Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 21 декабря 2021 г. N 5.1-01/3213
по проекту федерального закона N 1137043-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 16 декабря 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 1137043-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федеральный закон "О бухгалтерском учете" был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, А.А. Гетта и другими, сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлёвым, М.М. Ульбашевым 26 марта 2021 года.
При принятии законопроекта во втором чтении было изменено его наименование, расширен предмет правового регулирования, также увеличился его объем.
Федеральный закон направлен на совершенствование действующей системы регулирования бухгалтерского учета Банка России.
С этой целью Федеральным законом вносятся в федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О бухгалтерском учете" изменения, согласно которым перечень документов в области регулирования бухгалтерского учета дополняется документами Банка России для организации и ведения бухгалтерского учета.
Кроме этого, Федеральным законом предусматривается отмена требования об обязательности применения федеральных стандартов к документам Банка России для организации и ведения бухгалтерского учета.
Федеральным законом также вносятся изменения в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", касающиеся корректировки сроков перехода к новому порядку выдачи квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей, а также доверенностей для подтверждения полномочий в электронном виде.
Так, согласно Федеральному закону изменяются сроки вступления в силу процедуры внедрения доверенности в электронной форме, подписываемой квалифицированной электронной подписью (машиночитаемые доверенности).
Требования о машиночитаемых доверенностях начинают действовать с 1 марта 2022 года, с этой же даты и по 31 декабря 2022 года устанавливается переходный период, при котором документы можно подписывать в соответствии с новыми требованиями, а также в порядке с ранее установленными требованиями (применяется как машиночитаемая доверенность, так и квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, выданный юридическому лицу, в котором содержится электронная подпись сотрудника).
Переход на новый порядок применения электронных подписей должен быть завершен 31 декабря 2022 года.
Вступление в силу норм вышеуказанного Федерального закона, возлагающих функции удостоверяющих центров на Федеральную налоговую службу Российской Федерации (для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, нотариусов), Банк России (для кредитных организаций, операторов платежных систем, некредитных финансовых организаций), Федеральное казначейство (для должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления) остается прежним - с 1 января 2022 года.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
В соответствии со статьей 4 Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением части 4 данной статьи.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, отнесенные пунктом "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации к вопросам ведения Российской Федерации, и в соответствии с пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 31 декабря 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.