Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 21 декабря 2021 г. N 5.1-01/3199
по проекту федерального закона N 1256256-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", принятому Государственной Думой 16 декабря 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 1256256-7 "О внесении изменений в статьи 38 и 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" был внесен в Государственную Думу 25 сентября 2021 года Правительством Российской Федерации.
При принятии законопроекта во втором чтении было изменено его наименование в связи с включением в законопроект положений, которые не были предметом рассмотрения в первом чтении и касаются внесения изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".
Целью Федерального закона является замена ставки LIBOR (London Interbank Offered Rate) (далее - ставка ЛИБОР), используемой Банком России при применении мер к кредитным организациям в случае неисполнения ими в установленный срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в их деятельности, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), ставкой, рассчитываемой Банком России.
Так, Федеральным законом вносятся в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" изменения, согласно которым Банк России вправе ввести на срок до одного года ограничение на величину процентной ставки, которую кредитная организация определяет в договорах банковского вклада, заключаемых (пролонгируемых) в период действия ограничения, в виде максимального значения процентной ставки, но не ниже двух третей соответствующей по сроку и валюте вклада средней арифметической процентной ставки, рассчитываемой Банком России из средневзвешенных процентных ставок по привлеченным российскими кредитными организациями вкладам в рублях, вкладам в долларах США, вкладам в евро.
Кроме этого, Федеральным законом уточняются права Банка России при осуществлении им мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
В частности, Банку России предоставляется право приобретать и отчуждать приобретенные акции (доли в уставном капитале) хозяйственных обществ, являющихся подконтрольным лицом или зависимым обществом кредитной организации, в отношении которой осуществляются или осуществлялись (до даты реализации акций (долей в уставном капитале) такой кредитной организации в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)") меры по предупреждению банкротства.
Федеральным законом также вносятся в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" изменения, связанные с заменой ставки ЛИБОР, используемой Банком России в случае введения моратория на удовлетворение требований кредиторов страховой организации, негосударственного пенсионного фонда и кредитной организации при начислении процентов на сумму предусмотренных законом или договором требований кредитора по денежным обязательствам, обязанностям по уплате обязательных платежей, которые возникли до дня введения моратория включительно, на которые распространяется действие моратория и которые выражены в долларах США и евро, на процентную ставку, рассчитываемую Банком России.
Кроме этого, Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" дополняется положениями, регулирующими порядок реализации Банком России акций (долей в уставном капитале), имущества (имущественных прав), приобретенных в ходе предупреждения банкротства банков.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, отнесенные пунктами "ж" (финансовое регулирование) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации к вопросам ведения Российской Федерации, и в соответствии с пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 31 декабря 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.