Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по малому и среднему предпринимательству
по проекту федерального закона N 9703-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в части установления права заказчиков обеспечивать реализацию программ по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в целях их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг), внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 9703-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в части установления права заказчиков обеспечивать реализацию программ по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в целях их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях реализации мероприятия национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (далее - национальный проект), предусматривающего, в том числе, внедрение механизмов развития ("выращиванию") поставщиков - субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в целях их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг крупнейших заказчиков, в том числе с использованием инфраструктуры поддержки МСП.
Для решения этой задачи законопроектом предлагается наделить крупнейших заказчиков (т.е. государственные корпорации и компании с государственным участием) правом утверждать и реализовывать за свой счет индивидуальные программы развития поставщиков из числа субъектов МСП. Такие программы могут предусматривать оказание субъектам МСП финансовой, правовой, методической, информационной и иной поддержки в рамках "индивидуальной карты развития субъекта МСП". При этом перечень заказчиков, получающих право утверждать и реализовывать указанные программы, будет определяться Правительством Российской Федерации.
Законопроектом, в частности, вводится понятие программы по развитию субъектов МСП в целях их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг (далее также - программа "выращивания" поставщиков) и устанавливается ряд требований к наполнению такой программы, в которой, должны быть указаны, в том числе:
- формы, объем и условия предоставления поддержки;
- перечень мероприятий по оказанию поддержки участникам программы, которые могут быть реализованы заказчиком, в том числе, при участии корпорации развития МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП;
- порядок проведения отбора субъектов МСП для участия в программе, включая основания для отказа в участии;
- основные и дополнительные требования к участникам программы, определяемые заказчиком;
- порядок реализации мероприятий, предусмотренных индивидуальными картами развития субъектов МСП;
- виды товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется реализация программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков);
- порядок взаимодействия и меры ответственности заказчика, участников программы, а также организаций инфраструктуры поддержки МСП за нарушение условий реализации программы.
Законопроектом также определяются следующие этапы реализации программы "выращивания" поставщиков:
- разработка и утверждение программы заказчиком;
- разработка и утверждение индивидуальных карт развития участников программы с указанием сроков и ответственных лиц по каждому мероприятию;
- определение заказчиком номенклатуры товаров (работ, услуг), в отношении которых может осуществляться реализация программы, а также определение организациями инфраструктуры поддержки и (или) иными органами индекса технологической готовности субъекта МСП;
- отбор субъектов МСП в целях их участия в программах развития;
- реализация и мониторинг своевременного исполнения индивидуальных карт развития участников программы.
При этом наряду с упомянутым выше полномочием Правительства Российской Федерации устанавливать перечень заказчиков, которые вправе обеспечивать реализацию программ "выращивания" поставщиков законопроект наделяет Правительство Российской Федерации полномочиями по утверждению:
- формы программ "выращивания" поставщиков с учетом установленных законопроектом требований;
- порядка ведения корпорацией развития МСП реестра программ "выращивания" поставщиков и осуществления мониторинга реализации таких программ;
- порядка отбора субъектов МСП для участия в программах "выращивания" поставщиков и требований к участникам таких программ.
Помимо этого, в целях обеспечения контроля реализации программ "выращивания" поставщиков законопроектом предлагается наделить корпорацию развития МСП полномочиями по ведению реестра указанных программ и проведению мониторинга их реализации.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта, поскольку его принятие будет способствовать не только решению предусмотренной национальным проектом задачи по акселерации субъектов МСП, но и дальнейшему совершенствованию отечественной системы корпоративных закупок благодаря снижению рисков отказа поставщиков от исполнения контрактов либо поставки товаров или услуг ненадлежащего качества.
Вместе с тем, Комитет обращает внимание на наличие следующих замечаний, которые необходимо будет устранить при доработке текста законопроекта ко второму чтению.
Так, из текста законопроекта неясны направления финансовой поддержки субъектов МСП - участников программ "выращивания" поставщиков, которая будет предоставляться со стороны заказчиков этих программ. При этом обращает на себя внимание тот факт, что проекты нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, принятие которых потребуется для реализации положений законопроекта, на данный момент не разработаны. В этой связи Комитет полагает, что в рамках подготовки проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении формы программы по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в целях их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг, а также перечня основных требований к участникам таких программ и порядку проведения их отбора" было бы целесообразно предусмотреть приоритетные направления финансовой поддержки субъектов МСП - участников программы "выращивания" поставщиков. Такими направлениями могли бы стать модернизация производства, приобретение дополнительного оборудования, подготовка персонала, оплата испытаний и экспертиз образцов продукции для подтверждения соответствия и т.д.
Проектируемым пунктом 2 части 6 статьи 16.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) не установлено минимальное количество субъектов МСП, отбираемое для участия в программе "выращивания" поставщиков - вместо этого законопроектом предлагается предоставить заказчикам возможность самим определять предельное количество субъектов МСП, участвующих в программе. Вместе с тем, Комитет обращает внимание на то, что заказчик может искусственно завысить количество необходимых участников, воспользовавшись указанным положением проектируемого пункта 2 части 6 статьи 16.1 Закона N 209-ФЗ, а после признания конкурса несостоявшимся реализовать программу "выращивания" поставщиков с участием некоего ранее отобранного субъекта МСП. Учитывая изложенное, Комитет полагает целесообразным при доработке ко второму чтению установить в законопроекте минимальное количество субъектов МСП, отбираемых для участия в программе "выращивания" поставщиков.
По мнению Комитета, реализация положения проектируемой части 6 статьи 16.1 Закона N 209-ФЗ, предусматривающего размещение информации о проведении отбора субъектов МСП для участия в программе "выращивания" поставщиков на официальных сайтах заказчиков, на практике может оказаться весьма неудобной и трудоемкой для субъектов МСП, которые изъявят желание принять участие в таком отборе, поскольку утвержденные Правительством Российской Федерации перечни конкретных и отдельных заказчиков являются весьма внушительными (в настоящее время у субъектов МСП есть доступ к закупкам 878 конкретных заказчиков федерального уровня и 525 отдельных заказчиков федерального уровня). Соответственно, субъектам МСП будет крайне проблематично своевременно отследить, какие конкретные или отдельные заказчики объявили конкурс в тот или иной момент времени. В этой связи Комитет предлагает скорректировать положения законопроекта, предусмотрев, что информация о предстоящих отборах субъектов МСП для участия в программах "выращивания" поставщиков размещается в специальном разделе на официальном сайте корпорации развития МСП.
В то же время обращает на себя внимание и тот факт, что законопроектом не предусматривается какая-либо ответственность для "выращенных" заказчиками субъектов МСП за отказ от участия в торгах. Представляется очевидным, что заказчики знают о наличии подобного риска и могут в качестве своеобразной страховки против такого риска "создать" управляемого субъекта МСП, "вырастить" его в рамках своей программы развития поставщиков и получить гарантированного участника закупок. Однако, по мнению Комитета, подобные действия не приведут к реальной акселерации субъектов МСП, а напротив, лишь усугубят существующую в сфере корпоративных закупок проблему аффилированности заказчиков и поставщиков. В этой связи также представляется целесообразным при доработке ко второму чтению закрепить основные критерии отбора субъектов МСП для участия в программе "выращивания" поставщиков непосредственно в тексте законопроекта. В частности, Комитет полагает, что в качестве основных критериев, на основании которых будет осуществляться отбор субъектов МСП для участия в программе, могли бы быть использованы, в том числе, такие критерии, как ориентация деятельности субъекта МСП или реализуемого им проекта на импортозамещение, а также использование субъектом МСП инноваций и НИОКР в процессе реализации проекта или осуществления предпринимательской деятельности. Помимо этого, Комитет отмечает, что, согласно подпункту 3 части 4 статьи 16.1 Закона N 209-ФЗ, оценка соответствия субъектов МСП основным и дополнительным требованиям, установленным заказчиком, может предусматривать, в том числе, определение некими заинтересованными органами (организациями) индекса технологической готовности субъекта МСП. В приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 марта 2021 года N 142 упоминаются региональные центры инжиниринга, которые должны обеспечивать "самостоятельно и (или) с привлечением специализированных организаций и квалифицированных специалистов" предоставление субъектам МСП, в том числе, услуг по определению индекса технологической готовности. Однако в тексте законопроекта отсутствует прямое указание на то, о каких именно заинтересованных органах (организациях) идет речь и на основании каких критериев эти органы (организации) будут определять индекс технологической готовности субъекта МСП, претендующего на участие в программе "выращивания" поставщиков. В этой связи представляется целесообразным уточнить при доработке законопроекта ко второму чтению, о каких именно "заинтересованных органах (организациях)" идет речь.
Комитет также обращает внимание на необходимость юридико-технической и лингвостилистической правки законопроекта ко второму чтению.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 9703-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в части установления права заказчиков обеспечивать реализацию программ по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в целях их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг), внесенный Правительством Российской Федерации, при условии устранения вышеупомянутых замечаний.
Председатель Комитета |
А.В.Дёмин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.