Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 1128010-7 "О внесении изменений в статью 350 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части установления дополнительных гарантий медицинских работников" внесен депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, И.А. Ананских и другими
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Решением Совета Государственной Думы от 5 апреля 2021 года (протокол N 307) Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 1128010-7 "О внесении изменений в статью 350 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части установления дополнительных гарантий медицинских работников" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, И.А. Ананских и другими.
В пояснительной записке авторы отмечают, что законопроект разработан в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части установления дополнительных гарантий медицинских работников".
Законопроектом предлагается внести следующие дополнения в статью 350 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс):
1. Предоставление сокращенного рабочего времени не более 39 часов в неделю медицинским работникам, в том числе проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа.
2. Предоставление медицинским работникам ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, продолжительность которого будет определяться Правительством Российской Федерации.
3. Предоставление медицинским работникам дополнительного оплачиваемого отпуска сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной медицинской деятельности в порядке, который будет определяться Министерством здравоохранения Российской Федерации. Оплата такого отпуска, исходя из предлагаемой нормы, будет осуществляться в размерах не менее 75 процентов от средней заработной платы медицинского работника за соответствующий период предыдущего календарного года.
4. Исключение особенностей работы по совместительству для медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа.
Несмотря на социальную значимость предлагаемых нововведений и необходимость расширения прав медицинских работников, Комитет Государственной Думы по охране здоровья, не может поддержать законопроект по следующим основаниям.
Предлагаемые авторами изменения потребуют финансовых затрат из федерального бюджета, расчеты которых в нарушение статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации в финансово-экономическом обосновании к законопроекту не представлены.
Кроме того, поскольку в настоящее время сокращенная продолжительность рабочего времени установлена для всех медицинских работников независимо от места расположения медицинской организации, в которой они работают, указание на отдельные категории медицинских работников не требуется.
В части исключения возможности Правительства Российской Федерации с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза и общероссийского объединения работодателей увеличивать продолжительность работы по совместительству медицинских работников, которые проживают и работают в сельской местности и в поселках городского типа, Комитет полагает необходимым отметить, что указанное нововведение может повлечь невозможность оказания медицинской помощи гражданам в сельской местности и поселках городского типа ввиду отсутствия основного работника.
Одновременно Комитет отмечает, что указанная инициатива повлечет нарушение прав медицинских работников в связи с невозможностью учета мнения профессиональных врачебных ассоциаций об установлении особенностей работы по совместительству в конктретном регионе.
Касательно предложения авторов законопроекта о дополнительных отпусках для медицинских работников Комитет отмечает следующее.
В соответствии со статьей 116 Трудового кодекса ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами.
Таким образом, законодательно определено, что дополнительный оплачиваемый отпуск является особым правом отдельных категорий работников, что является системообразующим фактором при определении нагрузок и условий труда в Российской Федерации.
Вместе с тем в настоящее время частью 3 статьи 350 Трудового кодекса возможно предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска отдельным категориям медицинских работников в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998 года N 1588 (3 дня отпуска врачам общей практики и медсестрам таких врачей за непрерывную работу более 3 лет).
2. Приказ Министерства здравоохранения Россйиской Федерации от 30 мая 2003 года N 225 (отпуск 14 календарных дней для медработников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи).
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 482 (отпуск 14, 21, 28 или 35 календарных дней в зависимости от категории медработника, участвующего в оказании психиатрической, противотуберкулезной помощи или медпомощи ВИЧ-инфицированным).
Комитет поддерживает расширение категорий медицинских работников, которым необходимо предоставлять ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска, однако данные изменения возможны путем внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты.
На основании изложенного, Комитет не поддерживает концепцию законопроекта N 1128010-7 "О внесении изменений в статью 350 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части установления дополнительных гарантий медицинских работников" и рекомендует Государственной Думе отклонить его.
Настоящее заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 10 ноября 2021 года, протокол N 5/5.
Председатель Комитета |
Д.А. Хубезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.