Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 23 декабря 2021 г. N 5.1-01/3273
по проекту федерального закона N 1159731-7 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 6 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", принятому Государственной Думой 22 декабря 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 1159731-7 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 26 апреля 2021 года и направлен на совершенствование вопросов, касающихся обеспечения условий перехода к представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности по принципу "одного окна" и развития государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности.
При рассмотрении законопроекта во втором чтении уточнено его наименование и предмет правового регулирования.
Федеральным законом вносятся изменения в статью 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", регулирующую вопросы формирования и функционирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, являющегося совокупностью бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, который формируется и ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Экономический субъект обязан представлять один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта в виде электронного документа не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
Федеральным законом уточняются сроки представления в налоговый орган исправленной бухгалтерской (финансовой) отчетности. В случае исправления экономическим субъектом ошибки в бухгалтерской (финансовой) отчетности, экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности, в котором ошибка исправлена, представляется в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта в виде электронного документа не позднее 31 июля года, следующего за отчетным годом. В случае, если федеральными законами и (или) учредительными документами экономического субъекта предусмотрено утверждение его бухгалтерской (финансовой) отчетности и эта отчетность, утвержденная после 31 июля года, следующего за отчетным годом, отличается от бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязательный экземпляр которой представлен в налоговый орган, экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности, в котором ошибка исправлена, представляется в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта в виде электронного документа не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за днем утверждения указанной отчетности, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
Федеральным законом предоставляется право Правительству Российской Федерации определить случаи, в которых доступ к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, может быть ограничен, а также порядок ограничения и возобновления такого доступа. Указанная информация, доступ к которой ограничен, может быть предоставлена исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам и Центральному банку Российской Федерации.
Также Федеральным законом вносятся в Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" изменения, предусматривающие дополнение перечня сведений о бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащих внесению в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности сведениями об обязательном аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности (консолидированной финансовой отчетности).
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Согласно статье 5 Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений для которых данной статьей установлен иной срок вступления их в силу.
При этом необходимо отметить следующее.
Статьей 3 Федерального закона признается утратившей силу часть 6 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности". Вместе с тем, указанная часть 6 статьи 5 излагается в новой редакции статьей 6 Федерального закона от 2 июля 2021 года N 359-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", который вступает в силу с 1 января 2022 года.
Учитывая, что Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, для его корректного применения он должен быть опубликован не ранее 1 января 2022 года. В случае опубликования его до 1 января 2022 года возникнет ситуация, когда часть 6 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" сначала утратит силу, а затем будет изложена в новой редакции, что недопустимо.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пунктам "ж" (финансовое регулирование) и "р" (бухгалтерский учет) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается финансового регулирования. Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 6 января 2022 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.