона N 248-ФЗ.
29. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются в соответствии со статьей 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
30. По основаниям для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренным пунктами 1, 3, 4 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются в виде инспекционного визита, рейдового осмотра, документарной проверки и выездной проверки.
31. По основанию для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются в виде документарной проверки и выездной проверки.
32. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в соответствии с общими требованиями, установленными статьей 65 Федерального закона N 248-ФЗ.
33. Инспекционный визит проводится в соответствии со статьей 70 Федерального закона N 248-ФЗ.
Перечень допустимых контрольных (надзорных) действий в ходе инспекционного визита:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) инструментальное обследование;
5) истребование документов, которые в соответствии с лицензионными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) лицензиата (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
34. Рейдовый осмотр проводится в соответствии со статьей 71 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе рейдового осмотра допускается совершение следующих контрольных (надзорных) действий:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов;
5) инструментальное обследование.
35. Документарная проверка проводится в соответствии со статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе документарной проверки допускается совершение следующих контрольных (надзорных) действий:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов.
36. Выездная проверка проводится в соответствии со статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе выездной проверки допускается совершение следующих контрольных (надзорных) действий:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов;
5) инструментальное обследование.
37. Срок проведения выездной проверки составляет 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки составляет 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
38. Контрольные (надзорные) действия в рамках контрольного (надзорного) мероприятия осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона N 248-ФЗ.
39. В случае проведения такого контрольного (надзорного) действия, как осмотр, для фиксации уполномоченным должностным лицом и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
40. Фотосъемка, аудио- и (или) видеозапись осуществляются должностным лицом, уполномоченным на осуществление действий по фиксации доказательств в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий, посредством использования фотоаппарата, диктофона, видеокамеры, а также мобильных устройств (телефон, смартфон, планшет).
Оборудование, используемое для проведения фото- и видеофиксации, должно иметь техническую возможность отображения на фотоснимках и видеозаписи текущей даты и времени, а также сохранения данных о месте съемки (координат).
При проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи должны применяться приемы фиксации, при которых исключается возможность искажения свойств объектов, должны обеспечиваться условия фиксации, при которых полученные фотоснимки, аудиозапись, видеозапись максимально точно и полно отображают свойства объектов контроля.
Информация о проведении фото-, аудио- и видеозаписи отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия с указанием названия, типа и марки оборудования, с помощью которого проводилась фиксация.
41. При проведении контрольных мероприятий и совершении контрольных действий, которые в соответствии с требованиями Федерального закона N 248-ФЗ должны проводиться в присутствии лицензиата либо его представителя, присутствие лицензиата либо его представителя обязательно, за исключением проведения контрольных мероприятий, совершения контрольных действий, не требующих взаимодействия с лицензиатом.
42. Случаи, при наступлении которых гражданин, индивидуальный предприниматель вправе представить в Инспекцию информацию о невозможности присутствовать при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, в связи с чем проведение контрольных (надзорных) мероприятий переносится на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом данного обращения в Инспекцию:
1) болезнь, подтвержденная письменными доказательствами;
2) нахождение за пределами Российской Федерации;
3) административный арест;
4) отсутствие гражданина по месту жительства в жилом помещении (при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении данного помещения) по причине нахождения в отпуске, в командировке за пределами населенного пункта.
V. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
43. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия оформляются в соответствии с главой 16 Федерального закона N 248-ФЗ.
VI. Обжалование решений, действий (бездействия) уполномоченных должностных лиц Инспекции
44. Контролируемые лица, указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ, в отношении которых приняты решения или совершены действия (бездействие), права и законные интересы которых, по их мнению, были нарушены в рамках осуществления регионального государственного лицензионного контроля, имеют право на досудебное обжалование.
45. Жалоба на решения Инспекции, действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц Инспекции рассматривается руководителем Инспекции.
46. Срок подачи жалобы, форма и содержание жалобы, основания для отказа в рассмотрении жалобы и порядок рассмотрения жалобы установлены статьями 40-43 Федерального закона N 248-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.