Постановление Правительства Республики Дагестан от 30 декабря 2021 г. N 384
"Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Управление региональными и муниципальными финансами Республики Дагестан"
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить государственную программу Республики Дагестан "Управление региональными и муниципальными финансами Республики Дагестан" (далее - Программа).
2. Внести в Перечень государственных программ Республики Дагестан, утвержденный постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 декабря 2014 г. N 642 "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Дагестан" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2014, N 24 (часть I), ст. 1551; интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2016, 25 мая, N 05002001527; 17 июня, N 05002001635; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2016, 18 июля, N 05002016071800004; 14 октября, N 0500201610140002; 2 декабря, N 0500201612020001; 16 декабря, N 0500201612160001; 2017, 27 января, N 0500201701270005; 3 апреля, N 0500201704030002; 31 мая, N 05000201705310007; 29 сентября, N 0500201709290002, N 0500201709290006; 20 октября, N 0500201710200006, N 0500201710200007; 29 декабря, N 0500201712290004; 2018, 21 февраля, N 0500201802210004; 17 июля, N 0500201807170016; интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2019, 15 мая, N 05002004189; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2019, 12 апреля, N 0500201904120004; 20 июня, N 050201906200001; 4 июля, N 0500201907040001, N 0500201907040005; 6 августа, N 0500201908060004; 13 сентября, N 0500201909130011; 31 октября, N 0500201910310016; 13 ноября, N 0500201911130009; 13 декабря, N 0500201912130004; 16 декабря, N 0500201912160014; 17 декабря, N 0500201912170001; 25 декабря, N 0500201912250024; 2020, 3 февраля, N 0500202002030007; 26 февраля, N 0500202002260001; 27 марта, N 0500202003270006; 22 июля, N 0500202007220012; интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2020, 31 августа, N 05002005892; 2021, 19 января, N 05002006671; 27 апреля N 0500207050; 6 июля, N 05002007432; 2 сентября, N 05002007626; 27 октября, N 05002007831), изменения, изложив пункт 23 в следующей редакции:
Председатель Правительства |
А. Амирханов |
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Дагестан
30 декабря 2021 г. N 384
Государственная программа
Республики Дагестан "Управление региональными и муниципальными финансами Республики Дагестан"
Паспорт
государственной программы Республики Дагестан "Управление региональными и муниципальными финансами Республики Дагестан"
Ответственный исполнитель Программы |
- |
Министерство финансов Республики Дагестан |
Соисполнители Программы |
- |
отсутствуют |
Участники Программы |
- |
органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию) |
Цели программы |
- |
повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами Республики Дагестан |
Задачи Программы |
- |
повышение эффективности межбюджетных отношений с местными бюджетами; обеспечение долгосрочной сбалансированности и повышение финансовой устойчивости бюджетов бюджетной системы в Республике Дагестан; повышение эффективности управления государственным долгом |
Этапы и сроки реализации |
- |
2022 - 2028 годы, в один этап |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
- |
доля дотаций, предоставленных из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджетам муниципальных районов (городских округов) на выравнивание бюджетной обеспеченности в общем объеме дотаций на эти цели, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год, - 100 процентов; доля предоставленных из республиканского бюджета Республики Дагестан субвенций бюджетам муниципальных районов на исполнение государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан в общем объеме субвенций, предусмотренных на указанные цели в республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год, - 100 процентов; выравнивание расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований республики в соответствии с критериями, установленными законом Республики Дагестан о бюджете на соответствующий период; сокращение уровня дифференциации бюджетной обеспеченности между 5 наиболее и наименее обеспеченными муниципальными районами (городскими округами) после выравнивания; сокращение уровня дифференциации бюджетной обеспеченности между 5 наиболее и наименее обеспеченными поселениями в целом по муниципальному району после выравнивания; количество муниципальных образований республики, в которых дефицит бюджета и предельный объем муниципального долга превышают уровень, установленный бюджетным законодательством, - 0; удельный вес муниципальных образований республики, охваченных системой мониторинга исполнения местных бюджетов, - 100 процентов; количество муниципальных районов и городских округов республики, итоговая оценка качества управления и платежеспособности которых выше среднего показателя, сложившегося отдельно по муниципальным районам и городским округам; отношение объема государственного долга Республики Дагестан к годовому объему доходов республиканского бюджета Республики Дагестан без учета безвозмездных поступлений - менее 50 процентов; отношение расходов на обслуживание государственного долга Республики Дагестан к объему расходов республиканского бюджета Республики Дагестан, за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций, - менее 15 процентов; отношение дефицита республиканского бюджета Республики Дагестан к годовому объему доходов республиканского бюджета Республики Дагестан без учета безвозмездных поступлений при утверждении республиканского бюджета Республики Дагестан - менее 10 процентов; снижение доли муниципальных образований республики, имеющих задолженность по бюджетным кредитам на конец отчетного года, предоставленным из республиканского бюджета Республики Дагестан, - не более 10 процентов; отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам Республики Дагестан - 0; |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
источником финансирования Программы является республиканский бюджет Республики Дагестан. Общий объем финансирования Программы составляет 56 657 038,21 тыс. рублей, в том числе: в 2022 году - 9 697 260,74 тыс. рублей; в 2023 году - 7 834 531,75 тыс. рублей; в 2024 году - 7 859 277,82 тыс. рублей; в 2025 году - 7 850 982,24 тыс. рублей; в 2026 году - 7 829 502,41 тыс. рублей; в 2027 году - 7 804 031,72 тыс. рублей; в 2028 году - 7 781 451,53 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- |
ежегодное обеспечение перечисления из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджетам муниципальных районов (городских округов) дотаций, направляемых на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), а также субвенций муниципальным районам на исполнение государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений в объемах в соответствии с утвержденным законом Республики Дагестан о бюджете на соответствующий финансовый год; обеспечение выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований республики в соответствии с критериями, установленными законом Республики Дагестан о бюджете на соответствующий период; сокращение уровня дифференциации бюджетной обеспеченности между 5 наиболее и наименее обеспеченными муниципальными районами (городскими округами) после выравнивания - не более 1,1 раза; сокращение уровня дифференциации бюджетной обеспеченности между 5 наиболее и наименее обеспеченными поселениями в целом по муниципальному району после выравнивания - не более 1,05 раза; обеспечение достижения показателей, характеризующих размер дефицита республиканского бюджета Республики Дагестан (местных бюджетов), предельного объема государственного долга Республики Дагестан (муниципального долга), предельного объема расходов на обслуживание государственного долга Республики Дагестан в пределах норм бюджетного законодательства Российской Федерации, Республики Дагестан; обеспечение охвата системой мониторинга исполнения местных бюджетов муниципальных образований республики - 100 процентов; рост количества муниципальных районов и городских округов республики, итоговая оценка качества управления и платежеспособности которых выше среднего показателя, сложившегося по муниципальным районам и городским округам; сокращение доли муниципальных образований республики, имеющих задолженность по бюджетным кредитам на конец отчетного года, предоставленным из республиканского бюджета, - не более 10 процентов; отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам Республики Дагестан. |
1. Характеристика текущего состояния в сфере управления государственными и муниципальными финансами Республики Дагестан
Настоящая государственная программа разработана для решения задач в сфере управления региональными и муниципальными финансами в целях обеспечения стабильного функционирования бюджетной системы Республики Дагестан, является логическим продолжением действовавшей в 2015 - 2021 годах одноименной государственной программы и сохраняет преемственность ее целей и задач.
Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами, безусловное выполнение принятых расходных обязательств и соблюдение бюджетного законодательства являются базовыми условиями для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития Республики Дагестан.
Управление государственными и муниципальными финансами представляет собой непрерывный процесс, связанный с финансовым обеспечением реализации функций и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, формированием системы предоставления качественных государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам и определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета, а также контролем за его исполнением.
Задачи, стоящие в рамках организации финансово-бюджетного регулирования, заключаются в максимально эффективном использовании имеющихся финансовых ресурсов, оптимизации доходов и расходов бюджетов всех уровней, обеспечении финансово-хозяйственной самостоятельности всех уровней власти.
Современное состояние системы управления государственными финансами в Республике Дагестан характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики, исполнением в полном объеме принятых бюджетных обязательств, повышением эффективности и результативности расходов республиканского бюджета Республики Дагестан.
Особую роль в обеспечении сбалансированности консолидированного бюджета Республики Дагестан занимают межбюджетные трансферты - дотации, субсидии, субвенции, которые не только восполняют недостаток собственных бюджетных ресурсов региона, но и способствуют росту экономического потенциала.
Основной формой предоставления финансовой помощи по-прежнему остаются дотации из федерального бюджета, которые занимают до 60 процентов в структуре безвозмездных поступлений. На протяжении последних пяти лет объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета вырос более чем в два раза, или с 64 583,6 млн рублей в 2016 году до 134 631,6 млн рублей в 2020 году.
Несмотря на стабильное функционирование бюджетной системы, Республика Дагестан относится к числу регионов с ограниченными финансовыми возможностями, с высокой зависимостью от федерального бюджета.
В рамках реализации государственной программы Республики Дагестан "Управление региональными и муниципальными финансами в Республике Дагестан" в 2015 - 2021 годах была осуществлена поддержка муниципальных образований и обеспечена устойчивость местных бюджетов, что является приоритетным направлением.
С 2015 по 2021 год доходы муниципальных образований республики имеют положительную динамику. Темп роста прогноза налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов в 2021 году к фактическому уровню 2015 года составляет, по предварительным оценкам, 188,4 процента.
В 2015 - 2021 годах реализованы меры по поэтапному повышению бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов за счет увеличения объема предоставляемой финансовой помощи в виде дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов и поселений более чем в 1,5 раза (с 5 641,3 млн рублей в 2015 году до 8 623,6 млн рублей в 2021 году).
В течение ряда лет проводилась работа по снижению просроченной кредиторской задолженности муниципальных образований.
По данным отчетности, с 2017 года в муниципальных образованиях республики отсутствует просроченная кредиторская задолженность по выплате заработной платы работникам муниципальных учреждений.
В 2018 и 2020 годах проведена реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным бюджетам муниципальных образований до 1 декабря 2020 года, что способствовало созданию условий для долговой устойчивости местных бюджетов. Реструктуризация осуществлялась путем предоставления переноса срока погашения задолженности по основному долгу на 2020 - 2033 годы с возможностью ее досрочного погашения.
Кроме того, на постоянной основе осуществляется поддержка местных бюджетов за счет поощрения органов местного самоуправления к повышению эффективности их деятельности путем осуществления ее ежегодной оценки и выделения грантов за достижение наилучших значений.
Несмотря на позитивные результаты исполнения консолидированных бюджетов муниципальных образований республики, достигнутые в 2015 - 2021 годах, сохраняется низкая финансовая дисциплина, отмечается низкое качество осуществляемой бюджетной политики. По итогам мониторинга соблюдения муниципальными образованиями республики требований бюджетного законодательства и оценки качества управления муниципальными финансами, ежегодно проводимого Министерством финансов Республики Дагестан, в 44 процентах муниципальных районов и городских округов от их общего количества в 2019 году индивидуальный рейтинг сложился ниже средних значений.
По муниципальным образованиям республики имеет место высокая дифференциация по уровню социально-экономического развития вследствие исторически сложившейся разветвленной структуры муниципальных образований и, как следствие, высокий разрыв в их бюджетной обеспеченности.
Таким образом, остается ряд проблем, повышающих риски несбалансированности бюджетной системы республики, которые планируется решить в рамках Программы, а именно: дальнейшее повышение качества управления региональными и муниципальными финансами, совершенствование процедур бюджетного процесса, проведение эффективной долговой политики, использование административного ресурса, мотивирующего и стимулирующего механизмы для обеспечения полного использования доходного потенциала Республики Дагестан.
Качество управления общественными финансами можно оценить с точки зрения его влияния на темпы продвижения к достижению поставленных целей.
В связи с этим необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Республики Дагестан, отражаемых в ежегодных посланиях Главы Республики Дагестан Народному Собранию Республики Дагестан, повышение требований к эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления ставят новые задачи и в области управления общественными финансами.
Вопросы, связанные с повышением эффективности бюджетных расходов и оценкой их эффективности, остаются наиболее актуальными.
Начиная с 2014 года в процесс бюджетного планирования внедрены государственные программы Республики Дагестан, которые направлены на повышение качества управления государственными финансами, ответственности всех участников бюджетного процесса за реализацию поставленных задач и достижение конечных результатов.
Большая часть региональных приоритетов социально-экономического развития Республики Дагестан структурирована в рамках государственных программ Республики Дагестан.
Вместе с тем долгосрочные стратегические приоритеты должны быть сопоставлены с реальными возможностями республиканского бюджета Республики Дагестан. Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений. Этот подход особенно важен при принятии расходных обязательств на долгосрочную перспективу в рамках формирования программного бюджета.
В последние годы приняты активные меры по повышению эффективности государственного и муниципального управления в сфере бюджетных финансов.
В целях оздоровления государственных финансов и обеспечения сбалансированности бюджетной системы Республики Дагестан в 2020 - 2024 годах постановлением Правительства Республики Дагестан от 29 декабря 2020 г. N 295 утверждена Программа финансового оздоровления и социально-экономического развития Республики Дагестан на 2020 - 2024 годы, которой определен комплекс мер, направленных на увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов, оптимизацию расходов, сокращение государственного и муниципального долга.
Однако должны быть приняты исчерпывающие меры, направленные на оптимизацию бюджетных финансов, повышение качества управления региональными финансами и осуществление бюджетного процесса в Республике Дагестан.
Одной из важных задач управления государственными и муниципальными финансами является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Республики Дагестан. Мероприятия предполагается реализовать в рамках тактических задач по повышению кредитного рейтинга Республики Дагестан, по эффективному управлению государственным долгом, недопущению образования просроченной кредиторской задолженности республиканского бюджета Республики Дагестан, применению эффективных мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.
Комплексный подход к выполнению задач в рамках Программы финансового оздоровления и социально-экономического развития Республики Дагестан на 2020 - 2024 годы, позволит обеспечить эффективное решение актуальных вопросов развития бюджетной системы Республики Дагестан.
2. Приоритеты и цели государственной политики в финансово-бюджетной сфере
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 10 июня 2021 г. N 136 "Об утверждении Бюджетного прогноза Республики Дагестан на долгосрочный период до 2035 года" определены основные приоритеты и цели государственной финансово-бюджетной политики Республики Дагестан, которыми являются:
совершенствование системы стратегического и тактического планирования и прогнозирования республиканского бюджета Республики Дагестан и местных бюджетов;
увеличение доходной части бюджетов бюджетной системы за счет собственных источников;
повышение эффективности бюджетных расходов консолидированного бюджета Республики Дагестан;
обеспечение эффективного управления государственным долгом Республики Дагестан посредством:
совершенствования системы межбюджетных отношений, обеспечения сбалансированности и устойчивости местных бюджетов;
обеспечения открытости и прозрачности общественных финансов.
Основная цель и задачи Программы соответствуют приоритетам, целям и основным направлениям социально-экономического развития Республики Дагестан в области бюджетной политики Республики Дагестан, установленным стратегическими документами на уровне Российской Федерации и Республики Дагестан.
Основой для достижения поставленной цели является решение задач по обеспечению сбалансированности бюджетной системы Республики Дагестан, что достигается за счет составления и исполнения республиканского бюджета Республики Дагестан с учетом принципов сбалансированности, достоверности, прозрачности, результативности и эффективности использования бюджетных средств, безусловного соблюдения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, проведения взвешенной долговой политики Республики Дагестан.
В рамках Программы, являющейся стратегическим документом в сфере межбюджетных отношений, планируется:
обеспечение стабильности и предсказуемости системы межбюджетных отношений, а также повышение ее открытости и прозрачности;
создание условий для устойчивого исполнения бюджета Республики Дагестан и муниципальных образований Республики Дагестан, в том числе для повышения бюджетной обеспеченности и сокращения долговой нагрузки бюджета Республики Дагестан и местных бюджетов;
совершенствование подходов и критериев выравнивания муниципальных образований Республики Дагестан по уровню бюджетной обеспеченности в целях сокращения дифференциации муниципальных образований по уровню бюджетной обеспеченности;
совершенствование применения мер ответственности к муниципальным образованиям Республики Дагестан в случае невыполнения условий и нарушения обязательств, предусмотренных соглашениями, заключаемыми между органами государственной власти Республики Дагестан и органами исполнительной власти муниципальных образований Республики Дагестан при предоставлении межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Дагестан, соглашениями, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципальных образований Республики Дагестан.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется с 2022 по 2028 год, в один этап.
4. Целевые индикаторы и показатели Программы
В рамках Программы предполагается достижение следующих результатов:
обеспечение перечисления в плановом году из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджетам муниципальных районов (городских округов) дотаций, направляемых на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), а также субвенций муниципальным районам на исполнение государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений в объемах в соответствии с утвержденным законом Республики Дагестан о бюджете на соответствующий финансовый год. В связи с этим введены показатели:
доля дотаций, предоставленных в плановом году бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета Республики Дагестан на выравнивание бюджетной обеспеченности в общем объеме дотаций на эти цели, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий год, - 100 процентов;
доля предоставленных в плановом году бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета Республики Дагестан субвенций на исполнение государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений в общем объеме субвенций на эти цели, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий год, - 100 процентов;
выравнивание расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований республики в соответствии с критериями, установленными законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий период;
сокращение уровня дифференциации бюджетной обеспеченности между 5 наиболее и наименее обеспеченными муниципальными районами (городскими округами) после выравнивания (не более 1,1 раза);
сокращение уровня дифференциации бюджетной обеспеченности между 5 наиболее и наименее обеспеченными поселениями в целом по муниципальному району после выравнивания (не более 1,05 раза);
количество муниципальных образований республики, в которых дефицит бюджета и предельный объем муниципального долга превышают уровень, установленный бюджетным законодательством, - 0;
удельный вес муниципальных образований республики, охваченных системой мониторинга исполнения местных бюджетов, - 100 процентов;
количество муниципальных районов и городских округов республики, итоговая оценка качества управления и платежеспособности которых выше среднего показателя, сложившегося отдельно по муниципальным районам и городским округам;
отношение объема государственного долга Республики Дагестан к годовому объему доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений - менее 50 процентов;
отношение расходов на обслуживание государственного долга Республики Дагестан к объему расходов республиканского бюджета Республики Дагестан, за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций, - менее 15 процентов;
отношение дефицита республиканского бюджета Республики Дагестан к годовому объему доходов республиканского бюджета Республики Дагестан без учета безвозмездных поступлений при утверждении республиканского бюджета Республики Дагестан - менее 10 процентов;
снижение доли муниципальных образований республики, имеющих задолженность по бюджетным кредитам на конец отчетного года, предоставленным из республиканского бюджета Республики Дагестан;
отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам Республики Дагестан - 0;
показатель "Доля дотаций, предоставленных в плановом финансовом году бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета Республики Дагестан на выравнивание бюджетной обеспеченности в общем объеме дотаций на эти цели, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий год" (ДД) определяется по следующей формуле:
ДД = (VДпр / VДобщ) х 100, где:
VДпр - объем дотаций, предоставленный в плановом году бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета Республики Дагестан на выравнивание бюджетной обеспеченности;
VДобщ - общий объем дотаций на эти цели, предусмотренный в республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год;
показатель "Доля предоставленных в плановом финансовом году бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета Республики Дагестан субвенций на исполнение полномочий по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений в общем объеме субвенций на эти цели, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год" (ДС) определяется по следующей формуле:
ДС = (VСпр / VСобщ) х 100, где:
VСпр - объем предоставленных в плановом финансовом году бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета Республики Дагестан субвенций на исполнение полномочий по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;
VСобщ - общий объем субвенций на эти цели, предусмотренный в республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год;
обеспечение выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований республики производится Министерством финансов Республики Дагестан в соответствии с критериями, установленными законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий период;
сокращение уровня дифференциации бюджетной обеспеченности между 5 наиболее и наименее обеспеченными муниципальными районами (городскими округами) после выравнивания. При определении данного показателя осуществляется сопоставление уровня дифференциации бюджетной обеспеченности между 5 наиболее и наименее обеспеченными муниципальными районами (городскими округами) после выравнивания бюджетной обеспеченности в результате предоставления дотации;
сокращение уровня дифференциации бюджетной обеспеченности между 5 наиболее и наименее обеспеченными поселениями в целом по муниципальному району после выравнивания. При определении данного показателя осуществляется сопоставление уровня дифференциации бюджетной обеспеченности между 5 наиболее и наименее обеспеченными поселениями в целом по муниципальному району после выравнивания бюджетной обеспеченности в результате предоставления дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
показатель "Количество муниципальных образований республики, в которых дефицит бюджета и предельный объем муниципального долга превышают уровень, установленный бюджетным законодательством" определяется в соответствии с нормами, установленными статьями 92.1 и 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации на основании бюджетов муниципальных образований и по результатам бюджетной отчетности, представляемой муниципальными образованиями республики в Министерство финансов Республики Дагестан;
показатели, характеризующие предельный объем государственного долга Республики Дагестан, предельный объем расходов на обслуживание государственного долга Республики Дагестан, предельный объем дефицита республиканского бюджета Республики Дагестан, определяются при формировании республиканского бюджета Республики Дагестан на соответствующий год, по результатам исполнения республиканского бюджета Республики Дагестан за год в соответствии с нормами, установленными статьями 107 и 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
показатель "Количество муниципальных районов и городских округов республики, итоговая оценка качества управления и платежеспособности которых выше среднего показателя, сложившегося отдельно по муниципальным районам и городским округам" (К) рассчитывается по следующей формуле:
К = КМР + КГО, где:
КМР - количество муниципальных районов Республики Дагестан, итоговая оценка качества управления и платежеспособности которых выше среднего показателя, сложившегося по муниципальным районам;
КГО - количество городских округов республики, итоговая оценка качества управления и платежеспособности которых выше среднего показателя, сложившегося по городским округам.
Расчет итоговой оценки качества управления и платежеспособности в муниципальных районах и городских округах республики производится по результатам оперативной и годовой оценки качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований республики в соответствии с Методикой оперативной и годовой оценки качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований республики, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 7 апреля 2008 г. N 100;
показатель "Доля муниципальных образований республики, имеющих задолженность по бюджетным кредитам на конец отчетного года, предоставленным из республиканского бюджета Республики Дагестан" рассчитывается как отношение количества муниципальных образований, имеющих задолженность по бюджетным кредитам на конец отчетного года, предоставленным из республиканского бюджета Республики Дагестан, к общему количеству муниципальных образований республики.
Ожидаемыми конечными результатами реализации Программы являются:
ежегодное обеспечение перечисления из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджетам муниципальных районов и городских округов дотаций, направляемых на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов, а также субвенций муниципальным районам на исполнение государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений в объемах в соответствии с утвержденным законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год;
обеспечение выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований республики в соответствии с критериями, установленными законом Республики Дагестан о бюджете на соответствующий период;
сокращение уровня дифференциации бюджетной обеспеченности между 5 наиболее и наименее обеспеченными муниципальными районами и городскими округами после выравнивания - не более 1,1 раза;
сокращение уровня дифференциации бюджетной обеспеченности между 5 наиболее и наименее обеспеченными поселениями в целом по муниципальному району после выравнивания - не более 1,05 раза;
обеспечение достижения показателей, характеризующих размер дефицита республиканского бюджета Республики Дагестан (местных бюджетов), предельный объем государственного долга Республики Дагестан (муниципального долга), предельный объем расходов на обслуживание государственного долга Республики Дагестан в пределах норм бюджетного законодательства Российской Федерации, Республики Дагестан;
обеспечение охвата системой мониторинга исполнения местных бюджетов - 100 процентов муниципальных образований республики;
обеспечение роста количества муниципальных районов и городских округов республики, итоговая оценка качества управления и платежеспособности которых выше среднего показателя, сложившегося по муниципальным районам и городским округам;
сокращение доли муниципальных образований республики, имеющих задолженность по бюджетным кредитам на конец отчетного года, предоставленным из республиканского бюджета Республики Дагестан;
отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам Республики Дагестан.
Обеспечение выполнения данных показателей в целом позволит повысить самостоятельность органов местного самоуправления муниципальных образований республики, сократить дифференциацию в уровне бюджетной обеспеченности, обеспечить рост качества управления муниципальными финансами и сокращение нарушений в сфере бюджетного законодательства.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
4. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан.
Общий объем финансирования Программы составляет 56 657 038,21 тыс. рублей, в том числе:
в 2022 году - 9 697 260,74 тыс. рублей;
в 2023 году - 7 834 531,75 тыс. рублей;
в 2024 году - 7 859 277,82 тыс. рублей;
в 2025 году - 7 850 982,24 тыс. рублей;
в 2026 году - 7 829 502,41 тыс. рублей;
в 2027 году - 7 804 031,72 тыс. рублей;
в 2028 году - 7 781 451,53 тыс. рублей.
5. Описание мер государственного регулирования, направленных на достижение целей и (или) конечных результатов Программы
Достижение цели и решение задач Программы обеспечивается реализацией мероприятий, направленных на формирование стабильной финансовой основы для исполнения расходных обязательств муниципальных образований республики. Необходимым является не только обеспечение устойчивого и сбалансированного исполнения бюджетов муниципальных образований республики с учетом стимулирующих механизмов развития налогового потенциала, но и комплексное совершенствование всей системы межбюджетных отношений, создание условий для эффективного управления муниципальными финансами, в том числе через механизмы финансового стимулирования.
5.1. Повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами Республики Дагестан осуществляется посредством реализации следующих мероприятий:
использование мер ограничительного и стимулирующего характера, направленных на повышение качества управления региональными и муниципальными финансами.
Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит ряд норм ограничительного характера, направленных на обеспечение приемлемого качества управления государственными и муниципальными финансами. Так, статьи 92.1, 107, 111 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливают предельные величины дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований, государственного и муниципального долга и расходов на обслуживание государственного и муниципального долга.
Статья 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает различные условия осуществления бюджетного процесса для отдельных групп муниципальных образований в зависимости от доли межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и инвестиционных фондов субъектов Российской Федерации субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений в собственных доходах бюджетов муниципальных образований.
В частности, на текущий момент муниципальные образования республики, за исключением городского округа с внутригородским делением "город Махачкала", городского округа "город Дербент", городского округа "город Каспийск", не имеют права превышать установленные нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.
Все эти требования должны в обязательном порядке соблюдаться муниципальными образованиями республики, для этого Министерством финансов Республики Дагестан осуществляется мониторинг соблюдения муниципальными образованиями республики требований Бюджетного кодекса Российской Федерации;
оказание на постоянной основе консультационной и иной помощи муниципальным образованиям республики и разработка методических рекомендаций. Тематика данной поддержки широко варьируется в зависимости от потребности в разъяснении применения отдельных положений бюджетного законодательства и новых методов повышения эффективности управления муниципальными финансами.
Целевые показатели и перечень мероприятий Программы приведены в приложениях N 1 и N 2 к Программе.
5.2. Повышение эффективности межбюджетных отношений с местными бюджетами, обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетов бюджетной системы в Республике Дагестан осуществляется посредством реализации следующих основных мероприятий:
выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов и поселений. Мероприятие направлено на обеспечение равных возможностей доступа граждан к муниципальным услугам, предоставляемым за счет средств бюджетов муниципальных образований республики, что является одной из основных задач государственной политики.
Инструментом реализации указанного мероприятия являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов и поселений, в том числе их расчет и распределение, осуществляемые с учетом требований бюджетного законодательства, в соответствии с едиными формализованными методиками, утвержденными законами Республики Дагестан, на основе официальной статистической информации и иной информации, представляемой органами исполнительной власти республики.
Важной особенностью механизма выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов и поселений является принятие мер, направленных на повышение уровня бюджетной обеспеченности и создание условий для обеспечения устойчивого исполнения местных бюджетов:
определение общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов и поселений формализованным путем с применением индекса потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития республики на очередной финансовый год и плановый период;
распределение в бюджете республики на 3 года объема дотаций по муниципальным районам, городским округам и поселениям.
Своевременное перечисление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетам муниципальных районов и городских округов в течение финансового года позволяет обеспечить сбалансированное и устойчивое исполнение местных бюджетов, недопущение возникновения кассовых разрывов и возможность финансирования социально значимых и приоритетных расходных обязательств;
повышение эффективности предоставления и использования субсидий. Субсидии являются одной из форм государственной поддержки в решении вопросов развития экономики муниципального образования республики и его социальной сферы, способствующей сокращению существующей межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии.
Субсидии бюджетам муниципальных образований предоставляются в соответствии с государственными программами согласно отраслевой направленности и администрируются органами исполнительной власти республики, курирующими соответствующую отрасль.
В связи с этим решение задач и устранение проблем в части повышения эффективности предоставления и использования субсидий во многом зависит от действий органов исполнительной власти республики, администрирующих указанные субсидии из республиканского бюджета Республики Дагестан.
Субсидии бюджетам муниципальных образований в рамках Программы предоставляются в соответствии с порядком предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, согласно приложению N 3 к Программе.
Обеспечение сбалансированности местных бюджетов осуществляется посредством реализации следующих основных мероприятий:
поддержка мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов. Мероприятие направлено на обеспечение сбалансированности бюджетов тех муниципальных образований республики, которым предоставления средств республиканского бюджета Республики Дагестан в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований республики недостаточно для реализации расходных обязательств, связанных с решением вопросов местного значения, или в процессе исполнения бюджетов которых возник недостаток доходов на финансовое обеспечение необходимых расходных обязательств, а также на покрытие непредвиденных ситуаций, затрагивающих основные сферы жизнедеятельности населения муниципального образования республики и требующих дополнительных средств, не предусмотренных в местном бюджете, на основании отдельных поручений руководства Республики Дагестан.
В рамках мероприятия могут быть учтены расходы бюджета республики, предусматривающие частичную компенсацию дополнительных расходов, связанных с повышением оплаты труда работников бюджетной сферы, в целях недопущения снижения достигнутых показателей уровня оплаты труда отдельных категорий работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
предоставление дополнительной финансовой помощи в виде бюджетных кредитов бюджетам муниципальных образований республики.
Наряду с безвозмездными и безвозвратными видами финансовой помощи из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджетам муниципальных образований республики предоставляются также бюджетные кредиты для:
частичного покрытия дефицитов местных бюджетов; покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов;
осуществления мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствии и техногенных аварии.
Бюджетное кредитование остается важным инструментом обеспечения текущей сбалансированности местных бюджетов, особенно при неблагоприятных общеэкономических явлениях.
5.3. Обеспечение эффективного управления государственным долгом осуществляется посредством:
поддержания объема государственного долга Республики Дагестан на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков при соблюдении ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации;
обеспечения минимально возможной стоимости обслуживания государственного долга Республики Дагестан;
сокращения объема государственного долга Республики Дагестан и долговой нагрузки на республиканский бюджет Республики Дагестан;
своевременного и полного исполнения долговых обязательств.
6. Основные риски, связанные с реализацией Программы
Основным финансовым риском реализации Программы является существенное изменение параметров экономической конъюнктуры по сравнению с теми, которые были предусмотрены при формировании Программы.
К числу основных рисков можно отнести возможность ухудшения сбалансированности республиканского бюджета Республики Дагестан и обеспечения не в полном объеме действующих расходных обязательств по финансированию основных мероприятий Программы, что может быть связано со снижением темпов социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Дагестан, приводящее к сокращению поступлений доходов в консолидированный бюджет Республики Дагестан, повышение прогнозируемого уровня инфляции.
Кроме того, возможно невыполнение мероприятий и недостижение запланированных результатов в связи с изменением бюджетного и налогового законодательства.
Для минимизации финансовых рисков реализации Программы необходимо учитывать конъюнктурные колебания при формировании бюджета на очередной финансовый год и плановый период, принимать меры по стимулированию органов местного самоуправления муниципальных образований республики к развитию налогового потенциала муниципальных образований республики, осуществлять повышение эффективности бюджетных расходов, их оптимизацию при обеспечении гарантированного качества муниципальных услуг.
Возможны внешние риски, связанные с непоследовательностью проведения социально-экономической политики органами местного самоуправления муниципальных образований республики, что может отразиться на качестве управления муниципальными финансами. Снижение указанных рисков возможно как путем контроля за соблюдением муниципальными образованиями республики установленных бюджетным законодательством Российской Федерации ограничений на осуществление бюджетного процесса, так и проведением ежегодной оценки качества.
7. Оценка ожидаемой эффективности реализации Программы
Оценка исполнения мероприятий Программы основана на мониторинге целевых показателей и конечных результатов ее реализации путем сопоставления фактически достигнутых целевых показателей с показателями, установленными при утверждении Программы.
В соответствии с данными мониторинга по фактически достигнутым показателям реализации Программы в нее могут быть внесены изменения.
Реализация мероприятий Программы позволит достичь следующих показателей:
повышение качества организации бюджетного процесса Республики Дагестан на всех стадиях, обеспечение прозрачности и доступности для населения Республики Дагестан информации по вопросам формирования и исполнения республиканского бюджета Республики Дагестан;
обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Республики Дагестан;
повышение эффективности управления государственным и муниципальным долгом, поддержание объема государственного долга Республики Дагестан в пределах 50 процентов к доходам республиканского бюджета Республики Дагестан без учета безвозмездных поступлений;
повышение самостоятельности и ответственности органов местного самоуправления при принятии управленческих решений и использовании бюджетных средств.
Приложение N 1
к государственной программе
Республики Дагестан "Управление
региональными и муниципальными
финансами Республики Дагестан"
Целевые показатели
государственной программы Республики Дагестан "Управление региональными и муниципальными финансами Республики Дагестан"
N |
Наименование показателя |
Значение показателя по годам (показатели непосредственных результатов) |
Целевое значение показателя на момент окончания действия Программы |
||||||
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. |
Удельный вес муниципальных образований республики, охваченных системой мониторинга исполнения местных бюджетов (в проц.) |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
2. |
Доля дотаций, предоставленных в текущем году бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета Республики Дагестан на выравнивание бюджетной обеспеченности, в общем объеме дотаций на эти цели, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий год (в проц.). |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
3. |
Доля предоставленных в текущем году бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета Республики Дагестан субвенций на исполнение полномочий по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений в общем объеме субвенций на эти цели, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий год (в проц.) |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
4. |
Сокращение уровня дифференциации бюджетной обеспеченности между 5 наиболее и наименее обеспеченными муниципальными районами (городскими округами) после выравнивания (в проц.) |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
5. |
Сокращение уровня дифференциации бюджетной обеспеченности между 5 наиболее и наименее обеспеченными поселениями после выравнивания (в проц.) |
1,05 |
1,05 |
1,05 |
1,05 |
1,05 |
1,05 |
1,05 |
1,05 |
6. |
Доля муниципальных образований республики, имеющих задолженность по бюджетным кредитам, предоставленным из республиканского бюджета, на конец отчетного года (в проц.) |
10 |
9,5 |
9,0 |
8,5 |
8,0 |
7,8 |
7,5 |
7,0 |
Приложение N 2
к государственной программе
Республики Дагестан "Управление
региональными и муниципальными
финансами Республики Дагестан"
Перечень
мероприятий государственной программы Республики Дагестан "Управление региональными и муниципальными финансами Республики Дагестан"
N |
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель/соисполнитель |
Источники финансирования |
Объем финансирования (тыс. рублей) |
|||||||
всего |
в том числе: |
||||||||||
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
2027 г. |
2028 г. |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1. Повышение эффективности межбюджетных отношений с местными бюджетами, обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетов бюджетной системы в Республике Дагестан | |||||||||||
1.1. |
Расчет и распределение средств республиканского бюджета, направляемых на предоставление муниципальным районам (городским округам) республики дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов)<*> |
Минфин РД |
республиканский бюджет |
41266126,0 |
7271677,0 |
5665741,5 |
5665741,5 |
5665741,5 |
5665741,5 |
5665741,5 |
5665741,5 |
1.2. |
Расчет и распределение средств республиканского бюджета, направляемых на предоставление субвенций муниципальным районам на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений<*> |
Минфин РД |
республиканский бюджет |
13379413,0 |
2306797,0 |
1845436,0 |
1845436,0 |
1845436,0 |
1845436,0 |
1845436,0 |
1845436,0 |
1.3. |
Предоставление дополнительной финансовой помощи в виде бюджетных кредитов бюджетам муниципальных образований республики<**> |
Минфин РД, муниципальные образования республики (по согласованию) |
республиканский бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.4. |
Предоставление муниципальным районам и городским округам республики грантов (иных межбюджетных трансфертов) на поощрение достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления |
Минфин РД, муниципальные образования республики (по согласованию) |
республиканский бюджет |
175000,0 |
25000,0 |
25000,0 |
25000,0 |
25000,0 |
25000,0 |
25000,0 |
25000,0 |
1.5. |
Использование мер ограничительного и стимулирующего характера, направленных на повышение качества управления региональными и муниципальными финансами<***> |
Минфин РД |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.6. |
Оказание на постоянной основе консультационной и иной помощи муниципальным образованиям и разработка методических рекомендаций |
Минфин РД |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2. Обеспечение эффективности управления государственным долгом | |||||||||||
2.1. |
Своевременное финансирование расходов на обслуживание государственного внутреннего долга Республики Дагестан |
Минфин РД |
республиканский бюджет |
1836499,21 |
93786,74 |
298354,25 |
323100,32 |
314804,74 |
293324,91 |
267854,22 |
245274,03 |
|
Итого по государственной программе |
республиканский бюджет |
56657038,21 |
9697260,74 |
7834531,75 |
7859277,82 |
7850982,24 |
7829502,41 |
7804031,72 |
7781451,53 |
------------------------------
<*> В объемах дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и поселений учтена частичная замена указанных дотаций дополнительным нормативом отчислений от налога на доходы физических лиц по всем годам.
<**> Объем средств на указанное мероприятие предусматривается в составе источников внутреннего финансирования дефицита республиканского бюджета.
<***> Указанное мероприятие Программы не требует выделения средств из республиканского бюджета.
Приложение N 3
к государственной программе
Республики Дагестан "Управление
региональными и муниципальными
финансами Республики Дагестан"
Порядок
предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения
1. Настоящий Порядок определяет условия предоставления и расходования субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджетам муниципальных районов, городских округов и городского округа с внутригородским делением Республики Дагестан (далее - местные бюджеты) на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
2. Субсидии из республиканского бюджета Республики Дагестан на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (далее - субсидии), предоставляются на следующие цели:
а) выполнение полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения;
б) дополнительные расходы местных бюджетов в связи с повышением размера оплаты труда работников бюджетной сферы.
3. Субсидии предоставляются при соблюдении муниципальными районами, городскими округами и городским округом с внутригородским делением Республики Дагестан (далее - муниципальные образования) следующих условий:
а) наличие в бюджете (в проекте бюджета) муниципального образования (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из республиканского бюджета Республики Дагестан субсидии;
б) заключение соглашения, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств;
в) наличие подлежащего утверждению (утвержденного) муниципальными нормативными правовыми актами перечня мероприятий, на софинансирование которых предоставляется субсидия;
г) отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам муниципального образования по состоянию на дату подачи заявки;
д) отсутствие фактов нарушения условий предоставления и расходования субсидии в течение трех последних лет;
е) обеспечение за счет средств местного бюджета финансирования утвержденного муниципальными нормативными правовыми актами плана мероприятий, на софинансирование которых предоставляется субсидия, в объеме, определенном постановлением Правительства Республики Дагестан от 26 марта 2020 г. N 56 "О правилах формирования, предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан местным бюджетам";
ж) представление в Министерство финансов Республики Дагестан (далее - Министерство) отчетов в соответствии с пунктом 31 настоящего Порядка;
з) обеспечение централизации закупок товаров, работ, услуг (за исключением закупок у единого поставщика, осуществляемых в соответствии со статьей 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") через Комитет по государственным закупкам Республики Дагестан в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 6 июня 2020 г. N 108 "О централизации закупок товаров, работ, услуг при предоставлении из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджетам муниципальных образований межбюджетных трансфертов в форме субсидий".
4. Субсидии, не использованные в текущем финансовом году, подлежат возврату в республиканский бюджет Республики Дагестан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. Отбор муниципальных образований для получения субсидии производится на основании обращений органов местного самоуправления с учетом средств республиканского бюджета Республики Дагестан, предусмотренных на эти цели, на основе приоритетов социально-экономического развития Республики Дагестан.
6. Критериями отбора муниципального образования для предоставления субсидии являются:
а) наличие проектной документации или иной обосновывающей документации на заявляемое мероприятие;
б) стадия реализации мероприятия (завершения строительства, ремонта);
в) общественная и социальная значимость мероприятия для данного муниципального образования;
г) срок реализации мероприятия (не более нормативного);
д) затратность;
е) доля участия муниципального образования в финансировании;
ж) отсутствие нарушений бюджетного законодательства со стороны органа местного самоуправления.
7. Распределение субсидий бюджетам муниципальных образований утверждается законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на очередной финансовый год и плановый период и (или) нормативными правовыми актами Правительства Республики Дагестан с указанием конкретных направлений в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка.
8. Для участия в отборе муниципальное образование в срок до 1 сентября текущего финансового года представляет в Министерство следующие документы (далее - документы):
а) заявка на получение субсидии;
б) нормативный правовой акт об утверждении перечня мероприятий, предусмотренного подпунктом "в" пункта 3 настоящего Порядка.
9. Документы представляются в Министерство на бумажном носителе и через систему электронного документооборота. Датой представления документов считается дата их первой регистрации в Министерстве.
10. Документы должны быть подписаны главой муниципального образования или лицом, исполняющим его обязанности, и заверены в установленном порядке.
11. Министерство рассматривает представленные муниципальным образованием документы и в срок до 1 октября текущего финансового года:
а) формирует перечень муниципальных образований, в отношении которых отсутствуют основания для отказа в предоставлении субсидии;
б) принимает решение об отказе в предоставлении муниципальному образованию субсидии - при наличии одного или нескольких оснований, указанных в пункте 12 настоящего Порядка.
12. Основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении муниципальному образованию субсидии являются:
а) несоблюдение положений, предусмотренных пунктом 8 настоящего Порядка, в том числе срока представления документов;
б) несоответствие представленных материалов (заявки) условиям, установленным пунктом 3 настоящего Порядка;
в) несоответствие муниципального образования критериям отбора, установленным пунктом 6 настоящего Порядка.
13. Неиспользованные по состоянию на 1 января года, следующего за годом предоставления субсидии, межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидии, имеющие целевое назначение, подлежат возврату в республиканский бюджет Республики Дагестан в сроки, установленные бюджетным законодательством.
14. Расчет субсидии осуществляется по следующей формуле:
Ci = С / SUMПi х Gi,
где:
Ci - размер субсидии бюджету i-гo муниципального образования;
С - общий объем средств, предусмотренных законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на текущий финансовый год, на выплату субсидии;
SUMПi - общий размер потребности муниципальных образований в субсидии (согласно представленным заявлениям);
Gi - размер потребности i-гo муниципального образования в субсидии (согласно представленному заявлению), при этом:
Gi <= Yi х POi,
где:
Yi - уровень софинансирования расходного обязательства для i-гo муниципального образования за счет субсидии определяется в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 26 марта 2020 г. N 56 "О Правилах формирования, предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан местным бюджетам";
POi - общая потребность средств на финансирование расходного обязательства i-гo муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия.
15. Оценка эффективности использования субсидии муниципальным образованием осуществляется Министерством на основании сравнения установленных соглашением и фактически достигнутых по итогам использования субсидии значений показателей результативности предоставления субсидий.
16. В случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии не достигнуто значение показателей результативности предоставления субсидии, установленных соглашением, и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, указанное нарушение не устранено, субсидия подлежит возврату в республиканский бюджет Республики Дагестан в полном объеме в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидии, если муниципальным образованием не позднее 15 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, не представлены документы, подтверждающие наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению значений показателей результативности предоставления субсидии.
17. Объем средств, подлежащих возврату из местного бюджета в республиканский бюджет, рассчитывается по формуле:
Vвозврата = (Vсубсидии x k x m / n) x 0,1,
Vвозврата - объем средств, подлежащий возврату из местного бюджета в республиканский бюджет Республики Дагестан;
Vсубсидии - размер субсидии, предоставленной местному бюджету в отчетном финансовом году;
k - коэффициент возврата субсидии;
m - количество показателей результативности (результатов) использования субсидии, по которым индекс, отражающий уровень недостижения значения i-гo показателя результативности (результата) использования субсидии, имеет положительное значение;
n - общее количество показателей результативности (результатов) использования субсидии, установленных соглашением.
18. При расчете объема средств, подлежащих возврату из местного бюджета в республиканский бюджет Республики Дагестан, в размере субсидии, предоставленной местному бюджету в отчетном финансовом году (Vсубсидии), не учитывается размер остатка субсидии, не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года.
19. Коэффициент возврата субсидии рассчитывается по формуле:
k = SUM Di / m,
где:
k - коэффициент возврата субсидии;
SUM - сумма индекса;
Di - индекс, отражающий уровень недостижения i-гo показателя результативности использования субсидии;
m - количество показателей результативности (результатов) использования субсидии, по которым индекс, отражающий уровень недостижения значения i-гo показателя результативности (результата) использования субсидии, имеет положительное значение.
20. При расчете коэффициента возврата субсидии (к) используются только положительные значения индекса, отражающего уровень недостижения значения i-гo показателя результативности (результата) использования субсидии (Di).
21. Индекс, отражающий уровень недостижения значения i-гo показателя результативности (результата) использования субсидии, определяется:
а) для показателей результативности (результатов) использования субсидии, по которым большее значение фактически достигнутого значения отражает большую эффективность использования субсидии, по формуле:
Di = 1 - Ti / Si,
где:
Di - индекс, отражающий уровень недостижения значения i-гo показателя результативности (результата) использования субсидии;
Ti - фактически достигнутое значение i-гo показателя результативности (результата) использования субсидии на отчетную дату;
Si - плановое значение i-гo показателя результативности (результата) использования субсидии, установленное соглашением;
б) для показателей результативности (результатов) использования субсидии, по которым большее значение фактически достигнутого значения отражает меньшую эффективность использования субсидии, по формуле:
Di = 1 - Si /Ti.
22. Министерство в течение 30 рабочих дней со дня установления фактов, предусмотренных пунктом 16 настоящего Порядка, направляет муниципальному образованию письменное уведомление о необходимости возврата неправомерно полученной суммы субсидии с указанием реквизитов для перечисления денежных средств.
23. Министерство при наличии основания для применения меры ответственности, предусмотренной пунктом 16 настоящего Порядка, при условии отсутствия основания для освобождения муниципального образования от применения меры ответственности, предусмотренной пунктом 25 настоящего Порядка, в срок не позднее 30-го рабочего дня после первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности (результатов) использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, направляет в орган местного самоуправления муниципального образования, допустившего нарушения, требование о возврате средств из местного бюджета в республиканский бюджет Республики Дагестан с указанием объема средств, подлежащих возврату, и срока их возврата в соответствии с пунктами 16 и 17 настоящего Порядка.
24. В случае отказа от добровольного возврата средств их возврат осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
25. Основанием для освобождения муниципального образования от применения меры ответственности, предусмотренной пунктом 16 настоящего Порядка, является документально подтвержденное наступление одного из следующих обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению обязательств:
а) установление регионального и (или) местного уровня реагирования на чрезвычайную ситуацию, подтвержденное правовым актом Главы Республики Дагестан и (или) органа местного самоуправления;
б) установление карантина и (или) иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней, подтвержденное правовым актом Главы Республики Дагестан или уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан;
в) аномальные погодные условия, подтвержденные справкой территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
г) наличие вступившего в законную силу в году предоставления субсидии решения арбитражного суда о признании несостоятельной (банкротом) организации, деятельность которой оказывала влияние на исполнение обязательств, предусмотренных соглашением.
26. В случае если муниципальным образованием не достигнуто значение показателей результативности предоставления субсидии, установленных соглашением, указанное муниципальное образование не имеет права участвовать в конкурсном отборе в течение 3 последующих лет.
27. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству, на счета Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты муниципальных образований.
28. В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения муниципальным образованием условий предоставления субсидии к муниципальным образованиям применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
29. Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, заключаемого между Министерством и муниципальным образованием, в котором должны быть соблюдены требования, предусмотренные подпунктами 1-11 пункта 11 постановления Правительства Республики Дагестан от 26 марта 2020 г. N 56 "О правилах формирования, предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан местным бюджетам".
30. Соглашение заключается в соответствии с типовой формой, утверждаемой Министерством.
31. Получатель субсидии в сроки, определенные соглашением о предоставлении субсидии, представляет в Министерство отчеты по установленным формам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Дагестан от 30 декабря 2021 г. N 384 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Управление региональными и муниципальными финансами Республики Дагестан"
Вступает в силу с 30 декабря 2021 г.
Опубликование:
интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru) 31 декабря 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Дагестан от 5 июля 2024 г. N 207
Изменения вступают в силу с 5 июля 2024 г.
Постановление Правительства Республики Дагестан от 14 ноября 2023 г. N 450
Изменения вступают в силу с 1 января 2024 г.
Постановление Правительства Республики Дагестан от 3 марта 2023 г. N 56
Изменения вступают в силу с 3 марта 2023 г.
Постановление Правительства Республики Дагестан от 29 июня 2022 г. N 200
Изменения вступают в силу с 29 июня 2022 г.