Постановление Правительства Республики Алтай от 30 декабря 2021 г. N 442
"Об утверждении Положения о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Алтай"
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Республики Алтай постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Алтай.
Глава Республики Алтай, |
О.Л. Хорохордин |
Утверждено
постановлением Правительства
Республики Алтай
от 30 декабря 2021 года N 442
Положение
о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Алтай
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Алтай (далее соответственно - надзор, чрезвычайные ситуации).
2. В настоящем Положении используются следующие понятия:
контролируемые лица - граждане и организации, деятельность, действия которых подлежат надзору;
объект надзора - деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, за исключением организаций и граждан, деятельность которых подлежит федеральному государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Алтай (далее - обязательные требования), в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие), а также здания, помещения, сооружения, территории, используемые при осуществлении деятельности контролируемыми лицами.
3. Исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, уполномоченным на осуществление надзора, является Комитет по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Алтай (далее - Комитет).
4. Надзор вправе осуществлять следующие должностные лица Комитета (далее - должностные лица):
заместитель председателя Комитета;
главный государственный инспектор;
старший государственный инспектор.
5. Должностные лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий несут обязанности и имеют права, установленные статьей 29 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
6. Учет объектов надзора осуществляется посредством добавления объекта надзора в список объектов в государственной информационной системе "Типовое облачное решение по автоматизации контрольно-надзорной деятельности".
7. Учет объектов надзора также осуществляется путем ведения журнала учета объектов надзора, оформляемого в соответствии с формой, утверждаемой правовым актом Комитета, и формирования и ведения контрольно-наблюдательных дел по объектам надзора в порядке, утверждаемом правовым актом Комитета.
8. Комитет, при осуществлении надзора относит объекты надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категория риска):
а) значительный риск;
б) средний риск;
в) низкий риск.
9. С учетом оценки вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям объекты надзора подлежат отнесению к следующим категориям риска:
а) к категории значительного риска:
контролируемые лица, которые включены (входят) в состав сил территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Республики Алтай;
контролируемые лица, эксплуатирующие опасные производственные объекты III и (или) IV классов опасности либо гидротехнические сооружения III и (или) IV классов опасности, отнесенных к указанным классам опасности в соответствии с федеральным законодательством;
контролируемые лица, осуществляющие деятельность в сфере организации отдыха и оздоровления детей (с возможным пребыванием более 200 человек одновременно);
контролируемые лица, осуществляющие образовательную деятельность (с возможным пребыванием более 200 человек одновременно);
контролируемые лица, осуществляющие предоставление социальных услуг с обеспечением проживания, а также оказания стационарной медицинской помощи (с возможным пребыванием более 200 человек одновременно);
б) к категории среднего риска:
контролируемые лица, осуществляющие деятельность в сфере организации отдыха и оздоровления детей (с возможным пребыванием от 50 до 200 человек одновременно);
контролируемые лица, осуществляющие образовательную деятельность (с возможным пребыванием от 50 до 200 человек одновременно);
контролируемые лица, осуществляющие предоставление социальных услуг с обеспечением проживания, а также оказания стационарной медицинской помощи (с возможным пребыванием от 50 до 200 человек одновременно);
деятельность контролируемых лиц, в результате которой возможно возникновение чрезвычайных ситуаций, влекущих за собой человеческие жертвы, вред здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности (если указанные контролируемые лица не подлежат федеральному государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций);
в) к категории низкого риска - деятельность контролируемых лиц, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, при отнесении их деятельности к категории низкого риска в случае соблюдения условия, предусмотренного пунктом 10 настоящего Положения.
10. Объект надзора, подлежащий отнесению к категории значительного или среднего риска, подлежит отнесению соответственно к категории среднего или низкого риска при отсутствии выявленных нарушений обязательных требований при проведении последнего контрольного (надзорного) мероприятия.
11. Объект надзора, подлежащий отнесению к категории среднего или низкого риска, подлежит отнесению соответственно к категории значительного или среднего риска при наличии выявленных нарушений обязательных требований при проведении последнего контрольного (надзорного) мероприятия.
12. Отнесение объектов надзора к категориям риска осуществляется на основании правового акта Комитета.
13. В случае пересмотра решения об отнесении объекта надзора к одной из категорий риска Комитет принимает правовой акт об изменении категории риска.
14. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Комитет использует индикаторы риска нарушения обязательных требований. Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта надзора, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении надзора приведен в приложении к настоящему Положению.
15. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц в зависимости от присвоенной категории риска объекту надзора осуществляется со следующей периодичностью:
а) для категории значительного риска - один раз в 3 года;
б) для категории среднего риска - один раз в 6 лет.
16. В отношении объектов надзора, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
17. В целях стимулирования добросовестного соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения, Комитетом осуществляются профилактические мероприятия в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики).
18. Утвержденная программа профилактики размещается на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
19. Комитет проводит следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
20. Комитет осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в соответствии со статьей 46 Федерального закона.
21. Комитет обеспечивает обобщение правоприменительной практики осуществления надзора в соответствии со статьей 47 Федерального закона.
22. По итогам обобщения правоприменительной практики Комитет обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики (далее - доклад о правоприменительной практике).
23. Доклад о правоприменительной практике утверждается правовым актом Комитета и ежегодно в срок до 31 декабря размещается на официальном сайте.
24. В случае наличия у Комитета сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Комитет объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - Предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
25. Предостережение направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом.
26. Контролируемое лицо вправе в течение 30 календарных дней, следующих со дня получения предостережения, подать в Комитет возражение в отношении указанного предостережения.
27. В возражении указываются:
а) наименование контролируемого лица;
б) идентификационный номер налогоплательщика - гражданина, организации;
в) дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
г) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
28. Комитет в течение 20 рабочих дней, следующих со дня получения возражения, рассматривает возражение и направляет ответ контролируемому лицу.
29. При отсутствии возражений контролируемое лицо в указанный в предостережении срок направляет в Комитет уведомление об исполнении предостережения (далее - уведомление).
30. Уведомление, возражение направляются контролируемым лицом в бумажном виде почтовым отправлением через организацию федеральной почтовой связи в Комитет, либо в виде электронного документа на указанный в предостережении адрес электронной почты Комитета.
31. Учет предостережений осуществляется путем ведения журнала учета предостережений, форма которого утверждается правовым актом Комитета.
32. Должностные лица по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование в соответствии со статьей 50 Федерального закона.
33. Время консультирования при личном обращении устанавливается Комитетом не менее четырех часов в рабочую неделю и размещается на стенде Комитета, в доступном для граждан месте, на официальном сайте.
34. Консультирование осуществляется должностными лицами по следующим вопросам:
организация и осуществление надзора;
порядок осуществления контрольных (надзорных) мероприятий, установленных настоящим Положением;
соблюдение обязательных требований.
35. Письменное консультирование осуществляется должностными лицами по следующим вопросам:
организация и осуществление надзора;
порядок осуществления контрольных (надзорных) мероприятий, установленных настоящим Положением.
36. Письменное консультирование осуществляется должностными лицами в следующих случаях:
контролируемым лицом представлен письменный запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования;
за время консультирования предоставить ответ на поставленные вопросы невозможно;
ответ на поставленные вопросы требует дополнительного запроса недостающих сведений.
37. В случае поступления в Комитет 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и (или) их представителей, консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте письменных разъяснений.
38. Профилактический визит осуществляется в соответствии со статьей 52 Федерального закона.
39. Проведение обязательных профилактических визитов осуществляется в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в определенной сфере, а также в отношении объектов надзора, отнесенных к категории значительного риска.
40. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
41. Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 1 рабочий день.
42. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Комитет, не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
43. Решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий принимается правовым актом Комитета, в соответствии со статьей 64 Федерального закона.
44. Надзор осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
а) при взаимодействии с контролируемым лицом:
инспекционный визит;
документарная проверка;
выездная проверка;
б) без взаимодействия с контролируемым лицом - наблюдение за соблюдением обязательных требований.
45. При проведении инспекционного визита, выездной проверки применяются проверочные листы (списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), утверждаемые Комитетом.
46. Инспекционный визит проводится в соответствии со статьей 70 Федерального закона.
47. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора.
48. Документарная проверка проводится в соответствии со статьей 72 Федерального закона.
49. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов.
50. Выездная проверка проводится в соответствии со статьей 73 Федерального закона.
51. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов.
52. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Комитет информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:
а) отсутствия по месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя, гражданина на момент проведения контрольного (надзорного) мероприятия в связи с ежегодным отпуском;
б) временной нетрудоспособности индивидуального предпринимателя, гражданина, на момент проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
53. В случаях, указанных в пункте 52 настоящего Положения, проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении индивидуального предпринимателя, гражданина, являющихся контролируемыми лицами, предоставивших информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, переносится до устранения причин, препятствующих присутствию индивидуального предпринимателя, гражданина при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
54. Информация о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении индивидуального предпринимателя, гражданина, являющихся контролируемыми лицами, направляется непосредственно ими или их представителями по адресу Комитета, указанному в решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
55. Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий принимается должностными лицами самостоятельно.
56. В обязательном порядке фото- или видеофиксация доказательств нарушений обязательных требований осуществляется в случае проведения контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица, представителями которого создавались (создаются) препятствия в проведении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий.
57. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
58. Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
59. Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.
60. Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно, с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
61. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
62. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления надзора, имеют право на досудебное обжалование в соответствии со статьями 40-43 Федерального закона.
63. При обжаловании решений Комитета, действий (бездействия) должностных лиц жалоба рассматривается председателем Комитета.
Приложение
к Положению о региональном государственном
надзоре в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
в Республике Алтай
Перечень
индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Алтай
При осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Алтай (далее соответственно - надзор, чрезвычайные ситуации) устанавливаются следующие индикаторы риска нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Алтай (далее - обязательные требования):
отсутствие по истечение установленного срока документов и сведений контролируемого лица об исполнении предписания об устранении нарушений обязательных требований, выданного по итогам контрольно-надзорного мероприятия;
непредставление контролируемым лицом в срок, установленный в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований, уведомления об исполнении предостережения;
наличие в уведомлении об исполнении предостережения, представленном контролируемым лицом, сведений о принятии недостаточных мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;
наличие информации об отсутствии у контролируемого лица сведений о создании органов управления, входящих в территориальную подсистему единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Республики Алтай и их деятельности (в случаях, предусмотренных федеральным законодательством);
наличие информации об отсутствии у контролируемого лица сведений о создании, подготовке и содержании в готовности необходимых сил и средств, предназначенных для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, проведения работ по их ликвидации (в случаях, предусмотренных федеральным законодательством);
наличие информации об отсутствии у контролируемого лица сведений о создании, накоплении, хранении и использовании резервов финансовых и материальных ресурсов, используемых в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечении деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, общественных объединений, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ (в случаях, предусмотренных федеральным законодательством);
наличие информации об отсутствии у контролируемого лица сведений о создании и поддержании в постоянной готовности систем оповещения и информирования населения, об организации обмена информацией о чрезвычайных ситуациях (в случаях, предусмотренных федеральным законодательством);
наличие информации об отсутствии у контролируемого лица сведений о подготовке руководителя организации, работников организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о прохождении руководителем и (или) работниками организации повышения квалификации, курсового обучения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (в случаях, предусмотренных федеральным законодательством);
наличие информации об отсутствии у контролируемого лица сведений о проведении контролируемым лицом командно-штабных учений, тактико-специальных учений, штабных и (или) объектовых тренировок (в случаях, предусмотренных федеральным законодательством);
наличие информации об отсутствии у контролируемого лица сведений о планировании и проведении мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников контролируемого лица в чрезвычайных ситуациях (в случаях, предусмотренных федеральным законодательством);
наличие информации об отсутствии у контролируемого лица сведений о планировании действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте надзора (в случаях, предусмотренных федеральным законодательством);
наличие информации об отсутствии у контролируемого лица сведений о финансировании мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (в случаях, предусмотренных федеральным законодательством).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Алтай от 30 декабря 2021 г. N 442 "Об утверждении Положения о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Алтай"
Вступает в силу с 30 декабря 2021 г.
Текст постановления опубликован на официальном портале Республики Алтай (www.altai-republic.ru) 30 декабря 2021 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 6 января 2022 г. N 0400202201060002, в Сборнике законодательства Республики Алтай, декабрь 2021 г. N 194 (200), ч. 5, с. 257
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Алтай от 6 мая 2024 г. N 178
Изменения вступают в силу с 6 мая 2024 г.
Постановление Правительства Республики Алтай от 19 января 2024 г. N 7
Изменения вступают в силу с 20 января 2024 г.
Постановление Правительства Республики Алтай от 12 октября 2023 г. N 375
Изменения вступают в силу с 13 октября 2023 г.