Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 1157337-7 "О ежегодной денежной выплате в связи с началом учебного года" (внесен депутатами Государственной Думы Я.Е. Ниловым, А.Н. Диденко, Д.А. Свищевым, Б.Р. Пайкиным, а также И.В. Лебедевым, А.Н. Свинцовым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы и С.Д. Леоновым в период исполнения им полномочий сенатора Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 1157337-7 "О ежегодной денежной выплате в связи с началом учебного года", внесенный депутатами Государственной Думы Я.Е. Ниловым, А.Н. Диденко, Д.А. Свищевым, Б.Р. Пайкиным, а также И.В. Лебедевым, А.Н. Свинцовым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы и С.Д. Леоновым в период исполнения им полномочий сенатора Российской Федерации, и отмечает следующее.
Рассматриваемым законопроектом предлагается установить, что проживающие на территории Российской Федерации родители (опекуны, попечители) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации и осваивающего общеобразовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, имеют право на получение один раз в год денежной выплаты в связи с началом учебного года в размере 10 000 рублей.
Законопроектом также устанавливается, что ежегодная выплата подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год.
Как следует из пояснительной записки к рассматриваемому законопроекту, необходимость его разработки была продиктована тем, что в условиях пандемии многие граждане потеряли работу, лишились привычного дохода и испытывают серьезные финансовые затруднения в подготовке своих детей к школе, в приобретении для них обуви, школьной формы и всех необходимых школьных принадлежностей.
Отмечая заслуживающую внимания направленность законопроекта в части повышения мер социальной поддержки родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, комитет считает необходимым отметить следующее.
Согласно законопроекту, для предоставления права на получение ежегодной выплаты, помимо наличия ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации и осваивающего общеобразовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, к родителям (опекунам, попечителям) предъявляется единственное требование - проживание на территории Российской Федерации.
Таким образом, предоставлять указанную выплату семьям с детьми предлагается без применения принципа адресности, вне зависимости от степени нуждаемости каждой конкретной семьи в такой материальной помощи при подготовке детей к новому учебному году.
Кроме того, в заключении комитета-соисполнителя - комитета Государственной Думы по образованию и науке отмечается, что согласно статьям 26 и 28 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации законными представителями для несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), являются родители, усыновители или попечители.
Согласно части 4 статьи 155.1. Семейного кодекса Российской Федерации исполнение обязанностей опекуна или попечителя ребенка, находящегося в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет возлагается на органы опеки и попечительства. В соответствии с частью 2 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.
В силу указанных обстоятельств, предлагаемая законопроектом выплата будет предоставлена не всем детям, осваивающим основные общеобразовательные программы. За рамками возможности получения выплат остаются усыновленные дети, а так же наиболее нуждающиеся обучающиеся, в частности дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Следует обратить внимание, что в законопроекте отсутствует дополнительная конкретизация условий получения денежной выплаты, что может привести к рискам получения указанной выплаты лицами, не принимающими участия в воспитании и содержании ребенка. Кроме того, не предусмотрен какой-либо механизм контроля за использованием средств денежной выплаты в связи с началом учебного года на цели, заявленные законопроектом.
Законопроектом предусматривается, что для получения денежной выплаты родители (опекуны, попечители) вправе подать соответствующее заявление и другие необходимые документы, перечень которых в законопроекте не приведен.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту, на его реализацию потребуются дополнительные расходы федерального бюджета (около 165 миллиардов рублей в год), которые авторами предлагается использовать из средств Фонда национального благосостояния. Такой подход не соотносится с целями использования Фонда национального благосостояния, закрепленными в Бюджетном кодексе Российской Федерации, а также не согласуется с требованиями пункта 1 статьи 83 указанного кодекса.
Комитет-соисполнитель - Комитет Государственной Думы по образованию и науке не поддерживает законопроект.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении высказало замечания и указало на несоответствие законопроекта требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию законопроекта.
Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Счетная палата Российской Федерации законопроект не поддерживает.
На законопроект поступило 23 отзыва от законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в 11 отзывах законопроект не поддерживается, в 6 отзывах законопроект поддерживается, в 6 отзывах мнение не выражено.
От высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации поступило 45 отзывов, в 26 отзывах законопроект не поддерживается, в 7 отзывах законопроект поддерживается, в 12 отзывах мнение не выражено.
На основании изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 1157337-7 "О ежегодной денежной выплате в связи с началом учебного года".
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.