Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 1240157-7 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный проект федерального закона, внесенный А.Л. Ветлужских в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается изложить в новой редакции часть 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), в соответствии с которой в целях определения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости на 24 месяца ранее достижения пенсионного возраста в страховой стаж будет засчитываться период прохождения военной службы по призыву в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в пункте "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
В настоящее время в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на два года ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно), предоставляется гражданам, имеющим страховой стаж не менее 42 лет для мужчин и 37 лет для женщин.
Одновременно частью 9 статьи 13 Федерального закона N 400-ФЗ определены периоды, которые включаются (засчитываются) в страховой стаж в целях определения права на указанную льготу. К ним относятся периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
В проектируемой новой редакции части 9 статьи 13 Федерального закона N 400-ФЗ к засчитываемым в страховой стаж в указанных целях периодам предлагается отнести исключительно период прохождения военной службы по призыву. Таким образом, реализация законопроекта в представленной редакции не позволит приобрести право на досрочную страховую пенсию по старости никому из лиц с длительным стажем работы, поскольку засчитывать в страховой стаж периоды работы вообще не предполагается.
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы отмечается, что реализация предлагаемой нормы приведет к ухудшению прав граждан.
Комитет Совета Федерации по социальной политике считает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона.
Счетная палата Российской Федерации не поддерживает законопроект и в своем заключении высказывает замечание о том, что включение в стаж, дающий право на досрочную пенсию за длительную работу, одного из "нестраховых" периодов противоречит целевому назначению указанной пенсионной льготы. Кроме того отмечается, что законопроект не содержит каких-либо расчетов и данных, характеризующих объем возникающих в связи с его принятием дополнительных расходов.
Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект на основании того, что предлагаемые законопроектом изменения не согласуются с принципами досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим длительный страховой стаж. Также обращается внимание на то, что в законопроекте не определены источники и порядок исполнения нового вида расходных обязательств, что не соответствует требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По итогам рассмотрения законопроекта Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.