Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 12193-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (о возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки у мужчин, одиноко воспитывающих ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, в случае смерти женщины, не являющейся гражданкой Российской Федерации, родившей указанного ребенка (детей)), внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 12193-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (о возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки у мужчин, одиноко воспитывающих ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, в случае смерти женщины, не являющейся гражданкой Российской Федерации, родившей указанного ребенка (детей), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
1. Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон) изменения, предусматривающие распространение действия Федерального закона, в том числе, на мужчин, воспитывающих ребенка и являющихся отцами (усыновителями), в случае смерти женщины, не являющейся гражданкой Российской Федерации, родившей указанных детей, либо объявления ее умершей. В случае же смерти такого мужчины, одиноко воспитывающего ребенка (детей) законопроект предусматривает переход права на дополнительные меры государственной поддержки к детям в равных долях.
2. Статьей 3 Федерального закона определен круг лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.
В настоящее время дополнительные меры государственной поддержки предоставляются в связи с реализацией социального риска материнства, охватывающего беременность, рождение и воспитание ребенка.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 13 октября 2009 г. N 1085-О-О, Федеральный закон устанавливает меры государственной поддержки семей с детьми и с учетом особой, связанной с материнством, социальной роли в обществе предусматривает приоритетное право женщин на их получение.
Таким образом, согласно действующим нормам Федерального закона первичное право на дополнительные меры государственной поддержки должно возникнуть у женщины. Право мужчины на такие меры является производным от права женщины и может быть реализовано лишь в случае, когда возникшее у женщины право прекратилось по основаниям, установленным законом: право переходит к мужчине, например, в случае смерти женщины.
Одновременно с этим следует учитывать, что важнейшим основанием для возникновения права на эти меры (материнский капитал) является наличие гражданства Российской Федерации.
Поэтому возможна ситуация, когда у семьи не возникает право на материнский (семейный) капитал в случае смерти женщины, не имеющей гражданства Российской Федерации и родившей ребенка (детей), имеющего гражданства Российской Федерации. В таком случае (когда право на материнский капитал не возникло), не представляется возможным говорить о каком-либо переходе права к другому лицу. Итогом является ситуация, когда семья оказывается лишена возможности претендовать на материнский (семейный) капитал. В целях исправления этого недостатка данный законопроект предусматривает внесение соответствующих дополнений в Федеральный закон.
3. Кроме того, в целях оптимизация порядка предоставления государственной услуги по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (в части исключения излишних документов) законопроектом предлагается исключить из перечня выдаваемых документов дубликат сертификата.
Отмечаем, что с 2020 года государственный сертификат на материнский (семейный) капитал оформляется в форме электронного документа, при этом у граждан остается возможность получить такой сертификат на бумажном носителе, подтверждающий содержание сертификата в форме электронного документа.
4. Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации сообщает об отсутствии принципиальных возражений правового характера по законопроекту.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта.
Счетная палата Российской Федерации поддерживает законопроект.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний не имеет.
5. В срок, установленный Советом Государственной Думы, по законопроекту поступило:
20 отзывов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
45 отзывов исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Все отзывы положительные.
6. Комитет последовательно поддерживает предложения, направленные на улучшение качества жизни семей и считает, что государству следует принимать меры по совершенствованию законодательства в данной сфере, устраняя существующие недостатки.
7. На основании изложенного Комитет по вопросам семьи, женщин и детей поддерживает концепцию проекта федерального закона N 12193-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (о возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки у мужчин, одиноко воспитывающих ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, в случае смерти женщины, не являющейся гражданкой Российской Федерации, родившей указанного ребенка (детей), внесенный Правительством Российской Федерации, и рекомендует Государственной Думе принять названный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.А. Останина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.