Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 23 декабря 2021 г. N 3.8-03/6100
по проекту федерального закона N 1141526-7 "О внесении изменении в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 21 декабря 2021 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 2 апреля 2021 года, принят в первом чтении 18 мая 2021 года, во втором чтении 14 декабря 2021 года и в третьем чтении 21 декабря 2021 года.
В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению сенаторами Российской Федерации поправки в Государственную Думу не направлялись.
Федеральным законом расширяется перечень органов и организаций, которым в формате широковещательной рассылки будут предоставляться сведения о государственной регистрации смерти, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (далее - ЕГР ЗАГС). Соответствующие изменения вносятся в абзац второй пункта 1 и в пункт 3 статьи 13.2 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон N 143-ФЗ).
В указанный перечень включаются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (далее - Федеральная служба судебных приставов, ФССП России) и оператор единой информационной системы нотариата (далее - Федеральная нотариальная палата, ЕИС). Также территориальные органы ФССП России наделяются правом получения соответствующих сведений из ЕГР ЗАГС по запросу.
Комитет отмечает, что согласно статье 40 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случае смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство. Кроме того, в соответствии со статьей 43 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительное производство может быть прекращено судом в случае смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства.
При этом ФССП России в настоящее время вправе получать сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния, содержащиеся в ЕГР ЗАГС, только по соответствующему запросу, что в некоторых случаях затягивает процедуру приостановления или прекращения исполнительного производства.
Таким образом, предлагаемые Федеральным законом изменения позволит Федеральной службе судебных приставов и ее территориальным органам на основе актуальной информации своевременно принимать соответствующие решения, что в свою очередь будет способствовать сокращению расходов на ведение исполнительного производства, а также исключит необходимость со стороны родственников (наследников) умерших граждан, обращаться в ФССП России.
Наделение Федеральной нотариальной палаты полномочием по получению сведений о государственной регистрации смерти, содержащихся в ЕГР ЗАГС, позволит реализовать дополнительные функции сервиса ЕИС по проверке сведений о действительности нотариально удостоверенной доверенности.
В соответствии с пунктом 10 статьи 13.2 Федерального закона N 143-ФЗ внесение изменений в состав и способы предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, об исправлении или изменении записей актов гражданского состояния и изменение перечня органов и организаций, которым предоставляются указанные сведения, могут осуществляться только посредством внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой действующего федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статью 132 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.